Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Берестнев 1 страница



Содержание занятия

• Разминка. Интеллектуальная игра «Цепочка добрых слов». Из игры выбывает тот, кто прервет цепочку.

 

 

• Литературные исследования детей «Что такое доброта?».

Из большого количества знакомых детям художественных

произведений (сказок, рассказов, книг-картинок) предлагается выбрать те, в которых добро побеждает зло и прославляется.

Дети вспоминают героев, события, содержание. Из выбран­ных книг выстраивают «Галерею доброты». Необходимо поощ­рять желание детей называть любимые книги, коротко расска­зывать о происходящих событиях, давать им оценку.

• Чтение стихотворения В. Чудимова:

Я сняла рукавички,               Проскакав по дорожке,

Корм лежит на ладошке.      В небо след прочертили...

Прилетели синички,              А вы птичек с ладошки

Все склевали до крошки... Никогда не кормили?

• Беседа по вопросам:

- Можно ли проявлять доброту к животным, растениям? Как это нужно правильно делать?

- Какие добрые поступки вы совершали в своей жизни?

- А приходилось ли вам совершать поступки, которые нель­зя назвать добрыми?

- Если бы ты был волшебником и у тебя была волшебная палочка, то какие добрые поступки ты совершил бы для других людей? для себя?

• Рассказы детей из собственного опыта «Как я совершал добрые поступки...».

• Дидактическая игра «Добрые картинки».

Из группы сюжетных картинок выбрать те, на которых изо­бражены хорошие поступки детей и взрослых, и точно обозна­чить словом нравственную категорию: доброта, забота, щед­рость, вежливость, справедливость, смелость, трудолюбие и т. д.

Дети делятся на микрогруппы, поощряется инициативность и самостоятельность в коллективном обсуждении, совете, при-

 

 

нятии общего решения, умение высказывать собственную точку зрения, отличную от других.

• Почему мы так говорим: «Доброму все друзья»?

• Имитационная игра «У Мазаля».

Выбирается водящий «дед Мазаль», остальные участники игры договариваются, какое нравственное качество они будут описывать с помощью жестов, мимики, движений. Водящий должен его отгадать.

Игра сопровождается словами:

Дети.  Здравствуй, дедушка Мазаль,

С длинной белой бородой.

С карими глазами, с белыми усами.

Мазаль. Здравствуйте, детки!

Где вы были? Что делали?

Дети.  Где мы были, вам не скажем,

А что делали, покажем!

При выполнении движений дети проявляют индивидуальное творчество.

• Рефлексия в кругу «Что нового сегодня я узнал на занятии?».

Совместная деятельность.

• Чтение произведений В. А. Сухомлинского «Бабушка отды­хает», «Как белочка дятла спасла», «Капля воды».

• Заучивание наизусть (на выбор).

                               ЗИМНЯЯ СТОЛОВАЯ

На полу у печки           И прибили под окном

Я сбивал дощечки.        С коноплею и пшеном.

Мой братишка очень мал, Прилетели птицы:

Тоже гвозди забивал.             Снегири, синицы,

Напылили, насорили,   Похвалили новую

Но кормушку смастерили. Зимнюю столовую.

А. Берестнев

 

 


ДРУЗЬЯ

Если плачет кто-то рядом,        И спросите: «Почему?»

Если слезы льются градом,         Это, дети, сделать надо - Подойдите вы к нему Плакать плохо одному.

Душан Радович

Организация предметно-развивающей среды.

• Книжная галерея детских произведений о разных нравст­венных качествах человека.

• Сюжетные картинки, модели, пиктограммы с правилами поведения в центре художественно-речевой деятельности.

Тема «КАКОЙ ОРГАН САМЫЙ ВАЖНЫЙ?»

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоро­вью, практический опыт ухода за своим телом.                                                                                                       ,

Содержание занятия

• Психогимнастика «Встречаем друзей».

Давай помашем рукой -

Вот так! (Дети машут правой рукой,

приветствуя друг друга.)

Обеими вместе дружней - Вот так!

Давайте обнимем соседа - Вот так! (Обнимают соседа с одной стороны.)

Давайте обнимем другого - Вот так! (Обнимают соседа с другой стороны.)

Давайте обнимемся вместе, дружней!

(Обнимают соседа и слева, и справа.)


Вот так мы встречаем друзей!

Давайте подпрыгнем на месте - Вот так! (Прыгают на месте.)

Давайте подпрыгнем еще раз - Вот так!

Давайте подпрыгнем все вместе дружней - Вот так мы встречаем друзей!

Вот так!

• Рассказ стоматолога «Как нужно беречь свои зубы?».

• Придумывание и зарисовка в «дневничках-здоровячках» моделей, пиктограмм, схем и рисунков правил ухода за своими зубами.

• Веселый практикум «Почистим зубки друг другу».

• Игра-драматизация по произведениям К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

• Шутливый экзамен по теме «Как я забочусь о своём теле».

Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ

команда получает жетон.

- Какой орган у человека самый важный?

- Какую пасту для чистки зубов вы используете?

- Считаете ли вы, что жевательная резинка заменяет зубную пасту? Всегда ли надо верить рекламе?

- Что такое беречь зрение?

- Назовите основные правила ухода за глазами.

- Как чистые руки сохраняют здоровье организма?

- Почему взрослым можно отращивать ногти, а детям нет?

- Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?

• Дегустация лечебных сортов чая из лекарственных трав с медом, лимоном, малиновым вареньем.

• Рефлексия в круге «Какие выражения можно использовать для пожелания здоровья друг другу?». (На здоровье! Будьте здоровы! Выздоравливайте!)

 

Совместная деятельность.

• Рисование себя с помощью зеркала.

• Дидактические игры и игровые тренинги, направленные на формирование у старших дошкольников мотивации к укреп­лению своего здоровья.

• Праздники, спортивные праздники, пешие экскурсии, походы.

• Дети обучают несложным правилам ухода за своим телом игровых персонажей.

Организация предметно-развивающей среды.

• Подбор детских энциклопедических изданий о здоровье.

• Фитокафе.

• Таблицы с правилами ухода за зубами, глазами, руками.

Тема «КАК ПОМИРИТЬСЯ
ПОСЛЕ ССОРЫ ПО ПУСТЯКАМ?»

Цель: формировать знания об адекватных, социально при­емлемых способах выхода из конфликтных ситуаций, о друже­ских взаимоотношениях, умение использовать их в жизни.

Содержание занятия

• Игра-разминка «Сороконожки».

Дети встают друг за другом в линию и крепко обнимают друг друга за талию. Далее выполняют движения. на слова: «Друзья сороконожки бежали по дорожке. Бежали, бежали, друг друга держали. И так крепко обнимали, что едва мы их разняли!».

Воспитатель или, в дальнейшем, водящий-ребёнок делает по­пытку разъединить детей, цель которых - удержаться.

• Чтение стихотворения А. Кузнецова-.

ПОССОРИЛИСЬ

(отрывок)

Мы поссорились с подругой И уселись по углам.


Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

• Философские рассуждения на тему «Что такое ссора по пус­тякам?».

• Проблемная ситуация «Как можно помириться после ссоры?». - Как вы думаете, чем закончилась история про девочек?

• Продолжение чтения стихотворения «Поссорились»:

...Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

• Драматизация английской песенки в переводе С. Я. Маршака (домашнее задание):

КОТЯТА

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь? Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела под окном.

 

• Прослушивание музыкальных произведений Д. И. Каба­левского «Плакса», «Злюка»; зарисовка образов Злюки и Плаксы.

• Вопросы детям:

- Кем бы вам хотелось быть больше: Злюкой или Плаксой? Цель: формировать критичность мышления.

• Игра-соревнование (командная) «Кто вспомнит больше мирилок?».

Мирись, мирись, мирись И больше не сердись!

(Слова произносятся в такт движениям рук, сцепленных мизинчиками.)

Скучно, скучно нам сидеть Друг на друга не глядеть.

Помириться нам пора - Начинается игра!

(Дети рассказывают первые две строки, отвернувшись друг от друга, дальше - крепко взявшись за руки.)

Мы ссорились, мирились и спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!

(О движениях дети договариваются в парах заранее.)

Мы поссорились немножко.

Бросим ссору мы в окошко.

Будем вместе дружно играть И про ссору не вспоминать!

Дуться, драться не годится!

Надо, надо помириться!

Мир, мир - навсегда!

Ссора, ссора - никогда!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинай дружить опять!


(На первую строку - пальцы детей соединяются по очереди, начиная с мизинцев, на вторую - рукопожатия правыми и ле­выми руками.)

На столе лежит звезда, наша дружба навсегда!

Ехали на лодке, кушали селедку,

А селедка не годится, надо, надо помириться.

• Рефлексия в кругу: «Сегодня я научился...».

Совместная деятельность.

• Чтение с последующим обсуждением рассказов К. Д. Ушин­ского «Сила, не право», Л. Н. Толстого «Лев и собачка», «Был у Пети и Миши конь».

• Просмотр мультфильма «Как в лесу поссорились грибы и ягоды», фрагмента из мультфильма «Трое из Простоквашино» (ссора кота Матроскина и Шарика).

• Рисование лучшего друга.

Организация предметно-развивающей среды.

• Правила дружной и честной игры в рисунках.

• Оформление и дополнение центров: «Самоделкин и его мастерская», «Юным модницам и рукодельницам».

Тема «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?

ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»

Цель: формировать рефлексию ценностных ориентиров «Что такое хорошо? Что такое плохо?», определяющих целевой компонент поведения ребёнка.

Содержание занятия

• Игра-разминка «Добрый бегемотик».

Дети встают в одну шеренгу, кладут руки на плечи впереди стоящего. Педагог предлагает представить себе, что все они

 

вместе «добрый бегемотик», и выполнить следующие движе­ния: Бегемотик отправляется на прогулку по группе; приседает, гладит своего соседа по плечу, голове, спине, руке, ножке.

Движения сопровождаются позитивными установками: «Ты самый красивый (красивая), самый добрый (добрая), веселый, шаловливый, смешной, заботливый и т. д.». Поощряется ини­циатива детей при придумывании новых эпитетов.

• Чтение произведений о дружбе (на выбор).

КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку, Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

В. Осеева

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали за­водные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

- Моё! Моё! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

- Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему стало скучно.

- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

В. Осеева


ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ СКУЧНО

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает се­стра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по раз­ным углам, но скоро им стало скучно.

К. Д. Ушинский

- Отчего детям стало скучно?

• Вопросы для обсуждения:

- Кого называют настоящим другом?

- Почему случается так, что друзья уходят?

- Знаете ли вы, как называется состояние человека, когда он остается один, без друзей?

- Назови своих друзей. А кому друг ты?

• Игра «Вежливые паутинки» (с мячом).

Дети бросают друг другу мяч, стоя в кругу, и называют при этом «вежливые» слова.

• Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» с помощью пиктограмм. Дети в микрогруппах сами определяют их содержа­ние и средства выразительности.

Поссорились чашка и блюдце.

Сейчас они разобьются,

Скоро в кухне, на полке,

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно - Это очень опасно.

• Игры с зеркалом на повтор эмоционального состояния ска­зочных героев (можно использовать фотографии детей): гнева, радости, удивления, доброты, любви, страха, заботы, грусти.

Задание детям: придумайте свою маску, покажите ее всем.

• Чтение по ролям стихотворения В. Маяковского «Что та­кое хорошо и что такое плохо?».

 

 

• Зарисовка на отдельных листочках собственных впечатле­ний, знаний о хороших поступках, привычках в поведении.

• Коллективное оформление «Азбуки для хороших детей в рисунках и воспоминаниях».

Совместная деятельность.

• Чтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», расска­зов Л. Н. Толстого «У бабки была внучка», «Старый дед и вну­чек», «Муравей и голубка».

• Разучивание психогимнастических этюдов «Пирамида любви».

• Игры-драматизации по произведениям В. Маяковского «Кем быть?», А. Л. Барто «Игрушки».

• Решение моральных дилемм, проблемных ситуаций (спе­циально моделируемых и реальных).

• Ежедневное «взвешивание» мешочка с хорошими поступками.

• Организация «вежливых» дней, вечеров творчества на­стоящих друзей, проведение праздников заботы о домашних животных, вселенской честности и т. д.

Организация предметно-развивающей среды.

• Центры сюжетно-ролевых игр, уголки ряженья.

• Рекреации для общения и игр детей в малых группах.'

Тема «НИЧТО НЕ СТОИТ ТАК ДЕШЕВО

И НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО, КАК ВЕЖЛИВОСТЬ»

Цели: формировать и обогащать опыт общения детей со взрос­лыми и сверстниками; расширять эмоционально-нравственный словарь.

Содержание занятия

• Ролевая коллективная эмпатийная инсценировка сказки Э. Мошковской «Вежливое слово» для малышей и взрослых.


Вдруг ворвался Косолапый, Отдавив хвосты и лапы.  Стукнул Зайца пожилого... - Касса, выдай мне билет! - Ваше вежливое слово? - У меня такого нет! - Ах, у Вас такого нет? Не получите билет! - Мне билет! - Нет и нет! Не стучите, не кричите, До свидания, привет! Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами, И ушёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода  Очень вежливое что-то... Развернула и стряхнула, И чихнула, и вздохнула: - Ах, слова какие были! И не мы ли их забыли? «Изволь», «позволь»... Их давно уж съела моль!  Бедные «пожалуйста», Что от них осталося? Театр открывается! К началу все готово!
ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются За вежливое слово.

В три часа открылась касса, Собралась народу масса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой...

- Подходите, Ёжик!

Ёжик, Вам билет в каком ряду?

- Мне поближе, плохо вижу,

Вот спасибо! Ну, пойду.

Говорит Овечка:

«Мне одно местечко!

Вот моё “благодарю” - Доброе словечко».

Утка: «Кряк! Первый ряд!

Для меня и для ребят!»

И достала Утка «Доброе утро!».

А Олень: «Добрый день!

Если только Вам не лень, Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке Дайте лучшие места.

Вот моё “Пожалуйста!”».

И вдруг, отпихнув старух, Стариков,барсуков, бурундуков,

 66



Билеты предлагаются

 За вежливое слово!

Вот уже второй звонок! Медвежонок сбился с ног, Подбегает к кассе:

- До свиданья, здравствуйте,

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир дает билеты, -

Не один, а целых три!

- С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять!

И кассир дает билеты, -

Не один, а целых пять!

- Поздравляю с днём рожденья! Приглашаю вас к себе!

И кассир от восхищенья Постоял на голове.

И кассиру все под силу,

Очень хочется запеть: «Очень-очень-очень-очень,

Очень вежливый медведь!»

- Благодарен, извиняюсь!

- Славный парень!

- Я стараюсь.

- Вот какая умница!

Вот идёт Медведица,

И она волнуется,

И от счастья светится!


- Здравствуйте, Медведица! Знаете, Медведица,

Славный Мишка, Ваш сынок, Даже нам не верится!

- Почему не верится? - Говорит Медведица. - Мой сыночек молодец!

До свидания!

• Конкурс чтецов стихотворений о вежливости.

• Загадки в стихах.

МАША ЗНАЛА СЛОВ НЕМАЛО

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит рядом,

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят. (Спасибо.)

ВСТРЕТИЛ ВИТЮ Я, СОСЕДА...

Встретил Витю я, соседа...

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но представьте - зря от Вити Ждал я слова... (извините).

А слово-то какое - очень дорогое!

• Рефлексия «Что важное и главное для себя я сегодня понял?». .

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема «ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: помочь ребёнку сформировать положительное отно­шение к своему имени, осознать себя отдельно от других людей.

Содержание занятия

• Загадка: «Тебе дано, а все им пользуются».

• Игры: «Ласковое имечко», «Как растёт моё имя?».

• Рассказы детей на тему «Можно ли жить без имени?».

• Проблемная ситуация: «Знаете ли вы...

...почему вас так назвали?

...что означает ваше имя?

...что можно узнать о человеке по имени?».

- Всегда ли вас одинаково называют?

• Рассказ воспитателя о том, как на Руси давали имена, что они означали, о новых именах XX века.

• Обыгрывание ситуаций: «Как можно обращаться к дру­зьям? знакомым взрослым? незнакомым взрослым?».

• Почему мы так говорим: «Без имени ребёнок - чертёнок», «С именем - Иван, без имени - болван», «Береги свое имя смо­лоду», «Лёгок на помине», «Помяни по имени, а он тут как тут»?

• Проблемная ситуация.

- Представьте себе, что все человеческие имена убежали с планеты Земля. Как стали бы обращаться люди друг к другу?

• Игра «Придумай имя».

• Домашнее задание: узнать, как называют людей с одинако­выми именами; рассказать о своих знаменитых тёзках.

Совместная деятельность.

• Чтение произведений и их обсуждение: Б. Житков «Как меня назвали», Г. Юдин «Рыжий город», Н. Носов «Приключе­ния Незнайки» («Как Незнайка стал поэтом»).

 

 

• Составление рассказов «Как я берегу своё доброе имя смо­лоду?».

• Разгадывание ребусов «Отгадай имена».

• Игры: «Как можно назвать нас по-разному?», «Путешествие по миру», «Письмо в будущее» (с придумыванием имён будущего).

• Подвижная игра со скакалкой или мячом «Я знаю пять имён мальчиков», «Я знаю пять имён девочек».

• Домашнее задание (родителям): побеседуйте с ребёнком о его прошлом, которое он не помнит, но которое должно начать жить в нем радостными воспоминаниями. Пусть узнает, как ему выбирали имя. Почему его так назвали? Кто еще из родственни­ков или близких носит такое же имя? Вспомните вместе с ре­бёнком известных людей с таким же именем.

• Совместно с родителями в «Альбоме ребёнка» оформить следующие страницы:

1- я. Как растет моё имя.

2- я. Мои знаменитые тёзки.

3- я. Как я берегу своё доброе имя.

На страницах альбома можно разместить любимые потешки, дразнилки, стихи, песенки детей, в которых встречаются их имена.

Организация предметно-развивающей среды.

• Создание «Книги имен» (значение имени, какими склонно­стями награждает человека то или иное имя, великие тёзки, ино­странные имена, сказочные имена, имена и время).

• Мобиль «Наши имена».

• На стенде «Ребёнок недели» оформить и ввести рубрики: «Как меня называют дома», «Какое ласковое имя тебе больше всего нравится?», «Значение имени».

• Плакаты с пословицами об именах, карточки (3^4 на каж­дого ребёнка) с различными вариантами имени.


Кроссворды, ребусы к занятию

Кроссворд «Имена девочек из сказок и стихотворений»


 

По горизонтали:

1. Мала росточком, родилась в цветочке. (Дюймовочка.)

2. В речке тонет мяч. Чей раздался плачь? (Таня.)

3. Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

И лишь только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

4. Пусть тяжело вперед идти,

Но Кая я должна спасти. (Ггрда.)

Если ты решишь кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтешь отгадку к загадке:

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

Он, сам того не ведая, несет ее домой. (Маша.)

Кроссворд «Имена мальчиков из сказок»


 

 

По горизонтали:

1. Мальчик, которого увезла в свой дворец Снежная короле­ва. (Кай.)

2. Братец Алёнушки, превратившийся в козленочка. (Ива­нушка.)

3. Деревянный человечек. (Буратино.)

4. Вместе с Карлсоном он прыгал с крыш. (Малыш.)

5. Его гном превратил в маленького человечка. (Нильс.)

6. Мальчик-луковичка. (Чиполлино.)

7. Житель Цветочного Города, побывавший на Луне. (Не­знайка.)

Если ты решишь кроссворд правильно, то прочтешь в выде­ленных клеточках по вертикали имя толстяка, живущего на кры­ше и летающего выше всех. (Карлсон.)

Ребусы «Отгадай имена»


 


 



Ответы: 1.Захар 2. Галя 3. Леонид 4. Семен 5. Света 6. Костя 7. Елена 8. Игорь 9. Рената 10. Назар
11. Зоя 12. Майя 13. Игнат 14. Иван 15. Марк 16. Вера 17. Павел 18. Савелий 19. Макар 20. Роман
21. Руслан 22. Анастасия 23. Клава 24. Ростислав 25. Юля 26. Нина 27. Василиса 28. Адам 29. Антон 30. Тарас
31. Трифон 32. Платон 33. Наум 34. Олег 35. Маша 36. Влас 37. Матрена
Тема «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ»

Цели: познакомить с положениями Конвенции о правах ре­бёнка; развивать умение осознавать свою индивидуальность и уни­кальность; воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

Содержание занятия

• Игра в кругу «Я знаю имена друзей».

• Рассказы детей: «Зачем человеку имя?», «Как появляется имя у человека?», «Кто вам дал имена?».

• Рассказ воспитателя о том, как можно доказать, что ваше имя вам дали при рождении. Знакомство со свидетельством о рождении воспитателя. Что такое отчество? маменство?

• Игра «Назови своё отчество и маменство».

• Создание документа ребёнка группы по совместно вырабо­танной модели.

• Домашнее задание: узнать, в каких случаях пользуются свидетельством о рождении. Какие еще бывают документы у детей?

Совместная деятельность.

• Беседа «История появления имен».

• Чтение Конвенции о правах ребёнка.

• Придумывание рассказов на тему «Как я понимаю “право на имя”?».

• Изготовление детских «документов» для сюжетно-ролевой игры (водительские права, пропуск, заграничный паспорт, чита­тельский билет и т. д.), именных визиток.

• Развлечения «Именины», «День рождения».

• Философские рассуждения «Почему люди дразнятся?» (о неприятном и полезном).

• Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Поездка за грани­цу», «Почта».


• Подвижная игра «Я знаю пять имен-отчеств своих родных».

• Игры: «Придумай имя», «Поменяемся именами».

Организация предметно-развивающей среды.

• Музей документов взрослых (свидетельство о рождении воспитателя, старые документы родителей).

• Паспорт группы.

• «Документы», изготовленные детьми: водительские права, пропуски, заграничные паспорта, читательские билеты.

• Бейджики для детей и взрослых с разными вариантами имён (имя, ласкательное имя, имя и отчество, имя и маменство).

• Групповой портрет детей с именами вместо фотографий.

Игротека к занятию
Как нас можно назвать?

Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка. Старших детей можно попросить написать свои имена на кар­точках, а малышам напишите их сами.

«А теперь, - говорите вы, - по кругу, по очереди будем пе­речислять возможные ласковые формы наших имен. Все имена запишем. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Нико, Колюня и Колюшка, дед называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Друзья во дворе - Колькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть».

Дети подсказывают: «Кольча, Николенька, Николаша». Ко­линых имен оказалось одиннадцать!

Дальше сидит Ваня, он перечисляет свои имена: «Иван, Ва­нятка, Ванюшка, Ванечка, Иванка, Ванюша». Дети подсказывают и продолжают: «Иванушка, Ивашка». Насчитали девять имен!

За Ваней ждет очереди девочка Саша. Саша сообщает, что дома ее зовут Шурик, Шурочка, Шурёнок, Шурка, Сашок

 

 

и Сашуля. Дети вспоминают, что Сашу называли еще Александ­рой, Александриной, а Сашин дедушка однажды назвал ее Са- шенция!

Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру.

Призы достаются владельцу имени с самым большим количе­ством форм и тому, кто придумал больше вариантов.

Именины (игра без слов)

Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети - «дарители». Именинник выби­рает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (на­пример, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, коро-< на, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (кон­фета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т. п.). Именинник дол­жен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем вы­бирается новый «именинник».

Информация для воспитателя. Дошкольники младшего и среднего возраста обычно дарят вещи, а дети старшего возрас­та предлагают в качестве подарка нравственные качества: неж­ность, заботу, дружбу. Например: именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игру­шек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель: «У нас сегодня именинник - неизвестный ска­зочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно по­дарить?»

 

Вопросы для беседы после игры:

«Имениннику»: Какие подарки больше всего понравились?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.