Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2. Принципы деятельности нотариата



Тема 2. Принципы деятельности нотариата

В Законе о нотариате нормы-принципы составляют часть специального Раздела I «Основы, задачи и принципы деятельности нотариата». Включение законодателем указанных положений в общую часть Закона о нотариате следует признать шагом вперед в правовом обеспечении как построения системы нотариата, так и его деятельности.

Принципам в указанном Разделе посвящены статьи 5–9. При этом обращает на себя внимание название ст. 5 «Основные принципы нотариальной деятельности», дающее основание предположить, что есть еще какие-то «неосновные» принципы, что вряд ли возможно. Принципы не могут быть «основными» или «неосновными» уже в силу их статуса принципов, т. е. основных положений, в которых закреплены существенные черты соответствующей отрасли или института права.

Бесспорно, на наш взгляд, что систему принципов нотариальной деятельности нельзя ограничить названными в ст. 5 Закона о нотариате принципами законности, беспристрастности, независимости и тайны нотариального действия. Эта система представляет собой более развитую и обширную структуру за счет включения в нее тех принципов, которые, не будучи сформулированы в виде отдельных норм, могут быть выведены в результате анализа всей совокупности норм законодательства о нотариате и сформулированы в качестве принципов, так как отражают закономерности построения, функционирования и развития нотариата.

По вопросу о системе принципов нотариата в правовой теории также высказаны различные точки зрения, что объясняется, с одной стороны, некоторыми различиями в регулировании нотариата в разных государствах, а с другой – субъективной позицией автора, его оценкой соответствующего законодательства[19].

Анализ Закона о нотариате позволяет выделить, на наш взгляд, следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, представляющих собой систему принципов нотариата в Республике Беларусь: 1) законность; 2) беспристрастность; 3) независимость; 4) тайна нотариального действия; 5) обоснованность нотариальных действий; 6) содейст­вие в осуществлении прав и защите законных интересов; 7) диспозитив­ность; 8) государственный язык нотариального производства.

Принцип законности – это общеправовой принцип, который применительно к нотариальной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона о нотариате заключается в том, что нотариусы при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. Поскольку в своей деятельности нотариусы руководствуются нормами материального права при соблюдении предписанной законодательством о нотариате определенной формы, принцип законности применительно к нотариальной деятельности имеет материально-правовое и процедурно-процессуальное содержание.

Материально-правовое содержание принципа законности состоит в том, что при совершении нотариальных действий нотариусы применяют нормы материального права, регулирующие определенные правоотношения. Так, при удостоверении договора о разделе общей совместной собственности супругов, при выдаче свидетельства о праве на долю имущества, нажитого супругами в период брака, нотариусы руководствуются, в частности, нормами статей 23–26 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, при удостоверении завещания – статьями 1040–1046 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Процедурно-процессуальная составляющая принципа законности выражается в требовании совершения нотариального действия при соблюдении установленных законодательством о нотариате правил и в первую очередь статей 53–62 Закона о нотариате.

При наличии в совершаемом нотариальном действии иностранного элемента (обращение за совершением нотариального действия иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами); оформление документов, предназначенных для действия за границей; выполнение поручений органов юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи) нотариус должен на основании ст. 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь определить подлежащее применению право. В соответствии со ст. 102 Закона о нотариате нотариусы применяют нормы иностранного права в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

При совершении нотариальных действий нотариусы применяют ведомственные нормативные правовые акты – инструкции, приказы, уставы и т. п., а также решения органов местного управления и самоуправления, в отношении которых должно быть установлено, приняты ли они в пределах компетенции соответствующего органа и не противоречат ли нормативным правовым актам большей юридической силы.

При совершении нотариальных действий нотариусы должны руководствоваться также теми разъяснениями, которые даны по соответствующим вопросам, отнесенным к их компетенции, Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь и Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Такие разъяснения содержатся, в частности, в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 г. № 16 (в редакции постановления от 20.12.2007 г. № 17) «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании»[20], от 26.03.2003 г. № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения»[21] и др.

Принцип законности проявляется и в том, что закон обязывает нотариуса отказать в совершении нотариального действия, противоречащего требованиям законодательства (ст. 62 Закона о нотариате), либо когда для совершения нотариального действия представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства (ст. 58 Закона о нотариате).

Принцип беспристрастности при осуществлении нотариальной деятельности требует, чтобы нотариальные действия совершались на равных условиях для всех обратившихся лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (п. 1 ст. 7 Закона о нотариате).

Предъявляемое к нотариусам требование беспристрастности обеспечивается установленным законом запретом совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес. Чтобы исключить необъективное отношение к одной из сторон, Закон о нотариате, как и ранее действовавшее законодательство, запрещает нотариусам совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников, к числу которых относятся родители, дети, внуки, дед, бабка, родные братья и сестры.

Государственные нотариусы не вправе совершать нотариальные действия на имя и от имени работников соответствующей государственной нотариальной конторы, частные нотариусы – нотариального бюро, уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов – работников соответствующего органа, но закон не запрещает им совершать нотариальные действия на имя и от имени родственников указанных лиц. Кроме того, уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не вправе совершать нотариальные действия на имя и от имени соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

По-иному решен вопрос об ограничении в праве на совершение нотариальных действий для должностных лиц дипломатических представительств, выполняющих консульские функции, и консульских учреждений Республики Беларусь при обращении родственников и супругов. Указанное правило содержится в Консульском уставе Республики Беларусь[22], п. 13.7 которого предусматривает, что консул не может совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своей жены (своего мужа), ее (его) и своих родственников по прямой линии. Законодательство Республики Беларусь, используя понятие «прямая линия родства» (см., например, ст. 19 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), тем не менее ни его определения, ни указания на круг лиц, находящихся в такой родственной связи, не содержит. В доктрине семейного права к родственникам по прямой линии относят лиц, происходящих одно от другого. Отсюда следует, что должностные лица консульских и дипломатических представительств не вправе совершать нотариальные действия на имя и от имени своих и своего супруга (супруги) родителей, детей, деда, бабки, внуков, но могут совершать их при обращении родных братьев и сестер, которые являются близкими родственниками боковой линии.

При коллизии нормы, ограничивающей нотариуса в праве на совершение нотариальных действий (ст. 7 Закона о нотариате), и норм, устанавливающих обязательность совершения нотариального действия определенным нотариусом (например, по месту нахождения недвижимого имущества – п. 2 ст. 66, п. 2 ст. 67 Закона о нотариате) либо нотариусами первой государственной нотариальной конторы, место совершения нотариального действия определяется главным управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета (п. 4 ст. 7 Закона о нотариате).

Принцип независимости при осуществлении нотариальной деятельности закреплен в ст. 8 Закона о нотариате. В соответствии с указанным принципом при решении вопроса о том, соблюдены ли все необходимые для совершения нотариального действия условия или следует отказать в его совершении, нотариус подчиняется только требованиям законодательства Республики Беларусь и должен быть огражден от чьего-либо влияния.
Гарантией независимости нотариуса выступает содержащийся в п. 2 ст. 8
Закона запрет оказывать на нотариуса противоправное воздействие при
исполнении им своих обязанностей под угрозой привлечения к установленной законодательными актами ответственности.

Отметим, что одновременно Правила профессиональной этики нотариуса[23] требуют от самих нотариусов не допускать влияния на их профессиональную деятельность должностных и других лиц, а о попытках вмешательства в нотариальную деятельность нотариусы должны ставить в известность соответствующее главное управление юстиции, а частные нотариусы – и Белорусскую нотариальную палату (п. 4.3).

Дополнительной гарантией, обеспечивающей беспристрастность и независимость нотариусов при совершении нотариальных действий, является норма ст. 39 Закона о нотариате, запрещающая нотариусам оказывать посреднические услуги при заключении договоров, а также заниматься иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения. Такие ограничения установлены ст. 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»[24].

Совершая нотариальное действие, нотариус нередко получает доступ к сведениям, затрагивающим личную жизнь гражданина, либо к информации, которая составляет коммерческую тайну юридических лиц. С целью защиты личных неимущественных и имущественных прав субъектов права нотариальное законодательство содержит принцип тайны нотариального действия.

Требование сохранения тайны нотариального действия распространяется, кроме нотариусов и уполномоченных должностных лиц, совершающих нотариальные действия, на всех лиц, которым о совершенном нотариальном действии стало известно в связи с исполнением ими служебных обязанностей (пункты 1, 6 ст. 9 Закона о нотариате.). Нотариус обязан хранить нотариальную тайну и после прекращения им нотариальной деятельности.

Принцип тайны нотариального действия не связывает его участников. В отличие от нотариуса они не обязаны хранить в тайне ни сам факт обращения, ни характер и содержание совершенного нотариального действия.

Закрепляя принцип тайны, Закон о нотариате устанавливает правила, которые гарантируют ее сохранение, предусматривая, что сведения (документы) по совершенному нотариальному действию выдаются только тем лицам, от имени, на имя либо по поручению которых было совершено это действие (п. 2 ст. 9 Закона).

Специальные условия предусмотрены при выдаче сведений о завещании (п. 4 ст. 9 Закона о нотариате) и сведений, полученных при принятии мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (п. 5 ст. 9 Закона о нотариате, ч. 6 ст. 122 Банковского кодекса Республики Беларусь)[25].

К числу субъектов, которые вправе по письменному требованию получить информацию или документы по совершенному нотариальному действию п. 3 ст. 9 Закона о нотариате относит: 1) судей общих и хозяйственных судов – по имеющимся в их производстве отнесенным к их подведомственности делам; 2) прокуроров и заместителей прокуроров; 3) органы уголовного преследования, к числу которых в соответствии с п. 22 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь относятся орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор (круг органов дознания указан в ст. 37 УПК Республики Беларусь) – по находящимся у них на рассмотрении материалам или по находящимся в их производстве уголовным делам; 4) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 5) таможенные органы – по находящимся в их производстве делам об административных таможенных правонарушениях; 6) налоговые органы – по проводимым ими налоговым проверкам; 7) государственные страховые организации, Белорусское бюро по транспортному страхованию и страховые организации, в уставных фондах которых более 50 процентов долей находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, для решения вопроса о назначении страховой выплаты; 8) адвокатов – в связи с необходимостью составления документов правового характера при подготовке к судебному разбирательству при предъявлении лично специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, ордера юридической консультации, а также паспорта гражданина Республики Беларусь либо удостоверения адвоката; 9) регистраторов республиканской или территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также для внесения исправлений, связанных с ошибкой нетехнического характера, в документы единого государственного регистра объектов недвижимого имущества, за исключением документов, которые должны представляться только заинтересованными лицами.

Право получать сведения о совершенных нотариальных действиях законодательными актами Республики Беларусь может быть предоставлено и другим государственным органам или должностным лицам (п. 3.8 ст. 9 Закона о нотариате).

Очевидно, что существующие условия, когда нотариусы работают, как правило, по два-три человека в одном помещении, не позволяют обеспечить действие принципа тайны нотариального действия в полной мере. В то же время, на наш взгляд, по просьбе участников нотариального действия нотариус вправе допустить присутствие при совершении нотариального действия лиц, которые не являются его участниками.

Принцип тайны нотариального действия ставит вопрос о том, пользуется ли нотариус свидетельским иммунитетом.

Отметим, что во Франции обязанность нотариуса сохранять тайну нотариального действия признается «всеобщей и абсолютной». Ж.-Ф. Пиепу и Ж. Ягр пишут, что «в случае вызова в суд для дачи показаний нотариус должен подчиниться, явившись в суд. Однако он должен немедленно заявить, что ни при каких обстоятельствах не имеет права разглашать сведения, составляющие профессиональную тайну»[26].

Среди лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей и вправе отказаться от дачи показаний, процессуальное законодательство Республики Беларусь (статьи 92 ГПК, 72 ХПК, 60 УПК) не называет нотариуса. Одновременно ст. 9 Закона о нотариате позволяет соответствующим органам (судам, органам уголовного преследования и др.) получать сведения о совершенных нотариальных действиях по находящимся в их производстве делам и материалам. Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод, что нотариус в Республике Беларусь не обладает свидетельским иммунитетом.

В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о нотариате лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность.

В отличие от ранее действовавшего Положения о нотариате и нотариальной деятельности (п. 5.4)[27] Закон о нотариате не квалифицирует нотариальную тайну как служебную. Такой подход законодателя соответствует Закону Республики Беларусь «О государственных секретах»[28], определяющему служебную тайну как сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь (ст. 16) и снимает вопрос о возможности привлечения нотариуса к уголовной ответственности по ст. 375 УК, предусматривающей ответственность за умышленное разглашение сведений, составляющих служебную тайну. В то же время Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях содержит норму (ст. 22.13), дающую основание для привлечения нотариуса к административной ответственности за разглашение нотариальной тайны, так как предусматривает ответственность за разглашение «коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью»[29].

В связи с разглашением сведений о совершенном нотариальном действии его участникам может быть причинен имущественный вред. Ответ на вопрос несут ли нотариус или уполномоченное должностное лицо местного исполнительного или распорядительного органа гражданско-правовую ответственность за такой вред зависит от того, действиями какого из вышеупомянутых лиц он причинен.

Если имущественный вред причинен в результате разглашения нотариальной тайны государственным нотариусом, то ответственность за него (вред) перед потерпевшим в соответствии со ст. 937 ГК Республики Беларусь несет юридическое лицо (соответствующее главное управление юстиции), работником которого он является.

При причинении имущественного вреда в результате разглашения нотариальной тайны уполномоченным должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа вред возмещается за счет казны административно-территориальной единицы, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган (ст. 938, 840 ГК).

По-иному решается этот вопрос, если нотариальная тайна разглашена частным нотариусом. Закон о нотариате, в отличие от Основ законодательства Российской Федерации о нотариате[30], предусматривающих, что нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях (ст. 17), не устанавливает материальную ответственность за вред, причиненный нарушением принципа тайны нотариального действия. Более того, в соответствии со ст. 34 Закона о нотариате частный нотариус страхует свою деятельность «на случай причинения им ущерба в результате неправильно совершенного нотариального действия». Таким образом, по буквальному смыслу этой нормы при причинении частным нотариусом вреда в результате разглашения нотариальной тайны его возмещение за счет страховых сумм исключается.

Указанное ограничение, на наш взгляд, не препятствует действию общего правила, предусмотренного п. 1 ст. 933 ГК Республики Беларусь: «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред», которая и является правовым основанием возложения на частного нотариуса материальной ответственности за имущественный вред, причиненный разглашением нотариальной тайны.

Принцип обоснованности нотариальных действий обязывает нотариуса совершать нотариальные действия только при условии предоставления в подтверждение фактов, лежащих в его основании, не вызывающих сомнения письменных доказательств и при выражении волеизъявления заинтересованных лиц лично или через представителя в присутствии нотариуса.

Нотариально удостоверенные документы как исходящие от должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции государства, относятся к числу официальных и в гражданском судопроизводстве на них распространяется правило: пока не доказано обратное, содержание официального документа считается истинным (ст. 193 ГПК Республики Беларусь).

Принцип обоснованности нотариальных действий или, как его называют некоторые ученые, принцип объективной истинности нотариальных актов с учетом презумпции истинности содержания нотариальных документов вполне оправдан в системе принципов нотариата, и можно согласиться с теми авторами, которые полагают, что так же, как судья в процессе рассмотрения дела, «нотариус при совершении нотариального действия должен определить предмет доказывания, круг необходимых доказательств, оценить их относимость, допустимость, достоверность и достаточность»[31].

Гарантией действия этого принципа выступают, в частности, предусмотренная в ст. 58 Закона о нотариате возможность отказать в принятии документов, представленных для совершения нотариального действия, при наличии указанных в ней оснований; направлять на экспертизу документы, достоверность которых вызывает у нотариуса сомнения; право нотариуса отложить совершение нотариального действия, чтобы выполнить весь необходимый для обеспечения его законности и обоснованности объем работы (ст. 54 Закона о нотариате).

В силу принципа содействия в осуществлении прав и защите законных интересов нотариусы обязаны оказывать такое содействие гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариальных действий; разъяснять участникам совершаемого нотариального действия их права и обязанности; предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия (п. 2 ст. 40 Закона о нотариате). Именно в силу указанного принципа нотариус вправе истребовать сведения и документы от лиц, у которых находится необходимая информация. Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» (утратил силу)[32] и принятой в его развитие Инструкцией о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия[33], определен порядок действий нотариуса в этом случае, за которым закрепилось название «принцип одного окна», так как заинтересованному лицу достаточно обратиться только один раз – к нотариусу[34].

Кроме того, нотариус составляет и изготавливает проекты сделок, заявлений; изготавливает копии документов и выписки из них; дает разъяснения действующего законодательства и консультации по вопросам, связанным с совершением нотариального действия (ст. 38 Закона о нотариате.). В процессе обсуждения условий сделки нотариус должен помочь сторонам в выборе ее оптимальных условий, убедиться в том, что волеизъявление участников сделки соответствует их истинной воле.

Принцип содействия нотариуса в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц проявляется и по отношению к лицам, которые не являются непосредственными участниками совершаемых нотариальных действий, но права и законные интересы которых могут быть ущемлены в результате их совершения.

Так, нотариус обязан получить заключение органов опеки и попечительства, если стороной сделки по отчуждению имущества является несовершеннолетний (п. 2 ст. 35 ГК), обязан известить об открытии наследства наследников, место жительства или место работы которых ему известно (п. 1 ст. 73 Закона о нотариате.), выяснить до выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве (п. 2 ст. 77 Закона о нотариате.).

Принцип диспозитивности придает распорядительный характер обращению за совершением нотариального действия и обеспечивает свободное распоряжение принадлежащими участникам нотариального действия материальными правами вплоть до отказа от его совершения, который возможен на любой стадии нотариального производства до момента оформления нотариально удостоверенного документа.

В силу этого принципа нотариальное действие совершается при обращении заинтересованного в нем лица. Иное лицо может обратиться с такой просьбой при наличии у него соответствующих полномочий, которые должны быть проверены нотариусом. Установив отсутствие необходимых полномочий, нотариус отказывает в совершении нотариального действия (п. 1 ст. 62 Закона о нотариате.).

Принцип диспозитивности в нотариальной деятельности препятствует также совершению нотариального действия по инициативе самого нотариуса. В исключение из этого правила нотариус вправе по собственной инициативе принять меры по охране наследства и управлению им (п. 2 ст. 1066 ГК).

Участники нотариальных действий свободны в определении своих прав и обязанностей, что, как правило, предопределяет вид и содержание совершаемого нотариального действия (например, заключение Брачного договора, договора о разделе совместно нажитого имущества или получение свидетельства о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака), но вправе действовать при этом в пределах, установленных законодательством, и при условии, что не нарушают права и законные интересы других лиц. Соблюдение указанных условий контролируется нотариусом, который в ином случае вправе отказать в совершении нотариального действия.

Принцип государственного языка нотариального делопроизводства (п. 3 ст. 20 Закона о нотариате.) заключается в требовании его ведения на одном из государственных языков Республики Беларусь. Поскольку в соответствии со ст. 17 Конституции государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки, нотариальное делопроизводство может осуществляться на одном из указанных языков.

Если обратившийся за совершением нотариального действия гражданин не владеет языком нотариального делопроизводства, текст оформляемых документов переводится ему нотариусом, если он владеет соответствующим языком либо известным нотариусу, совершающему нотариальное действие, переводчиком.

Очевидно, что нотариусу указанный переводчик должен быть известен как лицо, достаточно свободно владеющее двумя языками, чтобы осуществить точный и полный перевод с языка, на котором ведется делопроизводство, на язык, которым владеет обратившееся лицо.

Это условие обеспечивается, как правило, представлением нотариусу документов, подтверждающих получение соответствующей специальности (квалификации) (например, диплома об окончании лингвистического университета и т. п.), однако в нотариальной практике нередко возникает потребность обеспечить права граждан таких государств (например, Средней Азии, Закавказья), в отношении которых в Беларуси найти специалистов со знанием соответствующего языка достаточно сложно, что вызывает определенные затруднения в нотариальной практике.

Следует признать и то, что язык нотариального делопроизводства – это профессиональный юридический язык, который требует определенной подготовки переводчика. Поэтому с учетом дальнейшего развития межгосударственных, внешнеэкономических и гуманитарных связей и все большего участия в общественной и экономической жизни Республики Беларусь иностранных граждан и юридических лиц представляется обоснованным высказанное в литературе мнение о необходимости готовить переводчиков специально для судопроизводства и нотариата[35].

Принципы нотариальной деятельности представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, в которой каждый из них, решая свою задачу, выступает одновременно гарантом действия другого. Так, принцип содействия в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц позволяет заинтересованным лицам обеспечить представление необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, а это, в свою очередь, обеспечивает законность совершаемых нотариальных действий.

Соблюдение указанных принципов, опосредующих нотариальную деятельность от момента обращения заинтересованных лиц за совершением нотариальных действий и до оформления нотариального акта, гарантирует решение основной задачи нотариата – обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также государственных интересов (ст. 3 Закона о нотариате).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.