Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8.6. Деловая оценка как технология управления персоналом



 

Одной из главных кадровых технологий, т.е. совокупности методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию принимаемых кадровых решений, признаётся деловая оценка персонала. От подбора персонала и его профессиональной ориетации отличается тем, что позволяет измерить результаты работы, уровень профессиональной компетентности уже принятых на работу сотрудников, а также их потенциал в разрезе стратегических задач компании.

Деловая оценка, служа инструментом, позволяющим оценить индивидуальные особенности работников, их сильные и слабые стороны, мотивационные потребности и потенциальные возможности, выступает средством реализации как целей кадровой политики, так и целей всей организации.

Роль оценки в системе кадрового менеджмента заключается в том, что по её результатам руководство компании имеет возможность принимать управленческие решения о поощрениях, продвижении, обучении сотрудников, результатах испытательного срока , изменении заработной платы или премировании. Оценка в том или ином виде про­водится на каждом этапе работы с персоналом: подбор кан­дидата на вакантную должность; прохождение испытатель­ного срока и выполнение текущей деятельности; обучение сотрудника; перевод в другое структурное подразделение; формирование кадрового резерва; увольнение. Важное зна­чение деловой оценки заключается в том, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персоналом в единое целое. Место деловой оценки в системе кадрового менеджмента представлено на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Место деловой оценки в системе кадрового менеджмента

Таким образом, оценка персонала позволяет:

• определить результаты работы, уровень знаний и на­выков персонала компании, степень соответствия занимаемой должности;


 

• выявить ценность сотрудников не только для подраз­деления/отдела, но и для компании в целом;

• принимать управленческие решения, связанные со стратегическими задачами компании и процессом вне­дрения изменений;

• создать основу для ротации кадров, формирования кадрового резерва;

• разработать целенаправленную программу развития персонала, продвижения по карьерной лестнице;

• повысить мотивацию персонала.

Критерии и методы деловой оценки персонала

Процедура оценки персонала предполагает выработку критериев оценки, под которыми понимаются показатели, представляющие собой наиболее значимые трудовые, поведенческие, личностные характеристики сотрудников, а также характеристики результатов их профессиональ­ной деятельности. Критерий (греч. criterion — признак) — это такие характеристики работы и рабочего поведения, по мнению квалифицированных наблюдателей, состав­ляющие «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели.

Традиционно показатели деловой оценки классифици­руют по трем основным категориям:

• количественные (оценка деятельности) — понятный, объективный и наиболее часто используемый критерий оценки, при котором работники оцениваются на основа­нии достигнутых результатов (производительность труда, объем продаж и т.д.);

• профессионального уровня работника (оценка квали­фикации) — в качестве критериев оценки могут выступать квалификация, владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствие модели компетенций соответствующей должности. Оценка квалификации зача­стую проходит в форме профессионального тестирования и осуществляется на основе специально разработанных вопросников для выявления профессиональной компетент­ности специалиста, его профессионального опыта, квали­фикации и т.п.;

• личностных качеств (оценка личности) — в качестве критериев оценки выступают индивидуальные особенности работника (коммуникабельность, эмоциональная устойчи­вость), особенности рабочего поведения. Для оценки лич­ностных качеств работника широко используются психоло­гические тесты, оценочные шкалы, позволяющие оценить личные и деловые качества, основные поведенческие харак харак­теристики человека, сопоставить их с требованиями к дан­ной должности.

Одна из важнейших задач при проведении деловой оценки персонала — выбор инструментов оценки тех или иных критериальных показателей. Во многом эти инстру­менты аналогичны тем, что применяются при подборе пер­сонала и описаны нами выше. Деловая оценка предполагает использование ряда оценочных методик, всю совокупность которых условно можно подразделить на три группы: коли­чественные, качественные, комбинированные.

Количественные методы оценки — все методы с чис­ловой оценкой уровня качеств работника. К их основным характеристикам следует отнести формализацию (исполь­зование заранее заданных переменных) и массовость (обу­словливается необходимостью статистической обработки показателей). Наиболее распространенным количествен­ным методом считается анкетирование.

Качественные методы оценки — методы бЯЬграфиче- ского описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсужде­ния, нацеленные на получение информации путем глубин­ного исследования небольшого по объему материала.

Комбинированные методы оценки — широко распростра­ненные и разнообразные методы экспертной оценки степени проявления конкретных качеств, специальные тесты и неко­торые другие комбинации качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравнива­ются фактические качества оцениваемого работника.

Кроме того, выделяют методы индивидуальной (для оцен­ки одного конкретного работника) и коллективной оценки (для оценки коллектива и определения значимости каж­дого сотрудника в коллективе).

К наиболее распространенным методам оценки отно­сятся: собеседование, тестирование, анкетирование, группо­вая экспертная оценка, метод стандартных оценок, экзамен, Моделирование рабочей ситуации, матричный метод оценок, Деловая игра, рейтинг или метод сравнения, «360°», управ­ление посредством постановки целей, ассессмент-центр.

При методе анкетирования используется оценочная анкета, представляющая собой определенный набор стан­дартных вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у оцениваемогосотрудника и отмечает подходящий вариант. Ключевое значение в этом методе оценки качеств сотрудника имеет выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позво­ляют судить об уровне подготовки оцениваемого работника. К преимуществам данного метода следует отнести относи­тельную простоту в применении.

Оценочное собеседование как метод оценки представляет собой получение устной информации от оцениваемого работника по вопросам служебной деятельности.

Тестирование заключается в оценке сотрудника по резуль­татам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установлению на этой основе количественных показате­лей (баллов), определяющих уровень выраженности про­фессионально значимых качеств. Основные используемые при этом тесты описаны нами выше.

Метод групповой экспертной оценки заключается в оценке экспертами сотрудника по выделенным критериям по определенной шкале. По каждому критерию высчиты­ваются суммарный и средний баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально важных качеств.

При методе стандартных оценок руководитель запол­няет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение оцениваемого периода по стандартной шкале. Данный метод — один из наиболее часто используемых ввиду его простоты, незначительной стоимости и общедоступности. Кроме того, метод стандарт­ных оценок позволяет обеспечить единообразие оценки для всех сотрудников. Вместе с тем данный метод обладает и рядом существенных недостатков, среди которых можно выделить высокую степень субъективности (поскольку оценку проводит один человек — руководитель) и одно­сторонность оценки. Эффективность данного метода сни­жается также за счет того, что стандартная шкала оценки не учитывает особенностей профессиональной деятельно­сти каждого отдельного работника, что негативно может повлиять на качество проводимой оценки.

Метод моделирования рабочей ситуации предполагает, что оцениваемому сотруднику предлагается принять решение в смоделированной ситуации, типичной для его рабо­чего места. Как правило, этот метод используется для инте­грированной оценки профессиональных компетенций.

Матричный метод оценок подразумевает, что должность, занимаемая оцениваемым сотрудником, представляется в виде таблицы-матрицы, содержащей перечень необходи­мых профессиональных, деловых, духовно-нравственных и личностных качеств. В нее заносятся показатели оценки качеств работника и весовые оценки (значимость), опре­деляющие их важность для выполнения обязанностей по данной должности. Качества служащего оцениваются по балльной системе. Весовые оценки устанавливаются по степени важности относительно какого-либо качества, принятого за единицу. Они могут быть целыми или дроб­ными. Используя оценки качеств и весовые оценки, можно с помощью матрицы перевести качественные показатели в количественные, что позволит более объективно оценить оцениваемого работника.

Деловая игра как метод оценки заключается в том, что оцениваемым сотрудникам в игровой форме предлагаются различные ситуации, имитирующие реальные, в которых они, исполняя предложенные им роли, проявляют свои деловые, профессиональные и личностные качё^гва. Дан­ный метод используется, прежде всего, для оценки потен­циала работника. К его недостаткам следует отнести высо­кие затраты на организацию и проведение.

Использование управления посредством постановки целей (МВО) предполагает определение руководите­лем совместно с сотрудником ключевых целей работника на конкретный период. По истечении периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в процентах) и всего личного плана сотрудника (набора целей). Метод управления по целям обладает следующими положительными характеристиками: нали­чие обратной связи; понимание сотрудниками критериев Успешности работы до начала выполнения задач; наличие элементов трансляции стратегии компании. Недостаток Данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения

1 Management By Objectives (МВО) — это метод планирования, преду­сматривающий определение руководителями и сотрудниками целей (для каждого отдела, проекта и работника), используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности организации им ключевых задач, что накладывает ограничения на объ­ективность оценки.

Метод360° предполагает получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявляемых им качествах от людей, которые взаимодействуют с ним (от начальников, коллег, смежников, подчиненных, клиентов). Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и раз­рабатывается план развития недостаточно развитых ком­петенций. Большая популярность данного метода оценки объясняется его преимуществами: информация поступает от разных источников, что делает этот метод достаточно надежным; обеспечивает объективную всестороннюю оценку; дает возможность осуществить обратную связь. Вместе с тем данный метод не лишен и ряда недостатков, среди которых можно выделить, прежде всего, высокую трудоемкость. Кроме того, с помощью данного метода оце­ниваются только компетенции, а не результаты, что сни­жает значимость оценки количественных показателей.

Комплексным методом оценки персонала (как и его под­бора) выступает ассессмент-центр, использующий сба­лансированную совокупность оценочных методов: сравни­тельные и абсолютные методы оценки, профессиональное и психологическое тестирование, оценочное собеседование и другие. Ассессмент-центр направлен не на оценку отдель­ных компетенций, а на их набор, который считается ключе­вым для данной группы должностей или компании в целом. Ассесмент центр как комплексный метод оценки обеспечи­вает наиболее объективную оценку.

 

8.7.Аттестация как форма оценки персонала

Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполне­ния работы на данном рабочем месте в данной должности с применением методов оценки персонала.

Аттестация персонала как одна из кадровых технологий пришла в современные компании из советского прошлого. Постановлением Совета Министров СССР от 26.07.1973 № 531 аттестация была введена в качестве отдельного блока работы по организации труда служащих в целях повыше­нияэффективности труда и ответственности руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов. Последние изменения в Постановление вносились в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратив­шим силу.

Аттестация персонала как периодическое освидетель­ствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности работника может носить как обяза­тельный, так и добровольный характер.

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ не содер­жит требований, обязывающих руководство компаний проводить аттестацию персонала. Однако в ряде других специальных федеральных законов содержатся положе­ния, регулирующие порядок и сроки проведения данной процедуры. Например, Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что один раз в три года должна проводиться аттестация персонала с целью определения соответствия замещаемой должности.

Кроме того, обязательная аттестация персонала уста­новлена специальными федеральными законами в отноше­нии персонала организаций отдельных отрасл^ экономи­ческой деятельности, таких как: энергетика, транспортная сфера, опасное производство, образование и т.д.

Добровольная аттестация проводится по усмотрению (решению) руководства компании с целью совершенство­вания системы управления персоналом.

Современные российские компании могут проводить аттестацию как собственными силами, так и с привлече­нием помощи сторонних организаций.

Внутренняя аттестация проводится непосредственно самим работодателем на основании его локальных норма­тивных актов.

Независимая аттестация осуществляется третьей сторо­ной на основании локальных нормативных актов работо­дателя, общедоступных документов (международных стан­дартов, российских нормативных правовых актов и т.д.).

К основным признакам аттестации следует отнести:

• аттестация всегда следует из трудового правоотношения;

• субъектами аттестации являются работники опреде­ленной категории, перечисленные в нормативных правовых актах об аттестации либо в соответствующих локальных Нормативных актах;

• аттестация проводится с определенной периодично­стью результаты аттестации всегда имеют под собой право­вые последствия для аттестуемого работника;

• аттестация осуществляется в специальной организа­ционно-правовой форме.

Вышеперечисленные характеристики позволяют выде­лить ряд существенных различий между процедурами атте­стации и периодической деловой оценкой.

Во-первых, процедура аттестации регулируется зако­нодательством — федеральными нормативными актами и Трудовым кодексом РФ, в то время как периодическая оценка может регламентироваться только локальным нор­мативным актом.

Во-вторых, с юридической точки зрения сотруднику не может быть сокращен оклад, он не может быть пони­жен в должности или уволен на основании результатов, полученных в ходе оценки персонала, это может произойти только по результатам аттестации, так как она обладает официальным статусом.

В-третьих, если периодическая деловая оценка можно осуществляться по мере надобности, то аттестация должна проходить с утвержденной периодичностью.

Можно выделить три основополагающие цели проведе­ния процедуры аттестации:

• административная — принятие кадровых решений о повышении, переводе, понижении в должности сотрудни­ков, а также о прекращении трудового договора на объек­тивной и регулярной основе. Для принятия административ­ных решений обычно необходима общая оценка каждого работника, помогающая сравнивать работников друг с дру­гом. Это предполагает оценку различных аспектов профес­сиональной деятельности работников. В систему оценки включаются не только показатели, отражающие специфику выполняемой работы, оценка часто предполагает учет тех условий, в которых выполняется оцениваемая работа;

• информационная — информирование работников об их квалификации, качестве и результатах труда. Атте­стация дает работнику обратную связь со стороны руковод­ства о том, как он выполняет свою работу. Такая обратная связь призвана направлять усилия работников в необходи­мом направлении, проясняя требования, предъявляемые к их работе, мотивировать их к улучшению своих рабочих показателей. Кроме того, аттестация дает возможность получения руководителем объективной информации о тру­довом потенциале организации;

• мотивационная — повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и всей организации, стимулирование работников к более эффективной работе. Одним из основных факторов, снижающих мотивацию работников, считается недостаточная связь оплаты труда и того вклада, который работник вносит в достижение целей организации. Аттестация призвана обеспечить не только более прочную связь рабочих результатов и оплаты труда, но и сделать эту связь более понятной для работников.

Достижение целей аттестации возможно только при соблюдении таких принципов, как:

• объективность — независимость результатов оценки от частного мнения или отдельного суждения. Объектив­ность аттестации проявляется в принятии решений аттеста­ционной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии;

• доступность — понятность процесса и критериев оценки субъектом и объектом оценки;

• гласность — широкое ознакомление работников о по­рядке и методике проведения аттестации;

• результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер но результатам аттестации.

Аттестация персонала выполняет ряд функций, всю совокупность которых подразделяют на явные и скрытые. Явные функции аттестации напрямую следуют из пресле­дуемых ею целей. К ним относятся:

• оценка деловых качеств, а также профессиональной пригодности работника к занимаемой им должности;

• контроль результатов труда и способностей сотруд­ников.

Латентных (скрытых) функций аттестации может быть довольно много. К наиболее значимым их них можно от­нести:

• придание большего веса принятым ранее кадровым Решениям;

• углубление знакомства с подчиненными, их возмож­ностями и способностями;

• придание коллективу дополнительного стимула для Улучшения работы;

• планирование карьеры сотрудников интегрирование полезных коммуникаций между руко­водителями и подчиненными;

• определение результатов управленческой деятельно­сти и потенциальных возможностей персонала;

• упорядочение работы с персоналом.

Существуют различные основания для классификации аттестации.

Так, по срокам проведения различают аттеста­ции, проводимые: один раз в год; один раз в два года, один раз в три года; один раз в пять лет.

В зависимости от периодичности осуществления выде­ляют:

• регулярная основная аттестация, развернутая с перио­дичностью один раз в три-пять лет;

• регулярная промежуточная, ориентированная на оценку итогов текущей работы (проводится для руководителей и специалистов один-два раза в год);

• нерегулярная, вызванная неожиданными обстоя­тельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труда и т.д.).

По целям проведения можно выделить аттестации:

• на право занятия должности;

• на соответствие занимаемой должности (поручаемой работе);

• на право повышения квалификационной категории.

В зависимости от повода проведения различают: очеред­ную аттестацию, аттестацию по истечении испытательного срока, аттестацию при продвижении по службе и аттеста­цию при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная аттестация — обязательна для всех; про­водится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих. Очередная аттестация представляет собой средство планового, периодического контроля слу­жебного соответствия и результативности работы персо­нала. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной деятельности работника за опреде­ленный период и его вкладе в общий труд коллектива. Эта информация накапливается в общем банке данных и может быть использована при последующих аттестациях.

Аттестация по истечении испытательного срока про­водится в пределах этого срока для проверки соответствия возможностей испытуемого поручаемой работе и выра­ботки рекомендаций относительно дальнейшего служеб­ного использования аттестуемого.

Цель аттестации при продвижении по службе — выяв­ление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высо­кой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

Аттестация при переводе в другое структурное подраз­деление необходима в тех случаях, когда происходит суще­ственное изменение должностных обязанностей и требова­ний, предъявляемых новым рабочим местом.

Нормативная база проведения аттестации персонала организации

В Трудовом кодексе РФ об аттестации работников гово­рится в ряде статей. В ст. 81 «Расторжение трудового дого­вора по инициативе работодателя» определено, что трудо­вой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалифи­кации, подтвержденной результатами аттестат#!. В ст. 82 содержится положение о том, что при проведении аттеста­ции, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в обязатель­ном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Трудовой кодекс РФ практически никак не ограничивает круг сотрудников, подлежащих аттестации. Однако другими федеральными нормативными актами определяются катего­рии работников, которые аттестации не подлежат:

• руководители, назначение и освобождение которых производятся вышестоящими органами (для них прово­дится специальная аттестация в этих органах);

• беременные женщины;

• женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

• работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

• работники, прошедшие переподготовку или повыше­ние квалификации (они подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу);

• работники, достигшие пенсионного возраста.

Кроме Трудового кодекса РФ, к нормативной базе про­ведения аттестации персонала организации можно отнести:

• Постановление Совета Министров^ СССР от 26.07.1973 № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-техни­ческих работников и других специалистов предприятий и орга­низаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (с изм. и доп. от 21.02.1986 №256).

• Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов пред­приятий и организаций промышленности, строительства, сель­ского хозяйства, транспорта и связи (в ред. от 22.10.1979 с изме­нениями от 14.11.1986).

• Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, техно­логических, проектных, изыскательских и других организаций науки. Постановление ГКНТ СССР от 17.02.1986 № 38;

• Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов пред­приятий и организаций государственной торговли. Письмо Минторга РСФСР от 07.07.1981 № 0213.

• Об утверждении Основных положений «О порядке про­ведения аттестации служащих учреждений, организаций и пред­приятий, находящихся на бюджетном финансировании». Поста­новление Минюста России от 23.10.1992 № 27.

• Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохране­ния Российской Федерации. Приказ Минздравмедпрома России от 16.02.1995 № 33 (по сост. на 28.09.1999).

• Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров. Приказ Минфина России от 15.02.1996 № 16-00-26-02, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ 08.02.1996.

• Положение об аттестации федерального государственного служащего, утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.1996 № 353 (по сост. на 12.11.1999);

• Положение о порядке аттестации педагогических и руководя­щих работников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений. Приказ Минобразования России от 26.06.2000 № 1908.

• Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (с изм. от 02.02.2006);

• Указ Президента РФ «О проведении аттестации госу­дарственных гражданских служащих Российской Федерации» от 01.02.2005 г. № 110.

Кроме вышеперечисленных федеральных нормативных актов, проведение аттестации персонала организации может регулироваться локальными актами. К ним относится доку­мент, определяющий порядок проведения аттестации и реа­лизацию ее решений, — Положение об аттестации сотруд­ников организации. В нем прописаны единые требования к периодичности, процедуре, методике проведения аттеста­ции всего персонала, а также к содержанию, порядку раз­работки, утверждения методик аттестации.

Разработка организацией собственного положения при­звана детализировать порядок аттестации, определить чет­кие последствия проведения аттестации для конкретных сотрудников. Внутреннее положение определяет систему аттестации сотрудников с целью определения профессио­нальной подготовленности и соответствия занимаемым должностям, а также порядок деятельности аттестационной комиссии.

 

8.8.Основные этапы и компоненты аттестации

Процесс проведения аттестации традиционно подразде­ляется на три основных этапа: подготовительный, проведе­ние аттестации, подведение итогов аттестации — и содер­жит четыре ключевых компонента: приказ о проведении аттестации; отзыв-характеристика; аттестационный лист; решение аттестационной комиссии.

На подготовительном этапе определяется цель аттеста­ции, устанавливаются категории работников, подлежащих аттестации, формируются критерии и стандарты оценки персонала, а также информирование трудового коллектива о сроках, целях, особенностях и порядке проведения атте­стации.

В подготовительный этап входят:

• издание приказа о проведении аттестации;

• создание аттестационной комиссии;

• разработка графика проведения аттестации;

• подготовка инструментария для проведения аттес­тации.

Перед проведением аттестации руководителю организа­ции следует оформить соответствующий приказ, в котором необходимо указать: сроки и место проведения аттестации персонала; список сотрудников, подлежащих аттестации; состав аттестационной комиссии; основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая); регламент оформления результатов аттестации.

В Приказе также указываются обязанности сотрудни­ков, сроки подготовки документов, необходимых для атте­стации. Перед аттестацией рекомендуется проверить, на все ли должности в организации составлены должностные инструкции, так как при их отсутствии суд может признать результаты аттестации недействительными, а последующее увольнение работника — незаконным.

График проведения аттестации должен быть заранее известен работникам, соответственно, следует ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом атте­стации, чтобы избежать естественного страха и негативного отношения.

График проведения аттестации утверждает руководи­тель организации. В нем указываются:

• наименование организации, структурного подразделе­ния, в котором работает работник;

• дата и время проведения аттестации;

• дата представления в аттестационную комиссию необ­ходимых документов с указанием ответственных.

Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию, определяет ее состав. Как правило, в аттестационную комиссию входят 5—6 человек. Персонально в ее состав включаются: заме­ститель директора по управлению персоналом — председа­тель комиссии, члены комиссии (руководство подразделе­ний, в которых проводится аттестация сотрудников, также юрист, психолог). Если на предприятии есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ). В аттестационную комиссию можно вклю­чить и независимых экспертов.

В аттестационную комиссию на каждого аттестуемого сотрудника могут предоставляться специально подготов­ленные и оформленные соответствующим образом доку­менты:

• аттестационный лист с данными предыдущих аттес­таций;

• отзыв-характеристика.

Аттестационные листы готовит секретарь комиссии, а отзывы-характеристики на аттестуемых — их непос­редственные начальники.

Аттестационный лист содержит объективную информа­цию о работнике: образование, стаж работы по специально­сти на предприятии, в должности и т.д.

Унифицированной формы аттестационного листа не существует, поэтому он может быть составлен на общем бланке организации, с соблюдением всех правил. Содержа­ние и форма документа в основном зависит от целей про­ведения аттестации.

Отзыв составляется на каждого работника, подлежащего аттестации, руководителем соответствующего структурного подразделения и согласовывается с заместителем руково­дителя данной организации, ответственным за проведение аттестации.

Отзыв (характеристика) должен содержать полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отра­жать конкретные результаты его работы в данной должно­сти за предшествующий аттестации период.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с состав­ленным на него отзывом не менее чем за две недели до начала проведения аттестации. В случае несогласия с представ­ленным отзывом аттестуемый вправе заявить об этом и представить в аттестационную комиссию дополнитель­ные сведения о своей трудовой деятельности за предше­ствующий период.

Основной этап — проведение аттестации. Аттестаци­онная комиссия рассматривает представленные ей доку­менты, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок. Вывод о соответствии или несоответствии занимаемой должно­сти аттестационная комиссия может обосновывать только на знании работником вопросов, относящихся к его компе­тенции (трудовой функции) и, следовательно, занимаемой должности.

Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, служит протокол заседания атте­стационной комиссии. Его ведет в установленном порядке секретарь комиссии.

В протокол заседания комиссии вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о работе по занимае­мой должности, заданные ему вопросы и ответы на них. Если проводилось тестирование, в протоколе необходимо указать его результаты и приложить тесты с ответами атте­стуемого.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого и результаты голосования, количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестацион­ной комиссии в его адрес.

Надлежаще оформленный протокол подписывают пред­седатель и секретарь аттестационной комиссии. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения.

Заседание аттестационной комиссии считается право­мочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отло­житьрассмотрение материалов до его прибытия на заседа­ние комиссии. При неявке аттестуемого на заседание атте­стационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии должен отвечать непо­средственный руководитель аттестуемого.

По итогам аттестации в отношении каждого аттестуе­мого сотрудника аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

• соответствует занимаемой должности;

• соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттеста­ционной комиссии с прохождением повторной аттестации через конкретно установленный срок;

• не соответствует занимаемой должности.

Работника знакомят с решением комиссии, указывая

на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профес­сионального роста) или о необходимости повышения ква­лификации.

При наличии письменного несогласия аттестуемого с выводами аттестации материалы рассматриваются специ­альной экспертной комиссией.

Аттестационные комиссии по окончании аттестации подводят итоги и представляют руководителю предприятия отчет о проделанной работе. Отчет о работе аттестационной комиссии готовит ее председатель.

Как правило, отчет содержит следующую информацию:

• состав аттестационной комиссии;

• сроки проведения аттестации и даты заседаний атте­стационной комиссии;

• количественный и качественный состав работников, прошедших аттестацию;

• список работников, рекомендованных по итогам атте­стации для включения в резерв на выдвижение;

• предложения по организации и содержанию обучения Работников организации;

• рекомендации по устранению проблем, снижающих отдачу от работы персонала;

• рекомендации по более полному использованию потенциала работников, прошедших аттестацию;

• предложения, направленные на повышение эффек­тивности процедуры аттестации в будущем.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации опродвижении отдельных работников по работе или дру­гих поощрениях за достигнутые ими успехи.

Таким образом, в соответствии с принятым в организа­ции локальным нормативным актом об аттестации работни­ков аттестационные комиссии могут принять одно из сле­дующих решений:

• сохранить условия трудового договора;

• сохранить условия трудового договора и стимулиро­вать работника;

• сохранить условия трудового договора с возложением на работника дополнительной обязанности — устранить замечания аттестационной комиссии и пройти в течение года со дня вынесения решения повторную аттестацию;

• изменить содержание трудового договора в части тру­довой функции работника;

• прекратить трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Заключительный этап — подведение итогов аттеста­ции. На данном этапе принимают решения о продвиже­нии работников, направлении на учебу, перем



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.