№п/п
| Разделы, темы уроков
| Количество часов
|
| Раздел 1. Язык и культура ( 10 часов )
|
|
1.
| Русский язык как развивающееся явление.
|
|
2.
| Связь исторического развития языка с историей общества.
|
|
3.
| Факторы, влияющие на развитие языка : социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
|
|
3.
| Устаревшие слова как живые свидетели истории.
| 1
|
4.
| Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
|
|
5.
| Архаизмы как слова. Имеющие в современном русском языке синонимы.
|
|
6.
| Группы лексических единиц по степени устарелости.
|
|
7.
| Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
|
|
8.
| Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор. Диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п. )
|
|
9.
| Лексические заимствования последних десятилетий.
|
|
10.
| Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
|
|
| Раздел 2. Культура речи ( 10 часов + 2 часа из резерва )
|
|
11.
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшего времени, деепричастиях, наречиях.
|
|
12.
| Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом, нагору ).
|
|
13.
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.
|
|
14.
| Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
|
|
15.
| Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
|
|
16.
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Типичные грамматические ошибки в речи.
|
|
17.
| Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы глаголов совершенного и несовершенного вида, формы глаголов в повелительном наклонении.
|
|
18.
| Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висячий-висящий, горящий-горячий.
|
|
19.
| Варианты грамматической нормы : литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий.
|
|
20.
| Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы ( махаешь-машешь; обуславливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
|
|
21.
| Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения : умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
|
|
22.
| Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
|
|
| Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 10 часов + 3 часа из резерва )
|
|
23.
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения : убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
|
|
24.
| Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
|
|
25.
| Основные типы текстовых структур : индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые ( индуктивно-дедуктивные) структуры.
|
|
26.
| Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
|
|
27.
| Тексты аргументативного типа : рассуждение, доказательство, объяснение.
|
|
28.
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа.
|
|
29.
| Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
|
|
30-31.
| Публицистический стиль. Путевые записки.
|
|
32.
| Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
|
|
33.
| Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
|
|
34-35.
| Притча.
|
|