Жуков Андрей. Камни Ики – послание невозможной цивилизации 2 страница
фото 5
Через три недели, в январе 1975 года, столичный журнал «Мундиаль» напечатал статью под названием «Сделано Базилио Учуйя». Статья не имела авторской подписи, равно как и фотографии, приведенные в ней. На тринадцати (!) страницах доказывалось, что камни Ики — современная подделка и что все они сделаны двумя крестьянами из городка Окукахе: Базилио Учуйя и Ирмой Гутиеррас. В статье говорилось, что группа журналистов отправилась в Окукахе (уже зная имена изготовителей) с целью взять у них интервью. Они нашли жену Учуйя, и та поведала журналистам, что ее мужа и Ирму забрали в полицию, чтобы взять показания о гравированных камнях. В полиции Учуйя заявил, что все камни он вырезал сам, и это же подтвердила Ирма. (фото 5). Это вполне естественно. Признание в том, что они уакерос, грозило им тюремным заключением сроком до двух лет. А у каждого из них были многодетные семьи по восемь детей. Они также заявили, говорилось в статье, что большинство своих изделий они продали доктору Кабрере, а остальные — туристам. Далее, согласно статье, Ирма Гутьеррас показала репортерам, где она находила камни для своих поделок. История выглядит достаточно нелепо. Ирма отвела журналистов за пару километров от своего дома и показала две ямы глубиной до 1 м, заявив, что из таких ям она и доставала необработанные камни. «Дотошные» журналисты попросили провести контрольный эксперимент. Ирма после полутора часов работы выкопала яму глубиной в полметра и нашла, наконец, камушек размером с мандарин и весом в полкило. И, оправдываясь, заявила, что уже ранее она говорила журналистам, что найти такие камни галечного типа очень сложно. Где добывал камни для своих поделок Учуйа, в статье не говорилось. Примечателен и следующий момент статьи. Ирма утверждала, что за неделю она изготавливала по 20–25 небольших (величиной с апельсин) камней с рисунками. И доктор Кабрера платил ей по 20–25 солей за каждый камень. Базилио же заявил, что начал изготавливать камни в 1965 году, но за последние два года он не сделал ни одного из-за нехватки времени. Кроме того, по словам Учуйя, он использовал газеты и учебники с изображениями древних животных как образцы для своих поделок. В статье даже приведена фотография, на которой Базилио демонстрирует разворот какого-то журнала с изображениями динозавров. В статье также приводится текст письменного заявления Базилио Учуйя, которое журналисты попросили его сделать. Базилио признавался в письменном виде, что «все гравированные камни из коллекции Кабреры были сделаны им самим». Он также описывал технологию изготовления, которая выглядела очень просто: изображения Базилио вырезал ножом, потом обмазывал камни глиной, для придания им древнего вида, потом очищал их и полировал при помощи обувной ваксы. И так на протяжении десяти лет он изготавливал камни и продавал их доктору Кабрере, которого знал под именем доктора Сотил. Хотя для непредвзятого взгляда сразу становится очевидным, насколько материал «притянут за уши». Так, в той же статье приводится прямой диалог репортера и Базилио, в котором журналист спрашивает, знал ли доктор Кабрера, что камни сделаны Базилио. На что тот отвечал утвердительно. И здесь же далее на вопрос, для чего Кабрера покупал такие поделки, Базилио ответил, что доктор проводил какие-то исследования и просил достать ему камней еще. И подобных несуразиц в статье множество. В своем письменном заявлении Учуйя указывал, что все камни в собрании Кабреры сделаны им самим. Чуть ранее авторы статьи сами приводили слова Ирмы Гутьеррас о том, что она тоже изготавливала камни для Кабреры. Журналисты, готовившие материал, игнорировали, наличие гравированных камней в собрании братьев Сольди. Равно как они могли просто не знать о книге Германа Базе, который писал, что массовое появление гравированных камней произошло в Окукахе в 1961 году, т. е. за четыре года до того, как их начали изготавливать «герои» статьи. Однако журналисты посвятили отдельную главу коллекции гравированных камней, собранную Агурто Кальво. По их словам, эти камни, имеющие изображения цветов, местных животных и т. п., являются подлинными. В отличие от камней из собрания Кабреры. Таким образом, совершенно очевидно, что данный заказной материал был направлен на дискредитацию Хавьера Кабреры и его собрания. Подтверждением этого служит и еще один факт. Через два дня после публикации статьи в «Мундиаль», в другой столичной газете, «Коррео», вышло интервью с директором Регионального музея Ики Адольфо Дженкисом, в котором он заявил, что гравированные камни были изготовлены Базилио Учуйя. В этой публикации также были использованы несколько фотографий из статьи в «Мундиаль» (и ни одной новой). Кроме того, директор заявил, что он не видит смысла в проведении их научной экспертизы, поскольку его североамериканский друг археолог Джон Роу заявил, что камни являются современной подделкой. Джон Хоуленд Роу (1918–2004) в свое время являлся признанным авторитетом по доколумбовым культурам древнего Перу. Основным объектом его исследований была инкская цивилизация, хотя сам Роу открыл и несколько поселений культуры наска. Но здесь следует подчеркнуть, что активную полевую работу в Перу он закончил в 1943 году. Остальную часть своей жизни он занимался преподаванием и публикацией своих материалов в различных научных и популярных изданиях. Кроме того, Роу является одним из составителей хронологии древних андских цивилизаций. Мог ли такой оплот академической науки признать камни Ики подлинными и, тем самым, просто перечеркнуть собственную научную работу и карьеру? Я специально остановился столь подробно на этих материалах. Две статьи, опубликованные в центральных изданиях, по сути дела, поставили официальное «клеймо» на феномене камней Ики, объявив их современной подделкой. Даже сегодня, спустя тридцать лет, в небольших заметках, посвященных этому вопросу, я иногда натыкаюсь на ссылки типа «еще в 1975 году специалистами было установлено, что камни Ики изготавливались местными перуанскими крестьянами для продажи туристам…». Хотя, не побоюсь повториться, никто из специалистов (будь то археологи или искусствоведы) на тот момент не проводил какую-либо экспертизу камней из собрания доктора Кабреры. В статье из «Мундиаль» открытым текстом написано, что прежде чем поехать в Окукахе, журналисты проконсультировались в Ике насчет того, с кем им разговаривать. Им дали имена Учуйя и Гутьеррас. В статье также приводится примечательное интервью с префектом департамента Ика Энрике Эгуагирре. Относительно Учуйя и Гутиеррас он говорит, что это «простые люди, которые живут мелкими продажами». Префект говорит, что после следствия власти приняли их заявление, и на этом вопрос был закрыт. Но, оговаривается далее чиновник, «существуют люди, заинтересованные в этом деле, которые даже звонят ему порой из Лимы и говорят, что надо делать»… И последний штрих. В конце статьи в «Мундиаль» написано, что в 1968 году, когда доктор Кабрера был директором Дома культуры в Ике, он уже обладал коллекцией из 15 000 (!) гравированных камней. Т. е. авторы статьи не удосужились сделать элементарные подсчеты. Если бы Учуйя и Гутьеррас не покладая рук, не занимаясь ни хозяйством, ни детьми, только бы и изготавливали гравированные камни для доктора Кабреры, тогда бы за два года (с 1966 по 1968) они смогли бы сделать не более 5 000 камней. Как говорится, комментарии излишни. Эрих фон Дэникен писал, что сам он лично был знаком с Базилио Учуйя и тот признавался, что изготавливал гравированные камни и некоторые из них есть в коллекции Кабреры. Но при этом Учуйя утверждал, что изготовил для продажи не более пары сотен подделок, имитируя подлинные образцы гравированных камней. При этом, по его словам, Учуйя предупреждал при продаже, что его камни являются имитацией. Деннис Свифт также был близко знаком с Базилио Учуйя. Деннис восемь раз посещал Перу исключительно с целью изучения феномена камней Ики. По его словам, Базилио был неграмотным. Во всю эту историю с коллекцией Кабреры он был вовлечен насильно. Будучи поставленным перед выбором — тюрьма за торговлю древними артефактами или признание в том, что именно он был автором камней Ики, Учуйя, естественно, предпочел второе. После нескольких лет знакомства с Деннисом Свифтом он стал более откровенным. Учуйя признавал, что занимался торговлей камнями Ики, но ему после истории с доктором Кабрерой в 1975 году была выдана своего рода «индульгенция». Более того, он отвел Свифта на некрополь Тома Луз, тот самый, где Ассерето обнаружил камни в древних погребениях. Это огромный некрополь, содержащий тысячи древних могил. Уакерос раскапывают его на протяжении целого столетия. Свифт и Учуйя осматривали недавно ограбленные могилы и в одной из них обнаружили гравированный камень, вмурованный в стенку погребальной камеры. Уакерос просто не обратили на него внимание. Учуйя признавался Деннису, что изготавливал камни для продажи в качестве сувениров, но не более 5–6 штук в месяц, поскольку работа очень трудоемкая. Сделанные им имитации значительно отличались от подлинных камней, как в технике гравировки, так и по изображениям. Например, Учуйя мог изобразить рядом с динозавром самолет или автобус и часто вырезал на камне свои инициалы. Кроме того, Базилио Учуйя признал, что предлагал гравированные камни доктору Кабрере, но все они имели подлинное происхождение, т. е. были найдены им в до-испанских погребениях. Впрочем, ни сам доктор Кабрера, ни другие исследователи не отрицали факта наличия поддельных камней Ики. Но имитации появились на рынке только в самом конце 60-х годов, когда вокруг камней Ики началась шумиха, и они стали известны широкой публике. Полагаю, что после официального «закрытия проблемы» камней Ики, изготовление подделок прекратилось (к этому вопросу я вернусь позже). К вопросу о «фальсификаторах». Эту фразу, как ключевую, я буду использовать на протяжении всей книги для того, чтобы заострить внимание читателя на тех деталях или фактах, которые никоим образом не укладываются в официальную версию о современном происхождении камней Ики. Так вот, журналисты из «Мундиаль», подробно описывая процесс изготовления подделок, совершенно упустили столь яркий факт, как наличие в собрании Кабреры нескольких сотен камней, чьи размеры в десятки раз превышают описанные в статье небольшие камушки. И любой резчик по камню, полагаю, скажет, что даже при помощи современной техники покрыть художественной гравировкой гранитный валун метрового диаметра, отнюдь не рядовая работа, тем более для художника-любителя. А ведь упомянутые изготовители подделок были простыми перуанскими крестьянами, а не профессиональными резчиками по камню.
Таким образом, в 1975 году камням Ики был вынесен приговор. И сделано это было не специалистами по древней истории Америки и не искусствоведами. Специалисты просто отстранились от этой проблемы. Вердикт был вынесен средствами массовой информации при помощи стандартных методов и согласно принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Революционное открытие в области наук о Земле и живой жизни на ней не состоялось. Наши представления об эволюции человечества не изменились. Впрочем, подавление «революционной ситуации» в различных отраслях научного знания можно назвать совершенно типичным явлением для истории нашей цивилизации за последние полтора столетия. Вопросы о том, почему это происходит, какими методами достигается и кому это выгодно, выходят за рамки данной книги и находятся вне моей компетенции, поэтому останавливаться на них я не буду. Официальное непризнание камней Ики не остановило Хавьера Кабреру. Через год, в апреле 1976 года, он опубликовал свою книгу «Послание гравированных камней Ики», в которой дал общее описание коллекции по основным темам и рассказал вкратце об истории ее формирования. Большую же часть книги он посвятил развитию своей концепции доисторического человечества, на которой я остановлюсь ниже. Позже его книга была переиздана еще 11 раз на испанском, португальском и английском языках. К сожалению, все переиздания выпускались небольшими тиражами и сопровождались одними и теми же старыми фотографиями неудовлетворительного качества. И на протяжении двадцати лет, насколько мне известно, другие исследователи почти не публиковали работ на эту тему. Единственным исключением была книга испанского исследователя и популяризатора загадок древней истории Хуана Бенитса. В 1975 году он опубликовал результаты своего знакомства с коллекцией камней Ики под названием «Существовало другое человечество».
фото 6
В 90-ые годы прошлого века Эрих фон Дэникен выпустил книгу «Послания и сигналы из Вселенной». В ней он значительную часть уделил описанию коллекции доктора Кабреры. В 2003 г. один японский автор опубликовал свою книгу о камнях Ики. В 2006 г. Денис Свифт на собственные средства издал книгу «Тайна камней Ики и линий Наска», в которой он подвел итоги своих многолетних исследований загадок древнего Перу. К сожалению, его книга также скудна иллюстративным материалом (менее 50 фотографий, из которых только половина изображает камни Ики), не дающим адекватного представления о масштабах феноменального собрания доктора Кабреры. Однако примечателен следующий факт. В своей книге Денис Свифт приводит фотографию погребения культуры наска, в котором рядом с мумией был найден камень с гравированным изображением (фото 6). Сюжет изображения — человек вместе с динозавром (вероятно, детенышем) подотряда зауроподовых. Подобные сюжеты довольно часто встречаются в собрании доктора Кабреры. На это захоронение случайно наткнулся местный крестьянин в 2001 году, когда копал свое поле на самой границе плато Наска (в 25 км к югу от одноименного города). Приглашенные на захоронение местные археологи, датировали данный комплекс периодом 400–700 гг.н. э., отнеся его к культуре наска. Принципиальное значение имеет тот факт, что данный камень был найден in situ, в не потревоженном погребении. Начиная с 80-90-х годов в различных периодических изданиях разных стран мира начали появляться отдельные статьи о камнях Ики. О коллекции доктора Кабреры было снято несколько документальных фильмов американскими, английскими, японскими телекомпаниями. Так одна из американских компаний в рамках сериала «Таинственное происхождение человечества» выпустила в 1997 году два фильма под общим названием «Искусство юрского периода». Одна часть была посвящена камням Ики, другая — коллекции из Акамбаро (о ней тоже будет идти речь в этой книге). Несмотря на интригующее название, суть фильма сводилась к тому, что оба собрания являются искусными современными поделками. Публикации, посвященные камням Ики, были и в нашей стране. Одна из наиболее полных статей была напечатана в советском академическом журнале «Латинская Америка» (№ 1, 1976). Через несколько месяцев появилась серия статей в журнале «Наука и жизнь», в которых высказали свое мнение ведущие специалисты по древней истории и археологии Перу и Латинской Америки Ю.А.Зубрицкий, В.А.Башилов, В.И.Гуляев. Большинство специалистов, за исключением Ю.А.Зубрицкого, придерживались скептической точки зрения. Эти публикации вышли по следам «шумихи» 1975 года, и после этого о камнях Ики на долгое время практически забыли. Только в 90-е годы в некоторых отечественных книгах, посвященных загадкам древней истории человечества, вновь замелькали краткие упоминания о загадочных камнях Ики. В 1991 году небольшим тиражом вышла книга Ю.А.Зубрицкого «Неандертальская цивилизация». На основе того, что пропорции человеческого тела в иконографическом комплексе камней Ики отличаются от современных (в частности, большим размером головы), автор выдвинул гипотезу о том, что эти камни были созданы древней цивилизацией неандертальцев. В любом случае Ю.А.Зубрицкий считал комплекс камней Ики подлинным и относил его к очень глубокой древности. Последняя книга, посвященная этой проблеме, вышла в свет в 2007 году в Барселоне (Испания) под названием «Правда о камнях Ики». На ней мне хотелось бы остановиться подробнее. Книга была написана двумя испанскими исследователями Марией дель Кармен и Феликсом Марискалом. Во время своего третьего путешествия в Перу в сентябре 2002 года они познакомились с тем самым Базилио Учуйя. Ему было уже около семидесяти лет и он по-прежнему проживал в деревне Окукахе. Как уже упоминалось, сама деревня и так называемая археологическая зона Окукахе находятся к югу от г. Ика, почти на полпути между городами Ика и Наска. Семья Учуйя является самой многочисленной в деревне и проживает там многие десятилетия. И хотя в книге об этом напрямую не говорится, по ряду намеков можно с уверенностью предположить, что Учуйя являются кланом потомственных уакерос. Марию и Феликса с Базилио познакомил их перуанский друг, благодаря этому испанцам удалось быстро наладить контакт, что привело к плодотворным результатам. После недели тесного общения (подкрепленного местным ликером писко) Учуйя рассказал историю, аналогичную той, которую он поведал Денису Свифту. Базилио действительно изготавливал гравированные камни и даже имел диплом художника. Но в то же время он десятилетиями занимался несанкционированными раскопками и находил множество гравированных камней, в том числе, с изображениями динозавров, медицинских и астрономических сцен и т. д. Сам Базилио, по его словам, уверен, что в глубокой древности люди и динозавры на этой территории сосуществовали вместе.
фото 7
Более того, после того как контакт был налажен, Учуйя организовал для испанских гостей раскопки недалеко от поселения Окукахе. Можно предположить, выбранное им место у подножия холма Ла Пенья, было им хорошо разведано. В течение нескольких дней раскопок, которые осуществляли двое сыновей Базилио и еще двое молодых помощников, ими было найдено пять гравированных камней. К сожалении, все находки происходили на территории могильника, который, по-видимому, был уже давно разграблен. Поэтому камни были обнаружены не в погребениях, а в нарушенных слоях, возможно, в отвалах предыдущих раскопок. Но один из камней был найден в разрушенной стенке погребения. И он был завернут в обрывок древней ткани, частично даже сохранившей рисунок. На этом камне присутствовало очень стилизованное изображение летательного аппарата (фото 7). В коллекции доктора Кабреры имеются десятки камней с подобными изображениями (о них будет речь ниже). Еще на одном камне была изображена сцена хирургической операции (фото 8).
фото 8
Ткань, в которую был завернут гравированный камень Мария дель Кармен и Марискал привезли в Испанию и отдали на экспертизу в лабораторию геохронологии Института физической химии «Рокасолано» в Мадриде. Методом радиоуглеродного анализа для образца ткани были получены даты 617–775 гг.н. э., т. е. ко времени заката культуры наска. Примечателен еще один факт, приведенный в этой книге. Мария и Феликс обратились в дирекцию Регионального музея Ики с просьбой показать им гравированные камни, которые хранятся в запаснике музея. На что они получили наивный ответ, что в данный момент это невозможно, поскольку в дирекции(!) нет ключей от запасников музея… Доктор Кабрера практически перестал пополнять свое собрание после 1975 года. Он посвятил себя изучению тех камней, которые уже накопились в его доме. Кабрера всячески привечал исследователей и журналистов, приезжавших к нему для ознакомления с коллекцией, сам проводил экскурсии по домашнему музею для туристических групп. Доктор Кабреры за всю свою жизнь не продал ни одного камня из своего собрания, что однозначно свидетельствует в пользу отсутствия у него каких-либо коммерческих интересов в этой области. В 1980 году королева Испании София де Бурбон, ознакомившись с книгой Х.Бенитса «Существовало другое человечество», обратилась к ее автору с просьбой достать ей такой камень. Х.Бенитс связался с доктором Кабрерой и изложил ему просьбу королевы. Естественно, Кабрера преподнес в дар Ее Величеству один из лучших экземпляров из своей коллекции. Это был огромный камень (диаметром более 1 метра и весом около 500 кг), на котором были изображены люди, человекообразные монстры и динозавры. В мае 1980 года его перевезли в Мадрид и установили в королевском дворце (фото 9).
фото 9
Кроме того, доктор Кабрера неоднократно дарил свои камни разным людям, которые были готовы провести их экспертизу. Денису Свифту доктор Кабрера передал около десятка камней для их изучения в различных независимых лабораториях. Мне также известно, что Кабрера долгие годы работал над новой книгой, посвященной камням Ики, но опубликовать ее так и не успел. После смерти Хавьера Кабреры коллекция перешла по наследству к его дочерям, младшая из которых Евгения возглавила музей. Однако исследовательскую работу отца она не продолжила. Но вместе со своими друзьями и несколькими родственниками Евгения Кабрера учредила «Ассоциацию камней Ики». Главной задачей Ассоциации являлся сбор средств для постройки нового здания музея для коллекции доктора Кабреры. У семьи Кабрера имеется участок земли под постройку музея, расположенный примерно в 10 км от г. Ика. Разработан архитектурный проект нового музея. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня главная задача не реализована, средств на возведение музея по-прежнему нет. Впрочем, полагаю, такое развитие ситуации вряд ли кого удивит.
2
Определение подлинности артефакта, в тех случаях, когда это вызывает сомнения, осуществляется путем экспертизы, т. е. проверяется с помощью различных методик, ассортимент которых достаточно разнообразен. В ситуации с камнями Ики, однако, набор технических средств анализа ограничен. Возраст самих камней определять не имеет смысла, это не артефакты. Точный возраст рисунков на камнях также определить не представляется возможным. Ведь они были вырезаны, а не нанесены органическими красителями. Тем не менее, лабораторный анализ камней Ики проводился и делалось это неоднократно.
Примечательно, что еще в самом начале своей деятельности в качестве коллекционера, весной 1967 года, доктор Кабрера отправил 33 камня, в том числе, и с изображениями вымерших животных, на экспертизу в Горнодобывающую компанию Маурисио Хочшилда (Лима) и в июне получил официальный ответ, в котором было сказано следующее: 1. Камни представляют собой андезит (андская разновидность гранита), обкатанный водными потоками. 2. Плотность камней значительно выше, чем обычная плотность гальки той же породы, известной в бассейнах местных рек. 3. Камни покрыты естественной оксидной патиной, в том числе, и линии гравировки. 4. Следы гравировки не имеют сколов или неровностей, что свидетельствует о том, что камни было захоронены почти сразу после изготовления, т. е. не использовались в быту. В январе 1969 года эти выводы были подтверждены экспертизой лаборатории Боннского Университета, куда их отправили из Лимы для повторной проверки. Таким образом, в двух различных лабораториях были получены два принципиально важных заключения. Оксидная патина покрывает всю поверхность камней, в том числе, и внутри гравированных борозд. Это однозначно свидетельствует о том, что гравировка не была сделана в современное время, поскольку в таком случае патина была бы нарушена. Имитировать естественную оксидацию поверхности камня искусственным путем, да еще в сельских условиях, не представляется возможным. Второй принципиально важный вывод — отсутствие сколов или неровностей по краям борозд гравировки. Экспертами был сделан вывод о том, что камни были захоронены сразу после изготовления. Достаточно правомерное заключение, но, при этом, слишком однозначное. Это уже готовый исторический вывод о предназначении камней. И третий вывод, объяснение которому трудно пока найти, это то, что гравированные камни имеют значительно большую плотность, чем аналогичная им, но не обработанная галька из той же местности. Доктор Кабрера также подчеркивал большую прочность и твердость камней Ики. Не исключено, что изменение физических характеристик камней было осуществлено искусственно с целью обеспечения их более длительной сохранности. Но это — пока лишь умозрительное предположение. Страшное землетрясение, произошедшее в центральном Перу в августе 2007 года, затронуло и Ику. В городе было разрушено значительное количество зданий, погибло около 500 человек. Особняк доктора Кабреры устоял. Но коллекции музея был нанесен ущерб. Многие деревянные стеллажи, на которых хранились гравированные камни, не выдержали подземных толчков и рухнули. Соответственно, многие камни, несмотря на свою прочность, раскололись. Агурто Калво еще раньше, в 1966 году, опубликовал в своей статье результаты петрологической экспертизы камней, проведенной на факультете горнодобычи Национального инженерного университета. Возможно, это и подтолкнуло Кабреру провести экспертизу своих камней и еще раз убедиться в их подлинности. Для экспертизы Кальво предложил камни из своей коллекции, купленные им у уакерос в 1962 году. Эта серия, подвергнутая анализу, происходила из археологической зоны Окукахе и содержала изображения птиц, насекомых, рыб, людей и непонятных живых существ. Полученные результаты содержали следующие выводы: 1. Все камни представляют собой андезит (так называют андские граниты) и, вследствие разницы в цвете и структуре, можно предположить их происхождение из разных месторождений. 2. В целом же камни происходят из лавовых отложений мезозойского периода, характерных для местности, где они были обнаружены. 3. Поверхность камней повреждена атмосферной эрозией и полевой шпат, являющийся составной частью андезита, превратился в глину, что привело к формированию своеобразной «корки» на поверхности. 4. Эта «корка» имеет твердость от 3 единиц по шкале Мооса до 4,5 единиц в местах, наименее поврежденных эрозией. Третий вывод вызывает сомнение. Процесс превращения полевого шпата в глину (т. н. процесс каолинизации) приводит к осветлению поверхности. Тогда как внешняя поверхность большинства камней Ики гораздо темнее, чем внутренняя часть камня. Андезит как разновидность гранита имеет по шкале Мооса твердость примерно в пределах 7–8 единиц. Следует отметить также, что обычные не высококачественные виды стали обладают твердостью 6–7 единиц. Т. е. андезит — чрезвычайно твердая горная порода и нанесение изображений на ее поверхности — операция непростая. Что касается следов атмосферной эрозии, то их наличие естественно. Для нанесения изображений древние художники использовали обкатанные речными потоками до состояния гальки камни и валуны. На многих камнях имеются естественные сколы. Сколько такая галька могла пролежать на поверхности, неизвестно, но при этом она, конечно же, подвергалась эрозии. Для нас имеет значение тот вывод экспертизы, что камни происходят из различных источников, поскольку этот факт лишний раз опровергает официальную версию о современном изготовлении гравированных камней в одной местности и oдними и теми же людьми. Собственно, возможности петрологической экспертизы камней Ики на этом исчерпываются. Но, поскольку камни являются гравированными, возможно проведение трассологического анализа. Подобные исследования проводили различные специалисты, но примечателен тот факт, что трассологическая экспертиза была осуществлена и в Советском Союзе. В 1975 году доктор Кабрера передал несколько камней из своей коллекции, которые попали в Институт Археологии АН СССР. К сожалению, за давностью лет я не смог установить, через кого это было сделано и какова дальнейшая судьба этих камней. Один из этих камней в настоящее время хранится в кабинете бывшего директора Института Археологии Р.Ф.Мунчаева. Найти следы остальных мне не удалось. Результаты экспертизы были приведены в одной из статей в журнале «Наука и жизнь». Где проводилось исследование, в материалах не указано, но, по косвенной информации, это было сделано в лаборатории Института судебной медицины. В небольшой статье кандидата юридических наук С.Поташника говорилось следующее. Под микроскопом, даже при небольшом увеличении, было видно, что бороздки рисунков на камнях были одинаковой ширины. Эксперты поставили эксперимент, попытавшись оставить следы на камнях при помощи различных инструментов. Для тестирования использовали современный напильник из инструментальной стали и древние орудия из бронзы, кремния и обсидиана. От бронзы не осталось и следов, от остальных орудий — незначительные царапины глубиной до 0,2 мм, тогда как глубина бороздок, образующих рисунки на камнях, достигала 1 мм. Тогда эксперты попробовали наносить следы при помощи бормашины. После некоторой тренировки они достигли того, что следы от бормашины под микроскопом практически не отличались от оригинальных. Вывод автора статьи был следующим: «Результаты исследования дают основания полагать, что нанесены все эти рисунки на камень с помощью технических средств. Такими средствами не обязательно, конечно, должны быть аппараты типа бормашины». Как видим, вывод совершенно корректный для исследователя, тем более, когда речь идет только о технической составляющей изучаемого объекта. Зато позже, в одной из книжек (Е.П.Ищенко, М.Г.Любарский «В поисках истины». М.,1986) результаты этого исследования были процитированы практически дословно, но авторы сделали из этого свой вывод: «Так криминалисты получили убедительные доказательства, что загадочные разрисованные камни из Ики не научная сенсация, а ловкая мистификация, жертвой которой и стал доктор Хавьер Кабрера». Как известно, факты можно толковать по-разному, порой даже противоположным образом. В любом случае, результаты трассологической экспертизы прямо противоположны утверждениям упоминавшихся выше «фальсификаторов» о том, что все рисунки они наносили при помощи обычного ножа. Уже исходя из одного этого показателя, можно однозначно утверждать, что гравированные камни Ики не изготавливались Учуйя и Гутиеррас, на которых и по сей день порой ссылаются скептики. В то же время следует отметить, что Хавьер Кабрера знал и писал в своей книге, что в его собрании есть некоторые камни, изготовленные современными имитаторами. Впрочем, это не удивительно. Если доктор Кабрера собирал все камни, которые ему приносили, вполне логично, что в период «шумихи» конца 60-х годов к нему попали и поддельные образцы. Хотя отличить их от оригинальных камней можно даже невооруженным глазом. Сам я купил несколько таких сувениров, которые продаются на любом базарчике в Перу примерно по доллару за штуку. Рисунки на них выполнены также методом гравировки. Но и на ощупь, и «на глазок» видно, что глубина резьбы гораздо меньше, чем на подлинных камнях. Это же было подтверждено и экспертизой еще тридцать лет назад. Эрих фон Дэникен писал, что в 1976 году он посетил музей доктора Кабреры вместе с Джозефом Брамичем, ведущим конструктором НАСА, и взял четыре камня на экспертизу. Среди них были как древние камни, так и современные имитации. Снимки, сделанные под микроскопом, наглядно демонстрируют резкий контраст между подлинной и современной техникой гравировки.
|