Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Спасайся, кто может!. («Союз Спасения». Расширенный конспект от Мыши.). (Часть первая, приуготовительная)



Спасайся, кто может!

(«Союз Спасения». Расширенный конспект от Мыши. )

 

(Все, что курсивом – мои комментарии и мысли по поводу, что не курсивом – мое же изложение фильма, на основе воспоминаний, конспекта, писанного в кинозале ручкой по бумажке, а также пригулявшей ко мне полной аудиозаписи оного фильма). – Мышь.

 

 

(Часть первая, приуготовительная)

 

* Париж, пансион Хикса.

В пансион приходит Наполеон, выясняет, кто тут лучший ученик, преподаватель мнется – «все лучшие», и тут дитя-Сергей выходит и сам объявляет себя лучшим – и некоторое время дискутирует с Наполеоном о смысле свободы.

 

Сергей, во-первых, явно заявлен главным героем – и его линия действительно идет от первой до последней сцены. Во-вторых, привычку дискутировать с представителями власти ему и дальше будут организовывать. Насколько я представляю, без всякой опоры на первоисточники.

И еще одна деталь – в какой-то момент выясняется, что Сергей – русский, преподаватель подсказывает – «сын русского посланника». Тут вроде бы мелкая деталь, но на мой взгляд, важная – посланником его батюшка отнюдь не в Париже, а в Мадриде! Это сильно меняет положение молодого человека – так он был бы сыном важной здесь персоны, а на самом деле – мать с детьми отдельно (и хронически без денег), а отец-утконос(ТМ) – отдельно. Позже та же засада будет, когда Гебель говорит Сергею – «Вы сын сенатора, что вам менять? » (но об этом – в своем месте).

И да, что любопытно, байка эта всплывает уже после восстания, в воспоминаниях Михайловского-Данилевского. Так что достоверность ее… ну ровно в том, что она еще 19 века. Но не факт, что имеет какое-то отношение к делу, кроме самого факта учебы Сергея.

 

* Резкий перескок – Петербург, начало 1826 года, дворцовый допрос Сергея царем.

 

…который показывает нам, чем любовь к подобным дискуссиям кончается!

Кстати, таких резких перескоков туда и обратно во времени в фильме не так уж много. (А что есть – опять же позже).

Кстати, снималось, судя по рельефу на стене, физически в доме Муравьевых-Апостолов в Москве.

Кстати, на Сергее – никаких следов раны в голову, полученной недели дев назад при разгроме восстания…

 

Царь зачитывает Сергею его же чин, имя и т. д. … и фразу о том, с какого года он не был на исповеди. Они некоторое время дискутируют почему –и Сергей опять пытается о чем-то поговорить с верховной властью. («Вы такие же, как мы. И у вас и у нас цели правые, а способы – преступные» – фраза есть во втором трейлере, но там было совершенно непонятно, кому это Сергей такое выдает. )

 

В чем тут проблема? В том, что если чин, имя, возраст etc царь действительно мог бы получить из формуляра Сергея, то фраза про исповедь происходит из документа, который писал сам Сергей и выраженно позже – когда ближе к концу следствия подследственным раздали так называемые «вопросы о воспитании». Да, физически в исповедных ведомостях отмечали, кто из прихода был, кто не был, но это не та документация, которую так легко поднять в короткие сроки… да и не интересовалась власть такими отвлеченными вопросами в процессе следствия. Просто вопрос о хождении на исповедь входил в стандартную «шапку» следственных показаний того времени... хотя в данном случае выясняли его практически в конце!

 

 

* Эпизод с распитием, он же ПарижеГатчина, он же «тут-то все и началось»

1814 год, Париж (который изображен двором гатчинского дворца).

Из всей войны 1812-1814 гг. нам показывают ее счастливый финал – некое празднование в честь окончания, на котором ожидается император.

Сергей бегает с ящиком шампанского (О, со второго просмотра обнаружилось, что ящик ему выдает в какой-то момент денщик – видимо, то тот самый Евсей), собираясь выпить с императором, пристраивается с ним же наперевес к строю солдат… Император проезжает с кем-то из приближенных мимо на коне, тот спрашивает: «Арестовать? », видя это явное безобразие, император благосклонно машет рукой, мол, пусть, произносит в качестве обоснования «Виктория! » - и проезжает дальше.

 

Судя по «реинкарнации» этой сцены в самом финале – и по тому, сколько раз потом возникает у Сергея же в разных сценах слово «виктория» (и это, видимо, все же не английская королева и не сеть супермаркетов; -), нам намекают, что именно с этого все и понеслось. Обидел император, не выпил за компанию!

Ну, и на всякий случай уточню: никаких следов подобного происшествия в реальности у нас нет, так что оно рассказывает нам не о реальном Сергее Муравьеве-Апостоле и причинах возникновения тайных обществ, а о том, что о них хотят нам сказать создатели фильма. (Вернусь к этому после финальной версии той же сцены).

 

 

* 1820 год, театр, где-то на балконе (кажется, таки не в ложе) сидят Сергей и его вымышленная сценарием возлюбленная. Разговор идет как раз о событиях предыдущих сцен.

«Меня чуть не выгнали из гвардии», «мне настрого запретили бегать за императором с шампанским», - рассказывает Сергей, - «Велели часовым Зимнего стрелять, если я появлюсь с бутылкой…»

 

Последняя цитата наводит меня на мысль, что если у этого фильма вдруг объявится фэндом, он просто обязан написать на нее слэш!

…ну  и да, в гвардию Сергей попадает уже по окончании компании на самом деле-то.

 

Тут дева начинает спрашивать его про встречу в пансионе с Наполеоном (этот фрагмент попал в первый трейлер), она цитирует единственную фразу, которую мы реально знаем оттуда:

- А Наполеон в самом деле сказал, что хотел бы такого сына, как вы?

Сергей с паузами отвечает:

- Я бы не хотел иметь такого отца. // Ему нужен был весь мир, // а я хочу большего.

 

Если с первыми двумя частями его ответа в принципе можно согласиться – не самая спокойная жизнь, когда твой отец – Наполеон… то третья повергает в задумчивость. Мысль о начале Сергеем межпланетной колонизации меня определенно посетила!

 

Тут всем военным в зале начинают что-то передавать – и они один за другим выходят из театра. Что происходит?

 

* …Семеновская история!

(Тут, я, возможно, изложу ее не вполне в подробностях. )

 

Сергей сначала едет, потом идет по улице, Мишель сообщает ему, что полк восстал, и еще не дойдя до полка, Сергей опять успевает поспорить с начальством: кто-то из высоких чинов сообщает ему «Мы вызвали конную гвардию, чтобы навести порядок» (Змея: «Это конная милиция»), а Сергей сообщает: «Мы гвардия, мы сами порядок».

 

Солдаты кидают камнем в окно, потом бьют импровизированным тараном в двери. (Роль двора, где все это происходит, кажется, опять исполняет Гатчина? ) Они пытаются добраться до полкового командира Шварца – он внутри ховается за какой-то мебелью. На полковой двор прибегают офицеры.

Где-то тут есть эффектный план сверху, где солдаты стоят концентрическими кругами вокруг одного или немногих офицеров (как подсказывает общественность, стянутый из разных мест мирового кинематографа).

Солдаты озвучивают свое желание добраться до Шварца и претензии к нему. Конкретики немного – есть солдат, который говорит, что не успел застегнуть к построению ширинку – и за это был выпорот (задирает рубаху, показывает спину).

 

Вообще это как бы не единственный раз, когда мы понимаем из фильма, что в российском обществе есть какие-то проблемы (кроме престолонаследия и тайных обществ). И когда мы что-то слышим от солдат. (Показаны они далее весьма часто, но тоже – толпой или строем, а вот как действующие лица – практически нет. ) А просто «гражданское население» и того меньше показано…Что, на мой взгляд, может провоцировать вопрос «да что этим декабристам было нужно? », потому что почти все, что их «вдохновляло» вопиющим несовершенством, в кадр не попало.

 

Сергей выдает солдатам идею, как решить проблему – надо довести все это до сведения государя! «Стройтесь поротно и марш в крепость – пусть государь узнает! » (Где-то тут упоминается и то. что лично государь тоже числится в Семеновском полку. ) При этом сам офицер идти с ними отказывается – мол, мне дадут орден а вас (как-то там накажут, не помню конкретику). Солдаты следуют в крепость.

На фоне крепости съезжаются великий князь Николай Павлович, А. Орлов и Милорадович – и имеют о происходящем разговор (содержание его я осознала со 2-го раза- зачинщика нет, солдаты сами, государь решит…)

(По-видимому, это еще и экспозиция А. Орлова и Конной гвардии. Но боюсь, что к началу событий 14-го можно успеть их и позабыть).

 

Тут можно долго говорить, но в общем, «не так все было». Семеновская история тем и интересна (помимо того, что это чисто солдатский протест, без какого-то участия офицеров, как ни подозревали тут руку каких-то тайных обществ! ) – что она еще к тому же и мирный протест!

Т. е. солдаты в итоге наказаны ни за какое угодно насилие, а именно за сам факт протеста и неповиновения.

И да, им не подавали совета идти в крепость, роту Его Величества, которая протестовала первой, туда вполне себе отправило под конвоем начальство, а остальные роты требовали или освободить тех или отправить в крепость весь полк – и опять же, когда начальство высказалось за второе, проследовали туда сами. Нет, не чтобы что-то сообщить Государю.

А Сергей, насколько я помню, сначала старался помешать выходу своей роты (в первом заходе событий)– тем, что лег поперек входной двери. А потом присоединился к ним в крепости.

В общем, трактовка Семеновской истории опять что-то говорит нам об авторах фильма, а не о Семеновском полку…

 

Где-то в отзывах на фильм попадался вопрос: зачем тут вообще Семеновская история?

Возможно, дело в том, что научный консультант фильма Оксана Киянская пишет в «Южном бунте»:

«Декабриста Муравьева-Апостола… просто не было бы, если бы в 1820 году не случились беспорядки в лейб-гвардии Семеновском полку». (Киянская О. И. Южный бунт. Восстание Черниговского полка. (М.,? ) 2015. С. 55. – а дальше, если что, будут просто номера страниц в скобках. )

Это в смысле, что его бы тогда на Юг не услали, как я понимаю –

«Окруженный романтическим ореолом несправедливо обиженного властью человека, в

конце 1820 года подполковник Муравьев-Апостол появился в армии.. " » (56)

 

И еще одна деталь: в фильме Сергей и Мишель уже благополучно знакомы и общаются, и так дальше и будет, нам не показано какого-то момента их знакомства, никакой динамики отношений… (что вообще неплохо для кино и развития персонажей, как я понимаю) …а она была, и есть серьезное подозрение, что толком общаться они начали уже на Юге. Но здесь вообще плохо с динамикой что отношений, что вхождения в тайное общество, как покажет нам следующая сцена.

А пока…

 

 

* Титры, которые сообщают нам в частности, что в России «возникли десятки обществ» и некоторые из них были тайными и политическими.

 

Авторы читали Бокову? Про кучу обществ пишет именно она…

 

 

* Сцена «Тайное общество» она же «Судьба тарелочки»

 

Различные ее моменты попадали в оба трейлера и в «микротрейлеры» о персонажах, и названия у нее завелись среди нас еще тогда.

 

Вопрос – когда она происходит? Судя по тому, что Семеновская история в ней вполне упоминается и следующая сцена тоже связана с ней – весьма вскоре, тоже 1820 год, похоже.

 

Сборище в Петербурге, у Рылеева

Присутствуют Сергей, Мишель, Трубецкой, Рылеев и Пестель точно. Возможно, кто-то еще (М. Орлов мог бы, по логике – если из заявленных в списке персонажей? ).

Разговор на разные темы, политические и не очень.

 

- Мишель предлагает выпить из перевернутого бокала, поставленного на тарелку, в итоге способ находит Сергей (говоря, что он это и показывал Мишелю).

В еще одной сцене, где Мишель что-то говорит – перед началом восстания – он тоже нетрезв…

 

- Трубецкой с Сергеем вперемешку с разговорами из предыдущего пункта обсуждают ситуацию в Семеновском полку. Кажется, Трубецкой развивает идею: если бы солдаты прибили командира – может, император и начал бы что-то делать…

 

- Пестель просит на память тарелку у хозяина дома, из-за александровского вензеля на ней.

- Разговор о политике, начатый опять же с пьяной фразы Мишеля. Что если солдаты восстанут, будет как во Франции - «во Франции аристократов вешали на фонарях, если будет как во Франции, нам всем там висеть» (Трубецкой вроде бы) - Рылеев высказывается, что для него «лучше как в Соединенных штатах, при этом его пугает, что Пестель «там, у себя на Юге» сделался столь радикальным и хочет военной революции… Тут-то П. И. и говорит про «срубить верхушку и взять власть себе» - и кранты тарелочке!

 

Где-то финалом сцены – фраза все так же нетрезвого Мишеля – «Союз Спасения, господа! » (с выражением «Песец, господа! » - надо бы ее побрать на вооружение…)

 

Что тут не так? Да всё.

Здесь собран набор народу, никогда не собиравшийся одновременно. Это такое «заседание тайного общества вообще». Рылеев – тот вообще в обществе только с 1823 года, Мишеля Сергей тоже приводит уже на Юге, Трубецкой на 1820 – в отпуске за границей, Пестель (про которого упоминается, что он набрался… радикализма какого-то не помню точной фразы – у себя на Юге) приезжал в Петербург зимой 1819-1820 года, а потом уже серьезно позже, при этом, судя по мундиру, он еще адъютант, так что сильно позже это быть не может, да и Семеновская история обозначена как свежие события…

Словом, да, понимаю (наверное), что у авторов фильма было желание, чтобы все его более-менее главное герои собрались и поговорили о тайном обществе… Но странно получается, на мой вкус.

Ну и да, герои успешно выступают в имидже, который и дальше следует за ними: эмоциональный и вечно подвыпивший Мишель – и Пестель, который всегда думает про цареубийство. Идеи Рылеева тоже попытались обозначить парой фраз, но они как раз никак не продолжаются в дальнейшем, пожалуй.

Ну и да. Название фильма отражает тот этап существования тайного общества (1816-1818 гг. ), который в фильм не попал вообще!

 

* Какой-то дворец. Видимо, тоже вскоре после.

(В котором дали снимать, такой и дворец. Съемок в Эрмитаже не было(? – или все-таки что-то было? ), но вероятно, что этот довольно роскошный интерьер с мрамором по стенам изображает Зимний. )

 

Стоятся в колонну офицеры-семеновцы. Выходит Милорадович (с какими-то сопровождающими, и великий князь Николай Павлович там точно где-то есть) и зачитывает приказ о расформировании Семеновского полка, переводе офицеров «в полки 1-й 2-й армии», а лично князя Трубецкого – оставить в гвардии, потому что его в это время при полку не было.

Сергей опять берется спорить властью, на сей раз - с Милорадовичем, а Николай Павлович – с Сергеем (С - По какому закону нас наказали? Н– Высочайшая воля и есть закон. )

Поскольку сначала объявляется, что Шварц приговаривается к смертной казни, а потом, в конце приказа – что она замещена отставкой, по окончании чтения Шварц падает в обморок.

 

…таким образом, по-моему, «уворовывая» реальный эпизод в другое время и про другое, когда уже в Черниговском полку падает в строю в обморок Сергей (в то время как перед полком наказывают солдата).

И да, что-то я не уверена, что приказ оглашали в столь торжественной обстановке, а не где-то в казармах полка.

…а Трубецкой вообще за границей. Уехал в 1819, приехал в 1821-м…

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.