Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод и методология



Метод и методология

Задачи, которые стоят перед автором, прежде всего это: 1 поиск и отбор волшебных существ казахской фольклористики; 2 подбор их аналогов в мировой литературе и в фольклористике; 3 сравнительный анализ, который заключается в том, что будут представлены волшебные существа в литературе и их аналоги, волшебные существа казахской фольклористики.

Сначала будет приведена краткая история археологических культур народов Средней Азии и история развития казахской мифологии поскольку мифология – это часть древнейших культур Средней Азии. Затем будут представлены описание персонажей известных фантастических произведений литературы и представлены похожие персонажи казахской мифологии, а также мифологии других народов.

Метод, которым взял автор для проведения исследования называется кросс-культурный. Суть кросс-культурного метода в том, что идет сравнение и анализ конкретных сторон разных культур. В данном случае будет кросс-культурное сравнение волшебных существ казахской мифологии, с подобными волшебными существами мировой литературы, мифологии и кинематографа. История древнейших археологических культур и народов поможет в исследовании тем, что покажет миграции народов и их связь друг с другом.

Метод кросс-культурного исследования очень популярен в социальной антропологии при исследовании какой-либо из сторон мировых культур. С его помощью показывают сходство и различия объектов исследования одних культур с другими, чтобы показать связь, или опровергнуть эту связь древнейших культур с современными. Установить с микроскопической точностью связь волшебных персонажей мировой литературы и культуры с казахской мифологией невозможно, но возможно показать схожесть этих персонажей. Анализ аналогичных персонажей фольклора народов мира поможет определить их архаичность или новизну. Архаичные персонажи мифологии разных народов как правило в целом очень схожи, а вот «новодел» очень отличается друг от друга, несмотря на то, что есть сходство с персонажами древнего фольклора. Получается, что персонажи мифологии разных народов могли быть взяты как модели литературных героев.

На основании метода кросс-культурного исследования основаны работы Дж. Фрэзэра «Фольклор в Ветхом Завете» и «Золотая ветвь», в которых он сравнивает отдельные черты мифологии, религии, ритуалов разных народов мира. В работе «Фольклор в Ветхом Завете» автор сравнивает мифы о потопе, происхождении человека разных народов мира с целью определить частоту встречаемости этих мотивов у разных народов на разных континентах (Фрэзэр 1989).

Большинство литераторов берут на основу своих фантастических произведений древнейшие мотивы фольклористики. Можно привести конкретные примеры. Александр Сергеевич Пушкин за основу своих сказок в стихах брал сказки, которые ему рассказывала его нянечка. А Николай Васильевич Гоголь сам собирал на Украине древнейших фольклор, который позже пошел за основу его произведений.

Гете написал своего «Фауста» на основе немецких сказок и рассказов, которые были в устном фольклоре того времени.

Брем Стокер взял за прототип героя романа «Дракула» румынского князя Владислава Цепеша колосаженца, который прославился своей немыслимой жестокостью, которого простой народ прозвал Дракулой, что означает черт.

Примеров можно приводить до бесконечности. Приводя персонажей мировой литературы и мифологии, их сравнение с конкретными персонажами казахского фольклора и есть суть метода кросс-культурного исследования.

 

Результаты и обсуждение

 

Прежде чем приступить к вопросу появления существ фольклора Казахстана в мировой литературе нужно рассказать о развитии самой мифологии. Мифология – это порождение культуры, это неотделимая часть культуры и религии. На вопрос: «Что такое мифология?» можно найти много ответов и версий. Темой мифология занимались и занимаются мифологи и фольклористы. О том чем термин «мифология» отличается от термина «фольклористика» существуют множество исследований. О том, кто и зачем изобретает мифологию можно говорить бесконечно. Но, факт ее существования говорит о том, что она нужна человечеству.

В данной работе речь пойдет о появлении мифологических существ во всемирной литературе и о связи этих персонажей с мифологией казахов. Мифология казахов имеет глубокую историю, связанную с народами Средней Азии и с формированием казахов как отдельного этноса. Развитие мифологии отдельного народа, в данном случае казахов, связана с историей становления и самоидентификация казахов как отдельного народа.

Средняя Азия имеет древнейшую этническую историю. Она была населена различными народами с глубокой древности. Этническая история Средней Азии очень сложна и до сих пор плохо изучена. В данной работе будет дан краткий обзор этнической истории и археологии. Это необходимо для понимания развития мифологии в целом, поскольку мифология тесно связана с людьми.

История мифологии современных казахов подразделяется учеными на несколько этапов:

1) Прототюркский. С конца неолита по 3-1 века до Р. Х.

2) Тюркский. С 3-1 веков до Р. Х. по 14-15 века от Р. Х.

3) Казахский. С 15 века от Р. Х. и по сей день (Кондыбай, 2005).

Прототюркский (конец неолита - 3-1 века до Р. Х.)

Характерен отсутствием письменных источников. Его делят на:

1) Первый неолитический экстерриториальный период. 6-5 тысячелетие до Р. Х. Гиперборейский период, когда жрецы создали «технологию чтения Абактамги», с помощью которой смогли создать мифологический язык.

2) Второй энеолитический период. 5-3 тысячелетие до Р. Х. Его подразделяют на два периода: 1) теоретическое существование протоэламского-протодравидского-прототюркского языков в Северо-Западном Иранском регионе в составе Куро-Аракской энеолитической культуры (в 5-4 тыс. до Р. Х.). 2) существование прототюркских культур на юге Туркмении и Бактрии (юг Узбекистана и север Авганистана) (3-2 тыс. до Р. Х.)

3) Третий период эпоха бронзы. 2 тыс. до Р. Х. (17-18 века до Р. Х. – 9-10 века от Р. Х.).

Появление индоевропейцев в степях восточнее Волги. Поэтапные миграции индоевропейцев: 1) прототохарская в конце 3 тыс. до Р. Х, 2) индоарийская 19-15 века до Р. Х., 3) иранская в 12-9 веках до Р. Х. Характеризуется разрушением территориальной целостности прототюркского языка в Казахстане и в Средней Азии. Прототюркский язык разделился на две крупные ветви: 1) восточно-прототюркский язык Алтая-Саянского региона. Носители этой ветви постепенно двигались и расселялись в монгольские степи вплоть до территории расселения древних китайцев; 2) западно-прототюркский язык. Сначала он подвергся влиянию древне-индоевропейского языка, затем – индоарийского, а после, в течение 1 тыс. до Р. Х. древнеиранских языков, в результате этого сильно иранизировался. Носители этого языка по этнографическим признакам, по культуре, хозяйству, искусству, мифа-религиозным представлениям были близки к индоиранцам. Поэтому, когда речь идет об этнической принадлежности древних андроновцев, поздних скифов, саков, массагетов, савроматах, усуней то тут точно сказать нельзя, что они были иранцами. С таким же успехом эти древние народы могли быть тюрками. Ведь археологические данные бронзового пека, традиционно интерпретируются с текстами Авесты и Ригведы, можно интерпретировать как прототюркские (Кондыбай, 2005).

4) Раннекочевой или железный век (1 тыс. до Р. Х. 1-2 века от. Р. Х).

Существования восточно-прототюркского и западно-прототюркского языков в разных регионах. Народы западно-прототюркских языков жили в казахской степе и в Средней Азии, в среде либо по соседству с восточноиранкими народами, в культурном плане тяготели к древнеиранскому миру. А народы восточно-прототюркских языков жили в монгольских, саянских, китайских степях, культурно тяготевшие к древнекитайскому миру (Кондыбай, 2005).

Тюркский этап (3-1 века до Р. Х. по 14-15 века от Р. Х).

1 первый период Урумский 1-5 века от Р. Х (Кондыбай, 2005).

Восточно-прототюрскские племена начали заселять территорию Казахстана. Они начали смешиваться с местным населением: 1) ираноязычными, 2) с западно-прототюркскими народами, 3) угороязычными народами. В результате сформировался древнетюркский язык булгаро-хунского типа, который распространился от Алтая-Тарбагатайского региона до Волги и Дона (Кондыбай, 2005).

2 второй период раннедревнетюркский 6-14 века от Р. Х.

Появление в 552 году Тюркского каганата. Завоевания Чингисхана 12-13 века от Р. Х (Кондыбай, 2005).

3 третичный период – эпоха есен-казахов. 14 век от Р. Х.

В 1312 голу хан золотой Орды провозгласил ислам государственной религией. С этого времени окончательно решен вопрос религиозной принадлежности казахской части Великой Степи (Кондыбай, 2005).

В середине 14 века в Мангистау-Устюртском регионе образуется аморфная «малая конфедерация» групп степных изгоев – первых казачествующих людей «казак». Этническую основу группы составляли кипчакоязычные субстраты – потомки диких половцев, аланов и туркмен. Именно они сохранили урумскую информацию, создали новую мировоззренческую идею, адаптированную к требованиям исламской и суфийской веры. Это стало начальных источником казахской, ногайской, узбекской, туркменской, каракалпакской культуры (Кондыбай, 2005).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.