|
|||
Предмет, цели, задачи»Стр 1 из 11Следующая ⇒
Лекция №1 «Предмет, цели, задачи» Основоположник – Асклепий. «Hihienys» - здоровье. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, работоспособность и продолжительность жизни, а также разрабатывающая практические мероприятия, направленная на развитие труда и жизни человека. Санитария – практическая часть, которая выполняет все мероприятия гигиенической науки. Разделы гигиены: 1. гигиена питания; 2. коммунальная; 3. детей и подростков; 4. радиационная; 5. труда; 6. военная. Цели и задачи: Цель: предотвращение заболевания населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды. Задачи: первичная профилактика, создание условий для поддержания жизни человека. Законы гигиены: 1. Нарушение уровня здоровья людей возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источники вредности или целый комплекс загрязнителей; б) факторы передачи загрязнителя; в) восприимчивый организм. При отсутствии хотя бы одного из условий – здоровье под влиянием факторов окружающей среды для данной половой группы не произойдет. Проявление: а) снижения резистентности; б) снижения иммунного статуса; в) снижения адаптационно-компенсаторных возможностей; г) болезнь. Факторы загрязнения: факторы физической, биологической, химической, психогенной природы. Изучение 1-ой движущей силы позволяет научно обосновать !нормативы ПДК(предельно допустимые концентрации); ПДУ (предельно допустимые уровни); ПДД (предельно допустимые дозы); максимально допустимые нагрузки; уровень физических вредностей. 2. Закон отрицательного влияния на окружающую среду деятельности человека. Независимо от своей воли и сознания в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью люди оказывают неблагоприятное влияние на окружающую среду, оно опасно уровнем научно-технического производства. 3. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных явлений. Окружающая среда загрязняется не только деятельностью, но и при вспышках солнца, вулканов, циклоничной и антициклоничной деятельности страдает окружающая среда. 4. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества. В процессе создания благоприятных условий обитания и трудовой деятельности, а также в зависимости от социального уровня развития общества, культуры, достижений научно-технического прогресса, целенаправленно оказывающих воздействие на окружающую среду, оздоровление, предупреждение загрязнения повышает уровень здоровья населения. 5. Закон отрицательного воздействия загрязненной ! природной среды на здоровье человека. При контакте человека ос средой физиологическими выделениями, бытовыми или техническими загрязнениями, в количествах больших гигиенических нормативов, наступает ухудшение здоровья. 6. Закон положительного влияния окружающей среды на здоровье человека. Природные факторы: солнечное излучение, чистый воздух и вода положительно влияют на здоровье, способствуют его сохранению при разумном использовании этих факторов. Организм- самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся биологическую систему, реагирующая как единое целое на различные изменения окружающей среды. Организм может существовать при постоянном взаимодействии с окружающей средой и самообновляется. Гигиеническое прогнозирование и нормирование. Нормирование- определенное сочетание факторов окружающей среды может быть оптимальным ля человека; при изменении состава и интенсивности наблюдается: 1) мобилизация защитно-приспособительных органов; 2) развитие патологических !; 3) прекращение взаимодействия организма с окружающей средой. Базируется на общих теоретических принципах, но суть в общебиологических организмах и возможности моделирования в эксперименте патологических реакций в организме человека. Экстрапаляция этих данных на человека. Объекты нормирования: оптимальный и допустимый состав суточного пищевого рациона и питьевой воды, допустимые параметры освещенности, атмосферного давления в производственной среде и в жизни человека. ПДК химических веществ в воде, почве, воздухе, атмосфере, рабочем помещении, в жилых помещениях, в продуктах питания. ПДУ и ПДД факторов физической природы: шум, вибрация. Прогнозирование – возможность перспективного предсказания последствий влияний на человека факторов среды. Направлено на предвидение возможных изменений в организме человека. Нормативные документы, которые регламентируют все факторы окружающей среды: (ГОСТ) отраслевые стандарты, стандарты предприятий, временные технические условия, санпины (санитарные правила и нормы), СНиП ( санитарные нормы и правила), СН, СП, гигиенические нормативы ( ГН), методические указания и разработки, приказы Министерства Здравоохранения. Методы гигиенических исследований: 1. Эпидемиологические методы изучения здоровья населения 2. Методы санитарного обследования 3. Методы гигиенического эксперимента 4. Методы санитарной экспертизы Физическое методы: измерение температуры, влажности, освещенности; Химические методы: примеси; Бактериологические методы: посевы микроорганизмов; Биологические методы: эксперименты на животных (двухмесячные котята); Клинические наблюдения; Радиологические методы; Органолептические методы; Микроскопические методы. Этапы гигиенических исследований: 1. Постановка цели; 2. Выбор метода исследования; 3. Проведение исследования; 4. Оценка полученных результатов путем сравнения с нормативами; 5. Выявление причин несоответствия норме; 6. Разработка мероприятий по их устранению. История развития гигиены. Этапы: 1. Эмпирический 2. Экспериментальный В первом периоде – труды Гиппократа ( о воздухе, почве). Во втором периоде - Энтони Паркс ( «цель гигиены – сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наиболее быстрым, смерть наиболее отдаленной») Эрисман. Самобытный характер. Применяется санитарно – статистический метод исследования.
Лекция № 2
|
|||
|