№п/п
| Разделы, темы уроков
| Количество часов
|
| Раздел 1. Язык и культура ( 10 часов )
|
|
1.
| Исконно русская лексика : слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
( общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские ) слова, собственно русские слова.
|
|
2.
| Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
|
|
3.
| Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
|
|
4.
| Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
|
|
5.
| Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
|
|
6.
| Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
|
|
7.
| Речевой этикет и вежливость.
|
|
8.
| «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском и американском речевых этикетах.
|
|
9.
| Называние другого и себя. Обращение к знакомому и незнакомому.
|
|
10.
| Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
|
|
| Раздел 2. Культура речи ( 10 часов + 3 часа из резерва )
|
|
11.
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных(Э),(О) после мягких согласных и шипящих; безударный (О) в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед (Е) в словах иностранного происхождения; произношение безударного (А) после Ж и Ш; произношение сочетания ЧН и ЧТ; произношение женских отчеств на –ична, -инична; произношение твёрдого (Н) перед мягкими (Ф) и (В); произношение мягкого (Н) перед Ч и Щ.
|
|
12.
| Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
|
|
13.
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле.
|
|
14.
| Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.
|
|
15.
| Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
|
|
16.
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные грамматические ошибки.
|
|
17.
| Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно- именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пршёл-врач пришла).
|
|
18.
| Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным ; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительным два, три, четыре ( два новых сада, две молодых женщины и две молодые женщины).
|
|
19.
| Нормы построения словосочетаний по типу согласования ( маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).
|
|
20.
| Варианты грамматической нормы : согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.
|
|
21.
| Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
|
|
22.
| Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имён; их оценка.
|
|
23.
| Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
|
|
| Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 10 часов + 2 из резерва )
|
|
24.
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
|
|
25.
| Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
|
|
26.
| Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
|
|
27.
| Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента : критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
|
|
28.
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
|
|
29.
| Науный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
( исследовательской ) деятельности.
|
|
30.
| Реферат. Слово на защите реферата.
|
|
31.
| Учебно-научная дискуссия. Правила корректной дискуссии.
|
|
32-33.
| Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу ( в том числе электронного).
|
|
34-35.
| Сочинение в жанре страницы дневника.
|
|