Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1. Понятие о нотариате



Тема 1. Понятие о нотариате

В Законе Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате)[1] нотариат в Республике Беларусь определяется как система, включающая: 1) государственных и частных нотариусов; 2) уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов; 3) дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь (ст. 1)[2].

Здесь же законодатель раскрывает понятие нотариальной деятельности (ст. 4 Закона о нотариате), указывая, что под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. Представляется, что понятие нотариальной деятельности охватывает не только совершение собственно нотариальных действий, но и все необходимые сопутствующие действия нотариуса: отложение, приостановление, запросы документов и т. д.

Помимо указанного значения термин «нотариат» используется для обозначения отрасли законодательства, нормы которой регулируют нотариальную деятельность, и учебного курса (спецкурса), предметом которого является изучение нотариального производства, начиная с понятия о нотариате, принципов нотариальной деятельности, правового статуса ее участников и завершая рассмотрением особенностей совершения нотариальных действий, в том числе нотариальных действий с иностранным элементом.

Некоторые, приравненные к нотариальным, действия вправе совершать указанные в законе должностные лица (п. 3 ст. 186, ст. 1047 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), ст. 51 Закона о нотариате),
однако Закон о нотариате не включает их в систему нотариата.

Вопрос о природе деятельности нотариусов и месте нотариата в правовой системе государства до сих пор является дискуссионным. Как отмечается в литературе, в настоящее время практически все исследователи доктрины нотариата признают, что независимо от того, государственный он или частный (небюджетный), нотариат имеет публично-правовую природу деятельности и является частью государственной системы[3]. Исторически можно выделить достаточно широко расходящиеся оценки сути нотариальной деятельности.

1. Ряд ученых (профессора В. Н. Щеглов, Н. Б. Зейдер и некоторые другие ученые) утверждали, что деятельность нотариата охватывается предметом гражданского процессуального права. Это сторонники так называемого широкого понимания предмета гражданского процессуального права, которые обосновывали свою позицию единством функции охраны и защиты прав и законных интересов, присущих нотариату и суду. По их мнению, объединяющим является и то, что суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере, действуют от имени государства, руководствуются рядом общих принципов: законности, независимости, беспристрастности, имеют конечной целью защиту прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.

Действительно, предметом рассмотрения и в суде, и в нотариате являются материальные правоотношения – гражданские, семейные, трудовые и др. Однако различие между судом и нотариатом еще более существенно, чем сходство. Суд осуществляет исключительную только ему присущую функцию правосудия в такой процессуальной форме, которая не имеет ничего общего с нотариальной. Суды рассматривают и разрешают дела, принимая в результате судебные акты, которые имеют общеобязательный характер. Нотариусы совершают специфические действия – удостоверяют сделки, свидетельствуют подлинность подписей и др., оформляя нотариально документы, имеющие доказательственную силу, подтверждающие совершение юридически значимых действий, но принудительной силой не обладающие.

2. Вторая группа специалистов, среди которых можно отметить М. Г. Авдюкова, полагают, что деятельность нотариусов является разновидностью административной. К ним примыкают те авторы, которые также считают, что нотариальная деятельность носит административный характер, но при этом относительно самостоятельна, а нотариальное законодательство имеет специальный предмет и метод правового регулирования (П. С. Никитюк). По мнению указанных ученых, об административной природе нотариальной деятельности свидетельствуют следующие присущие ей признаки: 1) выявление фактов и установление необходимых данных только на основе документов; 2) по общему правилу совершение действия в день предъявления всех необходимых документов; 3) отсутствие состязательной формы; 4) отсутствие публичности[4].

3. В литературе высказана также позиция о том, что нотариат выполняет функцию юридического обслуживания, которая, как обоснованно утверждает В. В. Ярков, противоречит публично-правовой основе деятельности нотариата[5].

4. В последние годы представители екатеринбургской правовой школы предлагают определять нотариат как орган, наделенный публичной властью и входящий в систему органов гражданской юрисдикции, под которой они понимают всю совокупность органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного и бесспорного характера в сфере гражданского оборота, деятельность которых происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности[6].

Сторонники этой позиции видят ее плюсы в том, что нотариальная процедура в этом случае отделяется от гражданско-правовых процедур, используемых участниками гражданского оборота, но отмечают, что нотариальное производство не может быть уравнено с гражданским или арбитражным (хозяйственным) процессом.

Подводя итог, можно определить нотариат как систему указанных в законе субъектов, наделенных правом от имени государства разрешать дела бесспорной юрисдикции с соблюдением предусмотренных законом и иными актами законодательства правил.

Роль и значение нотариата в Республике Беларусь связаны со значительным изменением экономической жизни государства и общества, воссозданием института частной собственности, защита которой лежала в основе появления нотариата и является определяющей до сих пор. Увеличение числа хозяйствующих субъектов ведет к расширению гражданского оборота внутри государства, быстрому развитию международных экономических отношений. Неравномерно, но поступательно растет благосостояние граждан. Все это ведет к увеличению числа совершаемых нотариальных действий. Распоряжаясь собственностью, вступая в различные правовые отношения, их субъекты заинтересованы в законности и стабильности таких отношений, что обеспечивает, в частности, нотариат. За последние пять лет в Беларуси совершено 7,1 млн нотариальных действий[7]. В 2011 г. нотариусами республики совершено 1,2 млн нотариальных действий, что на 12,4 % больше, чем в 2010 г.[8]

Как показывает изучение нотариальной практики, рост числа нотариальных действий происходит за счет увеличения выдачи свидетельств о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака, выдачи доверенностей, свидетельств о праве на наследство, удостоверения договоров отчуждения недвижимого имущества[9].

Задачи нотариата определены ст. 3 Закона о нотариате, в соответствии с которой основная задача нотариата – обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.

Все более широкую поддержку среди специалистов получает постановка вопроса о нотариате как институте «предупредительного правосудия», что, безусловно, расширяет круг решаемых нотариатом задач. Здесь проявляется предупредительно-профилактическая функция нотариата в гражданском обороте[10], поскольку нотариат способствует предупреждению споров на стадии согласования условий сделок между заинтересованными лицами с участием нотариуса; оформляющие сделки нотариальные акты облегчают процесс доказывания в суде, так как, имея статус официальных документов, признаются истинными, пока не доказано обратное (ч. 1 ст. 193 ГПК); отнесение к компетенции нотариусов юридических дел, носящих бесспорный характер (например, значительное расширение круга оснований совершения исполнительных надписей), разгружает суды, позволяя им уделять больше внимания подведомственным делам, требующим гражданско-процессуаль­ной формы рассмотрения.

Организационной формой осуществления нотариальной деятельности государственными нотариусами являются государственные нотариальные конторы. На территории практически каждого района в Беларуси имеется нотариальная контора, а иногда, как это имеет место в Минске, – несколько, либо организуются филиалы[11]. Нотариальные конторы действуют на основании Закона о нотариате и Положения о государственной нотариальной конторе, утвержденного приказом Министерства юстиции от 8 декабря 2000 г. № 338[12].

Одна из нотариальных контор в Минске и областных центрах учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Первые государственные нотариальные конторы действуют на основании Положения о первой государственной нотариальной конторе (утверждено приказом Министерства юстиции от 8 декабря 2000 г. № 338)[13], которое относит к их полномочиям: 1) совершение нотариальных действий, в том числе и наиболее сложных; 2) консультирование по вопросам нотариальной деятельности; 3) реагирование на нарушения правопорядка путем обращения в компетентные органы; 4) изучение и обобщение нотариальной практики; 5) подготовку методических рекомендаций; 6) проведение учебы с нотариусами и др.

Совершение наиболее сложных нотариальных действий может быть возложено на первую государственную нотариальную контору Министерством юстиции (ст. 14 Закона о нотариате). Как показывает практика, к числу наиболее сложных отнесены нотариальные действия с иностранным элементом, в том числе выдача свидетельства о праве на наследство иностранным гражданам, лицам без гражданства и постоянно проживающим за границей гражданам Республики Беларусь, а также принятие в депозит денежных сумм в валюте.

Организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами являются нотариальные бюро (ст. 16 Закона о нотариате). Положение о нотариальном бюро утверждено постановлением Министерства юстиции от 7 июня 2006 г. № 28[14]. Нотариальное бюро считается созданным с момента его регистрации соответствующим управлением юстиции.

По общему правилу в нотариальном бюро могут осуществлять нотариальную деятельность один и более частных нотариусов. В городе Минске, областных центрах и городах областного подчинения, если в них образованы нотариальные округа, в бюро должны работать не менее двух частных нотариусов. Нотариальный округ представляет собой территорию в районе, городе, в районе города либо в их части, которая выделена Министерством юстиции по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами для осуществления деятельности частным нотариусом (ст. 15 Закона о нотариате).

Ни государственные нотариальные конторы, ни нотариальные бюро не являются юридическими лицами.

В государственных нотариальных конторах нотариальные действия совершают заведующий, заместитель заведующего, старший государственный нотариус, государственные нотариусы.

На должность государственного нотариуса может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, получивший свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства Республики Беларусь (п. 1 ст. 25 Закона о нотариате). Иные требования вытекают из ст. 27 Закона о нотариате, которая предусматривает случаи, когда лицо не вправе заниматься нотариальной деятельностью.

В постановлении Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.02.2004 г. № 4 «О требованиях к образованию и стажу работы по юридической специальности лиц, претендующих на должность стажера государственного нотариуса, государственного нотариуса, также к соискателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление адвокатской, частной нотариальной деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг» называются специальности, обучение по которым дает право претендовать при соблюдении иных условий на занятие нотариальной деятельностью[15].

Свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью выдается Министерством юстиции на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, которое принимается по результатам сдачи квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия действует на основании Положения о квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, утвержденного постановлением Министерства юстиции от 1 декабря 2010 г. № 107[16].

К лицу, претендующему на занятие частной нотариальной деятельностью, Закон о нотариате предъявляет ряд требований: наличие гражданства Республики Беларусь, высшее юридическое образование, получение специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности, иные требования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (п. 1 ст. 32). Так, частный нотариус обязан быть членом Белорусской нотариальной палаты – некоммерческой организации, профессионального объединения частных нотариусов, призванного защищать их интересы и содействовать развитию частной нотариальной деятельности. Частный нотариус не вправе осуществлять нотариальную деятельность до заключения договора страхования на сумму не менее одной тысячи базовых величин, установленных на момент его заключения (ст. 34 Закона о нотариате). Ограничения в праве на занятие нотариальной деятельностью в качестве государственного нотариуса, предусмотренные п. 1 ст. 27 Закона о нотариате, распространяются и на частных нотариусов.

Лицензия на занятие частной нотариальной деятельностью выдается Министерством юстиции на срок не менее 5 и не более 10 лет.Продлевается лицензия в порядке, предусмотренном для ее получения (ст. 33 Закона
о нотариате). В соответствии с Указом Президента от 01.09.2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление частной нотариальной деятельности выдается на срок 5 лет[17].

Частный нотариус должен зарегистрироваться в главном управлении юстиции по месту размещения нотариального бюро, которое выдает ему свидетельство о регистрации с указанием места осуществления нотариальной деятельности и адреса нотариального бюро.

До начала осуществления нотариальной деятельности в торжественной обстановке нотариусы приносят присягу, текст которой изложен в п. 1 ст. 37 Закона о нотариате, и подписывают текст присяги. Этот акт является одним из условий допуска к исполнению обязанностей нотариуса (п. 3 ст. 37 Закона о нотариате).

В населенных пунктах, где нет нотариусов, нотариальные действия в пределах установленной законом компетенции совершают должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о нотариате совершение нотариальных действий в местных исполнительных и распорядительных органах решением этого органа может быть возложено на руководителя или его заместителя, управляющего делами или члена исполнительного и распорядительного органа.

За пределами Республики Беларусь нотариальные действия совершают должностные лица дипломатических представительств, выполняющих консульские функции, и консульские должностные лица консульских учреждений, к числу которых относятся руководители консульских учреждений, генеральные консулы, вице-консулы и консульские агенты. При совершении нотариальных действий указанные лица руководствуются принципами и порядком осуществления нотариальной деятельности, предусмотренными Законом о нотариате, а также другими актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений. Прежде всего это Консульский устав, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82[18].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.