Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕЛЕНА МАЗУР



ЕЛЕНА МАЗУР

КОНЦЕПЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГЕШТАЛЬТ ТЕРАПИИ

 

Концепция незавершенных действий является одной из центральных в гештальт-терапии. Ее источниками служат гештальт психо­логия восприятия и ранние исследования Б. Зейгарник о незавершенных действиях. Гештальт терапевты чаще ссылаются на ранние гештальт-психологические эксперименты по восприятию, чем на работу Б. Зейгарник - ее имя почти забыто ими. Я бы хотела вернуть имя Б. Зейгарник гештальт-терапии и показать влияние ее работы на концепцию незавершенных действий.

Дипломная работа Зейгарник была посвящена проблеме незавершенных действий и выполнено под руководством Курта Левина в Берлинском университете (Zeigarnik, 1927). Это иследование основывалось на концепции Левина об истинных потребностях и квазипотребностях, причем последние определялись как динамическая напряженная сиcтема, стремящаяся к реализации (Зейгарник,1981). Ее работа продолжала исследования Овсянкиной (Richers-0vsiankina,1928), которая открыла феномен, показавший, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу Левина о влиянии квазипотребности на память.

Б. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. Она готовила эти эксперименты очень серьезно, разра6атывая стратегию и тренируя свое поведение и невербальную экспрессию. Левин подчеркивал, что экспериментатор должен играть активную роль в создании реальной ситуации по время эксперимента, пробуждая реальные переживания у испытуемых. В своих экспериментах Зейгарник предлагала испытуемым 18-20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, 410 испытуемые вспоминали незавершенные задания чаще, чем завершенные. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий был назван эффектом Зейгарник. Этот феномен показал, что незавершенные действия создают напряженную заряженную систему, которая стремится к реализации и проводит в действие процесс запоминания. Б. Зейгарник пришла также к очень важному заключение, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремиться к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт принципа завершения.

Принцип завершения является одним из базисов концепции незавершенных действий (ситуаций) в гештальт-терапии. Большинство авторов считают, что основным источником этой концепции служит гештальт психология восприятия (Perls, et а1„ 1951; Fagan & Shepherd, 1971; Polster & Polster, 1973; Kepner, 1987). Незавершенную ситуацию определяют как аналог перцептивной и когнитивной незавершенной задачи в гештальт психологии (Levitsky &Perls, 1971), а ссылки на работы Зейгарник можно встретить очень редко (Korbet а1., 1989 Wheeler,1991). Даже Перлз, обсуждая в своей ранней книге "Я, голод и агрессия" (1947) принципиальную тему о "характере требования незавершенных ситуаций", приписывает работы Зейгарник самому К. Левину и делает ссылки только на него.(Wheeler,1991). Возможно, именно из-за этой неточности Перлза в гештальт терапии чаще ссылаются на работы К. Левина, чем на Б. Зейгарник.

Вклад Зейгарник состоял в том, что она впервые в гештальтпсихологии применила принцип завершения к реальным действиям в момент настоящей ситуации и открыла тенденцию запоминания незавершенных действий. Ф. Перлз позднее синтезировал этот принцип в концепция незавершенных действий, а последующие авторы гештальт терапия дальше развили эту концепцию.

Гештальт терапия использовала много выводов работы Зейгарник, в частности: о тенденции возвращения к незавершенным действиям, о реализации потребностей как о механизме завершения незавершенных ситуаций, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности. Исходя из этих утверждениях гештальт терапия разработала новые представления, о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций.

В данной статье мы не имеем возможности описать всю концепцию незавершенных действий, поэтому мы опишем ее в целом и остановимся на наиболее важных и интересных моментах, связанных с работой Зейгарник.

В гештальт терапии понятие завершение означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Ф. Перлз полагал, что личности обладает сильной тенденция к тому, чтобы завершить незавершенное, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и наполненности (Perls, 1951). В большинстве ситуаций люди по-настоящему хотят и стремятся к завершенным переживаниям, им нравится чувство завершенности и полноты. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности. Как считают гештальт-терапевты, это чувство достаточно сложно и имеет разные аспекты, охватывающие широкий спектр человеческих переживаний. Так, завершенность может дать чувство законченности, интегрированности, правильности, спокойствия, ощущаемых на уровне тела (Korbet.al. ,1989). Когда оканчиваются разные жизненные ситуации, чувство завершенности в некотором смысле созвучно интуиции. Квалификация ситуации как завершенной зависит от внутреннего знания человеком правильности его собственной жизни (Polster& Polster, 1973). Кепнер утверждал, что завершенность неизбежно вызывает амбивалентные чувства - она может переживаться как чувства спокойствия и уверенности, смешанные в то же время в чувствами потери, печали: "Всегда каждое окончание, даже окончание неприятной ситуации, включают чувства как облегчения, так и потери. Даже кульминации счастливых событий могут парадоксально сопровождаться чувством потери" (Керnег, 1987, с. 197). Здесь я бы хотела подчеркнуть, что Зейгарник открыла, новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности.

Еще одна идея работы Зейгарник о том, что завершение происходит благодаря удовлетворению потребности, оказалась полезной для гештальт-терапии. Как показал эффект Зейгарник, потребность настоящей ситуации - квазипотребность требует активности и создает напряженно заряженную систему; завершение активности означает освобождение этой системы и удовлетворение потребности. В гештальт-терапии процесс удовлетворения организмом своих потребностей описывается, в свою очередь, как цикл образования и завершения гештальта, имеющий несколько стадий. Нормальный здоровый потребностный цикл является саморегулирующимся процессом, функционирующим без прерывания: каждая потребность возникает как фигура на фоне опыта, когда потребность удовлетворяется, завершается и гештальт, погружается в фон, и затем возникает новая потребность. Человек, живущий в соответствии с этим естественным ритмом ощущает себя гибким, ясным и эффективным (Polstег & Polster, 1973). Но тот потребностный цикл может быть прерван, и тогда возникают незавершенные ситуации.

В гештальт-терапии существуют различные определения незавершенных ситуаций, которые могут быть названы потребностно и эмоционально незавершенными. "Потребностно незавершенные ситуации" содержат неудовлетворенные потребности, возникающие в результате прерывания потребностного цикла. Развивая идею Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути за счет паттернов когнитивного контроля и наследственных ограничений. Часто разные социальные фактор прерывают людей, когда они делают, то что хотят делать, и нарушают естественное завершение действия (Polster & Polster, 1973). Когнитивный контроль блокирует цикл формирования завершения гештальта, противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию как естественную и спонтанную деятельность, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности, и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности (Korb et а1.,1989). Гештальт-терапия показывает как прерывание потребностей влияет на качество жизни личности: "Цикл потребностей не сможет не может завершиться, напряжение возникает, но не разрешается, аффект накапливается, но не может найти выхода. Непрерывность поведения блокируется неосуществленными действиями, и совсем немного нового может произойти при возникающем напряжении и фрустрации. Индивид становиться как бы "подвешенным" на невыраженном, и жизнь медленно погружается в отчаяние и скуку с недостатком автономии спонтанности и интимности" (Enright,1971,c.113).

Эмоционально незавершенные ситуации содержат чувства, эмоции, переживания, которые не были выражены и завершены в прошлом. Индивидуумы остаются с незавершенными ситуациями, если они не могли выразить чувства разочарования, гнева, горя, печали, возмущения, которые возникали во время событий прошлого и в отношениях со значимыми людьми - родителями, родственниками, влюбленными, супругами. Перлз считал, что невысказанное возмущение относится к наиболее частому виду незавершенных действий (Perls,1971). "Незавершенность" может также возникнуть от невыраженной любви, неразрешенной и неразделенной вины, непринятых в прошлом действий (Korb et а1.,1989).

Эффект Зейгарник показал, что прерывание приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий и к возвращению к ним, точно также гештальт-терапия признает, что личность имеет тенденцию возвращаться к незавершенным переживаниям и неразрешенным эмоциям. Гештальт-терапия полагает, что один из путей, которым индивидуумы пытаются ассимилировать и завершить значимые незавершенные ситуации, заключается в возвращении к ним снова и снова. Однако, наряду с тенденцией к завершению в личности действует также тенденция к избеганию завершения, что в свою очередь увеличивает личностную незавершенность." Мы всегда стремимся закончить незаконченное, завершить незавершенный гештальт, а также всегда избегаем делать это. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого " (Naranjo,1993,p.39). При помощи избегания индивиды пытаются держаться подальше от незавершенных ситуаций, стараясь избежать полного переживания и прямой конфронтации с теми чувствами, которые они должны быть пережиты с чувствами боли, тревоги, горя, гнева и т.п. (Cohn,1971). Гештальт терапия полагает, что наибольшие трудности в разрешении таких чувств, состоят в том, что другие, чаще всего близкие, неспособны поддержать выражение этих чувств, не принимая, отрицая их значимость и даже считая их опасными (Керnег, 1887). В результате индивидуумы развивают различные паттерны когнитивного контроля и защитных механизмов для того, чтобы справиться с этими двусмысленными чувствами, которые они чувствуют, но не должны чувствовать. Поддерживая избегание, механизмы контроля подавляют свободное выражение эмоций и открытый ответ на ситуацию. Механизмы контроля, нарушающие непрерывный процесс саморегуляции, могут служить причиной невротизации индивидуума. Тенденция к избеганию является одной из основных характеристик невротического функционирования. Гештальт терапия полагает, что невротические личности вкладывают большое количество энергии в избегание завершения и в контроль незавершенных переживаний, а также в избегание контакта с собой и с другими (Korb, еt а1.1989). Тенденция к избеганию ограничивает личность от полного присутствия в настоящем, создает избыток незавершенных ситуаций и приводит к развитию невротических состояний.

Я полагаю, что основной вклад гештальт-терапии в концепцию незавершенных действий (ситуаций) заключается в открытии двух тенденций личности - тенденций к завершению и избеганию незавершенных ситуаций. Наличие этих тенденций отражает сложную и парадоксальную природу человеческого существования - человек живет в ситуации парадоксальных противоречий. В незавершенной ситуации действуют противоречивые тенденции к завершению и избеганию, конфликтующие друг с другом. Но человек должен жить, преодолевая этот парадокс, и продолжать жить вопреки этой парадоксальной ситуации. Он должен сделать свой выбор и найти свой собственный путь. Этот парадокс незавершенных ситуаций открывает дорогу для экзистенциального подхода в гештальт терапии. Слова Коха звучат для меня очень близко. Он писал, что концепция незавершенных действий и избегания относиться к философии, которая призывает пациента принять ответственность за то, кем он является; терапевт помогает ему обрести самого себя, раскрывая неизведанную для него область его переживаний; и Перлз пытался быть Дзен мастером, который ведет своих учеников по парадоксальной дороге самомастерства, дисциплины и свободы (Cohn,1971).

Другим вкладом гештальт-терапии является открытие путей завершения незавершенных ситуаций и терапевтических методов, помогающих разрешить незавершенные переживания. Перлз описал некоторые феномены, ведущие к завершению - прощание, прощение и благодарность. (Perls,1971). Благодарность - очень специфический феномен, позволяющий завершиться чувству возмущения. Прощение - это способ завершения ситуации путем отказа от возмущения, ненависти и других чувств, которые составляют сердце незавершенности. Для того, чтобы измениться, человеку нужно научиться не сопротивляться - не переоценивать, не бороться или подавлять возмущение и ненависть, а мягко разрешить им уйти. Гештальт-терапевты считают, что если человека научить как освободиться от возмущению и как прощать, то в тот же момент проявится его способность любить (О Сопе11,1977).

В гештальт-терапии описываются различные пути завершения. Оно может происходить через возвращение к старым действиям, или, обращаясь к параллельным обстоятельствам в настоящем, или, возвращаясь к прошлым действиями ситуациям в фантазии, или принимающей такими, какие они есть. Перлз писал, что основная проблема состоит в том, чтобы мотивировать пациента сделать то, что необходимо сделать - "вернуться к действия и ситуациями, которые он оставил незавершенным в прошлом потому, что они были настолько болезненными, что он вынужден был избежать их." (Pels,1951,с.140). Гештальт-терапевт, начиная работать с незавершенными ситуациями, просит пациента оставаться в потоке осознавания". Рост осознавания того, что пациент делает - одна из основных задач психотерапии, поскольку незавершенные действия являются, главным образом, следствием блокирования процесса осознавания. И другая задача психотерапевта состоит в разблокировании осознавания через побуждение пациента к более интенсивному и полному выражению незавершенных чувств, одновременно направляя его внимание к тем способам, которыми он блокирует себя (Enright, 1971). Все это облегчает завершение и освобождает энергию, которая была заморожена незавершенными ситуациями, и пациент может двигаться дальше к новому опыту.

Завершая статью, я хотела бы сказать, что Б. Зейгарник не была гештальт-терапевтом и никогда не занималась гештальт-терапией, но ее идеи о незавершенных действиях глубоко повлияли на гештальт-терапевтическую концепцию незавершенных действий (ситуаций). Ее основной вклад в эту концепцию состоит в открытии, что жизнь личности регулируется тенденцией к завершению, и ее прерывание приводит к феномену " незавершенного действия", когда личность стремится вернуться к этим действиям в своей памяти. Гештальт терапия развила эту идею дальше и показала, что существует парадоксальное сочетание тенденций к завершению и избеганию, влияющих на целостную жизнь личности. Разработка идеи парадоксальности может расширить границы и раскрыть новые волнующие возможности гештальт-терапии, но это уже тема для новой статьи.

Литература.

1. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина.-М.:МГУ,1981.

2. Зейгарник Б.В. Проблема опосредования и саморегуляции. \\ Вестник Московского университета. Серия 14.Психология. 1981, N2.

3. Зейгарник Б.В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии. \\ Психологический журнал,1989,т.2, N 2.

4. Cohn R> Therapy in group: psychoanalittical, experiential and gestalt. \Gestalt therapy now. Theory. Technigues. Applications. Pagan J. &'Sheppard I. (Ed.): N.Y. Harper Cophon book,1971.

5. Enright J. An introduction to Gestalt Tehnigues> \\ Gestalt Therapy Now.-N.Y.,1971.

6. Connel V. Crisis Physiotherapy: person, dialogue and organismic event. \\ Gestalt therapy Now. -N.Y.,1971.

7. Fagan J.& Shepherd I. (ed.) Gestalt therapy Now Theory. Thehniques. Applications.-N.Y.: Harper olophon book, 1971

8. Kepner J Body process. -N.Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press, 1987.

9. Korb M., Gorell J., Van de Riet. Gestalt therapy. Practice and theory.- N.Y.: Perganion Press ,1989.

IO.Levitsky A.& Perls F. The ruls and games of Gestalt therapy. \\Gestalt therapy now.N.Y.,1971.

II.Naranjo. Gestalt therapy: the attitude and practice of an autheontial experientialism. -Nevada City, 1993.

12.Perls F.  Ego, hunger and aggression.- London: Allen &Unwin,LTD,1947.

13.Perls F. Gestalt therapy verbaturn.- Moab Utah : Real people press, 1969.

13. Perls F. Four lectures.\\Gestalt therapy now.-N.Y.,1971.

14. Perls F.,Hefferline A., Goodman P. Gestalt therapy. Excitment and growth in the human personality.- N.Y.,1951.

15. Richers-Ovsiankma V. Dit wiedei-aufnahme von interbrohenen handlungen.\\ Psychologiche forshung,1928,N 2.

16. Zeigarnik В. Das behalten orietigter und unerlediter handlungen.\\ Pstholodiche Forshung,9,1927.

17. Wheeler G. Gestalt Reconsidered.-N.Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press,1992.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.