Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Недоспасов. Темперамент и восприятие музыки



8.0. Недоспасов

Темперамент и восприятие музыки

Способность музыки порождать эмоции известна очень давно и, пожалуй, не требует специальных доказательств. Как говорил выдающийся дирижёр, компози­тор и пианист Леонард Бернстайн, «музыка - это масса красивых нот и звуков, так хорошо соединённых, что доставляют удовольствие, когда их слушаешь» [1] Из­вестно, что музыка способна влиять на сердечную деятельность, мышечную рабо­тоспособность, сенсорные процессы, внимание и память [4,5]. Не случайно с по­мощью музыки более или менее успешно пытаются управлять функциональным состоянием работающих: укорачивать период вырабатывания, предупреждать раз' витие утомления, ускорять восстановление работоспособности [7]. Использование му таки в качестве психотерапевтического средства выделилось в музыкотерапию, применяемую при лечении соматических заболеваний [2,6.] Постепенно накапли­вается опыт использования музыки как мощного фактора сенсорной активации со­зревания мозга у детей. (З].

В то же время остается малоисследованным вопрос об индивидуальном вос­приятии музыки; не ясно, почему одни и те же музыкальные произведения вызы­вают устойчивые положительные эмоции у одних людей и оставляют равнодуш­ными к ним - других Высказана гипотеза, которая связывает темп и музыкальный .чад с такими индивидуальными свойствами темперамента, как экетраверсия-ин-троверсия и эмоциональная лабильность [б]. Предполагается, что интроверты должны быть более восприимчивы к медленной музыке, а экстраверты - к быст­рой, эмоционально неустойчивым людям больше соответствует минорная музыка, а эмоционально стабильным - мажорная. Эта гипотеза привлекательна потому, что основывается на четко различающихся музыкальных компонентах: темпе и ладе, которые представлены всего лишь четырьмя вариантами; в то время как ме­лодии, ритмы и оркестровый колорит, например, имеют бесчисленное множество вариантов, что не позволяет их удовлетворительно систематизировать. Проводи­мая автором этой гипотезы параллель между свойствами темперамента и индиви­дуальным восприятием музыки пока не имеет экспериментального подтвержде­ния. Эти обстоятельства и привели к попытке экспериментально обнаружить зави­симость между некоторыми индивидуальными чертами личности и восприятием отличающихся темпом и ладом фрагментов музыкальных произведений.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.