Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Четырнадцатая шкала. Пятнадцатая шкала



Четырнадцатая шкала

Дышит через рот

 

 

                                   

Склонность к ушным заболеваниям

 

 

                                   

Склонность к кожным заболеваниям

 

 

                                   

Частые боли в желудке и тошнота

 

 

                                   

Частые головные боли

 

 

                                   

Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами

 

 

                                   

Очень холодные руки

 

 

                                   

Другие внешние признаки заболевания

 

 

                                   

Пятнадцатая шкала

Слабый слух

 

 

                                   

Слабое зрение

 

 

                                   

Слишком маленький рост

 

 

                                   

Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов

 

 

                                   

Заикание

 

 

                                   

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

                                   

Инструкция для классного руководителя, психолога

 

Отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка

Для оценки степени адаптации учеников к новым условиям обучения во второй половине сентября–октябре целесообразно проводить диагностику с помощью шкалы наблюдений Скотта.

С первоклассниками ее рекомендуется делать в декабре.

Заполнив карту, учитель получает возможность увидеть «профиль» класса с точки зрения адаптации к новым условиям обучения и проблемы, характерные для всего классного коллектива.

Процедура обработки карт состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень адаптации того или иного школьника. За каждый ответ «да» выставляется один балл. Чем большее количество баллов набрал школьник по той или иной шкале, тем ниже его возможности по адаптации к условиям школы. Карта Скотта позволяет выявить школьников с проблемами адаптации и определить направление дальнейшей работы с ними.

При работе с картой Скотта важно соблюдение этики исследования. Прежде всего, педагог должен действительно хотеть помочь школьникам, испытывающим проблемы с адаптацией,  не обсуждать полученные результаты с посторонними лицами, другими учащимися и их родителями.

Иногда в процессе анализа карт Скотта наблюдается ситуация, когда большая часть учащихся класса набирают максимальные баллы по какой-то из шкал. Такой классный коллектив требует повышенного внимания, поскольку необходимо выявить причины столь значительной дезадаптации. К примеру, если класс набирает максимум по шкале «Тревожность по отношению к взрослым», можно предположить, что учителя, которые работают в нем, используют преимущественно директивный стиль в общении со школьниками или чрезмерно строги по отношению к своим ученикам.

Карта наблюдений состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения школьников. В таблице 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.

Таблица 1

№ шкалы Название шкалы Комментарии
Недоверие к людям Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость
Депрессия Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8–13 свидетельствуют о выраженной депрессии
Уход в себя Характеризуется избежанием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию
Тревожность по отношению к взрослым Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1–3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4–6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7–9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые
Враждебность по отношению к взрослым Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности
Тревожность по отношению к детям Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности
Недостаточная социальная нормативность (асоциальность) Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1–4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4–8 указывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста — на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9–11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности»
Враждебность по отношению к детям Проявляется в различных формах — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы
Неугомонность Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает долговременных усилий
Эмоциональное напряжение Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам
Невротические симптомы Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.
Неблагоприятные условия среды Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной
Умственное развитие Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития
Болезни Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника
Физические недостатки Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.