|
|||
Введение. МетодологияВведение
Сейчас есть очень много литературных произведений жанра «фантастика», в которых есть такие существа как эльфы, феи, нимфы, ведьмы, драконы, тролли, орки, водяные, русалки. Сказки Андерсена, сказки братьев Грин, сказки «Тысяча и одна ночь», русские народные сказки, во всех них есть волшебные чудища, существа, которые различаются, но, в целом они имеют общий прототип. Персонажи древних мифов есть и в современных произведениях таких писателей как Толкин, Роллинг, Гоголь, Брем Стокер, персонажи кинофильмов США и другие. Авторы сами придумали своих волшебных чудищ, проработали их черты или взяли за основу образ мифических существ? На этот вопрос и попытаюсь ответить. В данной работе будет речь о мифических существах мировой литературы и о их связи с казахской мифологией. Конечно, авторы мировой литературы придумывали своих персонажей, которые на персонажей мировой мифологии похожи лишь слегка на первый взгляд. Но, если детально разобрать персонаж и контекст, в который его поместили то можно удивиться, обнаружив сходство с древнейшими персонажами мифов. А это происходит потому, что мировая литература, согласно мнению автора статьи, продолжение древнейшего фольклора, с той разницей, что литература – это письменный жанр, а былички, сказки и фольклор в целом устное творчество. В 70-е годы 20 века в науке появилась новая мифологическая школа, которая была основана на работах Ю. М. Лотмана и Е. М. Мелетинского, в которых априори указывается на взаимосвязь литературы и мифа. Ю. М. Лотман полагал, что взаимосвязь мифа и литературы протекает через «переливания мифа» в литературу через изобразительное искусство, ритуалы, праздники (Лотман, Минц, 1982; том II). Е.Д. Турсунов в своей докторской диссертации «Происхождение древних типов носителей казахской устнопоэтической традиции» исследует фольклор казахов и определяет мифологию казахов как «культ аруахов». (Турсунов, 1976). Литературовед Ш.Р. Елеукенов в научном труде «От фольклора до романа-эпопеи» полагает, что «взаимодействие фольклора и литературы – традиционное явление. Оно выступает одним из факторов развития эстетического сознания казахского народа. Выйдя на орбиту романа, литература не отбросила все прежние ступени, в том числе сказочные аллегорические формы. Из этих форм хотелось бы прежде всего рассматривать миф или мифологическое повествование, как один из краеугольных камней эпоса – корневой системы жанра романа» (Елеукенов,1987). В данной работе мы рассмотрим персонажей мировой фантастической литературы и сравним их с персонажами казахских быличек. Термин «быличка» по отношению к мифу употребил фольклорист С. Каскабасов. Он обратил внимание на то, что «миф» в казахской культуре воспринимается как рассказ о мифических предках людей. Такой жанр устного творчества С. Каскабасов назвал быличка. Быличка – это рассказ о встрече конкретного человека с конкретным волшебным существом. Как правило, в быличке нет подробного описания волшебного существа поскольку в нем важна сама встреча человека с сущностью (Каскабасов, 1990). О казахской мифологии писали также такие авторы как Ч. Ч. Валиханов, М. О. Аузов, А. Г. Маргулан, В. Орлов, А. Диваев, Г.Н. Потанин, Т. Асемкулов, С. А. Токаарев (мифологические образы в мифологии казахского народа, 20. 08. 2021). Сейчас можно найти описание волшебных существ казахской мифологии и описание формирование самого фольклора в интернете. Для написания данной работы будет использован метод сравнительного кросс-культурного анализа, который используют в кросс-культурных исследованиях социальные (культурные) антропологи. Этот метод подразумевает под собой рассмотрение конкретного волшебного, мистического существа в казахской мифологии и поиск аналога в мировой литературе и мифологии. Сейчас невозможно взять интервью у писателей мировой литературы, поэтому автор статьи ограничится своим субъективным ощущением мировой литературы и культуры в целом. Цель данной работы показать читателям волшебных существ современной культуры и гипотетическую связь их с одной конкретной мифологией в данной ситуации с казахской мифологией. Актуальность данной темы в том, что будет рассмотрен метод кросс-культурного исследования. В качестве источников будут используемы книги современных писателей, кинофильмы и интернет-источники.
Методология
|
|||
|