|
|||
4. Осенние обряды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ4. Осенние обряды
Осенние обряды были связаны с окончанием сбора урожая и любовно-брачными отношениями, поскольку после завершения полевых работ наступала пора свадеб. Как указывают Т. В. Зуева и Б. П. Кирдан, «воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жатвы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали скотине: считали, что он обладает целебными свойствами»[27]. Завершение полевых работ обычно отмечалось праздничным обедом, который устраивался в складчину. После Покрова (1/14 октября) начинались свадьбы. Таким образом, осенние обряды являются закономерным завершением календарного цикла. Они знаменуют окончание полевых работ, вместе с тем давая надежду на новый урожай. Следует отметить, что осенью не было таких значительных праздников, как Рождество, Масленица, Пасха или Иван Купала. Возможно, это связано с началом поры свадеб. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Календарные обряды сопровождали русского крестьянина на протяжении всей его жизни. В них нашли отражение его надежды на благоприятные условия для сельскохозяйственных работ, богатый урожай, сытую жизнь. Зародившись в период язычества, многие из них сохранились и после принятия христианства, которое принесло с собой новые праздники и обряды. Календарные обряды, связанные с разными событиями и временами года, несут в себе немало общих черт. Прежде всего, стоит выделить поклонение языческому культу солнца, нашедшему отражение, в частности, в возжигании ритуальных костров или скатывании с гор горящих колес. К обязательным элементам большинства календарных обрядов следует отнести исполнение фольклорно-обрядовых песен, ряжение, гадание, связанное, как правило, с будущей семейной жизнью, обильное угощение, включающее в себя ритуальные блюда. Действующим лицом языческих обрядов зачастую становится определенный фольклорный персонаж (к примеру, Масленица, Купала, Кострома), его ритуальные похороны являются логическим завершением праздника. Многие языческие и православные праздники связаны с культом предков либо поминовением умерших, поэтому включают в себя обязательное посещение кладбища. Многие календарные обряды и сегодня остаются в нашей жизни, способствуя приобщению современного человека к истокам национальной культуры русского народа.
|
|||
|