|
|||
ОбсуждениеОбсуждение
В современной фантастической литературе можно встретить таких существ как эльфы, водяные, болотники, орки, тролли, драконы, волшебные помощники, вампиры. Современный кинематографический жанр «ужасы» кишит вампирами, оборотнями, колдунами. В мистике можно встретить мертвецов, духов умерших, шаманов. Толкин, Роллинг, Льюис, которые написали знаменитые фантастические романы современности «Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» «Хроники Спайдервика». Их романы кажутся изобретением фантазии авторов, но, это на первый взгляд. Если к разбору их работ подойти с позиции профессионального фольклориста и вооружиться знаниями мировой мифологии, то можно увидеть персонажей, которые были взяты из мировой мифологии. Эльфы романа «Властелин колец» Толкина, представлен как отдельный народ, который имеет свою страну, вписанную в общий мир. Их характеризует молчаливость, мудрость, дипломатия. Эльфы в романе выступают как союзники людей и в какой-то степени соперники гномов, которые в борьбе с колдуном Сарманом, объединяют вокруг себя всех недовольных властью Саурмона ВластелинаКолец (Толкин, 2020). В казахской мифологии можно встретить похожие персонажи – это перi. Эти сущности, которых казахи выделяют как обособленный народ. В основном тюркские и ираноязычные народы, в отличие от казахов, характеризуют их как злых духов. Пері подразделяют на кәпіры и сущностей родом из исламского фольклора. Также есть пері водяные — Су перісі. Их характеризую как прекрасных водных существ, которые обидают в воздушном пространстве, то есть между небом и землей в горах Каф. Девушки-пері очень красивые, в них часто влюбляются юноши (Мифология казахов, 7. 08. 2021). В фильмах, книгах мы часто встречаем сюжет как русалочка влюбляется в земного мужчину и в конце превращается в морскую пену. Но, мало кто задумывается, кто такие эти русалки по своей природе. Русалочки как персонаж мифологии, фантастики является существом, которое живет в водоеме (море, река) и являются водными нимфами или феями (Греция, Рим, Британия). В казахской мифологии русалки – это одни из видов су пері —водяные феи. Их характеризуют как опасных существ, которые любят щекотать свою жертву до смерти, после чего утаскивать на дно (казахская мифология, 7. 08. 2021). Подобные русалки встречаются в мифологии славян и балтов. Там русалка – это утопленница, которая приманивает парней и топит их, утаскивая на дно. (В. Артемов, 2019) Мыстан кемпір. Это ведьма, которая часто встречается в казахском фольклоре. В некоторых рассказах представляется глупой и бестолковой, но чаще скупой и злой. Выглядит как все обычные ведьмы: растрепанные и длинные волосы, острые ногти и кривые зубы. Мыстан кемпір чаще всего встречается в сказках, где она роет землю зубами, догоняет лошадей, подсыпает в еду яд, похищает главного героя, держит связанными пленников или ест их живьем. Встречается в таких казахских сказках, как «Ер Төстік», «Алтын сақа», «Мыстан кемпір», «Күн астындағы Күнекей қыз», «Ай астындағы Айбарша сұлу» и так далее (казахская миифология, 7. 08. 2021). Есть еще одна ведьма – это Жалмауыз кемпір. Иногда эту ведьму представляют с семью головами, длинными острыми ногтями на руках и ногах и огромным горбом, из-за которого она сгибается чуть ли не до самой земли. Многие считают ее страшным существом, которое пьет человеческую кровь. Никаких точных сведений о ее половой принадлежности нет. Такое существо с характеристикой вампира очень архаично поскольку ее внешний облик четко не определен и нет принадлежность к полу, что говорит об особом статусе в пантеоне и о древности. Это существо питается только людьми. Чаще всего оно втирается в доверие молодым девушкам и незаметно пьет их кровь. Также Жалмауыз может принять вид какого-нибудь предмета, незаметно подплыть к человеку и намертво вцепиться в него (казахская мифология, 7. 08. 2021). Их аналоги встречается и в русско-народных сказках, и у финнов, у скандинавских народов – это баба Яга и Хельдь. Баба яга представлена в сказке и в фильме «Морозка», мультфильме «Три богатыря», в былинах о богатырях, в сказках таких как «Иван царевич» и так далее. Она выступает то, как злая ведьма, то, как помощник главного героя. Внешне она очень похожа на Мыстан кемпір с одним только исключением у нее одна нога костяная поскольку одной нагой она стоит в мире мертвых, а второй в мире живых. Это очень древнее, архаичное существо, связанное с мифологией угорских, тюркских, индоевропейских народов. Ее аналог в виде Хельди хозяйкой царства мертвых у германо-скандинавских народов. Хельдь внешне схожа с бабой Ягой. Она представлена молодой женщиной, тело, которое разделено на две части: одна часть представлена в виде женщины, а вторая в виде скелета. Албастыстрашное существо наподобие кикиморы, злого демона, болотника, ужасающего на вид. В казахском фольклоре Албасты воспринимаются как злые демоны, которые обитает в водоемах. Албасты могут превратиться в любое существо. В антропоморфном виде они представляются как толстые, волосатые женщины с клыками и обившей грудью. Албасты встречается в мифах всех тюркоязычных народов, однако представление и изображения в разных странах разнятся. Казахские албасты подразделяются на два вида: черные и желтые. В тувинской мифологии у этих существ один глаз и нос каменные. В некоторых мифах его характеризуют как существо с открытой спиной и торчащими внутренними органами. Они наносят вред молодым женщинам и детям, приходят в ночных кошмарах. Албасты могут принимать облик собаки, лисы или козы, которые держать в пасти человеческое легкое. Албасты крадут легкие у женщин, которые во время родов теряют сознание. Если у существа получается утопить легкое, роженица сразу же умирает. Главный атрибут Албасты — магическая надпись, тенге, гребешок (казахская мифология, 7. 08. 2021). Мне кажется, что эти существа мифологии изначально духи, их невидно глазом, но шаманы (баксы) могли с ними справится по поверьям тюрок. Их изначальная бестелесность характерна тюркской мифологии. Так же их невидимость подтверждается, что люди наделяли их страшными внешними характеристиками, поскольку приписывали им страшные деяния. Қара Албасты считается самой опасной, потому что встреча с ней заканчивается смертью человека. Есть упоминания о том, что у қара Албасты может быть до семидесяти сосков. Сары Албасты хитрая, она чаще всего просто дурачится и обманывает незнакомцев. Регион распространения злого духа албасты охватывал территорию от Монголии до Германии, от Поволжья до Турции и Ирана. Киргизы называют его Албасты, таджики — Албарсты, Алмасти, Абарси; анатолийские турки и крымские армяне — Албасты; марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры — Албаста или Албасты; алтайцы — албыс; телеуты — Алмыс; монголы — Албин; ненцы — Албрина. В народных поверьях именно демонологические представления наиболее подвижны (казахская мифология, 7. 08. 2021). И как же в сказках без драконов. Драконы присутствуют в мифологии народов Дальнего Востока, в мифах народов Юго-Восточной Азии, в сказках и мифах славян, балтов и германцев. Драконы присутствуют в современной фантастической литературы и в кино: Гарри Поттер, «Как приручить дракона», «Путешествие Единорога» и многие другие. В Европе драконы представлены как одноголовый змей с лапами и крыльями, который дышит пламенем. На дальнем востоке драконы – это крылатые и водные змеи. Васелиск, наги, Лохнеское чудовище, змей Горыныч. Все эти существа подземной, огненной или водной стихии. В казахской мифологии дракон Айдаһар,который представлен в виде огромной змеи, наподобие анаконды.Слово айдаһар происходит от древнего ирано-авестийского мифического персонажа Дахака. Образ современного дракона, по версии многих ученых фольклористов сформировался на основе средневековых арабо-персидских сказочно-эпических традиций. Их изображают в виде змеи с крыльями и с одной, трех. Семи головами, которые обитают в пещерах и колодцах. Согласно классической версии, драконы похищают девушек и съедают их. У саков Средней Азии (4-3 тыс. до Р. Х.) айдаhар воспринимался как прародитель, мать человечества. В мифологии айдаһар олицетворяет зооморфную природу трех миров — змеиного, подземного и водного. В книге «Мифология предказахов» описаны место и значение змей в казахской мифологии. Позитивный культ змеи присутствовал еще в мифологии тюрков. Тюркские народы воспринимали змею как хранителя домашнего очага. Забравшуюся в дом змею нельзя было убивать — нужно было вылить ей кумыс на голову, тем самым провожая наружу. Восприятие айдаhара как олицетворение зла пришло с появлением ислама на территории Казахстана. (казахская мифология, 7. 08 2021) Последнее очень интересное замечание. Представление о природе змей на Ближней востоке и на Дальнем Востоке отличаются кардинально. Если на Дальнем Востоке, в Средней Азии змея считалась опасным, но, мудрым и священным существом, с которым нужно обращаться вежливо. То на Ближнем востоке змея была по природе от зла, ее ассоциировали с Дьяволом и приписывали ей плохие качества. Например, в Библии в Ветхом завете Дьявол в образе змея соблазняет Еву. У арабов змеям тоже приписывали дьявольское начало. В славянской мифологии есть схожий, отрицательный образ змеи. В мифе о Перуне и Велесе Перун представлен как громовержец, который обитает на небе, а Велес в форме змея, который обитает на земле и превращается в змею. Эти два друга будут враждовать из-за того, что Велес украл жену Перуна. В битва Перуна и Велеса, второй представлен в виде змея, которого копьем пронзит Перун (МПИ, 2017). Схожей мотив есть в греческой мифологии Григорий Победоносец и змей. А также в казахской литературе есть схожая сказка о том, как воин спасает дочь вождя, которую отдали на съедение дракону. (МПИ, 2017) Присутствие сюжета, о том, как воин побеждает дракона, Перун Велеса, Арджуна Ташика, архангел Михаил Дьявола присутствует у различных народов. Он есть у индоевропейцев, у семитов, у тибето-бирманских народов. Это говорит о его древности и о том, что в древности поклонялись змеям, чтобы их задобрить и они не кусали. В южной, юго-восточной Азии появление в мифологии народов образ змея говорит также о поклонении в древности крокодилам. Мотивы о том, что один персонаж убивает змею есть и мифологии Древнего Египта, а также наличие Гидры в мифологии древних греков, тоже подтверждает древность этих образов. Такое отношение к змеям связано с их ядовитой природой. В южной Азии змей опасались, но их и заклинали, приручали. Также змей использовали как источник яда. Знаменитый американский фильм «Фреди Крюгер» показывает человека с железными когтями, который с помощью их убивает людей. Также фильмы ужасов кишат вампирами, которые пьют кровь у своих жертв. Но мало кто знает, что отрибутика таких персонажей имеет очеь древние корни, в частности и с казахской мифологией. Жезтырнак – немногословная красивая девушка. Слова «жез» с казахского переводиться как латунь, а «тырнак» означает коготь. Она молчалива, необщительна и очень прекрасна. В нее невозможно не влюбиться. Она на своей одежде носит много серебряных и золотых украшений. В отличие от вампирш и вампиров Европы серебра не боится. На вид она спокойна и даже равнодушна. Смотрит немигающим, пронизывающим взглядом. Руки она прячет под рукавами, пальцы сжимает в кулак, чтобы длинные когти не были видны. Она вечно голодная и, выпросив мяса, с жадностью его съедает. При этом зажимает мясо рукавами, не обнажая своих рук. Когда же человек безмятежно засыпает, она впивается в него своими длинными, латунными когтями и, убив, высасывает всю кровь. Существует поверье о невероятно мстительности жезтырнак. Того, кто убивает ее, начинает преследовать сорель – муж жезтырнак, а если человеку удастся убить и его, то за дело берутся их осиротевшие дети. (мифологические образы в мифологии казахского народа, 7. 08. 2021) В литературе и в фильмах жанра ужасы и мистика встречается такой герой как вампир. В готической фантастике такой как «Сумерки», «Дракула», американский «Ван Хельсинг» вампиры представлены как брутальные живые мертвецы, которые пьют кровь, похищают девушек, превращая их в вампирш и превращаются в летучие мыши. Похожи ли такие вампиры на приведенных кровососов из казахского фольклора выше? Отчасти да, отчасти нет. Их могли взять и из более позднего фольклора румын, венгров. Но корни их уходят в глубь истории фольклора человечества. Есть похожий персонаж восточнославянского фольклора упырь, который более схож с кровососами казахской мифологии, нежели с персонажами готических романов. Фольклорист В. Артемов считает, что слово «упырь», «вампир» имеет общее происхождение. Исходное значение слова связано со словом «нетопырь», то есть летучая мышь – вампир. Есть версия о связи с тюркскими языками татарским убыр – «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу. (Артемов, 2019) Упырь приблизительно соответствует вампиру европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако еще в 19 веке в народном сознании персонажи эти дифференцировались. (Артемов, 2019) Упырь в славянской мифологии живой или мертвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь. Также упырями называли нечистых покойников. Хоронили их подальше от селений. Существовало поверье, что они могут вызвать засуху, голод, мор. (Артемов, 2019) Упыри – блуждающие мертвец, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме. По ночам упыри встают из своих могил и ходят по земле, они могут заходить в дома и пить кровь спящих людей, затем возвращаются обратно в свои могилы до криков петухов. (Артемов, 2019) Если вспомним роман Булгакова «Мастер и Маргарита» то именно крик петуха спас Римского от Варинухи и Геллы, которые как раз и были в облике вампира и упыря. (Булгаков, 2005) Заимствовали ли индо-иранцы образ жестырнак, сорель, жалмауыз кемпір из фольклора тюрок или это общий образ ведьмы точно установить нельзя. Но отношение тюрок и индоевропейцев на протяжении истории могло послужить, что в ранние или более поздние времена, например времена Османской империи образ вампиров мог перекочевать в европейскую мифологию на Балканы. Или эти народы в древнейшие дописьменные времена имели общие образы, которые со временем видоизменились.
|
|||
|