Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава XV. Сознание 32 страница



паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста (подробнее об этом см.: Орлов

В. И. "Трактат о вдохновеньи, рождающем великие изобретения". М., 1964. С. 128 -

129, 136 - 138), для Ф.А. Кекуле - змея, ухватившая собственный хвост, и т.д.

 

Роль "подсказки" хорошо видна из следующего опыта. Моделировались условия

творческой деятельности (см.: Пономарев Я. А. "Психология творчества". М., 1976.

С. 213 - 220 (в том же разделе "Модели интуитивных решений" описываются

усложненные опыты, проведенные автором)). Большому количеству взрослых (600

человек) предлагалось решить задачу, названную "Четыре точки". Ее формулировка:

"Даны четыре точки; требуется провести через эти четыре точки три прямые линии,

не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился на исходную

точку". Испытуемые подбирались из числа тех, кто не знал принципа решения

задачи. Время для решения ограничивалось 10 минутами. Все без исключения

испытуемые после ряда безуспешных попыток прекращали решение и признавали задачу

нерешаемой. Для достижения успеха надо было "вырваться" за пределы участка

плоскости, ограниченного точками, однако это никому не приходило в голову - все

оставались внутри данного участка. Затем испытуемым предлагали "подсказку". Они

обучались правилам игры в хальму. Сообразно правилам этой игры они должны были

перескочить одним ходом белой фишки через три черных так, чтобы белая фишка

возвратилась на прежнее место. Выполняя это действие, испытуемые прокладывали

рукой маршрут, совпадающий со схемой решения задачи, т. е. соответствовавший

графическому выражению решения этой задачи (испытуемым давали и другие

подсказки). Если такую подсказку давали до предъявления задачи, то успех был

минимальным, если после того, как испытуемый попадал в проблемную ситуацию и

убеждался в бесплодности предпринятых попыток ее решить, - задача решалась. Этот

простой опыт говорит о том, что собственная трудность задачи возникает по той

причине, что ее условия непосредственно воспроизводят в прошлом опыте

испытуемого чрезвычайно упроченные эмпирически обобщенные приемы - объединение

точек по кратчайшему расстоянию. Испытуемые как бы замыкаются на участке

площади, ограниченном четырьмя точками, в то время как необходимо выйти из этого

участка.

 

Из опыта следует, что благоприятные обстоятельства складываются тогда, когда

испытуемый, бесплодно отыскивая решение задачи, исчерпывает неправильные приемы,

но еше не достигает той стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, т.е.

тогда, когда испытуемый теряет интерес к задаче, когда уже предпринимавшиеся и

неудачные попытки повторяются, когда ситуация задачи перестает изменяться и

испытуемый признает задачу нерешаемой. Отсюда вывод, что успех интуитивного

решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от

шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем

сохранить увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. Подсказка

оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных ходов мысли.

Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые при этом

используются, являются несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл.

Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в

каких именно - это не будет решающим фактором.

 

Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие

принципы решения задачи или проблемы, ведет к определенным практическим

рекомендациям: субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться

не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным

дисциплинам, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку,

живопись, художественную, научно-фантастическую, детективную литературу, научно-

популярные статьи, общественно-политические журналы, газеты; чем шире будет

диапазон интересов и кругозор личности, тем больше будет факторов для действия

интуиции. Нужно иметь в виду также, что если для естествоиспытателя большой

арсенал аналогий имеется в философии, то для философов, для решения собственно

философских проблем столь же плодотворно естественнонаучное и общественно-

научное знание.

 

Полезными были бы работы психологов и физиологов, посвященные специальному

исследованию факторов, благоприятствующих интуиции и, наоборот, тормозящих ее

проявление. Американский физиолог У. Б. Кеннон отмечает, например, следующие

неблагоприятные условия: умственное и физическое переутомление, раздражение по

пустякам, шум, домашние и денежные заботы, общая угнетенность, сильные

эмоциональные переживания, работа "из-под палки", вынужденные перерывы в работе

и просто тревога и опасение, связанные с ожиданием возможных перерывов.

 

Ценными и поучительными являются наблюдения самих ученых за своим творчеством,

наблюдения, которых, к сожалению, имеется слишком мало. Выступая в ноябре 1891

г. с речью, имевшей, между прочим, большой автобиографический интерес, немецкий

физиолог Г. Гельм-гольц говорил: "Признаюсь... мне всегда были приятны те

области, где не имеешь надобности рассчитывать на помощь случая или счастливой

мысли. Но, попадая довольно часто в то неприятное положение, где приходится

ждать таких проблесков, я приобрел некоторый опыт насчет того, когда и где они

ко мне являлись, - опыт, который, быть может, пригодится другим. Эти счастливые

наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение;

иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких

обстоятельствах они приходили; а не то - мысль в голове, а откуда она - не

знаешь сам. Но в других случаях мысль осеняет вас внезапно, без усилия, как

вдохновение. Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в

усталом мозгу и никогда за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва

всячески переворачивать мою задачу на все лады, так что ее изгибы и сплетения

залегали прочно в голове... Затем, когда прошло наступившее утомление,

требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния -

и только тогда приходили хорошие идеи... Особенно охотно приходили они... в часы

неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество

спиртного напитка как бы отпугивало их прочь. Такие минуты плодотворного обилия

мыслей были, конечно, очень отрадны; менее приятна была оборотная сторона -

когда спасительные мысли не являлись. Тогда по целым неделям, по целым месяцам я

мучился над трудным вопросом" {Гельмгольц Г. "Публичные лекции, читанные в

Императорском Московском университете в пользу Гель-мгольцевского фонда". М.,

1982. С. XXII - XXIII).

 

Знакомство с условиями формирования и проявления интуиции позволяет наметить и

некоторые практические рекомендации. Нужно, однако, оговориться, что всякие

рекомендации должны сообразовываться с индивидуальностью, с особенностями

личности, иначе они могут нанести ущерб проявлению творческих способностей. И

тем не менее рекомендации не бесполезны.

 

Поскольку интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере,

продолжается даже при "отключенности" субъекта от проблемы, постольку можно

сделать вывод, что такое временное отключение может оказаться полезным.

Ж.Адамар, например, советовал после первой серьезной работы над проблемой

откладывать ее решение на некоторое время и заниматься другими проблемами.

Ученый, говорил он, может параллельно работать над несколькими проблемами, время

от времени переходя от одной к другой, для активации подсознательных механизмов

мышления. Хорошим дополнением к этой рекомендации может быть совет Д. Пойа:

лучше не откладывать в сторону нерешенную задачу без чувства хотя бы небольшого

успеха; хоть какая-нибудь маленькая деталь должна быть улажена; нужно уяснить

себе какую-нибудь сторону вопроса к моменту, когда мы прекращаем работать над

решением.

 

Не следует переоценивать значение снов в проявлении интуиции; тем не менее

приведенные выше факты говорят в пользу внимательного отношения к их содержанию.

Любопытно следующее свидетельство: "Проф. П. Н. Сакулин придает такое значение

подсознательному творчеству во время сна, что он уже много лет, засыпая, кладет

около себя бумагу и карандаш, чтобы в случае, если он проснется ночью и ему

станет не давать спать какая-нибудь новая мысль или ясная формулировка того, над

чем он думал перед сном или за более продолжительный промежуток времени до того,

он мог немедленно набросать ее несколькими словами" (Вейнберг Б. П. Опыт

методики научной работы и подготовки к ней. М., 1958. С. 16). Разумеется, такое

отношение к снам может быть сколь-нибудь полезным, если перед тем совершалась

напряженная умственная работа над проблемой. Если этого нет, то никакой сон или

длительное бодрствование в постели после пробуждения в ожидании "озарения" не

приведут к открытию или изобретению.

 

Нередки, как известно (например, в случаях с Н.Теслой, С.Броу-ном, Г.

Гельмгольцем и др.), идеи, появляющиеся во время прогулки, при чтении газеты и

т.п. Это кажется парадоксальным: при интеллектуальной интуиции человек творит

наиболее активно и результативно... когда отдыхает. Отмечая данный парадокс, Ст.

Василев справедливо пишет, что противоречие это необъяснимо и недопустимо только

с позиций одностороннего подхода, противопоставляющего сознательное

подсознательному. Конкретное изучение механизма взаимодействия сознания с

бессознательным и подсознательным может дать в руки ученых реальные средства

управления процессом интуиции и существенно воздействовать на их творческую

способность.

 

Остановимся еще на одном гносеологическом вопросе - на соотношении интуитивного

и дискурсивного в познании.

 

Из предыдущего материала видно, что эвристическая интуиция не существует в

абсолютном отрыве от дискурсивного, логического. Дискурсивное предшествует

интуитивному, выступает обязательным общим условием формирования и проявления

интуиции в сфере сознания. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне

подсознательного и включается в механизм самого интуитивного процесса.

Дискурсивное должно дополнять свершившуюся интуицию, следовать за ней.

 

Чем вызвана необходимость завершения интуитивного дискурсивным? Вероятностным

характером результата интуиции.

 

Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в

результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости

принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно

познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия

среды. С этой точки зрения, поскольку ученому для совершения открытия даны не

все посылки и средства, постольку он осуществляет именно вероятностный выбор.

 

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения

истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский

физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма

и электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий,

возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва

ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется. Возникшая

в голове ученого или конструктора догадка должна быть проверена. Проверка же

гипотезы, как мы знаем, осуществляется в чпрактике научного исследования.

"Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы

убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство"

("Философский энциклопедический словарь". М., 1989. С. 222).

 

Доказательство (в широком смысле) включает в себя обращение к чувственным

восприятиям некоторых физических предметов и явлений, а также логические

рассуждения, аргументы. В дедуктивных науках (логике, математике, в некоторых

разделах теоретической физики) доказательства представляют собой цепочки

умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемым тезисам. Без

логических рассуждений, опирающихся на закон достаточного основания, невозможно

прийти к установлению истинности выдвигаемого положения. В этом плане звучит как

афоризм высказывание, принадлежащее французскому математику и методологу науки

А. Пуанкаре: "Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие

доказательства; интуиция есть орудие изобретения" (Пуанкаре А. "Ценность науки".

М., 1913. С. 23). А. Пуанкаре подчеркивал, что в науке логика и интуиция играют

каждая свою необходимую роль; обе они неизбежны.

 

Спрашивается, как же выглядит процесс движения знания: прерывно или непрерывно?

Если брать развитие науки в целом, то очевидно, что в этом общем потоке

прерывности, обозначаемые на индивидном уровне интуитивными скачками, не дают о

себе знать; здесь свои скачки, называемые революциями в науке. Но для отдельных

ученых процесс развития познания в их области научного исследования предстает

по-другому: знание развивается скачкообразно, с перерывами, с "логическими

вакуумами", но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку

следующая за каждым "озарением" логическая мысль методично и направленно

заполняет "логический вакуум". С точки зрения индивида развитие знания есть

единство прерывности и непрерывности, единство постепенности и скачка.

 

В данном аспекте творчество выступает как единство рационального и

иррационального. Творчество "не противоположно рациональности, а является ее

естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы

существовать. Творчество поэтому не иррационально, т. е. не враждебно

рациональности, не антирациональ-но, как думали многие мыслители прошлого...

Напротив, творчество, протекая подсознательно или бессознательно, не подчиняясь

определенным правилам и стандартам, в конечном счете на уровне результатов может

быть консолидировано с рациональной деятельностью, включено в нее, может стать

ее составной частью или в ряде случаев привести к созданию новых видов

рациональной деятельности" ("Введение в философию". Т. 2. М., 1989. С. 345).

 

В истории философии проблеме интуиции уделялось большое внимание. Без нее не

мыслили себе творчество ни Платон, ни Аристотель. Различие между ними

заключалось лишь в трактовке интуиции. Философы Нового времени, разрабатывавшие

методы рационального познания природы, тоже не могли не отметить важного

значения интуиции. Р.Декарт, например, считал, что разумное познание, пройдя

через "чистилище" методического сомнения, сопряжено с интуицией, дающей первые

принципы, из которых затем выводится все остальное знание путем дедукции.

"Положения, непосредственно вытекающие из первого принципа, можно сказать,

познаются, - писал он, - как интуитивным, так и дедуктивным путем, в зависимости

от способа их рассмотрения, сами же принципы - только интуитивным, как и,

наоборот, отдельные их следствия - только дедуктивным путем" (Декарт Р.

"Избранные произведения". М., 1950. С. 88).

 

Большое значение проблеме интуиции придавал А. Бергсон. Он, в частности, обратил

внимание на философскую интуицию, посвятив ей специальную работу (вышла на

русском языке в 1911 г.). Интуицию он связал с инстинктом, с познанием живого,

изменчивого, с синтезом, а логическое - с интеллектом, с анализом. По его

мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твердые тела.

Связывая интуицию с получением нового знания в форме чувственных и понятийных

образов, он сделал ряд тонких наблюдений; вместе с тем у него можно заметить его

излишне жесткое противопоставление интуиции логике.

 

Не следует ни переоценивать интуицию, ни игнорировать ее роль в познании.

Дискурсивное и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства

познания.

 

 

Глава XVII. Творчество

 

На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая

деятельность, раскрывается его созидательная сущность.

 

Творческие компоненты имеются у человека и в составе чувственных представлений,

и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и

теоретическом. В сознании человека функционируют многие понятия типа идеального,

нацеленные на будущее. Но имеются и чувственные представления, являющиеся

продуктом абстрактного мышления, которые содержат образ будущего, выступают как

представления-цели; они - тоже идеальное, т.е. представления-идеальное. На них

замыкаются многие представления только отражательного типа; иначе говоря,

чувственное отражение в немалой степени определяется практикой, будущим, теми

новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.

 

Мы разделяем мнение о том, что в познании нет двух параллельных, не зависящих

друг от друга механизмов, один из которых обслуживает отражение, а другой -

творчество; выделить подобные "механизмы" оказывается невозможным, поскольку

творчество пронизывает весь познавательный процесс. Нельзя назвать ни одной

формы познания, которая была бы "чистым отражением", копированием объекта.

 

Итак, творчество и отражение - разные, но взаимосвязанные феномены.

 

Распространенным является понимание творчества как деятельности человека,

преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями

человека и человечества на основе объективных законов действительности.

 

По-видимому, последнее ("на основе объективных законов действительности") будет

необязательным признаком; во-первых, он содержится в указании на преобразование

природы, и, во-вторых, его включение оставляет за бортом творчества то, что

имеет место в религиозных, мифологических конструкциях, в ряде областей

искусства, на обыденном уровне сознания.

 

Иногда считают, что творчество - это создание такого нового, которое имеет

положительную общественную значимость, способствует прогрессивному развитию

человечества. По поводу такого определения справедливо выдвигается возражение:

общественной значимости не имеет ни творчество детей, ни решение взрослым

человеком головоломки; в истории известно немало случаев, когда блестящие

достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной

значимости. К этому нужно добавить, что если различается общественная и

индивидуальная значимость, то нет сколько-нибудь веской причины (кроме желания

обезличить картину творчества, безостаточно растворив индивида в "общественном")

для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. И еще

одно соображение: "привязывание" творчества только к прогрессу, как в

приведенном выше определении, даже при научно-объективном понимании прогресса (а

прогресс до сих пор трактуется неоднозначно и даже произвольно) дает повод для

очерчивания излишне узкого круга явлений, относимых к творчеству. Даже тех

деятелей науки и культуры, которые создавали новое в интересах реакционных

социальных групп, вряд ли следует считать нетворческими личностями. Точнее будет

избрать угол зрения на творчество, который мог бы охватить многообразные его

проявления - и прогрессивное, и реакционное, консервативное, и нейтральное по

отношению к прогрессу. Это скорее виды или типы творчества, нежели само его

существо.

 

Можно принять в качестве рабочего, требующего, как мы полагаем, коррективов,

следующее определение, встречающееся в философской литературе: творчество - это

процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и

духовные ценности.

 

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением,

кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последние десятилетия

встал вопрос о создании особой науки, которая исследовала бы творческую

деятельность человека, - эвристики (считается, что термин "эвристика" происходит

от "эврика" - "я нашел!", восклицания, приписываемого Архимеду при неожиданном

открытии им основного закона гидростатики; "эврика" - слово, выражающее радость

при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при

"озарении"). Круг ее проблем широкий: здесь и вопрос о специфических чертах

творческой деятельности, и о структуре, этапах творческого процесса, типах

творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о

роли догадок и случая, о таланте и гениальности, стимулирующих и репрессирующих

факторах творческого процесса, о роли мотивационных и личностных факторов в

творческой деятельности, влиянии социальных условий на проявление творческих

способностей и на творческий процесс, о творческой продуктивности возраста, роли

научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве,

диалоге и дискуссиях как средствах и формах научного творчества и т.п. Философия

изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы

гносеологического и общеметодологического характера. В ее компетенции такие

проблемы, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение

и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса,

творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, социокультурная

детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-

гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и

творческая деятельность, гносеологический и этический аспекты научных дискуссий

и др.

 

В разработке проблем творчества философы опираются на результаты других наук, на

обобщение их результатов. В то же время специалисты-психологи (как и специалисты

иного профиля) в своих исследованиях ориентируются на результаты исследования

мировоззренческого и гносеологического аспектов творческой деятельности. Здесь -

взаимодействие, аналогичное взаимоотношению философии и частных наук вообще.

 

Учитывая тот факт, что ряд вопросов творчества уже освещался в предыдущих

разделах (о сущности идеального, о чувственно-сенситивном и абстрактно-

мысленном, об интуиции и соотношении интуитивного и дискурсивного и т.п.), мы

затронем здесь лишь несколько моментов, касающихся феномена "творчество".

 

Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается

классификации по разным основаниям. Отметим лишь, что существуют разные виды

творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное,

политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое,

религиозное, повседневно-бытовое и т.п.; иначе говоря, виды творчества

соответствуют видам практической и духовной деятельности.

 

Структура творческого процесса. Все еще встречается представление,

ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае

не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание

потребности, постановка и формулирование проблемы - это начальные рубежи

процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель

исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении

к результату. Идеальное, как центральное звено творческого процесса, рождается

под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения

соответствующей потребности субъекта.

 

Техническое творчество, например, имеет следующие звенья: раскрытие технического

противоречия, формулировка технической задачи, выработка технической идеи,

создание идеальной модели, материализация идеального образа, отработка и

внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее

совершенствование. Для характеристики этапов (или фаз) научного творчества

приведем несколько близких друг к другу трактовок. Д. Маккиннон выделяет пять

этапов: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования

проблемы; 2) этап "сосредоточения усилий", который иногда приводит к решению

проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование; 3) уход от проблемы,

переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации; 4)

озарение, или "инсайт"; 5) верификация. А- М. Селезнев (см.: Селезнев А. М.

Место творчества в системе "Наука - техника - производство" // Диалектика и

теория творчества. М., 1987. С. 100) выделяет в творческом процессе следующие

фазы: 1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования,

формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии

исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, "вынашивание" новой

научной идеи; 4) научное открытие, "рождение" научной идеи, создание идеальной

модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных научных данных в

логически стройную систему. По мнению И. Тейлора (Канада) творческий процесс

имеет этапы: 1) формулирования проблемы; 2) трансформации, когда проблема

трансформируется с помощью метафоры, аналогии, "реверсирования" и т.д.; 3)

внедрения и использования творческого продукта, т. е. преобразования какой-то

части окружающей среды.

 

Приведенные трактовки структуры творческого процесса фиксируют проблему как

исходную фазу (или этап) творчества. Этим подкрепляется и наше представление о

творчестве. Наряду с данным общим моментом приведенные трактовки творчества

различаются в нескольких отношениях. С одной стороны, это показатель

дискуссионности вопроса, с другой - сложности самого явления. Мы предлагаем

студентам самим взвесить степень обоснованности каждой из приведенных точек

зрения и либо принять одну из них как наиболее обоснованную, либо сформировать

другое представление о структуре творческого процесса в науке.

 

Среди разработок по вопросам творчества большой интерес в плане их использования

учеными в своей деятельности представляют исследования, посвященные

стимулированию процесса научного творчества. Эти работы могут привлечь внимание

специалистов-философов, стать предметом гносеологического анализа Но они

любопытны и сами по себе, как методы или способы, приемы активизации творческих

способностей в любой отрасли научного познания. Коснемся некоторых из них.

 

В литературе по творчеству нередки обращения к "синектике Гордона" (см.: Gordon

W. J. J. Synectics. "The development of creative capacity". N. Y., 1961.

"Процесс творчества". ИНИОН АН СССР. М., 1977. С. 149 - 150). Сам У. Гордон

определяет теорию синектики как операционную теорию, предназначенную для

сознательного использования подсознательных психологических механизмов,

действующих в процессе творчества. Группа ученых, которой предлагают решить

задачи, пользуется, по наблюдениям Гордона, аналогиями четырех видов - прямой

аналогией, когда, например, технический объект сравнивают с биологическим;

символической, когда для предложенной проблемы удается дать общее определение,

которое вызывает некоторые необходимые ассоциации; фантастической, когда



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.