|
|||
Сеййид Муджтаба 3 страницаХотя этот отрывок не относится к чудотворству, он указывает на реальные события, подтверждающие существование феноменальных явлений, причины которых остаются непонятными для человека.
ПЯТЫЙ УРОК Ответы пророков на неразумные требования язычников
Несомненно, чрезмерное самопоклонение в соединении с оскорбительными своевольными наклонностями, достигающее абсурда, искажающее и игнорирующее реальность, увеличивает заблуждения человека. Безошибочная направленность в реальности, решительный выбор истины требует от человека освободиться от скверны, отрицательные последствия которых непоправимы. У каждого человека свой путь к истине, и ее можно достичь, только следуя по пути спасения души. Коран признает, что чудотворство требуется от Пророков, для доказательства правдивости их притязаний, и на деле досконально раскрывает и положительные ответы Пророков на требования человека. Тем не менее, в каждой эпохе существовали упрямые и неразумные люди, фактически не желающие воспринять истину, и требовали от Пророков проявить чуда по их желанию. Иногда они даже требовали от Пророков исполнения деяний, противоречащих разуму. Совершенно естественно, что Пророки, бывшие в связи с источником откровения, не подчинялись их нелепым и вздорным требованиям. Цель чуда - принести свидетельство Послания, и эта цель достигалась сверхъестественными деяниями, дающими уверенность, что Пророк действительно выполняет Миссию, предназначенную Богом. Так ли это необходимо, чтобы Пророки творили чудеса по желанию и по вкусу каждого человека в отдельности? Пророки провозгласили людям, что им доверено руководить и обучать человечество, и поэтому явление чудес должно было быть основано на воле Бога и необходимости; это не средство развлечения неразумных и упрямых людей. Священный Коран гласит: " Никакому посланнику не подобало приводить знамения, иначе как с соизволения Аллаха" (40: 78). Одной из причин отказа Пророков выполнять чудеса по желанию, вполне возможно, заключалось в том, что люди считали Пророков претендентами на господство над вселенной. Поэтому Коран гласит: " Скажи: " Ведь я - человек, такой, как вы; мне было возвещено, что бог ваш Бог единый" . (4 1: 6). " Скажи: Говорите; " Хвала Господу моему! Разве я не только человек - посланник? " (17: 93) Однако когда люди искали путей праведных и добивались истины и Пророки сами хотели показать достоверность своих миссий, тогда происходили чудеса, как о том свидетельствуют многие деяния в случае с Моисеем, да будет мир ему. Бог всегда может привлечь внимание людей захватывающим путем. Например, Он может заставить неодушевленные предметы или растения говорить или делать какие-нибудь другие необычные вещи, для того, чтобы утвердить истинность своей религии. Однако, такие чудеса не имели бы связи со свободой человека или его осознанным выбором и развитием. Поэтому Бог не поступал, таким образом, и не пытался управлять человеком в ущерб его интеллектуальной свободы. Те, кто отворачивается от правды, неизбежно придут к тому, что испытают результаты своих действий и последствия своего поведения. Вот почему все в этом мире движется вперед, к полной гармонии. Если бы Бог наказывал каждого оступившегося, никто не выдержал бы испытания; ибо человеческая раса неминуемо исчезла, если бы Бог убивал каждого согрешившего. Если бы у тех, кто противостоял Пророку, не было бы другой цели, как открыть завесу над истиной, то они согласились бы равно как с существованием Пророка, так и его деяниями. Однако то, как они требуют этого чуда, указывает на их зловещие намерения, а также на их стремление ставить препятствия, которые нельзя оправдать, а не на поиск истины. У этих закосневших людей, чьи восприятия атрофировались, пропал главный интерес к истине, и они отвернулись от нее. Необходимости повторения чуда не возникает при восприятии его как очевидное. Даже при повторении его неверующие вновь останутся в неверии. Коран гласит: " А когда пришла к ним истина от Нас, они сказали: " Почему не даровано ему того же, что и Мусе? " Разве они не отвергли того, что было даровано Мусе раньше? Они сказали: " Два колдовства взаимно помогающие! " и сказали: " Мы во все не верим" (28: 48). Многие их требования даже не соответствовали сотворению чуда. Коран говорит нам о их следующем предложении Пророку Ислама: " Если бы к нам были ниспосланы ангелы или увидели мы нашего Господа! " (25: 23). В другом стихе их неразумное сопротивление и ожидание анализируются следующим образом: " И сказали они: " Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем". Скажи: " Хвала Господу моему! Разве я только не человек — посланник? " (17: 90-93). Из этих строк, очевидно, что противники требовали от посланника Божьего для доказательства пророческого дара и его особых отношений с Источником всего сущего продемонстрировать такие чудеса, как источник, бьющий из земли, владение садом, изобилующим фруктами, или дом из украшений. Все это является атрибутами богатства аристократов того времени. Все эти требования были осуществимы определенными людьми, владеющими чем-то одним или всем из вышеперечисленного. Однако эти люди не были Пророками. Обладание материальными благами не может являться критерием пророчества и способности для творения чудес; такие данные не принимаются ни от кого как доказательство его пророчества. Это показывает близорукость и банальность их мышления; они считали, что иллюзорного могущества - богатства и изобилия - достаточно для лидерства над людьми. Еще одним подобным требованием было желание этих людей немедленного осуществления ниспослания Божественного провидения, способного отнять жизнь у человека, что вполне было под силу и аскетам в своих зрелищных представлениях. Конечная цель чудодействия нечто совершенно отличное: ведение человека и пробуждение сознания, развитие их способностей и очищение от пороков. Вот почему, постигая истину, человек живет иными измерениями. Что же касается требований, чтобы Бог и ангелы предстали перед ними, то, учитывая, что Бог не имеет плоти и не ограничен временем и пространством, и не может иметь материального воплощения. Противоположное мнение ошибочно и несерьезно. Точный и ясный ответ на необоснованные требования искателей чуда дается в Коране: " Скажи: " Хвала Господу моему! Разве я только не человек — посланник? " Этими словами Пророк полностью завершает ложное представление о слабости или неспособности Бога, и в тоже время подчеркивает свою абсолютную беспомощность совершать чудеса без ведома Бога. Чудеса происходят из безграничной божественной сути, и Пророк следует Его воле. Без разрешения Бога он не имеет права вмешиваться в процессы во Вселенной и ни при каких обстоятельствах он не должен уступать всякому требованию совершить чудо. Другое заблуждение, которое является их слабым местом, есть то, что они считают Пророка принадлежащим к такому же слабому человеческому роду, как и они сами. Они полагали, что Пророки не могли быть выдвинуты из общества, из среды масс. Это также опровергается Пророком теми же словами, осуждая таким образом ограниченность и ошибочность взгляда, который был результатом их недопонимания значения пророческой миссии. Проповедью и посланием, заключенным в этих словах, он положил конец всякому извращению пророчества и посланий. Еще более странными были высказывания политеистов: '' Не уверуем мы, пока нам не будет дано тоже, что дано посланникам Аллаха". Для тех, у кого нет намерения, перемениться, и тех, у кого нет желания освободиться от оков своих иллюзий, чтобы стать на прямой руководимый Богом путь, повторение чуда было бы абсолютно бесполезно.
Неадекватный анализ
Те, которым не хватало знания основ религии, пытались объяснить откровение и учения Пророков следующим образом: учение это не божественно и рождено гением интеллекта выдающихся философов. Так как людей, живущих во времена Пророков, невозможно было убедить логически, для того, чтобы получить их поддержку, Пророки приписывали Богу законы и правила, которые устанавливали они сами, и которые были действительно полезны для того, чтобы реформировать коррумпированное общество. Такое объяснение не логично и не реалистично. Однако для большого таланта и врожденной гениальности, которыми обладает человек, его талант останется погребенным, а гений - невостребованным до тех пор, пока он получит образование и обучение. И напротив, познания Пророков не приобретались, они не обучались учеными современниками. К тому же творения гениев раскрываются в соответствии с законами материи и природы, в то время как чудеса Пророков не основываются на естественных общепризнанных законах или формулах. Если бы Пророки не обладали другими источниками, кроме гениальности и проницательности ума, если бы не открыли совершенно новый фактор, учение, которое они провозглашают посредством пророчества, имели бы предшественников, развивали бы свои мысли постепенно, а не мгновенно и во всей совокупности. И наоборот, все глубокие перемены, которые мы наблюдаем в жизни Пророков, начинаются, без исключения, в тот момент, когда они провозглашают себя Пророками. До этого момента, не считая высокой духовности и внутренней чистоты, все, что окружает Пророков, является абсолютно нормальным. Эта внезапная перемена и внезапное представление учения, которые, имея доступное теоретическое и практическое содержание, направляют мысли и поступки человека к особой цели - его освобождению от господства общественных и естественных сил " являются основанием и ясным доказательством того, что новый фактор, вошедший в жизнь Пророка, и новый источник, проливающий свет на истину, дан в его распоряжение. Человеческая история не знает примеров, когда талант и плоды гениальности давали бы такое внезапное и мощное проявление. Однако это было присуще Пророкам. Любой беспристрастный исследователь, изучающий историю Пророков, поймет, что основой их благородной жизни была правда, честность, преданность истине и любовь к человечеству. Особенно очевидным в их жизни является духовное совершенство, их способность выдерживать и преодолевать трудности и их стремление к осуществлению своей цели. Даже враги, испытывающие к ним ненависть, вынуждены признать все эти добродетели в них. Эти качества ясно демонстрируют, что основа миссии Пророков — истина и гуманизм. При всем при этом, можем ли мы предъявлять обвинение людям, представляющим собой идеальный пример, свободный от хитрости и лукавства, в том, что они притворяютя только с целью приобретения большего влияния в обществе? Допустимо ли обвинять во лжи и беспочвенных заявлениях известных людей, в поведении которых нет и следа эгоистических побуждений? Совершенно очевидно, что благородное и достойное поведение этих людей, умноживших свои успехи в привлечении на свою сторону род человеческий, погруженный в болото невежества. Более того, один из основных и отличительных признаков учения Пророков - призыв к честности и правдивости и осуждение лицемерия и невежества.
Образцы совершенства по Али, мир ему.
В одной из своих проповедей Али, да будет мир ему, говорит о судьбах Пророков, описывая эти восхитительные образцы человеческой добродетели следующим образом: " Позвольте мне сказать о свойствах Мусы (Моисея), с которым говорил Бог. Когда он воздевал руки в молитве своему Богу, он клялся и восклицал: " О Господи! Мне ничего не нужно из твоих даров, кроме куска хлеба, чтобы утолить голод". Он ничего более не просил, потому что, нуждаясь, он утолял голод, питаясь дикими травами в пустыне, и он то, у кого зелень травы была видна сквозь прозрачность его кожи и живота". " Позвольте мне упомянуть Дауда (Давида), который первым изготовил тростниковые дудки, сплел корзины из ветвей финика, а затем спросил своих товарищей: " Кто из вас купит эту корзину? " Он купил ячменный хлеб на деньги, которые получил от корзин, и съел его". " Позвольте мне сказать об Исе (Иисусе), сыне Марии, да будет мир ему. Он клал камень под голову, чтобы спать ночью, он всегда носил грубую одежду, он проводил свои дни голодным. Луна была для него лампадой в темноте ночи, и лазурные небеса были его убежищем зимой. Он готовил себе пищу из растений, произрастающих на земле, у него не было ни жены, которой он мог бы оказать внимание, ни ребенка, которого он мог бы окружить щедрой заботой. У него не было ни богатства, которое бы притягивало его внимание, ни алчности и желания угнаться в поисках богатства. Его единственным богатством были две его ноги и две его руки, которые всегда служили созданиям Господним". " Следуйте за своим Пророком, чистым по характеру, Мухаммадом, мир и благословение ему. Он был настоящим примером человеческих достоинств. Бог любит тех, кто живет, следуя его Посланникам, кто идет по его следам и кто следует ему, выбирая свой образ жизни. Он воспитан на черством хлебе, и никогда не ел досыта. Ему предлагали мир, он не принял его. Он не любил то, что не любил Господь, и презирал то, что Господь считал низменным. Когда он ел, он сидел на земле. Он садился и вставал с покорностью раба. Он штопал свою одежду и шил свою обувь. Простая занавесь прикрывала дверь в его жилище, и он сказал жене убрать ее, потому что она напоминала ему о мирской жизни и о ее прелестях. Даже своим сердцем он сражался с мирской суетой, изгоняя из него все воспоминания о ней. Он исключил все, касающееся земного благополучия, из своих мыслей и закрыл глаза на прелести и роскошь. Каждый, кто обладает разумом, должен спросить себя, возвеличил ли Господь Пророка, дав ему такую жизнь, или наоборот, унизил его. Если он говорит, что Господь унижал его, то он ошибается и бросает Богу чудовищное обвинение. Поэтому следуйте в жизни за Пророком, так как именно он держит в руках знамения воскрешения, предъявляет мерки, по которым измеряются поступки и дела людей. Он вступил в этот мир с чистыми помыслами и совестью и прошел его, закрывая глаза на многое в этом мире ради послания Господа. Он так и не соорудил себе жилища и не возвел себе дворца". Как мы должны быть благодарны Господу, что по доброте и благосклонности Он послал нам Мухаммада, мир ему, чтобы мы следовали ему как образцу, шаг за шагом по проторенному им в этой жизни пути. Узнать Пророка можно не только благодаря чудесам, которые он совершает, В самом деле, способ, основанный на разуме и знании, является наиболее правильным для распознавания Пророка, особенно в эпоху развития интеллекта и знаний. Посредством тщательного исследования и объективного анализа, принимая во внимание личные и общественные черты, а также и содержание провозглашенных учений, можно узнать настоящего Пророка, и сделать это фактически на более высоком уровне, чем те, кто лишь свидетельствовал о чудесах Пророков. Научная школа мышления может представить себя исследователям более эффективно и убедительно, чем посредством чуда; она может продемонстрировать правдивость предлагаемой программы, Наиболее ясное, очевидное и первое доказательство правдивости мышления в эпоху, когда познания и их обучение полностью представлены в полном соответствии с научным критерием и существующими реалиями вселенной. Поэтому следует осознать, что если школа мышления не согласуется с научными и если с точки зрения содержания и правил противоречит науке и свободной мысли, такая школа определенно не имеет отношения к Создателю. Таким образом, с увеличением знаний и развитием знаний и интеллектуального уровня общества, подлинные учения Пророков гарантируют человеку совершенство и удовлетворяют его духовные и материальные потребности и способны развивать как личность, так и общество. Эти учения освещают тьму иллюзий и суеверий больше, чем когда-либо. Божественная природа Пророков, которая ясно описывается в Коране, указывает на особое их положение и статус перед Создателем. Специальная сура посвящена Пророку Ною, имеющему такой высокий статус, что Господь взывает к нему в следующих словах: " Мир Нуху в мирах! " Мы ведь так воздаем добродеющим! " (37: 79-80), Коран упоминает Абрама, мир ему, следующим образом: "... Аллах взял Ибрахима другом! " (4: 125); " Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним" (60: 4). Что касается Соломона, справедливого правителя, Он говорит: " И даровали Мы Дауду Сулеймана - прекрасный раб! Поистине, он - обращающийся! " (38: 30). Бог даровал ему свою благосклонность и великодушие в обоих мирах, как видно из двух этих строк: " Это - Наш дар, и благодетельствуй или держи без расчета! " " Поистине, для него у Нас - близость и хорошее пристанище! " (38: 39-40). И сказал Бог о Дауде: " Вспомни Нашего раба Дауда, обладателя мощи. Поистине, он был обращающимся! И Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решительность в речи" (38: 17-18). Господь упоминает Йусуфа как правдивого учителя, наставляющего всех страждущих добродетели на путь борьбы против греха, в следующих словах: " Он сказал: " Господи мой! Темница мне милее того, к чему меня призывают. Если Ты не отведешь от меня их козней, я склонюсь к ним и окажусь из числа неразумных" (12: 33). В конце, выражая почтение всем Пророкам, Он говорит: " И мир посланникам! " (37: 181).
ШЕСТОЙ УРОК Что есть откровение?
Откровение является точным, сложным и уникальным выражением взаимоотношения Пророков с Богом, охватывающим все структуры бытия. Оно является единственным источником знания пророчества, основой наглядности и проницательности Пророков, посредством чего возвышенная миссия привносит основополагающие и положительные перемены в человеческое общество. Через высшее, ясное и четкое осознание реальностей бытия Пророки вдохновляются Богом, небесными учениями и законами, которые они потом передают людям как послание Создателя. Процесс откровения - передача ангелом точного содержания Пророку так, что он слышит их. Иногда Пророк видит ангела и тогда обменивается с ним словами. Если же информация передается непосредственно сердцу, то это вдохновение, а не откровение. Пророки, освещая тьму, во времена, когда дискриминация, несправедливость и разобщенность достигли своего апогея, начали свою миссию, получив указание через откровение. Просвещая сознание людей, они направляли их внимание к тонкому восприятию того, что скрыто в их исконной природе, и пытались освободить их от влияния остатков старых верований и привычек. Поэтому Пророки сумели раскрыть высокие способности и убеждения человека и привести его к счастью и доброте. Конечно, основное свойство откровения и восприятия не известно нам, т. к. это лежит за пределами категорий нормального восприятия и формирует знания, доступные человеку через работу его творческого мышления на данных и знании, которые он приобретает. Несмотря на духовное и интеллектуальное наследие, данное нам, мы не способны воспринимать особые свойства взаимоотношения с Богом. Это всегда оставалось неизведанной областью, недоступной нашему мышлению и воображению, и это всегда останется так. Тем не менее, известно, что исключительная духовность, необычная чистота, данная человеку, образует в нем восприимчивость, которая позволяет принимать глубокое откровение Бога и быть избранным для осуществления миссии Пророка. В то же время способность принимать указания свыше и иметь связь с вечным источником откровения зависит только от воли Бога. Чистота и достоинство человека не могут быть решающими в установлении тех связей. Так как целью пророчества является руководство человеком и обществом, которое было бы им понятно или ведущим к совершенству и устанавливающим законодательную систему и общественный порядок для человечества. Принятие на себя такой ответственности влечет неизбежные трудности и испытания. Принятие бремени пророчества требует больших способностей и энергии. Поэтому Бог дает дар пророчества тем, кто имеет способности и возможности оправдать ту ответственность, которая показывает путь через свет откровения. Избрание для этой миссии похоже на шторм, обволакивающий все существо Пророка. благодаря этому разум бывает переполнен светом проницательности и мудрости, добродетельного чистого видения, так как и то, что он избавляется от произвольных и эгоистичных желаний и греховного мышления. Он мобилизует все свои способности с неисчерпаемым терпением выполнять божественную миссию. Игбал, знаменитый индийский мыслитель, сравнивает Пророков с другими духовными личностями, которых он называет мистиками. Хотя сказанное им интересно, сравнение Пророков с мистиками не совершенно. Мистик не хочет возвращаться из покоя, однажды испытав его; и даже неминуемое его возвращение не имеет ничего существенного для человека. Возвращение же Пророка - созидательно. Он возвращается, чтобы окунуться в поток времени с целью контролировать силы истории и тем самым создавать новый мир идеалов. Для мистиков покой после испытания является чем-то конечным, для Пророка это - пробуждение в нем самом от сотрясающих мир психологических усилий, которое рассчитано на полное изменение мира человека. Феномен откровения не противоречит нормам сотворения, и трудно отыскать в философии и естественных науках, зараженных догматическими предрассудками, маскирующимися под науку, любое доказательство невозможности подобного отношения человека с Богом - получения удовлетворения от Откровения, что является категорией, противоречащей науке. Возможно, что с течением времени наука так продвинется, что сумеет обнародовать новые интересные находки в этой области. Как мы знаем, бытие безгранично, поэтому возможность приобретения знаний и восприятия также стремится к безграничности. Рассуждая о различных вопросах, мы не должны думать, что способны в пределах нашего ограниченного исторического периода понять все бытие и его сложные реалии со всей их таинственностью и бесконечностью. Мы должны надеяться на то, что знания человека расширяются и увеличиваются, и определенные тайны будут открыты нам, а вопросы, в которых мы сейчас несведущи, прояснятся. Способность Пророков общаться с Богом, получать и передавать послания из неведомого мира без каких-либо материальных инструментов, ни посредством радиоприемника или передатчиков, наоборот, его воздействие намного больше и сильнее, чем посредством любой аппаратуры, созданной людьми. Ночью корабли в океане используют радиолокатор, для того чтобы обнаружить другой приближающийся корабль, радиолокатор также может быть использован, чтобы послать беспилотные самолеты на любое желаемое расстояние. Если человеческий ум способен производить радиоволны, почему он не может так же испускать и принимать другие волны, которые неизвестны нам и которые мы не можем опознать? Является ли человек примитивнее, чем инструменты, созданные им? Однажды поняв истинность этого, мы больше не будем отрицать их, столкнувшись с таинственными и сложными явлениями. Благодаря глубокому пониманию явлений и обширной панораме, открытой перед сознанием человека, его культура, в конечном счете, достигнет таких пределов, когда многие истины и таинства раскроются перед ним. Хотя человек имеет общее с животными, чувственное восприятие есть чувства, которые намного больше развиты в некоторых животных, чем в человеке. Существуют таинственные формы восприятия у животных, которые ученые не в состоянии понять. Не обязательно, чтобы сигнальные волны передавались металлическими инструментами. Мотыльки имеют нечто похожее на радиолокационные волны, и в принципе, мы можем сказать, что волны могут производиться, приниматься и излучаться телом, кожей и костями. Корректно ли будет рассматривать человека как менее сложный объект, чем мотылек? Слепое животное может перемещаться на тысячи километров от своего дома, но изумляет то, что оно в состоянии проделать обратный путь. Какая способность, и какой тип восприятия позволяет ему возвращаться в свое первичное местонахождение? Какая способность поднимает его до такого невероятно безошибочного чувства ориентации? Какой инструмент испускает эти лучи, и с какой частотой? Ученые проводили различные эксперименты, чтобы понять, как птицы находят направление, но им никогда не удавалось нейтрализовать эту способность, ни у птицы, ни у другого животного. Множество волн передаются из каждого уголка земного шара, волны, которые могут быть приняты где угодно, и о которых мы еще ничего не знаем. Мы все еще не понимаем истинную природу энергии, света или волн, какое же мы имеем право отрицать откровение, возникающее из возвышенной природы, чистого видения и особых взаимосвязей, избранных Богом. Означает ли данный факт, что взаимоотношения, недоступные нам, являются доказательством невозможности этого каждому? Не существует научного доказательства, отрицающего возможность откровения. Тот факт, что наука не в состоянии, вплоть до настоящего времени, увидеть источники откровения, не означает, что факт откровения должен рассматриваться как научно неприемлемый феномен. Когда мы не можем решить некоторыми научными объяснениями проблему уникального и удивительного восприятия и чувства, которым руководствуются животные в своем существовании, когда мы не можем понять природу таинственного передатчика, который спрятан в некоторых птицах, дающий им возможность общаться с противоположным полом на больших расстояниях, можем ли мы настаивать на решении проблемы откровения, уникальной взаимосвязи, существующей между одним избранным человеком и истиной всего бытия, несовершенными методами эмпирических наук. Если феномен откровения лежит за пределами чувственного восприятия, и эксперимент и знания человека не способны до сих пор прояснить эту реальность, то почему беспомощность науки в этой области должна увеличивать сомнения и колебания в нас? Французский ученый Де Ла Мане говорит относительно невозможности познания основной реальности и сущности Бога: " Как глупы те, кто отрицает и говорит: " Так как я не понимаю Его истинную сущность, то Он не существует! " Если он сможет отделить одну песчинку, я покажу ему Бога! " Откровение — особый тип знания и восприятия, который присутствует у определенных избранных. Природа этого знания достаточно ясна им, и если она неизвестна другим, то это потому, что они не находят это таинственное супер знание в себе самих. Однако, изучая свойства и действия этого знания, они могут отличить истину от лжи в тех, кто утверждает ее, и увидеть, действительно ли они обладают этим великим и огромным источником знания.
Откровение в Коране
Слово " откровение" часто используется в Священном Коране, и это показывает, что оно не ограничивается человеком. Однако раскрытие природы откровения связано с общим прогрессом - движением людей и совершенству к высшей ступени откровения, которую человек готов принять один из мира невидимого, и заключается в том, что Бог посылает выбранных Им Посланцев согласно нужде людей в Божественном управлении. Все явления - будь то растения, которые прорастают на планете, созвездия и солнце, которое согревает своим теплом и светом, и чередование времени - помогают человеку в осуществлении его функции соответственно откровению. Законы и порядок, которые управляют во всех сферах бытия и на основе которых формируется все, показывают, что все существа подчиняются определенным законам откровения. И поэтому вся вселенная никогда, даже на мгновение, не лишается благословения Бога. Однажды увидев все в этом свете, можем ли мы о каком-нибудь явлении сказать, что оно лежит за пределами, охватывающими откровение Господа. Не является ли повиновение порядку мироздания формой богослужения, в которое не вовлечены ни логика, ни знания. Бог удовлетворяет потребности ребенка даже до его рождения молоком, наиболее подходящим питанием в груди матери, так что питание ребенка уже готово, как только ребенок вступает в мир. Почему же тогда невозможно, чтобы Господь приготовил заранее жизнеобеспечивающую пищу, необходимую людям и обществам для их развития, тем самым обеспечивая будущие поколения необходимым и подходящим питанием? Принимая во внимание тот факт, что воля Бога и Его указания приводят в движение солнце и луну, последовательность дня и ночи, можно сказать, что откровение, посланное Пророками, лежит в самом сердце вселенной, следуя его общим и доступным законам и сохраняя при этом свои собственные характерные свойства. Не следует из-за этого отрицать роль человека, как свободного и независимого существа в мире случайностей. Односторонняя помощь, оказываемая природой человеку, не уменьшает его значения и положение. Ясно, что душа не каждого человека получает откровение; не каждый может установить прямые взаимоотношения с небесным миром и принимать законы и распоряжения от Бога без промежуточного звена. Одна из причин в том, что человек, как биологический вид, находится под сильным влиянием инстинктов, материальных причин и ограничений; и создает препятствие достижению состояния, необходимого для взаимосвязи со сверхматериальной сферой. К тому же, как было сказано, получение команд свыше зависит всецело от воли Бога. Поэтому Коран говорит: "... Аллах лучше знает, где помещать Свое посольство" (6: 124).
|
|||
|