|
||||||
Тема «ВСЕГДА ЛИ ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО?»Стр 1 из 6Следующая ⇒
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ Автор-составитель О. Р. Меремьянина Волгоград
Рецензенты: Л. С. Колмогорова, профессор, доктор психологических наук, заведующая М. В. Прохода, главный специалист отдела социальной реабилитации и специального
Развитие социальных навыков детей 5-7 лет : познава- Р17 тельно-игровые занятия / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2013. - 142 с. ISBN 978-5-7057-3342-2 Предлагаемые познавательно-игровые занятия циклов «Кто я? Какой я?», «Мир моих отношений», «Я и мое здоровье» построены на основе интеграции образовательных областей «Здоровье», «Познание» и «Социализация» и направлены на развитие социальных навыков у детей 5-7 лет. Содержание их гибко, что позволит педагогу изменять структуру, выбирать игру, текст художественного произведения, упражнение, реагируя на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету. Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учреждений, а также в учреждениях общего и дополнительного образования, осуществляющих процесс предшкольной подготовки в соответствии с ФГТ. УДК 372.3/.4 ББК 74.100.5 Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ№ 16 от 16.01.2012 г. ISBN 978-5-7057-3342-2 О Меремьянина, О. Р., автор-составитель, 2009 © Издательство «Учитель», 2009 © Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Последнее издание, 2013 Зарождающаяся субъектность ребёнка, его стремление к самостоятельности и одновременное осознание, осмысление ограниченности собственных возможностей требуют создания таких психолого-педагогических условий, в которых определено его собственное место и место взрослого. Наиболее целесообразным представляется вариант «проживания» ребёнка в дошкольном учреждении именно с позиции его участия в разных видах «событийного» (В. И. Слободчиков) взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Основанием для создания в ДОУ единой образовательной среды являются позиции взаимодействия взрослого и ребёнка, описанные в исследованиях Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко: - позиция фасилитатора, в которой взрослый помогает ребёнку овладеть информацией, способами и средствами' деятельности, находящимися за пределами его самостоятельных возможностей; - позиция «равного партнера», включенного в деятельность вместе с детьми; - позиция «создателя» предметно-развивающего пространства ребёнка. Позиции тесно интегрируют, взаимодополняют друг друга, однако каждая из них существует и самостоятельно, имея свои цели, задачи, структуру, формы и содержание. С учетом выделенных позиций образовательный процесс с детьми строится следующим образом: 1) специально организованное обучение в форме занятий; 2)совместная деятельность взрослого с детьми, организуемая в непринужденной форме; 3) свободная самостоятельная деятельность детей. Именно с учетом этих позиций структурировано содержание деятельности в предлагаемом пособии. Каждый блок занимает свое место в педагогическом процессе, интегрируя, взаимообо- гащая и дополняя их, а также имеет самостоятельное значение для наиболее успешного решения тех или иных развивающих задач. Организация занятий с дошкольниками предполагает формирование у педагога установки на уникальность ребёнка, учёт и принятие его ценностей, опыта, субкультуры, использование методов и приёмов, позволяющих слить воедино мир объективных знаний с миром ребёнка. Обогащению социального опыта детей способствует общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте это общение позволяет оценить поступки, поведение сначала других, а затем свои. Образ другого становится для дошкольника «той самой шкалой» (В. И. Слободчиков), позволяющей сравнивать свои поступки, действия, поведение с другими, осуществлять поиск отношений с ними, способов взаимодействия, общих норм, овладевать опытом социально приемлемых способов выхода из конфликтных ситуаций. Потребность ребёнка в общении со сверстниками наиболее эффективно реализуется в предметно-развивающем пространстве, организованном по законам эргономики (Л. Д. Чайнова) и обращенном к потребностям ребёнка в самопознании. В процессе деятельности дети чаще встречаются с необходимостью самостоятельно распределять роли и задания, начи-
нают осознавать свое участие в общем деле, качественно выполнять часть работы, понимать, что от этого зависит общий результат. Именно в коллективном разрешении конфликтных ситуаций происходит смена позиций с «я сам для себя» на позицию «я для других», формируется позиция субъекта общей деятельности, элементы определяющей рефлексии. В совместной творческой деятельности зарождаются первые игровые сообщества как культурное новообразование старших дошкольников, преодолевается детский эгоцентризм. В позиционном взаимодействии с ребёнком взрослый занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, гибко меняет стратегию, выполняя функции то организатора-фасилитатора, то игрового партнера, то создателя предметно-развивающего пространства, на которое педагог косвенно проецирует развивающие задачи и те, которые детьми не осознаются ввиду особой привлекательности и разнообразия форм деятельности. Актуальность и практическая значимость пособия состоит в том, что направленность его содержания, методов и приемов позволяет ребёнку приобрести начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, среди которых и познавательные ценности, помогающие ребёнку открывать новое в знакомом и знакомое в новом, вычислять простейшие закономерности, осознавать их непреложный характер. Познавательные ценности стимулируют возникновение у детей интереса к собственной жизни, к себе, своему имени, телесным возможностям, полоролевому образу, формируют понимание и осознание своего прошлого, настоящего и будущего, положительное самопринятие; коммуникативные ценности осваиваются и формируются у дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Использование разных способов организации детского коллектива - фронтального, группового, взаимодействия в парах - способствует формированию детской общности, готовности к принятию «педагогической позиции» обучающего других, к самостоятельным действиям в нестандартных, ненормированных условиях, требующих позиционного самоопределения; ценности переживания позволяют дошкольнику осмыслить и осознать собственные эмоции, внутренние переживания, точно определить их словом, понять настроение других и строить свое поведение, общение с учетом их эмоционального состояния. Пособие поможет педагогам не только сформировать грамотность, поведенческую компетентность, но и приучить к рефлексии (сравнивающей, определяющей), что очень важно на этапе перехода старших дошкольников к систематическому обучению в школе. Система занятий выстроена с учетом зоны ближайшего и перспективного развития ребёнка - «это не завтрашний день» дошкольника, как часто трактуется идея Л. С. Выготского, а его сегодняшний уровень, достигнутый в условиях сотрудничества со взрослыми. Вариативность планирования занятий обеспечивает дополнительный подбор методического содержания: притчей, моральных дилемм и проблемных ситуаций, тестовых заданий, художественных произведений для чтения и заучивания наизусть, словесных, эмпатийных игр, игр по эйдетике. Автор выражает благодарность творческому коллективу педагогов-исследователей МДОУ № 109 Октябрьского района г. Барнаула и его руководителям: зав. МДОУ Н. Г. Ивлевой, старшему воспитателю О. В. Макрушиной. В пособии использованы материалы из опыта работы воспитателя Т. А. Ощепковой, тифлопедагога В. Е. Остросаблиной, логопеда Н. Н. Тарасовой МДОУ № 50 ЦРР Железнодорожного района г. Барнаула (зав. Н. Н. Тубольцева); музыкального руководителя МДОУ № 105 ЦРР Октябрьского района г. Барнаула Л. Н. Боровиковой (зав. Н. Ф. Бахвалова).
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ ЗАНЯТИЙ Отличительные особенности организации занятий: - темы занятий в их формулировках обращены к «Я» ребёнка, то есть они личностно ориентированы. Содержание направлено на реализацию потребности дошкольника в самопознании своего имени, телесных возможностей, индивидуального психологического времени, социального пространства, полоролевого образа, ценностного отношения к себе, другим людям, здоровью, познанию; - цели занятий содержательно интегрированы. Беседы «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Кого зовут Зазнайкой?», «Что такое скромность?» и т. д. дополняются тренингами адаптивного поведения: «Как поступить, если друг не делится игрушками?», «Как помириться после ссоры по пустякам?» и т. д. » Общая проективность содержания занятий обеспечивает повышение грамотности детей, формирует основы поведенческой компетентности, позволяет осознать мотивы собственных поступков, желаний и направлена на преодоление эгоцентризма; - каждое занятие содержит информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребёнку в ситуациях нравственного выбора, в решении несложных психологических проблем; - самодеятельностная часть занятия предоставляет ребёнку возможность трансформировать знания в опыт. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребёнок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения, который при многократном повторении становится его ценностным отношением, нравственной нормой; - занятия проектируются с учетом возрастных потребностей детей в игре, исследовательской деятельности, общении со сверстниками. Занятия построены на тематической основе. Выделяемые педагогом сюжетные линии проецируются в дальнейшем на разные формы внезанятийного сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками, на самостоятельную деятельность в предметно-развивающем пространстве. Организация и проведение занятий могут осуществляться с учетом ситуативного подхода, который предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико-ориентированным, эмоционально положительным. Дети на занятиях являются полноправными его участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы. Планирование и организация занятий носят открытый характер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров и методического сопровождения и, с другой стороны, возможность педагогу отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, текст художественного произведения, упражнение, быстро среагировав на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету, событию. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей: педагог создает и предлагает игровые проблемные ситуации, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает в них свои педагогические задачи.
В ряде случаев совместная деятельность может иметь незаконченный характер, чтобы ребёнок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Это касается в первую очередь тех видов культуротворческой деятельности (сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, алгоритмических игр, детского исследования и проектирования), которые составляют и учитывают ценности субкультуры детства. Ценность присутствия взрослого заключается в его умении помогать ребёнку тогда, когда у него не достает собственных ресурсов и ситуация находится вне его компетентности. Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создает обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребёнок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно. Это могут быть: рассказанные взрослым эпизоды из его детства о том, чего он боялся, когда был маленький, за что наказывали в детст- ве и т. д.; творческие встречи с людьми, чья профессиональная деятельность связана с детьми, - детскими модельерами, парикмахерами, косметологами; совместные праздники, пикники, походы в театр, музей. В совместной деятельности детей и взрослых происходит освоение навыков поведения в общественных местах («Весёлые шаржи», «Этикет наоборот», составление правил поведения по книге Г. Остера «Вредные советы», игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто «Вовка - добрая душа», В. А. Осеевой «Просто старушка» и т. д.). Здесь взрослый выступает как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые помогают открыто обсуждать все то, что ребёнку непонятно: «Диалоги со взрослыми», «Интервью у взрослых», дискуссионное обсуждение «Что нужно делать, если ты не знаешь, что нужно делать?». Расширение границ освоения мира детьми тоже происходит в совместной со взрослыми деятельности на экскурсиях, в экспедициях, походах, целевых прогулках: «Экспедиция за добрыми поступками», «Экскурсии по нашему микрорайону», «Целевая прогулка по дороге, которая ведет меня в детский сад» и т. д. На прогулках дети узнают, что такое улица, парк, театр, микрорайон, чем там занимаются взрослые, что могут делать дети, как можно и нужно себя вести. Взрослые помогают формированию осмысленного отношения ребёнка к пространству социального мира, помогают ему найти свое место в этом мире. К подготовке и проведению мероприятий привлекаются родители. Складывается такая культурная общность детей и взрослых, которая стимулирует и позволяет проявить активность каждому. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ В ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ (ПРП) Организованное по законам эргономики предметно-развивающее пространство является одним из главных условий, в котором зарождается и обогащается культуротворческая деятельность дошкольников. Именно ПРП формирует и культивирует «самость» ребёнка в выборе деятельности, самоопределении детской общности, выборе пространства, создании рекреаций для реализации творческих замыслов. Будучи распорядителем вещей, действий, отношений, ребёнок обретает чувство самоуважения, собственной значимости, познает себя, строит отношения со сверстниками. В самодеятельности закрепляются те нормы, правила, опыт, основы которых закладываются на занятиях и в разных видах внезаня- тийного сотрудничества.
С учетом принципов построения предметно-развивающего пространства организовывается предметная среда, функционально ориентированная на реализацию потребности ребёнка в самопознании. Объекты среды полифункциональны, некоторые возможности предметных центров очевидны, другие детям предстоит обнаружить. Детям нравится изобретать собственные, неожиданные способы взаимодействия с игровыми объектами. Система разнокачественных и разноуровневых пространств (театральные подмостки, подиумы, шатры, занавеси) стимулирует детей к совместной творческой деятельности в малых группах, позволяет создать и представить собственное фантазийное пространство для игр, познания, общения. Предметно-развивающая среда очень динамична, предусматривает постоянную организацию новых центров, модификацию имеющихся. Среда может быть организована и в третьем пространстве группы: подвесные модули с правилами нравственного поведения; дружная и честная игра в рисунках; пикто-. граммы дополняют и обогащают образное восприятие дошкольников. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Для ребёнка любое новое знание имеет жизненный смысл, так как кругозор влияет на его психическое и культурное развитие. Новые знания формируют практический опыт поведения, общения, улучшают качество жизни. Процесс становления нравственно-психологической культуры дошкольников, развития «зарождающейся» рефлексии по поводу своей деятельности, поведения, поступков также можно обогатить с помощью специальных методов. Особая роль отводится методам передачи знаний, особенно чтению художественных произведений вслух.
Художественные образы обладают большей привлекательностью и побудительной силой, чем безличные нормы, а поэтому легче присваиваются и становятся моральными регуляторами поведения самих детей. Рассказы, сказки, мифы, легенды, басни, притчи позволяют ребёнку овладеть языком культуры. Познавательные эмоции ребёнка при многократном повторении становятся моделью его поведения. Содержание произведений на доступном ребёнку уровне помогает осознать, осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить с собственными. Русские народные и авторские сказки позволяют детям осуществлять образное обобщение, формируют сравнивающую рефлексию. Сюжеты сказок, на первый взгляд, просты, однако в них заложены некоторые модели поведения и всегда есть свобода выбора этих моделей. Притчи помогают сделать нравственный выбор и представляют возможность соотнести себя, свои переживания с эмоциями главных участников событий, то есть рефлексировать. Рассказы привлекают детей повествованием о реальных событиях, происходящих со сверстниками или детьми чуть старше. Основная цель - продемонстрировать, что из любой сложной нравственной, психологической ситуации есть выход. Чтение художественных произведений вслух - это метод, организующий и планирующий поведение детей сейчас и в будущем. Чтение позволяет ребёнку уточнить нравственные представления и нормы, помогающие преодолеть эгоцентризм на основе постоянно возникающей сравнивающей рефлексии. Определенный вклад в формирование рефлексии вносят разные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, имитационные, игры по самопознанию. Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребёнка, обеспечивающую освоение мира, чело- Сюжетно-ролевые игры очень динамичны и привлекательны для ребёнка тем, что он в них включен. Они помогают освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение, переживания другого, позволяют освоить новые модели поведения и формы обучения, находить правильный выход из ситуации, чувствовать собственную значимость, умелость, преодолевать эгоцентризм. Игры-драматизации позволяют детям наблюдать ситуацию «изнутри», быть одновременно наблюдателями и участниками событий. Смена образов помогает ребёнку осознать и понять собственные поступки и поступки других, творчески самореализоваться. Имитационные игры («С помощью жестов расскажи о своём настроении», «Опиши свое здоровье с помощью мимики» и т. д.) позволяют ребёнку овладеть всем спектром телесных возможностей, осознать их, помогают самореализовать свои желания, выразить мысли, настроение разными способами. Проводить игры можно с детьми на языке танца, пластических этюдов, творческих импровизаций под музыку. Организационно-деятельностные игры объединяют детей во время коллективного обсуждения проблем, позволяют высказывать свою точку зрения на проблему, подкрепляя примерами из книг, реальных ситуаций, и успешно интегрируют опыт детей и их сознание. Игры с правшами формируют произвольность волевых процессов, то есть элементы саморегуляции, и такие нравственные качества, как честность, ответственность, дружелюбие, способствуют формированию детской общности. Проблемные ситуации: - обогащают у детей опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, расширяют спектр средств и способов познания окружающих людей и самого себя (этюды с неопределенным концом, праздники знакомств незнакомых между собой детей, костюмированные балы в масках); - позволяют обратиться к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке (рисование своего портрета, наблюдение за личными эмоциями с помощью зеркала, просмотр видеосюжетов разных видов деятельности с собственным участием, составление «реки времени» с помощью фотографий, иллюстрирующих разные возрастные периоды, определение своего настроения и описание его устно или с помощью моделей); - предоставляют возможность проживать интеллектуальные эмоции - восхищение, радость общения, собственную успешность, обогащать эмоциональный опыт общения, опыт отношений с другими людьми (психогимнастические этюды, рассказы по сюжетным картинкам, детские спектакли, «кинопробы»). Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - обобщение собственного чувственного опыта, который опирается на воспоминание и осуществляется с помощью образных средств. Собственный опыт, прошлый и настоящий, фиксируется и обобщается взрослыми с участием детей. Ведение семейных дневников «Наш ребёнок», фотоальбомов «Я расту», конкурсы взросло-детских рисунков «Мы вместе видели с ребёнком», коллекции поделок, рисунков, коллажей, аппликаций, выполненных детьми в разном возрасте, организация
в ДОУ персональных выставок, создание детских центров, демонстрирующих групповую и индивидуальную успешность, позволяют осмыслить индивидуальное психологическое время, формируют сравнивающую рефлексию. Метод творческого самовыражения помогает каждому ребёнку соприкоснуться с собственным творчеством, реализовать свои желания и возможности, улучшить «качество жизни». Самовыражение происходит в разных видах практической детской деятельности: рисовании, лепке, музицировании, сочинении загадок, сказок, небылиц о себе, «кинопробах», составлении творческих рассказов, литературных исследованиях, театральных гастролях по стране Лилипутии (показ настольного, кукольного театра для малышей) и т. д. Субъектное творчество и положительные переживания убеждают ребёнка в своей значимости, умелости, нужности для других, открывают новые возможности самопознания и креативности. ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема «ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ...» Цел и: формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене. Содержание занятия • Игра-разминка с колокольчиком «Что есть у каждого из нас?». Дети в кругу называют части тела и внутренние органы. Прервавший цепочку выходит из игры. • Дидактическая игра «Моё тело». Детям предлагается силуэтная модель человека и набор карточек с изображением органов и частей тела. Дети, называя их, размещают карточки на силуэте. • Моделирование правил ухода за собственным телом (заполнение «Дневничка-здоровячка»), • Игры по эйдетике «Определи по запаху, вкусу», «Узнай, что звучит». Исследовательская деятельность. • Изготовление фигуры человека с помощью разных техник и материала (аппликация из бумаги; конструирование из картона, спичечных коробков, ниток, проволоки; лепка из глины, соленого теста, папье-маше). • Изучение поверхности языка с помощью зеркала, прослушивание биения сердца, сравнение отпечатков пальцев с помощью лупы. Совместная деятельность. • Философские рассуждения на тему «Какой орган самый нужный?». • Беседы: «Для чего чистить зубы?», «Почему муло щиплется?», «Зачем делать зарядку?», «Для чего человеку нужно соблюдать режим дня?».
• Детский практикум «Помоги себе сам» (при незначительных порезах, ушибах, легкой простуде, усталости). • Моделирование правил ухода за телом «Если хочешь быть здоров». • Круглый стол «Только для девочек». • Разговор «по-мужски» (о гигиене мальчика). • Обсуждение прав ребёнка «Моё тело - только моё». • Словесная игра «А что у тебя?» (по частям тела человека: рука — ручка - рученька - ручища). • Шуточный экзамен по теме «Что умеет наше тело?». • Детская дискотека с элементами музыкальной пантомимы. • Проведение Всемирного дня здоровья. Организация предметно-развивающей среды. • Макет человека с карточками частей тела. • Куклы-аналоги. • Создание центра человекознания, включающего: дидактические игры; иллюстрации, таблицы, рисунки детей; наборы детской косметики и средства ухода за телом; картотеку правил ухода за телом в рисунках и моделях; спортивное оборудование; напольные весы, ростомер; «дневнички-здоровячки»; детские энциклопедические издания; аптечку «доктора Айболита». Материал к словесной игре «А что у тебя?» и философским рассуждениям «Какой орган самый нужный». Цель: помочь усвоить части тела. • Введение слов: гигиена, микробы, части тела, ушная раковина, кариес, пара. - Для чего нужны руки, ноги, глаза, рот, уши, язык, нос? - Из каких частей состоят ноги? (Стопа, пальцы, пятка, колено.) - Из каких частей состоят руки? (Ладони, пальцы, локти.) - Из каких частей состоит туловище? (Плечи, спина, грудь, живот, пояс.) - Что у нас на голове? (Волосы, уши, нос, ноздри, брови, глаза, ресницы, веки, рот, губы, язык.) • О чем можно сказать словом «пара»? (Пара глаз, пара ноздрей, пара бровей, пара век, пара рук, пара ног.) • Что было бы, если бы... ...ты перестал мыться? .. .твой позвоночник от тебя убежал? .. .у тебя не было бы зубов? ...у тебя не стало язычка? ...сердце решило отдохнуть и перестало биться? ...мозг перестал думать, работать? ...глаза перестали видеть? • Откуда берутся болезни? (От грязных рук, плохого питания, неправильного образа жизни.) • Что ты должен делать, чтобы... ...не заразиться, не заболеть? ...были здоровыми сердце и легкие? ...не болели зубы? ...быть веселым, радостным, умным? • Про что можно сказать: - «моя» - голова, рука, спина; - «мой» - нос, лоб, глаз, рот, затылок, живот; - «моё» - колено, ухо, плечо? • «Один - много»: - у меня рука, а у вас... руки; - у меня плечо, а у вас... плечи (нос - носы, глаз - глаза, палец - пальцы, ухо - уши).
• Доскажи слово. - Головой мы что делаем? (Думаем.) -Ушами что делаем? (Слушаем.) - Г лазами... (Смотрим.) Носом... (Дышим, нюхаем.) Ртом... (Едим, говорим, пьем.) Руками... (Держим, берем.) Пальцами... (Трогаем, гладим, рисуем.) Ногами... (Прыгаем, бегаем, ходим.) • Скажи ласково: Рука - ручка, сердце... (сердечко), плечи... (плечики), зубы... (зубки), локти... (локоточки), пятка... (пяточка), пальцы... (пальчики) и т. д. • Исправь ошибки Лисенка. Лисенок пришел к маме и стал спрашивать: - А для чего нужна голова, чтобы нюхать? (Нет.) Объясни, для чего и почему. - А глаза нужны, чтобы дышать? - Уши, чтобы говорить? - Нос, чтобы рисовать? - Руки, чтобы ходить? - Ноги, чтобы думать, а рот, чтобы слышать? • Скажи наоборот: Здоровый - больной', сильный... (слабый)', полезный... (вредный)', чистый... (грязный). • Перескажи рассказ «Про нос и язычок». У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один. - Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня все по два, а язык один и нос один? - А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. • Объясни слова: болтала, курносый, не совала, оказывается. • Про что можно сказать: один, одна, два, две, много? (Волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.) • Расскажи об органах чувств: - Чем мы вдыхаем воздух? Чем мы видим? Чем мы ощущаем вкус еды? Чем мы слышим? Чем мы чувствуем боль от укола иголкой? • Подумай и договори: - У мамы кошки - глаза, а у котенка? (Гчазки.) - У мамы кошки - нос, а у котенка? (Носик.) - У мамы кошки - уши, а у котенка? (Ушки.) - У мамы кошки язык, а у котенка? (Язычок.) • Отгадай загадку: Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Гпаза.) - Для чего человеку необходим этот орган чувств? (Глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир.) Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Если взглянуть человеку в глаза, то можно узнать о его характере и настроении. - Что значит относиться к глазам бережно? • Продолжи: глаза могут быть весёлыми, внимательными... Какими еще? (Умными, любопытными, добрыми, грустными, печальными, задумчивыми.) - Где находятся глаза у человека? (На голове.) - Почему говорят: глазное яблоко? Какая защита есть у ваших глаз? Зачем нам веки, ресницы, брови? А слезы для глаз полезны? • О ком можно сказать: голубоглазый, большеглазый, кареглазый, сероглазый, дальнозоркий, близорукий?
• Этот витамин улучшает зрение. Кто его принимает, у того здоровая кожа, и он не болеет простудой. (Витамин А, содержится в смородине, моркови, помидорах, абрикосах, зеленом луке.) • Измени слова по образцу: Глаза - много глаз; веко - много... (век); брови - много... (бровей); очки - много... (очков). • Подбери слова-действия: Глазами можно (что делать?) - смотреть, моргать, прищуриваться, закрывать, открывать, видеть. • Назови ласково: Г лаза - глазки; ресницы - ... ; брови - ... ; слезы - ... . • Подбери слова, противоположные по значению (употребление антонимов): Весёлые - грустные; здоровые... (больные); близорукие... (дальнозоркие). Загадки к занятию. Меж двух светил Всегда во рту, По середине один. А не проглотишь. (Нос.) (Язык.) Вот гора, а у горы Брат с братом Две глубокие норы. Через дорожку живут, В этих норах воздух бродит, д друг друга не видят. То заходит, то выходит. (Глаза) (Нос.) Живет мой братец за горой, Куда ни пойдешь — тт м Не может встретиться со мной Все на них взглянешь. (I лаза.. (Ноги.)
Что принадлежит только вам, а пользуетесь им реже, чем другие? (Имя.) Полон хлевец Белых овец. (Зубы.) Оля смотрит на кота, На картинке - сказки. А для этого нужны Нашей Оле... (глазки). Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле... (ручки). Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки. А для этого нужны Нашей Оле... (зубки). Два соседа-непоседа. День - на работе, Ночь - на отдыхе. (Глаза.) Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. (Язык, глаза, уши.) Если не стучу, То не живу. (Сердце.) За белыми березами Соловушка свищет. (Язык.) Чего нет быстрее? (Очей.) Вокруг проруби Сидят белые голуби. (Рот, зубы.) Ношу их много лет, А счета им не знаю. (Волосы.) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) Вокруг двух озер Камыш растет. (Ресницы.) Пришли гости – И под лавку. (Ноги.) У двух матерей По пяти сыновей, Одно имя всем. (Пальцы.) Двое идут, Двое несут, Третий говорит. (Ноги, руки, рот.) На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Гпаза.) И рать, и воеводу – Всех повалит. (Сон.) Слаще меда, мягче пуха. - Отдохни! - все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить. (Лень.) Ни на меру, Ни на вес, Но у всех людей он есть. (Ум.) И долга и коротка, А один одному не верит: Всяк сам по себе мерит. (Жизнь человеческая.) Чего хочешь – Того не купишь, Чего не хочешь – Того не продашь. (Молодость, старость.) • Игры: «Лишнее слово» (Петя, Маша, Таня, Ира; Света, Иванова, Миша, Коля; Лена, Леночка, Ленка, Ленулечка); «Как растет моё имя?»; «Подарки». (Дети пишут имена добрые и ласковые на разноцветных воздушных шариках и дарят их друг другу.) Совместная деятельность. • Философские размышления «Зачем нужно имя?». • Метод мозгового штурма (ММШ) «Прозвище - это хорошо или плохо?». • Чтение произведений и их обсуждение: А. Л. Барто «Имя и фамилия», Р. Сеф «Имя у тебя одно», русская народная шутка «Сережки и Алешки», Э. Н. Успенский «Стихотворение о кличках». • Составление рассказа «Как я берегу свое доброе имя смолоду?». Тема «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ НАЗВАЛИ ДРУГОМ?» Цел и : познакомить с понятием «дружба», показать нравственно-духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях; способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе. Содержание занятия • Разминка. Этюд «Две подружки». Цель: формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов. Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки - Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Посмотрели - нет игрушки, Сели и заплакали.
• Проблемная ситуация «Можно ли девочек назвать настоящими подружками?». • Диагностическое интервью в парах «А какой ты друг?» с последующим представлением в общем круге. • ММШ «Какие правила дружбы ты знаешь?». • Практическая деятельность в малых группах (4-5 человек) «Представь эти правила дружбы в рисунках, моделях, пиктограммах». • Прослушивание песни М. Пляцковского и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа по содержанию: - Почему с другом дорога веселее? Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? • Почему мы так говорим: «Друг познается в беде», «Не мил и свет, когда друга нет», «Не бросай друга в несчастье», «Друга на деньги не купишь»? • Танцевальная импровизация под мелодию (без слов) песни «Если с другом вышел в путь». • Размещение изображенных на альбомных листах правил дружбы в предметно-развивающем пространстве групповой комнаты. Совместная деятельность. • Составление творческих рассказов на тему «С кем можно дружить?». • Чтение русских народных сказок (на выбор): «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль», «Кот, козел да баран», «Два товарища» (по басне Л. Толстого). • Игры-инсценировки по произведениям (на выбор): М. Пляц- ковский «Ур
|
||||||
|