№п/п
| Разделы, темы уроков
| Количество часов
|
| Раздел 1. Язык и культура ( 20 часов )
|
|
1.
| Краткая история русского литературного языка.
|
|
2.
| Роль церковнославянского ( старославянского ) языка в развитии русского языка.
|
|
3.
| Национально-культурное своеобразие диалектизмов.
|
|
4.
| Диалекты как часть народной культуры.
|
|
5.
| Диалектизмы.
|
|
6-7.
| Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др.
|
|
8.
| Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
|
|
9.
| Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
|
|
10.
| Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
|
|
11.
| Заимствования из славянских и неславянских языков.
|
|
12.
| Причины заимствований.
|
|
13.
| Особенности освоения иноязычной лексики ( общее представление ).
|
|
14.
| Роль заимствований лексики в современном русском языке.
|
|
15.
| Пополнение словарного запаса русского языка новой лексикой.
|
|
16.
| Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
|
|
17.
| Национально-культурная специфика русской фразеологии.
|
|
18.
| Исторические прототипы фразеологизмов.
|
|
19-20.
| Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.(начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п.)
|
|
| Раздел 2. Культура речи ( 20 часов + 4 часа из резерва )
|
|
21.
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
|
|
22.
| Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения ( литературные, разговорные, устарелый и профессиональные ).
|
|
23.
| Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов : ударение в форме род. п. мн..ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных.
|
|
24.
| Подвижное ударение в глаголах; ударение в формах прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спряжения на –ить; глаголы звонить, включить и др.
|
|
25.
| Варианты ударения внутри нормы : баловать – баловать, обеспечение- обеспечение.
|
|
26.
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи.
|
|
27.
| Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.
|
|
28.
| Антонимы и точность речи.
|
|
29.
| Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов.
|
|
30.
| Лексические омонимы и точность речи.
|
|
31.
| Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов.
|
|
32.
| Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов. Антонимов и лексических омонимов в речи.
|
|
33.
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения : склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов.
|
|
34-35.
| Склонение им.п. мн.ч. существительных на –а/-я и -ы/-и (директора, договоры);
род.п. мн.ч. существительных м. и ср. р.с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок);
род.п. мн.ч. существительных ж.р. на -ня ( басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь);
тв.п. мн.ч. существительных 3 склонения;
род.п. ед.ч. существительных м.р. ( сткан чая – стакан чаю);
склонение местоимений, порядковых и количественных числительных.
|
|
36.
| Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
|
|
37-38.
| Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения
( в санаторий – не санаторию, стукнуть туфлей – не туфлем), родом существительного
( красного платья – а не платьи), принадлежность к разряду –одушевлённости – неодушевлённости ( смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа ( чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.)
|
|
39.
| Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени ( ближайший – а не самый ближайший), в краткой форме ( медлен - а не медленен, торжествен – а не торжественен).
|
|
40.
| Варианты грамматической нормы : литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
|
|
41.
| Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.
|
1
|
42.
| Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.
|
|
43.
| Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения.
|
|
44.
| Этикетные формулы похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения.
|
|
| Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. ( 21 час + 5 часов из резерва )
|
|
45.
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.
|
|
46.
| Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
|
|
47.
| Текст как единица языка и речи. Тематическое единство текста.
|
|
48.
| Тексты описательного типа : определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
|
|
49.
| Тексты описательного типа : определение, дефиниция, собственно описание, пояснение
|
|
50.
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
|
|
51.
| Рассказ о событии, « бывальщины ».
|
|
52.
| Рассказ о событии, « бывальщины ».
|
|
53.
| Учебно-научный стиль.
|
|
54.
| Словарная статья, её строение.
|
|
55.
| Словарная статья, её строение.
|
|
56.
| Научное сообщение ( устный ответ ). Содержание и строение учебного сообщения.
|
|
57.
| Структура устного ответа.
|
|
58.
| Различные виды ответов : ответ-анализ, ответ-обобщение.
|
|
59.
| Различные виды ответов : ответ-добавление, ответ-группировка.
|
|
60.
| Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения.
|
|
61.
| Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения.
|
|
62.
| Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
|
|
63.
| Публицистический стиль.
|
|
64.
| Публицистический стиль.
|
|
65.
| Устное выступление.
|
|
66.
| Устное выступление.
|
|
67.
| Устное выступление.
|
|
68.
| Язык художественной литературы.
|
|
69.
| Описание внешности человека.
|
|
70.
| Описание внешности человека.
|
|