Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Казахский этап



Казахский этап

1 Первый период: 1460-1555 годы. Этногенез современных казахов начался в конце 15 века с появлением на карте Евразии государства «Казак». Это было религиозное образование.

2 Второй период: 1555-1620 годы. Ногайские казахи вошли в состав Большого Казахского народ. И тем самым были объединены роды.

3 Третий период: 1520-1720 годы. Сформировался единый язык и культурный облик казахов.

4 Четвертый период: 1720-1920 годы. Ислам смешенного суфийско-ханифитского толка окончательно внедрился в самосознание, культуру, литературу казахов. Древние мифы переосмыслены в условиях ислама.

5 Пятый период 1920-1990 годы (Кондыбай, 2005).

Казахская мифология очень богата мифологическими образами, мотивами и существами. В ней есть сходство с другими мифологическими системами за счет того, что казахская культура взяла много из культур других народов.

Что же касается литературы, то на казахском языке было мало написано и в основном читали на арабском, а с 19 века на русском, поскольку печатных книг на этих языках было больше. Такие деятели литературы как Абай, Шакарим и их современника писали стихи, поэмы на родном языке мотивы сюжетов, которых брали у арабских, персидских, русских литераторов (Аубакир, Гайнуллина, 2014, Ауэзов, Аймаутов, 1918, Ауэзов, 1934).

Казахская мифология – это, прежде всего, часть тюркской мифологии и в ней есть черты, характерные для мифологии тюркских народов в целом. Тюркская мифология характеризуется следующими чертами, общими для мифологии тюркских народов: шаманизм, духи предков, хозяева мест (духи). Шамана казахов называли бакс (жрец) и помимо религиозной стороны еще занимался лечением. Баксы в основном лечили душевные болезни, возникновение которых объяснялись вселением в тело духа-предка или духа-вредителя. Тогда бакс проводил обряд (камлайн), призывая духа-помощника, которого когда-то приучил и «лечил» (Токарев, 2020).

Фольклористы пантеон мифических существ делят на три группы:

1 доисламский период: албасты (кара албасты, сарыалбасты, сасыкалбасты), сорель, жезтырнак, уббе, конаяк, жалмауыз, жалмауызкемпир, кулдиргиш, мыстанкемпир, айдархан, дэу (дэв) и марту, обыр. (мифология казахов, 7. 08. 2021)

2 исламский период: жын, шайтан, пери (адал пери, арам пери, капир пери, мусулман пери), Жебрейилпериште, Азрейилпериште, шильтен, Су Сулеймен, кыдыраулие. (мифологические образы в мифологии казахского народа, 7. 08. 2021)

3 личные джины у казахских баксов: Кокаман, Надир-Шолпак, Шойынкулак, Шарабас, ер Шойлан (к этим джиннам можно было бы еще добавить Томпакая, Жирентая, Таутайлака, Толыбека, Барлыбая, жаргыша и др., но они, к сожалению, упоминаются только в напевах-сарынак отдельных малоизвестных баксы), сарыкыз или сарышаш, а также уже перечисленные выше ыбылас, шильтены и добрые пери. (мифологические образы в мифологии казахского народа, 7. 08. 2021)

Развитию фольклора способствовал сам кочевой быт казахов. Люди бессильны и беззащитны перед природой. В таких условиях особо ярко развивается воображение и люди стали придумывать волшебных существ, духов мест, при обращении к которым люди становятся менее уязвимыми. Стали придумывать истории о встречи с такими чудищами, которые позднее исследователи казахского фольклора назвали былички.

В исследовании фольклора казахов ученые подчеркивают, что в быличках почти нет внешнего описания сущностей. Еще об этой стороне казахского фольклора А. Диваев писал в работе «Демонологические рассказы киргизов Сыр-Дарьинской области», сделанных в 1897 г., писал: «…К большому сожалению, киргизы (казахи), за редким исключением, в большинстве своем не могут описать, как выглядит эти странные и опасные существа. А если кто из них пожелает сделать это, то делает на редкость скупо, двумя-тремя словами…» (мифологические образы в мифологии казахского народа, 10. 08. 2021). Такая особенность может быть связана с самим жанром «быличка», в которой важна сама встреча с сущностью, а не его внешний вид.

Вот пример былички: «Язгулямцы [охотник зашел в пещеру, год прожил у драконов; вместе с ними лизал стену из леденцов; вернулся, но хранил тайну; один мулла догадался, что охотник был у драконов; охотника стали вешать и он признался; мулла пошел к пещере, стал читать молитвы; два меньших дракона лопнули, но больший его убил; погнался за охотником, лизнул его щеку, мясо сошло до кости, так сухая кость и осталась]: (Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 3: 326-327).

При принятии ислама фольклор подвергся изменению: одни сущности вытеснены вовсе, а другие остались в сказках как персонажи. Многие из них сменили свою характеристику, одни перестали быть опасными, другие, наоборот, стали более страшными. Также пантеон существ был обогащен другими сущностями, пришедшими из персидско-таджикского пантеона, которые как раз и проповедовали ислам в Средней Азии, который они переняли у арабов и адаптировали свой фольклор под новую религию.

Нужно сказать, что исламизация Средней Азии прошла далеко не гладко и не мирно. Мулы гоняли баксов (жрецов) и всячески боролись с суевериями. Баксы, как и шаманы занимались лечением. В основном они лечили психические заболевания, объясняя этот недуг вселением в тело человека души предка или какого-то духа. Леча эти болезни баксы впадали в транс и призывали на помощь своих прирученных духов.

Описав историю развития фольклора казахов, можно приступить к исследованию конкретных персонажей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.