Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «ВСЕГДА ЛИ ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО?»



 


 


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Автор-составитель О. Р. Меремьянина
Издание 2-е

Волгоград


УДК 372.3/.4 ББК 74.100.5 Р17

 

Рецензенты:

Л. С. Колмогорова, профессор, доктор психологических наук, заведующая
кафедрой педагогики и психологии начального образования БГПУ;

М. В. Прохода, главный специалист отдела социальной реабилитации и специального
образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

ВВЕДЕНИЕ
Автор-составитель О. Р. Меремьянина


Развитие социальных навыков детей 5-7 лет : познава- Р17 тельно-игровые занятия / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2013. - 142 с.

ISBN 978-5-7057-3342-2

Предлагаемые познавательно-игровые занятия циклов «Кто я? Какой я?», «Мир моих отношений», «Я и мое здоровье» построены на основе интеграции образова­тельных областей «Здоровье», «Познание» и «Социализация» и направлены на раз­витие социальных навыков у детей 5-7 лет. Содержание их гибко, что позволит педагогу изменять структуру, выбирать игру, текст художественного произведения, упражнение, реагируя на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к дея­тельности, теме, предмету.

Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учре­ждений, а также в учреждениях общего и дополнительного образования, осуществ­ляющих процесс предшкольной подготовки в соответствии с ФГТ.

УДК 372.3/.4 ББК 74.100.5

Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ№ 16 от 16.01.2012 г.

ISBN 978-5-7057-3342-2 О Меремьянина, О. Р., автор-составитель, 2009

© Издательство «Учитель», 2009 © Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Последнее издание, 2013


Зарождающаяся субъектность ребёнка, его стремление к са­мостоятельности и одновременное осознание, осмысление огра­ниченности собственных возможностей требуют создания таких психолого-педагогических условий, в которых определено его собственное место и место взрослого.

Наиболее целесообразным представляется вариант «прожи­вания» ребёнка в дошкольном учреждении именно с позиции его участия в разных видах «событийного» (В. И. Слободчиков) взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Основанием для создания в ДОУ единой образовательной среды являются позиции взаимодействия взрослого и ребёнка, описанные в исследованиях Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко:

- позиция фасилитатора, в которой взрослый помогает ре­бёнку овладеть информацией, способами и средствами' деятель­ности, находящимися за пределами его самостоятельных воз­можностей;

- позиция «равного партнера», включенного в деятельность вместе с детьми;

- позиция «создателя» предметно-развивающего простран­ства ребёнка.

Позиции тесно интегрируют, взаимодополняют друг друга, однако каждая из них существует и самостоятельно, имея свои цели, задачи, структуру, формы и содержание.

С учетом выделенных позиций образовательный процесс с детьми строится следующим образом:

1) специально организованное обучение в форме занятий;

2)совместная деятельность взрослого с детьми, организуе­мая в непринужденной форме;

3) свободная самостоятельная деятельность детей.

Именно с учетом этих позиций структурировано содержание деятельности в предлагаемом пособии. Каждый блок занимает свое место в педагогическом процессе, интегрируя, взаимообо- гащая и дополняя их, а также имеет самостоятельное значение для наиболее успешного решения тех или иных развиваю­щих задач.

Организация занятий с дошкольниками предполагает фор­мирование у педагога установки на уникальность ребёнка, учёт и принятие его ценностей, опыта, субкультуры, использование методов и приёмов, позволяющих слить воедино мир объектив­ных знаний с миром ребёнка. Обогащению социального опыта детей способствует общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте это общение позволяет оценить поступки, поведение сначала других, а затем свои. Образ другого становится для дошкольника «той самой шкалой» (В. И. Слободчиков), позволяющей сравнивать свои по­ступки, действия, поведение с другими, осуществлять поиск от­ношений с ними, способов взаимодействия, общих норм, овла­девать опытом социально приемлемых способов выхода из кон­фликтных ситуаций.

Потребность ребёнка в общении со сверстниками наиболее эффективно реализуется в предметно-развивающем простран­стве, организованном по законам эргономики (Л. Д. Чайнова) и обращенном к потребностям ребёнка в самопознании.

В процессе деятельности дети чаще встречаются с необхо­димостью самостоятельно распределять роли и задания, начи-

 

нают осознавать свое участие в общем деле, качественно вы­полнять часть работы, понимать, что от этого зависит общий результат. Именно в коллективном разрешении конфликтных ситуаций происходит смена позиций с «я сам для себя» на пози­цию «я для других», формируется позиция субъекта общей дея­тельности, элементы определяющей рефлексии. В совместной творческой деятельности зарождаются первые игровые сообще­ства как культурное новообразование старших дошкольников, преодолевается детский эгоцентризм.

В позиционном взаимодействии с ребёнком взрослый зани­мает лидирующую, но не доминирующую позицию, гибко меня­ет стратегию, выполняя функции то организатора-фасилитатора, то игрового партнера, то создателя предметно-развивающего пространства, на которое педагог косвенно проецирует разви­вающие задачи и те, которые детьми не осознаются ввиду осо­бой привлекательности и разнообразия форм деятельности.

Актуальность и практическая значимость пособия состоит в том, что направленность его содержания, методов и приемов позволяет ребёнку приобрести начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, среди которых и познавательные ценности, помогающие ребёнку открывать новое в знакомом и знакомое в новом, вычислять простейшие закономерности, осознавать их непреложный характер.

Познавательные ценности стимулируют возникновение у детей интереса к собственной жизни, к себе, своему имени, телесным возможностям, полоролевому образу, формируют по­нимание и осознание своего прошлого, настоящего и будущего, положительное самопринятие; коммуникативные ценности осваиваются и формируются у дошкольников в процессе обще­ния со взрослыми и сверстниками. Использование разных спо­собов организации детского коллектива - фронтального, груп­пового, взаимодействия в парах - способствует формированию


детской общности, готовности к принятию «педагогической по­зиции» обучающего других, к самостоятельным действиям в не­стандартных, ненормированных условиях, требующих позици­онного самоопределения; ценности переживания позволяют дошкольнику осмыслить и осознать собственные эмоции, внут­ренние переживания, точно определить их словом, понять на­строение других и строить свое поведение, общение с учетом их эмоционального состояния.

Пособие поможет педагогам не только сформировать грамот­ность, поведенческую компетентность, но и приучить к рефлек­сии (сравнивающей, определяющей), что очень важно на этапе перехода старших дошкольников к систематическому обучению в школе. Система занятий выстроена с учетом зоны ближайшего и перспективного развития ребёнка - «это не завтрашний день» дошкольника, как часто трактуется идея Л. С. Выготского, а его сегодняшний уровень, достигнутый в условиях сотрудничества со взрослыми.

Вариативность планирования занятий обеспечивает допол­нительный подбор методического содержания: притчей, мо­ральных дилемм и проблемных ситуаций, тестовых заданий, ху­дожественных произведений для чтения и заучивания наизусть, словесных, эмпатийных игр, игр по эйдетике.

Автор выражает благодарность творческому коллективу педагогов-исследователей МДОУ № 109 Октябрьского района г. Барнаула и его руководителям: зав. МДОУ Н. Г. Ивлевой, старшему воспитателю О. В. Макрушиной.

В пособии использованы материалы из опыта работы воспи­тателя Т. А. Ощепковой, тифлопедагога В. Е. Остросаблиной, логопеда Н. Н. Тарасовой МДОУ № 50 ЦРР Железнодорожного района г. Барнаула (зав. Н. Н. Тубольцева); музыкального руко­водителя МДОУ № 105 ЦРР Октябрьского района г. Барнаула Л. Н. Боровиковой (зав. Н. Ф. Бахвалова).

 

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ ЗАНЯТИЙ

Отличительные особенности организации занятий:

- темы занятий в их формулировках обращены к «Я» ребён­ка, то есть они личностно ориентированы. Содержание направ­лено на реализацию потребности дошкольника в самопознании своего имени, телесных возможностей, индивидуального психо­логического времени, социального пространства, полоролевого образа, ценностного отношения к себе, другим людям, здоро­вью, познанию;

- цели занятий содержательно интегрированы. Беседы «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Кого зовут Зазнайкой?», «Что такое скромность?» и т. д. дополняются тренингами адап­тивного поведения: «Как поступить, если друг не делится иг­рушками?», «Как помириться после ссоры по пустякам?» и т. д. » Общая проективность содержания занятий обеспечивает повы­шение грамотности детей, формирует основы поведенческой компетентности, позволяет осознать мотивы собственных по­ступков, желаний и направлена на преодоление эгоцентризма;

- каждое занятие содержит информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осозна­ние и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребёнку в ситуациях нравственного выбора, в реше­нии несложных психологических проблем;

- самодеятельностная часть занятия предоставляет ребёнку возможность трансформировать знания в опыт. Действуя в ре­альных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребёнок упражняется в использовании информации как собст­венного опыта поведения, который при многократном повторении становится его ценностным отношением, нравственной нормой;


- занятия проектируются с учетом возрастных потребностей детей в игре, исследовательской деятельности, общении со свер­стниками.

Занятия построены на тематической основе. Выделяемые педагогом сюжетные линии проецируются в дальнейшем на раз­ные формы внезанятийного сотрудничества ребёнка со взрос­лыми и сверстниками, на самостоятельную деятельность в пред­метно-развивающем пространстве.

Организация и проведение занятий могут осуществляться с учетом ситуативного подхода, который предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы де­тей, сделать образовательный процесс мотивированным, прак­тико-ориентированным, эмоционально положительным. Дети на занятиях являются полноправными его участниками, они мо­гут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы.

Планирование и организация занятий носят открытый харак­тер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров и методического сопровождения и, с другой стороны, возмож­ность педагогу отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, текст художественного произведения, упражнение, быстро среагировав на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету, событию.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Работа, проводимая на специально организованных заняти­ях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей: педагог создает и предлагает игровые проблемные ситуации, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает в них свои педагогические задачи.

 

 

В ряде случаев совместная деятельность может иметь неза­конченный характер, чтобы ребёнок при желании мог продол­жить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Это касается в первую очередь тех видов культуротворческой дея­тельности (сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, алгорит­мических игр, детского исследования и проектирования), кото­рые составляют и учитывают ценности субкультуры детства.

Ценность присутствия взрослого заключается в его умении помогать ребёнку тогда, когда у него не достает собственных ресурсов и ситуация находится вне его компетентности. Взрос­лый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создает обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребёнок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно. Это мо­гут быть: рассказанные взрослым эпизоды из его детства о том, чего он боялся, когда был маленький, за что наказывали в детст- ве и т. д.; творческие встречи с людьми, чья профессиональная деятельность связана с детьми, - детскими модельерами, парик­махерами, косметологами; совместные праздники, пикники, по­ходы в театр, музей.

В совместной деятельности детей и взрослых происходит освоение навыков поведения в общественных местах («Весёлые шаржи», «Этикет наоборот», составление правил поведения по книге Г. Остера «Вредные советы», игры-драматизации по произведениям А. Л. Барто «Вовка - добрая душа», В. А. Осее­вой «Просто старушка» и т. д.).

Здесь взрослый выступает как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые помогают открыто обсуждать все то, что ребёнку непонятно: «Диалоги со взрослыми», «Интервью у взрослых», дискуссион­ное обсуждение «Что нужно делать, если ты не знаешь, что нужно делать?».


Расширение границ освоения мира детьми тоже происходит в совместной со взрослыми деятельности на экскурсиях, в экс­педициях, походах, целевых прогулках: «Экспедиция за добры­ми поступками», «Экскурсии по нашему микрорайону», «Целе­вая прогулка по дороге, которая ведет меня в детский сад» и т. д. На прогулках дети узнают, что такое улица, парк, театр, микро­район, чем там занимаются взрослые, что могут делать дети, как можно и нужно себя вести. Взрослые помогают формированию осмысленного отношения ребёнка к пространству социального мира, помогают ему найти свое место в этом мире.

К подготовке и проведению мероприятий привлекаются родители. Складывается такая культурная общность детей и взрослых, которая стимулирует и позволяет проявить актив­ность каждому.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

В ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ (ПРП)

Организованное по законам эргономики предметно-развива­ющее пространство является одним из главных условий, в кото­ром зарождается и обогащается культуротворческая деятель­ность дошкольников. Именно ПРП формирует и культивирует «самость» ребёнка в выборе деятельности, самоопределении детской общности, выборе пространства, создании рекреаций для реализации творческих замыслов.

Будучи распорядителем вещей, действий, отношений, ребё­нок обретает чувство самоуважения, собственной значимости, познает себя, строит отношения со сверстниками. В само­деятельности закрепляются те нормы, правила, опыт, основы которых закладываются на занятиях и в разных видах внезаня- тийного сотрудничества.

 

С учетом принципов построения предметно-развивающего пространства организовывается предметная среда, функцио­нально ориентированная на реализацию потребности ребёнка в самопознании. Объекты среды полифункциональны, некото­рые возможности предметных центров очевидны, другие детям предстоит обнаружить. Детям нравится изобретать собственные, неожиданные способы взаимодействия с игровыми объектами.

Система разнокачественных и разноуровневых пространств (театральные подмостки, подиумы, шатры, занавеси) стимули­рует детей к совместной творческой деятельности в малых группах, позволяет создать и представить собственное фанта­зийное пространство для игр, познания, общения.

Предметно-развивающая среда очень динамична, преду­сматривает постоянную организацию новых центров, модифи­кацию имеющихся. Среда может быть организована и в третьем пространстве группы: подвесные модули с правилами нравст­венного поведения; дружная и честная игра в рисунках; пикто-. граммы дополняют и обогащают образное восприятие дошколь­ников.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Для ребёнка любое новое знание имеет жизненный смысл, так как кругозор влияет на его психическое и культурное разви­тие. Новые знания формируют практический опыт поведения, общения, улучшают качество жизни. Процесс становления нрав­ственно-психологической культуры дошкольников, развития «зарождающейся» рефлексии по поводу своей деятельности, поведения, поступков также можно обогатить с помощью спе­циальных методов.

Особая роль отводится методам передачи знаний, особенно чтению художественных произведений вслух.


 

Художественные образы обладают большей привлекательно­стью и побудительной силой, чем безличные нормы, а поэтому легче присваиваются и становятся моральными регуляторами поведения самих детей. Рассказы, сказки, мифы, легенды, басни, притчи позволяют ребёнку овладеть языком культуры. Познава­тельные эмоции ребёнка при многократном повторении стано­вятся моделью его поведения. Содержание произведений на доступном ребёнку уровне помогает осознать, осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить с собственными.

Русские народные и авторские сказки позволяют детям осу­ществлять образное обобщение, формируют сравнивающую рефлексию. Сюжеты сказок, на первый взгляд, просты, однако в них заложены некоторые модели поведения и всегда есть сво­бода выбора этих моделей.

Притчи помогают сделать нравственный выбор и представляют возможность соотнести себя, свои переживания с эмоциями главных участников событий, то есть рефлексировать.

Рассказы привлекают детей повествованием о реальных со­бытиях, происходящих со сверстниками или детьми чуть стар­ше. Основная цель - продемонстрировать, что из любой слож­ной нравственной, психологической ситуации есть выход.

Чтение художественных произведений вслух - это метод, организующий и планирующий поведение детей сейчас и в бу­дущем. Чтение позволяет ребёнку уточнить нравственные пред­ставления и нормы, помогающие преодолеть эгоцентризм на осно­ве постоянно возникающей сравнивающей рефлексии.

Определенный вклад в формирование рефлексии вносят раз­ные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, имитационные, игры по самопознанию.

Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребёнка, обеспечивающую освоение мира, чело-
веческих отношений. Игра содержит «идеальную форму», она образец, эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступ­ной для подражания ребёнку форме; объединяет «мир взрос­лых» и «мир детей», обеспечивая условия для нравственного, психического развития и «взросления». Игра считается обла­стью специфической детской субкультуры, на которую проеци­руется непроизвольное, спонтанное обучение и которое практи­чески ребёнком не осознается.

Сюжетно-ролевые игры очень динамичны и привлекатель­ны для ребёнка тем, что он в них включен. Они помогают осво­ить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение, переживания другого, позволяют освоить новые мо­дели поведения и формы обучения, находить правильный выход из ситуации, чувствовать собственную значимость, умелость, преодолевать эгоцентризм.

Игры-драматизации позволяют детям наблюдать ситуацию «изнутри», быть одновременно наблюдателями и участниками событий. Смена образов помогает ребёнку осознать и понять собственные поступки и поступки других, творчески самореали­зоваться.

Имитационные игры («С помощью жестов расскажи о своём настроении», «Опиши свое здоровье с помощью мимики» и т. д.) позволяют ребёнку овладеть всем спектром телесных возможно­стей, осознать их, помогают самореализовать свои желания, вы­разить мысли, настроение разными способами. Проводить игры можно с детьми на языке танца, пластических этюдов, творче­ских импровизаций под музыку.

Организационно-деятельностные игры объединяют детей во время коллективного обсуждения проблем, позволяют выска­зывать свою точку зрения на проблему, подкрепляя примерами из книг, реальных ситуаций, и успешно интегрируют опыт детей и их сознание.


Игры с правшами формируют произвольность волевых про­цессов, то есть элементы саморегуляции, и такие нравственные качества, как честность, ответственность, дружелюбие, способст­вуют формированию детской общности.

Проблемные ситуации:

- обогащают у детей опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, расширяют спектр средств и способов познания окружающих людей и самого себя (этюды с неопределенным концом, праздники знакомств незнакомых между собой детей, костюмированные балы в масках);

- позволяют обратиться к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке (рисование своего портрета, наблюде­ние за личными эмоциями с помощью зеркала, просмотр видео­сюжетов разных видов деятельности с собственным участием, составление «реки времени» с помощью фотографий, иллюст­рирующих разные возрастные периоды, определение своего на­строения и описание его устно или с помощью моделей);

- предоставляют возможность проживать интеллектуальные эмоции - восхищение, радость общения, собственную успеш­ность, обогащать эмоциональный опыт общения, опыт отноше­ний с другими людьми (психогимнастические этюды, рассказы по сюжетным картинкам, детские спектакли, «кинопробы»).

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - обоб­щение собственного чувственного опыта, кото­рый опирается на воспоминание и осуществляется с помощью образных средств. Собственный опыт, прошлый и настоящий, фиксируется и обобщается взрослыми с участием детей. Веде­ние семейных дневников «Наш ребёнок», фотоальбомов «Я рас­ту», конкурсы взросло-детских рисунков «Мы вместе видели с ребёнком», коллекции поделок, рисунков, коллажей, апплика­ций, выполненных детьми в разном возрасте, организация

 

в ДОУ персональных выставок, создание детских центров, де­монстрирующих групповую и индивидуальную успешность, по­зволяют осмыслить индивидуальное психологическое время, формируют сравнивающую рефлексию.

Метод творческого самовыражения помогает каждому ребёнку соприкоснуться с собственным творчеством, реализовать свои желания и возможности, улучшить «качество жизни». Самовыражение происходит в разных видах практиче­ской детской деятельности: рисовании, лепке, музицировании, сочинении загадок, сказок, небылиц о себе, «кинопробах», со­ставлении творческих рассказов, литературных исследованиях, театральных гастролях по стране Лилипутии (показ настольно­го, кукольного театра для малышей) и т. д.

Субъектное творчество и положительные переживания убе­ждают ребёнка в своей значимости, умелости, нужности для других, открывают новые возможности самопознания и креа­тивности.


ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема «ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ...»

Цел и: формировать представления детей о собственном те­ле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене.

Содержание занятия

• Игра-разминка с колокольчиком «Что есть у каждого из нас?».

Дети в кругу называют части тела и внутренние органы.

Прервавший цепочку выходит из игры.

• Дидактическая игра «Моё тело».

Детям предлагается силуэтная модель человека и набор кар­точек с изображением органов и частей тела. Дети, называя их, размещают карточки на силуэте.

• Моделирование правил ухода за собственным телом (за­полнение «Дневничка-здоровячка»),

• Игры по эйдетике «Определи по запаху, вкусу», «Узнай, что звучит».

Исследовательская деятельность.

• Изготовление фигуры человека с помощью разных техник и материала (аппликация из бумаги; конструирование из карто­на, спичечных коробков, ниток, проволоки; лепка из глины, со­леного теста, папье-маше).

• Изучение поверхности языка с помощью зеркала, прослу­шивание биения сердца, сравнение отпечатков пальцев с помо­щью лупы.

Совместная деятельность.

• Философские рассуждения на тему «Какой орган самый нужный?».

• Беседы: «Для чего чистить зубы?», «Почему муло щиплет­ся?», «Зачем делать зарядку?», «Для чего человеку нужно со­блюдать режим дня?».

 

• Детский практикум «Помоги себе сам» (при незначитель­ных порезах, ушибах, легкой простуде, усталости).

• Моделирование правил ухода за телом «Если хочешь быть здоров».

• Круглый стол «Только для девочек».

• Разговор «по-мужски» (о гигиене мальчика).

• Обсуждение прав ребёнка «Моё тело - только моё».

• Словесная игра «А что у тебя?» (по частям тела человека: рука — ручка - рученька - ручища).

• Шуточный экзамен по теме «Что умеет наше тело?».

• Детская дискотека с элементами музыкальной пантомимы.

• Проведение Всемирного дня здоровья.

Организация предметно-развивающей среды.

• Макет человека с карточками частей тела.

• Куклы-аналоги.

• Создание центра человекознания, включающего: дидактиче­ские игры; иллюстрации, таблицы, рисунки детей; наборы дет­ской косметики и средства ухода за телом; картотеку правил ухода за телом в рисунках и моделях; спортивное оборудование; напольные весы, ростомер; «дневнички-здоровячки»; детские энциклопедические издания; аптечку «доктора Айболита».

Материал к словесной игре «А что у тебя?» и философ­ским рассуждениям «Какой орган самый нужный».

Цель: помочь усвоить части тела.

• Введение слов: гигиена, микробы, части тела, ушная рако­вина, кариес, пара.

- Для чего нужны руки, ноги, глаза, рот, уши, язык, нос?

- Из каких частей состоят ноги? (Стопа, пальцы, пятка, колено.)

- Из каких частей состоят руки? (Ладони, пальцы, локти.)


- Из каких частей состоит туловище? (Плечи, спина, грудь, живот, пояс.)

- Что у нас на голове? (Волосы, уши, нос, ноздри, брови, гла­за, ресницы, веки, рот, губы, язык.)

• О чем можно сказать словом «пара»? (Пара глаз, пара ноз­дрей, пара бровей, пара век, пара рук, пара ног.)

• Что было бы, если бы...

...ты перестал мыться?

.. .твой позвоночник от тебя убежал?

.. .у тебя не было бы зубов?

...у тебя не стало язычка?

...сердце решило отдохнуть и перестало биться?

...мозг перестал думать, работать?

...глаза перестали видеть?

• Откуда берутся болезни? (От грязных рук, плохого пита­ния, неправильного образа жизни.)

• Что ты должен делать, чтобы...

...не заразиться, не заболеть?

...были здоровыми сердце и легкие?

...не болели зубы?

...быть веселым, радостным, умным?

• Про что можно сказать:

- «моя» - голова, рука, спина;

- «мой» - нос, лоб, глаз, рот, затылок, живот;

- «моё» - колено, ухо, плечо?

• «Один - много»:

- у меня рука, а у вас... руки;

- у меня плечо, а у вас... плечи (нос - носы, глаз - глаза, па­лец - пальцы, ухо - уши).

 

• Доскажи слово.

- Головой мы что делаем? (Думаем.)

-Ушами что делаем? (Слушаем.)

- Г лазами... (Смотрим.) Носом... (Дышим, нюхаем.) Ртом... (Едим, говорим, пьем.) Руками... (Держим, берем.) Пальцами... (Трогаем, гладим, рисуем.) Ногами... (Прыгаем, бегаем, ходим.)

• Скажи ласково:

Рука - ручка, сердце... (сердечко), плечи... (плечики), зу­бы... (зубки), локти... (локоточки), пятка... (пяточка), паль­цы... (пальчики) и т. д.

• Исправь ошибки Лисенка.

Лисенок пришел к маме и стал спрашивать:

- А для чего нужна голова, чтобы нюхать? (Нет.)

Объясни, для чего и почему.

- А глаза нужны, чтобы дышать?

- Уши, чтобы говорить?

- Нос, чтобы рисовать?

- Руки, чтобы ходить?

- Ноги, чтобы думать, а рот, чтобы слышать?

• Скажи наоборот:

Здоровый - больной', сильный... (слабый)', полезный... (вред­ный)', чистый... (грязный).

• Перескажи рассказ «Про нос и язычок».

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня все по два, а язык один и нос один?

- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.


• Объясни слова: болтала, курносый, не совала, оказывается.

• Про что можно сказать: один, одна, два, две, много? (Волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.)

• Расскажи об органах чувств:

- Чем мы вдыхаем воздух? Чем мы видим? Чем мы ощущаем вкус еды? Чем мы слышим? Чем мы чувствуем боль от укола иголкой?

• Подумай и договори:

- У мамы кошки - глаза, а у котенка? (Гчазки.)

- У мамы кошки - нос, а у котенка? (Носик.)

- У мамы кошки - уши, а у котенка? (Ушки.)

- У мамы кошки язык, а у котенка? (Язычок.)

• Отгадай загадку:

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Гпаза.)

- Для чего человеку необходим этот орган чувств? (Глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир.)

Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Если взгля­нуть человеку в глаза, то можно узнать о его характере и на­строении.

- Что значит относиться к глазам бережно?

• Продолжи: глаза могут быть весёлыми, внимательными... Какими еще? (Умными, любопытными, добрыми, грустными, печальными, задумчивыми.)

- Где находятся глаза у человека? (На голове.)

- Почему говорят: глазное яблоко? Какая защита есть у ва­ших глаз? Зачем нам веки, ресницы, брови? А слезы для глаз полезны?

• О ком можно сказать: голубоглазый, большеглазый, карегла­зый, сероглазый, дальнозоркий, близорукий?

 

 

• Этот витамин улучшает зрение. Кто его принимает, у того здоровая кожа, и он не болеет простудой. (Витамин А, содер­жится в смородине, моркови, помидорах, абрикосах, зеленом луке.)

• Измени слова по образцу:

Глаза - много глаз; веко - много... (век); брови - много... (бровей); очки - много... (очков).

• Подбери слова-действия:

Глазами можно (что делать?) - смотреть, моргать, прищу­риваться, закрывать, открывать, видеть.

• Назови ласково:

Г лаза - глазки; ресницы - ... ; брови - ... ; слезы - ... .

• Подбери слова, противоположные по значению (употреб­ление антонимов):

Весёлые - грустные; здоровые... (больные); близорукие... (дальнозоркие).

Загадки к занятию.

Меж двух светил                      Всегда во рту,

По середине один.                   А не проглотишь.

(Нос.)                                            (Язык.)

Вот гора, а у горы                    Брат с братом

Две глубокие норы.                  Через дорожку живут,

В этих норах воздух бродит, д друг друга не видят.

То заходит, то выходит.                                       (Глаза)

(Нос.)

Живет мой братец за горой,

Куда ни пойдешь —                 тт

м                            Не может встретиться со мной

Все на них взглянешь.

(I лаза..

(Ноги.)


Тема «КАК МЕНЯ ЗОВУТ?» Цел и: уточнить представления о собственном имени, о его происхождении; формировать интерес детей к себе, своему имени. Содержание занятия • Игра в кругу «Знакомство». «Как славно девочек зовут! Вот...» (мальчики хором назы­вают имена девочек). «Как славно мальчиков зовут! Вот...» (девочки хором назы­вают имена мальчиков). • Философские рассуждения: «Что такое “Я”?», «Девочки с одинаковыми именами одинаковые?», «Как будет звучать ва­ше имя по-взрослому?», «Как вас ласково дома называют?». • Рассказы детей: «Что означает ваше имя?», «Есть ли у се­мьи имя?», «Кто знает свое отчество?».

Что принадлежит только вам, а пользуетесь им реже, чем другие? (Имя.)

Полон хлевец

Белых овец.

(Зубы.)

Оля смотрит на кота,

На картинке - сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (глазки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

 Нашей Оле... (ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (зубки).

Два соседа-непоседа.

День - на работе,

Ночь - на отдыхе.

(Глаза.)

Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают.

(Язык, глаза, уши.)

Если не стучу,

То не живу.

(Сердце.)


За белыми березами Соловушка свищет.

(Язык.)

Чего нет быстрее?

(Очей.)

Вокруг проруби

Сидят белые голуби.

(Рот, зубы.)

Ношу их много лет,

А счета им не знаю.

(Волосы.)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(Нос.)

Вокруг двух озер

Камыш растет.

(Ресницы.)

Пришли гости –

И под лавку.

(Ноги.)

У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем.

(Пальцы.)

Двое идут,

Двое несут,

Третий говорит.

(Ноги, руки, рот.)


На ночь два оконца

 Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Гпаза.)

И рать, и воеводу –

Всех повалит.

(Сон.)

Слаще меда, мягче пуха.

- Отдохни! - все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить.

(Лень.)


Ни на меру,

Ни на вес,

Но у всех людей он есть.

(Ум.)

И долга и коротка,

А один одному не верит:

Всяк сам по себе мерит.

(Жизнь человеческая.)

Чего хочешь –

Того не купишь,

Чего не хочешь –

Того не продашь.

(Молодость, старость.)


• Игры: «Лишнее слово» (Петя, Маша, Таня, Ира; Света, Иванова, Миша, Коля; Лена, Леночка, Ленка, Ленулечка); «Как растет моё имя?»; «Подарки». (Дети пишут имена добрые и лас­ковые на разноцветных воздушных шариках и дарят их друг другу.)

Совместная деятельность.

• Философские размышления «Зачем нужно имя?».

• Метод мозгового штурма (ММШ) «Прозвище - это хорошо или плохо?».

• Чтение произведений и их обсуждение: А. Л. Барто «Имя и фамилия», Р. Сеф «Имя у тебя одно», русская народная шутка «Сережки и Алешки», Э. Н. Успенский «Стихотворение о клич­ках».

• Составление рассказа «Как я берегу свое доброе имя смо­лоду?».

Тема «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ,

ЧТОБЫ ТЕБЯ НАЗВАЛИ ДРУГОМ?»

Цел и : познакомить с понятием «дружба», показать нравст­венно-духовное значение дружбы в человеческих взаимоотно­шениях; способствовать развитию конструктивного взаимодей­ствия, повышению уверенности в себе.

Содержание занятия

• Разминка. Этюд «Две подружки».

Цель: формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов.

Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки - Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки Посмотрели - нет игрушки,

Сели и заплакали.

 

• Проблемная ситуация «Можно ли девочек назвать настоя­щими подружками?».

• Диагностическое интервью в парах «А какой ты друг?» с последующим представлением в общем круге.

• ММШ «Какие правила дружбы ты знаешь?».

• Практическая деятельность в малых группах (4-5 человек) «Представь эти правила дружбы в рисунках, моделях, пикто­граммах».

• Прослушивание песни М. Пляцковского и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа по содержанию:

- Почему с другом дорога веселее? Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья?

• Почему мы так говорим: «Друг познается в беде», «Не мил и свет, когда друга нет», «Не бросай друга в несчастье», «Друга на деньги не купишь»?

• Танцевальная импровизация под мелодию (без слов) песни «Если с другом вышел в путь».

• Размещение изображенных на альбомных листах правил дружбы в предметно-развивающем пространстве групповой комнаты.

Совместная деятельность.

• Составление творческих рассказов на тему «С кем можно дружить?».

• Чтение русских народных сказок (на выбор): «Пузырь, со­ломинка и лапоть», «Лиса и журавль», «Кот, козел да баран», «Два товарища» (по басне Л. Толстого).

• Игры-инсценировки по произведениям (на выбор): М. Пляц- ковский «Ур



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.