Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Деловая оценка как технология управления персоналом 4 страница



Разработка организацией собственного положения при­звана детализировать порядок аттестации, определить чет­кие последствия проведения аттестации для конкретных сотрудников. Внутреннее положение определяет систему аттестации сотрудников с целью определения профессио­нальной подготовленности и соответствия занимаемым должностям, а также порядок деятельности аттестационной комиссии.

 

8.8.Основные этапы и компоненты аттестации

Процесс проведения аттестации традиционно подразде­ляется на три основных этапа: подготовительный, проведе­ние аттестации, подведение итогов аттестации — и содер­жит четыре ключевых компонента: приказ о проведении аттестации; отзыв-характеристика; аттестационный лист; решение аттестационной комиссии.

На подготовительном этапе определяется цель аттеста­ции, устанавливаются категории работников, подлежащих аттестации, формируются критерии и стандарты оценки персонала, а также информирование трудового коллектива о сроках, целях, особенностях и порядке проведения атте­стации.

В подготовительный этап входят:

• издание приказа о проведении аттестации;

• создание аттестационной комиссии;

• разработка графика проведения аттестации;

• подготовка инструментария для проведения аттес­тации.

Перед проведением аттестации руководителю организа­ции следует оформить соответствующий приказ, в котором необходимо указать: сроки и место проведения аттестации персонала; список сотрудников, подлежащих аттестации; состав аттестационной комиссии; основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая); регламент оформления результатов аттестации.

В Приказе также указываются обязанности сотрудни­ков, сроки подготовки документов, необходимых для атте­стации. Перед аттестацией рекомендуется проверить, на все ли должности в организации составлены должностные инструкции, так как при их отсутствии суд может признать результаты аттестации недействительными, а последующее увольнение работника — незаконным.

График проведения аттестации должен быть заранее известен работникам, соответственно, следует ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом атте­стации, чтобы избежать естественного страха и негативного отношения.

График проведения аттестации утверждает руководи­тель организации. В нем указываются:

• наименование организации, структурного подразделе­ния, в котором работает работник;

• дата и время проведения аттестации;

• дата представления в аттестационную комиссию необ­ходимых документов с указанием ответственных.

Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию, определяет ее состав. Как правило, в аттестационную комиссию входят 5—6 человек. Персонально в ее состав включаются: заме­ститель директора по управлению персоналом — председа­тель комиссии, члены комиссии (руководство подразделе­ний, в которых проводится аттестация сотрудников, также юрист, психолог). Если на предприятии есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ). В аттестационную комиссию можно вклю­чить и независимых экспертов.

В аттестационную комиссию на каждого аттестуемого сотрудника могут предоставляться специально подготов­ленные и оформленные соответствующим образом доку­менты:

• аттестационный лист с данными предыдущих аттес­таций;

• отзыв-характеристика.

Аттестационные листы готовит секретарь комиссии, а отзывы-характеристики на аттестуемых — их непос­редственные начальники.

Аттестационный лист содержит объективную информа­цию о работнике: образование, стаж работы по специально­сти на предприятии, в должности и т.д.

Унифицированной формы аттестационного листа не существует, поэтому он может быть составлен на общем бланке организации, с соблюдением всех правил. Содержа­ние и форма документа в основном зависит от целей про­ведения аттестации.

Отзыв составляется на каждого работника, подлежащего аттестации, руководителем соответствующего структурного подразделения и согласовывается с заместителем руково­дителя данной организации, ответственным за проведение аттестации.

Отзыв (характеристика) должен содержать полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отра­жать конкретные результаты его работы в данной должно­сти за предшествующий аттестации период.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с состав­ленным на него отзывом не менее чем за две недели до начала проведения аттестации. В случае несогласия с представ­ленным отзывом аттестуемый вправе заявить об этом и представить в аттестационную комиссию дополнитель­ные сведения о своей трудовой деятельности за предше­ствующий период.

Основной этап — проведение аттестации. Аттестаци­онная комиссия рассматривает представленные ей доку­менты, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок. Вывод о соответствии или несоответствии занимаемой должно­сти аттестационная комиссия может обосновывать только на знании работником вопросов, относящихся к его компе­тенции (трудовой функции) и, следовательно, занимаемой должности.

Основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, служит протокол заседания атте­стационной комиссии. Его ведет в установленном порядке секретарь комиссии.

В протокол заседания комиссии вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о работе по занимае­мой должности, заданные ему вопросы и ответы на них. Если проводилось тестирование, в протоколе необходимо указать его результаты и приложить тесты с ответами атте­стуемого.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого и результаты голосования, количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестацион­ной комиссии в его адрес.

Надлежаще оформленный протокол подписывают пред­седатель и секретарь аттестационной комиссии. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения.

Заседание аттестационной комиссии считается право­мочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отло­житьрассмотрение материалов до его прибытия на заседа­ние комиссии. При неявке аттестуемого на заседание атте­стационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии должен отвечать непо­средственный руководитель аттестуемого.

По итогам аттестации в отношении каждого аттестуе­мого сотрудника аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок:

• соответствует занимаемой должности;

• соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттеста­ционной комиссии с прохождением повторной аттестации через конкретно установленный срок;

• не соответствует занимаемой должности.

Работника знакомят с решением комиссии, указывая

на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профес­сионального роста) или о необходимости повышения ква­лификации.

При наличии письменного несогласия аттестуемого с выводами аттестации материалы рассматриваются специ­альной экспертной комиссией.

Аттестационные комиссии по окончании аттестации подводят итоги и представляют руководителю предприятия отчет о проделанной работе. Отчет о работе аттестационной комиссии готовит ее председатель.

Как правило, отчет содержит следующую информацию:

• состав аттестационной комиссии;

• сроки проведения аттестации и даты заседаний атте­стационной комиссии;

• количественный и качественный состав работников, прошедших аттестацию;

• список работников, рекомендованных по итогам атте­стации для включения в резерв на выдвижение;

• предложения по организации и содержанию обучения Работников организации;

• рекомендации по устранению проблем, снижающих отдачу от работы персонала;

• рекомендации по более полному использованию потенциала работников, прошедших аттестацию;

• предложения, направленные на повышение эффек­тивности процедуры аттестации в будущем.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации опродвижении отдельных работников по работе или дру­гих поощрениях за достигнутые ими успехи.

Таким образом, в соответствии с принятым в организа­ции локальным нормативным актом об аттестации работни­ков аттестационные комиссии могут принять одно из сле­дующих решений:

• сохранить условия трудового договора;

• сохранить условия трудового договора и стимулиро­вать работника;

• сохранить условия трудового договора с возложением на работника дополнительной обязанности — устранить замечания аттестационной комиссии и пройти в течение года со дня вынесения решения повторную аттестацию;

• изменить содержание трудового договора в части тру­довой функции работника;

• прекратить трудовой договор по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Заключительный этап — подведение итогов аттеста­ции. На данном этапе принимают решения о продвиже­нии работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию. По окончании аттестации все материалы предоставляются руководителю организации (иному уполномоченному лицу). На основании решения, подготовленного аттеста­ционной комиссией, руководитель издает приказ о меро­приятиях по итогам аттестации. Согласно приказу о меро­приятиях по итогам аттестации необходимо подготовить приказы по каждому пункту: о переводах, поощрениях и других назначениях. Сроки, в течение которых по ито­гам аттестации работодатель вправе принять решение о продолжении, изменении или прекращении трудовых отношений с работниками, Трудовым кодексом не уста­новлены.

Сведения о результатах проведенной аттестации необхо­димо включить в личную карточку сотрудника (унифици­рованная форма № Т-2).

Возможные ошибки в процессе деловой оценки персонала

Одной из главных ошибок, допускаемых в процессе оценки персонала, считается отсутствие информации у сотрудников о целях, критериях оценки, возможных последствиях, что зачастую является главной причиной возникновения сопротивления. От того, насколько про­зрачна будет процедура для самих сотрудников, от четко­сти критериев оценки зависит отношение к ней персонала и, следовательноповышение эффективности проведения этой процедуры.

Эффективность процедуры деловой оценки во многом определяется используемыми оценочными методами. Воз­можная ошибка — неграмотное использование оценочных методик. Так, с помощью метода 360° нельзя оценивать профессиональный уровень, а вопросы, задаваемые в рам­ках оценочного интервью, бывают настолько размытыми, что по ответам невозможно объективно судить о том, насколько человек отвечает или не отвечает конкретному критерию. При подготовке к проведению деловой оценки крайне важным является выбор методов, направленных на выявление требуемых организации оценочных крите­риев. Кроме того, продуманный подход к выбору методов оценки позволяет решить проблему субъективности. Вне­дрение в управленческую практику комплексных методов оценки (например, ассессмент-центра) позволяет значи­тельно повысить ее объективность и прозрачность.

Кроме того, часто встречающейся ошибкой остается отсутствие управленческих решений по результатам оценки. Только тогда оценка будет восприниматься персоналом как необходимая процедура, способствовать улучшению работы с п£рсоналом, когда возможности карьерного роста, повы­шения заработной платы будут зависеть от ее результатов. В противном случае оценка превращается в формальный инструмент и ее значение обесценивается.

Рассмотренные выше ошибки можно отнести к так назы­ваемым объективным. Однако при использовании любых методов оценки и независимо от того, насколько хорошо определены критерии, используемые при оценке работы персонала, на решение руководителя могут оказывать вли­яние субъективные ошибки, связанные с особенностями межличностного восприятия, т.е. процессом субъективной оценки человека человеком. Ошибка центральной тенденции возникает, если руково­дитель избегает использовать крайние деления на оценоч­ных шкалах, в результате чего большая часть сотрудников оценивается средним баллом. Зачастую подобная ошибка возникает вследствие отсутствия у оценщика аргументов в пользу выставления крайних оценок либо из-за боязни испортить отношения с оцениваемым сотрудником. По су­ти, оценщик избегает вынесения суждения, уходя тем самым от принятия решения. В результате возникновения ошибки центральной тенденции эффективность деловой оценки снижается, поскольку она не позволяет определить лучших или худших сотрудников.

Ошибка снисходительности приводит к тому, что руко­водитель завышает оценку, демонстрируя тенденцию всегда давать положительную оценку оцениваемым сотрудникам.

В противоположность ошибке снисходительности ошибка высокой требовательности проявляется в выставлении руководителем низких оценок большинству оцениваемых сотрудников.

Одна из наиболее распространенных ошибок — гало-эффект, или эффект ореола. Руководитель переоценивает однородность личности оцениваемого сотрудника и пере­носит суждение об одном или нескольких его качеств на оценку всех остальных. Иными словами, ошибка ореола возникает тогда, когда руководитель оценивает подчинен­ного как хорошего или плохого работника, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая в его глазах перевешивает все остальные. Так, руководитель, высоко оценивающий своего подчиненного по какой-то одной шкале рейтингов, может иметь склонность к тому, чтобы так же высоко оценить его и по другим шкалам.

Действие ошибки контраста заключается в том, что средний работник получает незаслуженно высокие оценки, если он оценивается после достаточно слабых работников, и, наоборот, низкие — если аттестуется после нескольких сильных.

Ошибка недавности характеризуется в проявлении у ру­ководителя тенденции оценивать сотрудника на основании результатов его деятельности непосредственно перед про­ведением самой оценки, а не за весь период.

Знание возможных ошибок, возникающих в процессе оценочных процедур, понимание механизма их действия позволит добиться более высокого качества деловой оценки персонала. Однако важно не только понимать истоки появ­ленияошибок, но и знать пути их преодоления.

Одним из подходов к преодолению ошибок оценки вы­ступает совершенствование самой процедуры оценки. На­пример, использование шкал оценки с комментариями, точно описывающими соответствующие проявления рабо­чего поведения или рабочие навыки, позволяют умень­шить влияние эффекта ореола, ошибок высокой требова­тельности, снисходительности и центральной тенденции, поскольку при использовании этих шкал руководителям предлагаются конкретные примеры и образцы поведения, в соответствии с которыми они должны оценить работу подчиненных.

Привлечение к процедуре оценки экспертов (в качестве которых могут выступать как сторонние лица, так и другие работники организации, например работники из других подразделений и служб, с которыми оцениваемому работ­нику приходится регулярно сотрудничать) может повысить объективность результатов оценки.

Немаловажным остается развитие навыков оценки у руководителей и специалистов по управлению персона­лом. Большую помощь в этом могут оказать специальное обучение и тренинги. Ключевым условием преодоления негативных последствий, связанных с ошибками оценива­ния, является более высокий уровень знаний и навыков руководителя в области психологии управления и в вопро­сах управления персоналом.

Резюме

В современной системе менеджмента организации под подбо­ром персонала, или рекрутингом, принято понимать бизнес-про­цесс как наиболее важную обязанность менеджеров по персоналу или рекрутеров. Во всем мире и в России в частности подбор пер­сонала — это основная услуга, оказываемая практически всеми кадровыми агентствами. К индивидуальным различиям между людьми относятся: возраст; гендерные параметры; семейный ста­тус; трудовой стаж и свойства личности.

Профессиональная ориентация — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии или конкрет­ных функциональных обязанностей.

В профессиональную ориентацию входят: профессиональное просвещение — обеспечение потенциальных работников инфомацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; профессиональное воспитание — формирование у потенциальных работников трудолюбия, рабо­тоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; профессиональное развитие лич­ности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Принято различать хронологический возраст, соответствую­щий временному периоду развития человека с момента его рож­дения, и психологический возраст, т.е. временные характеристики его индивидуального развития.

Психологический возраст дает больше полезной информации для оценки особенностей организационного поведения личности, чем хронологический. Как правило, лица с высоким психологи­ческим возрастом обладают меньшей физической выносливостью и гибкостью мышления. В свою очередь, к их явным преимуще­ствам можно причислить: наличие практического опыта и боль­шую стабильность в выполнении трудовых операций. Для них характерна меньшая текучесть кадров и меньшее число прогулов по неуважительным причинам.

Гендер — это сложный социокультурный феномен, фиксирую­щий различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским началом, бытующие в обществе или конструируемые им. В некотором роде это соци­альный пол человека.

Традиционные гендерные роли в достаточно заметной степени ограничивают развитие личности и обусловливают тем самым некий уровень социального неравенства.

Как правило, женщины в большей степени ориентируют свое трудовое поведение на удовлетворение групповых потребно­стей, менее, чем мужчины, ориентированы на достижение успеха и в большей степени стремятся к избеганию неудач в своей трудо­вой деятельности. По целому ряду как объективных, так и субъ­ективных причин они чаще не выходят на работу, в отдельных случаях приводя к неритмичной работе организации.

Семейный статус — оказывает противоречивое влияние на эф­фективность трудовой деятельности человека. С одной стороны, лица, состоящие в браке, особенно имеющие детей, более моти­вированы к получению вознаграждений, что способствует росту интенсивности их труда. Кроме того, они, как правило, меньше подвержены всякого рода заболеваниям и более лояльно отно­сятся к своей организации.

Профессиональный опыт также может оказывать двоякое вли­яние на эффективность трудовой деятельности индивидов. Так, при его наличии, работник быстрее адаптируется в организации и достигает пика своей эффективности в трудовой деятельности. Однако отсутствие профессионального опыта в отдельных слу­чаях способствует более быстрому освоению новых профессио­нальных навыков.

Расовые и этнические различия, несмотря на противоречивые мнения специалистов в этом вопросе, также оказывают большое влияние на характер трудового поведения человека. Во многом они определяют предрасположенность или не предрасположен­ность индивидов к определенным трудовым операциям.

Задатки и способности, как правило, заметно определяют характер трудового поведения человека. Во многом они явля­ются врожденными характеристиками каждого индивида. Раз­ница между этими двумя понятиями заключаются в следующем: задатки — это объективные возможности человека научиться чему-либо, а способности — уже существующие возможности выполнять какие-либо трудовые операции.

переподготовку.

В современной науке до настоящего времени еще не сложи­лась единая типология личности, позволяющая с помощью чет­ких параметров классифицировать всех индивидов по критериям их трудового поведения на рабочем месте.

Первую и достаточно удачную попытку параметрически описать особенности поведения человека предпринял извест­ный швейцарский психолог и философ К. Г. Юнг, сначала под­разделявший всех людей на две базовых группы — экстраверты и интроверты. Внутри каждой базовой группы им было выделено еще по четыре подгруппы: мыслительный тип, чувствующий тип, ощущающий тин и интуитивный тип. Таким образом, параметри­ческое описание личности К. Г. Юнга позволяет выделить восемь ее основных типов.

Основным методом измерения диагностических различий между индивидами является тест. В организационном поведе­нии к тестам предъявляют целый ряд стандартных требований, направленных на обеспечение высокой эффективности их приме­нения. В первую очередь к ним можно отнести такие показатели, как надежность, валидность, интерпретируемость, практичность и прогностическая ценность.

При подборе профессиональной ориентации персонала в орга­низации всегда возникает дилемма: использовать для этой про­цедуры стандартные, общепринятые тесты или разработать свои собственные методики. В случае применения стандартных тестов всегда имеется возможность сократить затраты организации на про­ведение процедуры тестирования и гарантированно обеспечить надежность и валидность полученных на его основе результатов.

Однако многие стандартные методики могут быть уже зна­комы респондентам, что не обеспечивает правдивость их ответов на содержащиеся в них задания. Кроме того, стандартные тесты не учитывают специфику требований конкретной организации к кандидатам на рабочее место.

В свою очередь, разработка собственных тестов — это доста­точно дорогостоящая процедура, а полученный при этом про­дукт не всегда способен гарантированно обеспечить надежность и валидность результатов своего применения.

Функциональные состояния индивида можно свести к фоно­вой активности его нервной системы, в условиях которой реали­зуются его поведенческие действия.

Методы диагностики функциональных состояний делятся на две большие группы: психофизиологические и психологи­ческие.

В психофизиологическую группу входят: анализ электроэнце­фалограмм (ЭЭГ); изучение электромиограмм (ЭМГ); расшиф­ровка электрокардиограмм (ЭКГ); анализ кожно-гальванической реакции (КГР); использование акупунктурной системы Манака, построенной на принципах традиционной восточной медицины и оценке прочих биохимических реакций (уровень адреналина в крови, частота дыхания, частота пульса и др.).

Психологические методы оценки функциональных состояний в основном базируются на тестовых заданиях. Наиболее про­стой и достаточно информативный тест в этой области — «Мето­дика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)».

В организационном поведении, как правило, выделяются три стандартных этапа подбора персонала: формирование целевых признаков; выбор прогностических признаков и построение модели отбора.

Целевыми принято называть признаки, обеспечивающие ус­пешность трудовой деятельности персонала. Известны три стан­дартных способа их определения: априорный; на основе анализа корреляции свойств личности с практическими результатами ее трудовой деятельности, на базе функционального анализа профес­сиональной деятельности.

Прогностическими признаками называются показатели, исполь­зуемые для оценки эволюции целевых признаков работника. Как правило, здесь достаточно сложно использовать какие-либо про­стые алгоритмы расчетов, и все базируется на опыте и интуиции менеджера по персоналу.

Построение модели отбора — это процедура ранжирования респондентов по степени их профессиональной пригодности. Она может проводиться тремя способами.

Используются хорошо известные методы множественной регрессии. С их помощью рассчитывается модель связи показателей качества трудовой деятельности со значениями целевых признаков индивидов.

Достаточно часто вводятся определенные ограничения по от­дельным свойствам личности. При их наличии кандидатура респондента заведомо считается непригодной.

Можно пойти и по пути, прямо противоположному предыду­щему, и ввести критерии, которым должен отвечать профессио­нально пригодный к выполнению определенного рода трудовой деятельности индивид. Лица, не обладающие подобными призна­ками, отсеиваются.

Все три способа имеют преимущества и недостатки. Их выбор зависит от конкретной ситуации в организации и основывается на практическом опыте менеджера по персоналу и имеющемся у него статистическом материале по итогам проведенных испы­таний.

В современных экономических условиях эффективность использования кадровых ресурсов рассматривается как основной резерв повышения эффективности работы организации. Пер­сонал— главное конкурентное преимущество любой компании. Важным инструментом управления персонала в настоящее время стала систематическая, продуманная деловая оценка. Ее правиль­ная реализация содействует решению производственных задач, ее необходимость напрямую связана с эффективностью работы всего предприятия.

Оценке подвергаются не только потенциальные возможности работника, его профессиональная компетентность, но и реализа­ция этих возможностей в ходе выполнения порученных обязан­ностей.

Эффективность деловой оценки во многом обеспечивается применением тех методов оценки, которые направлены на опреде­ление выделенных критериев и показателей. В настоящее время разработаны самые разнообразные оценочные процедуры, каждая из которых имеет преимущества и недостатки.

Выбор методов и форм деловой оценки персонала для каж­дой конкретной организации представляется уникальной зада­чей. Решить ее можно только внутри самого предприятия (при необходимости с привлечением профессиональных, т.е. внешних консультантов).

К традиционным формам оценки относится аттестация пер­сонала, которая должна представлять собой четко разработан­ную систему и являться непрерывным процессом. Аттестацион­ные мероприятия должны проводиться на качественном уровне и войти в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы способствовать ее развитию и совершенст­вованию.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.