Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Весенние обряды



Весна была началом новой поры ритуальных деяний. Многие из них дошли до наших дней. Например, традиция расписывать куриные яйца. Сегодня расписные яйца являются непременным атрибутом светлого праздника Пасхи. Однако первоначально расписное яйцо было самостоятельным атрибутом многих старинных обрядов.

С красным пасхальным яйцом связано множество поверий. «Первому пасхальному яйцу, полученному при христосовании, приписывали охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров… По народным поверьям, пожар потухнет, если бросить в огонь освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела, и шерсть у нее была гладкой. Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми и красивыми. При посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лен был белым, как яйцо»[15].

Пасха является главным праздником православного календаря, для католиков первостепенное значение имеет Рождество. Помимо крашения яиц, с Пасхой связано много других обрядовых действий. Так, в предпасхальный «чистый четверг» было принято имитировать дома или на улице сельскохозяйственные работы. Считалось, что это поможет в аналогичных работах в будущем.

На первое воскресенье после Пасхи приходится праздник Красная горка. Красную горку отмечали на Руси еще в дохристианские времена. Этот праздник был посвящен Леле – дочери славянской богини любви Лады. «Обычно девушки выбирали Лелю, наряжали ее в белый вышитый сарафан. Они надевали на нее венок из свежих цветов, перевязывали лентами, вплетали в косы зелень. Лелю усаживали на скамью из дерна, на которой уложены приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, масло, яйца, сыр, сметана, у ног складывали сплетенные венки. Вокруг нее водили хороводы, а Леля раздавала угощения и подарки подругам, бросала им венки… Праздник проводился на возвышенности, поэтому и называли его еще Красная (или Девичья) горка»[16].

Красная горка считалась девичьим праздником. В этот день происходили свадьбы, и шло усиленное сватовство, поэтому на Красную горку приходили все деревенские девушки. Считалось, что если парень или девушка просидят на Красную горку дома, то «парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или вовсе не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего «мужичонку-замухрышку»»[17].

Совершалось в этот день и заклинание весны. Оно начиналось на восходе солнца и проходило на той же Красной горке.

За пасхальной следовала Фомина неделя. Понедельник Фоминой недели когда-то назывался Навий день. Вторник – Радуница. В XIX в. они слились в один праздник – Радуницу. Праздник «Радуница» был еще у древних славян. Он проводился весной в честь первейшего славянского бога Рода. В этот день обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семьи и дому, молодые испрашивали у них благословения на союз и любовь. На могилах оставляли пироги, чищенные яйца, поливали могилы вином и медом. На погосте жгли поминальные костры.

Православие вложило в языческие традиции новый смысл. В церковном календаре Радуницей стали называть «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа»[18]. В народе Фомину неделю также называют Проводной: «Считают, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле»[19].

Радуница была всенародным праздником. В деревнях все жители отправлялись в этот день на кладбище к могилам своих близких: «На могилы приносили еду и питье: поминальную кутью, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось «мертвым на еду». После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль нередко переходила в веселье»[20].

Интересно, что на Радуницу, как на всякий другой праздник, принято было петь песни и водить хороводы. Известна поговорка: «На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут»[21]. Дело в том, что сразу после Пасхи начинались полевые работы, на Радуницу посещали кладбища, а к вечеру того же дня начиналось веселье.

Таким образом, весенние обряды связаны, прежде всего, с закликанием весны и началом полевых работ. Кроме того, в них присутствуют элементы свадебной обрядности (в частности – сватовство), которая также перекликается с началом весны и культом плодородия. Сохраняется языческая традиция гуляний молодежи на возвышенных местах, а также обращение к культу предков с обязательным посещением кладбища.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.