Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р А З Д Е Л 4. Ежедневные упражнения



Р А З Д Е Л 4

Ежедневные упражнения

Нет нужды доказывать, что от правильной организации ежедневных занятий во многом зависит конечный результат. Традиционно время занятий делится на три составляющие: ежедневные упражнения, этюды и художественный репертуар. Рассмотрим подробнее, что из себя должен представлятькомплекс ежедневных упражнений, каковы цели и задачи, преследуемые ежедневными упражнениями, какое время они могут занимать в общем рабочем цикле, как должны подбираться для каждого конкретного исполнителя или ученика.

Несомненно, что мы все разные. Если один отличается красивым звуком, но имеет слабую выдержку, то другой наоборот может играть часами, не уставая, однако не отличаться хорошим тембром. Кто-то удивляет потрясающей беглостью, но не надёжен во вступлениях piano и подобных примеров каждый из нас знает множество. Уже с первых дней занятий мы в состоянии определить сильные и слабые стороны наших учеников. Безусловно, общая задача ежедневных упражнений – развитие всех аспектов исполнительского мастерства, красивого звука, безупречной интонации, виртуозной техники, широкого диапазона, владения штрихами и т.д. Сегодняшние методические пособия, сборники упражнений, «Школы» (к сожалению, в большинстве западные) предлагают огромный выбор подобной литературы. Часто студенты бросаются в поисках решений своих проблем из одной крайности в другую, попадают под влияние громкого имени исполнителя, написавшего ту или иную работу. Принцип «делай как я и всё будет окей» - опасный принцип, ещё раз повторюсь потому, что мы все разные и то, что будет полезно для одного, мало что даст другому. Потому первый вывод: ежедневные упражнения не могут быть для всех одинаковыми. Они должны подбираться с учётом конкретных особенностей играющего, с тем, чтобы в первую очередь ликвидировать его исполнительские проблемы.

Сказанное отнюдь не означает, что заниматься нужно лишь тем, что у тебя плохо. Ежедневные упражнения охватывают весь спектр задач. Это особенно актуально в первые годы занятий на инструменте, когда закладывается технологическая база. В ежедневный цикл обязательно входят упражнение на гибкость амбушюра (упражнения легато), на выдержку и ведение звука (длинные ноты), беглость (в т.ч. двойное и тройное стаккато) и т.д. По мере развития мастерства упражнения должны трансформироваться выдвигать перед исполнителем новые задачи. Отсюда второй вывод: ежедневные упражнения не могут быть неизменными на долгие времена.

Сейчас самое время обозначить разницу между упражнениями для разминки (разыгрывание) и ежедневными упражнениями для развития мастерства. Иной раз эти понятия путают. Набор эффективных упражнений на 15-20 минут необходимо иметь, прежде всего, профессионалу, когда нет возможности для более полных индивидуальных занятий. Такая ситуация может возникнуть например в гастролях, когда в зал привезли прямо перед концертом или репетицией. Студенту в день выступления, особенно с трудоёмкой программой, скорее всего не стоит играть весь цикл ежедневных упражнений, можно обойтись разыгрыванием, чтобы сэкономить губы. Упражнения для разыгрывания в отличие от ежедневных, как правило, изменяются мало даже с течением лет. Каждый духовик с приобретением опыта отбирает для себя то, что приведёт его амбушюр за короткое время в оптимальное состояние. Автор этой работы за долгие годы сольной и оркестровой игры для разыгрывания использовал 10 минут из Remington и 5-ти минут хватало на пару гамм.

Мы уже упоминали о “Warmupexercises” основателя американской школы тромбона Em. Remington, большинство тромбонистов мира сегодня используют идею Ремингтона в своей инструментальной практике и в работе с учениками. Её суть заключается в следующем. Ноты одного обертона объединяются в группы и играются в разных темпах и нюансах. Чередование нот может также отличаться большим разнообразием. Неизменно лишь соединение нот в натуральном легато на протяжении всего цикла:

Перемещаемся на полтона ниже во вторую позицию и изменим нюансы:

Дальше таким же образом до седьмой позиции, не забывая менять нюансы, дабы по возможности избежать однообразия и ставить перед собой, хоть и маленькие, но разные задачи.

Следующий шаг опять от первой позиции, но теперь выше:

Доходим до седьмой позиции и т.д. Последним упражнением цикла будет то, которое включает максимально высокую для вас ноту в первой позиции. Для большинства играющих тромбонистов это фа второй октавы:

Хочу ещё раз подчеркнуть. Приведённые примеры только схема, внутри которой допустимы самые различные варианты. Можно объединять, скажем, не три, а четыре ноты, играть восьмыми, а в конце соединить всё воедино:

Или, как вариант, таким образом:

Цель “Warmupexercises” Ремингтона – развитие гибкости амбушюра. Было время, когда в мире тромбона господствовали иные ценности. Помню 60-е, 70-е годы минувшего столетия. Я жил тогда в Питере и только постигал премудрости тромбона. Незыблемым правилом ежедневных занятий, этакой панацеей от всех бед была игра длинных нот. Дело доходило до идиотизма, когда люди по четыре часа дули тягловые звуки. Каюсь, грешен сам. У меня возникли серьёзные проблемы с прикусом и «авторитетные» духовики убеждали, дуй длинные ноты и всё будет нормально. Дул до изнеможения, голова, после чего становилась как чурбан. Но сложности с зубами пришлось решать все, же через стоматологию. В Москве лечили все недуги профессионализма «Комплексным методом развития амбушюра» В.А.Щербинина, системой упражнений, которая тоже требовала не мало физических затрат. Я не хочу сказать, что пути, по которым развивалась, отечественная школа тромбона, были ошибочными. Ни в коем случае. И целое созвездие тромбонистов того времени подтверждение сказанному. Но жизнь не стоит на месте, реалии сегодняшнего дня выдвигают новые требования, а для их решений нужны другие пути и методы. В одном из интервью Кр. Линдберг на вопрос, «какими упражнениями вы занимаетесь больше всего» ответил одним словом: flexibility, что означает гибкость.

Замечательными упражнениями для развития гибкости амбушюра служат упражнения в тремоло и трелях. Мы об этом уже говорили (см. №4 второго раздела). Времени на упражнение уходит минут 5-7, польза реальная:

И ещё одно упражнение из обязательных, игра «мёртвой зоны без вентиля:

Напоминаю, что нижние ноты играются на своих позициях. Подробнее см. во втором разделе (вступительная статья и №7).

Перечисление упражнений на гибкость можно ещё долго продолжать. Достойны внимания октавные легато:

Полезны упражнения на «противоходе» в натуральном легато, когда ноты идут наверх, а рука вниз и наоборот (естественно используются добавочные позиции):

Завершая разговор о первом, на мой взгляд, совершенно необходимом элементе ежедневных упражнений, а именно о работе над гибкостью амбушюра скажу следующее. Все приведённые примеры, это только идеи. Каждый исполнитель или педагог в состоянии их развить, модифицировать, улучшить, наконец. Важно чтобы такие упражнения занимали главенствующее место в ежедневной работе. Сколько времени потратить для упражнений на гибкость? Примерно треть общего времени от всех ежедневных упражнений. Но не забываем об индивидуальных возможностях каждого, если вы обладатель достаточно гибкого амбушюра, но имеете проблемы со свукоизвлечением, распределение времени может быть изменено в пользу упражнений на звукоизвлечение.

Переходим к выдержанным звукам (длинным нотам). После периода, мной упомянутого, когда игра длинных звуков была определяющей в системе ежедневных упражнений, ему на смену пришло время противников выдержанных звуков. Как контрдовод, говорили о закрепощении амбушюра после упражнений в длинных нотах, о потере гибкости, выдвигался тезис об излишней нагрузке на губы, утверждалось, что после длинных нот непродуктивно работать над пьесами. Частично с такими рассуждениями можно согласиться. Но полный отказ от игры выдержанных звуков, ровно, как и занятия ими часами – это явные крайности. Не представляю себе, например начальный период обучения, когда формируется амбушюр, развивается дыхание, регистр и т.д. без упражнений в длинных нотах. А для профи, восстанавливающему форму после отпуска, есть ли что-то более продуктивное, чем длинные ноты! Конечно, упражнения в выдержанных звуках имеют свои закономерности. Их продолжительность не может быть больше получаса, какие-то дни стоит вообще отказаться от длинных нот и прежде всего, если вы накануне выступления или в случае большой утомлённости мышц от предыдущих занятий. Совершенно очевидно, что упражнения в выдержанных звуках должны разумно соотноситься с упражнениями на гибкость. Другими словами, потратив 20-30 минут на игру длинных нот, не меньшее время вам необходимо уделить гибкости амбушюра. При дефиците времени лучше отказаться от выдержанных звуков, но не от упражнений на гибкость. Иногда стоит длинные ноты перенести на самое окончание рабочего дня, с тем, чтобы хватило сил для подготовки концертной программы. У меня бывали периоды по 1,5-2 месяца, когда я не занимался в выдержанных звуках вовсе. Это происходило в момент подготовки к большому сольному концерту (скажем в двух отделениях). Подготовка программы занимала всё время и утром, достаточно было лишь 15-20 минут разыгрывания. Но в период до начала непосредственной работы над концертной программой, для накачивания формы длинные ноты игрались и по часу.

Рассмотрим некоторые варианты упражнений в выдержанных звуках. Сначала о последовательности. Думаю, здесь нет определённых правил, хотя многие предпочитают выстраивать звуки этакой ёлочкой, от среднего регистра к крайним:

В такой последовательности есть своя логика. Если, скажем, использовать постоянно восходящее движение наверх, очевидно, что с каждым звуком утомляемость будет нарастать, что приведёт к сильному закрепощению. В предложенном примере вместе со всеми полезными слагаемыми от игры длинных нот, одновременно происходит работа над попаданием в ноты широкого интервала. Хорошо также звуки объединять по два в легато в восходящем интервале:

Или наоборот нисходящем:

Таким образом, как бы объединяются два вида упражнений в выдержанных звуках с упражнениями на гибкость. Очень полезно включить фрикативное звукоизвечение в длинные ноты, особенно в широких интервалах, можно чередовать фрикативное и стандартное (мягкое и твёрдое) начало звука. Самое главное не допустить автоматики, при которой вроде бы упражнение выполняется, но голова играющего не участвует в процессе. И потому ещё одно пожелание - каждый выдержанный звук обязательно играется в заранее заданной динамике:

Упражнения на гибкость амбушюра и работа над длинными нотами для меня непременные составляющие ежедневного цикла. Третий этап – гаммы. В занятиях гаммами одновременно включаются самые разные задачи: артикуляция, штрихи, беглость и т.д. Другое дело, если вы, скажем, испытываете серьёзные затруднения с тройным языком, а предстоящая программа предполагает его наличие. Стоит выделить специальное время и найти специальные упражнения для работы над проблемой. Но в целом гаммы позволяют охватить широкий спектр технических задач. О времени выделяемым под работу над гаммами. Для меня это также треть общего времени от всех ежедневных упражнений. Гаммы желательно играть каждое занятие и распределить их по дням. Понедельник – мажорные и минорные гаммы с одним знаком. Вторник – два знака, среда – три и т.д. Всего у нас семь знаков и дней недели тоже семь (в воскресенье можно поиграть гаммы с чистым ключом). Такая система позволяет постоянно держать в поле зрения все тональности. Перед студенческими техническими зачётами экзаменующиеся судорожно вспоминают гаммы, поскольку планомерная работа над ними не происходила. В последний момент играются наиболее трудные тональности и часто доходит до курьёзов. Студент перед зачётом штудирует си-мажор, а его просят сыграть соль-мажор, в котором неожиданно появляются дополнительные диезы. Основным принято считать исполнение гаммы четвертями, в умеренном темпе, нюансе forte, штрихе marcatoи с определённой последовательностью взятия дыхания и обязательным дотягиванием последней ноты перед взятием дыхания:

При повторе можно менять штрих и нюанс (к примеру, сыграть detache piano). Обязательным считаю исполнение гаммы легато, с пристальным вниманием к отсутствию разницы в натуральном и языковом легато. Следует помнить, что гаммы легато нужно играть не только в тихом нюансе, но и forte. Полезно чередование тихой гаммы с арпеджио в громкой звучности.

Непременное условие при работе над гаммами – использование фрикативности. Напоминаю, что фрикативное (без языка) извлечение, если хотите, атака звука, в высшей степени полезный приём. С его помощью ликвидируются многие проблемы, как в функциональной деятельности самого языка, так и в работе амбушюра. Характерно, после некоторых упражнений могут наблюдаться побочные явления – затянутость амбушюра в результате длинных нот, появление дискомфорта в губах, после корректировки губного зуммера (базинга) и т.д. После фрикативного звукоизвлечения наблюдается лишь улучшение и в работе языка и работе амбушюра:

В раздел работы над гаммами можно включить упражнения на двойное и тройное стаккато. Варианты будут самыми разнообразными от простых:

Каждый исполнитель или его педагог в состоянии изобрести подобных упражнений множество, необходимо только их играть в «тональности дня», следуя принципу смены гамм по дням недели.

Об игре гамм в обращении. Кто, даже из играющих тромбонистов, возьмётся сразу сыграть си-мажор таким образом:

А владеть трезвучием си-мажора и си-минора, значит быть готовым к «Валькирии» Вагнера:

В итоге разговора об организации ежедневных упражнений скажу следующее. Подходите творчески к работе. Постройте свою систему занятий с акцентом на ваши проблемы. Больше всего остерегайтесь впасть в унылый автоматизм, когда одни и те же упражнения играются изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, часто с одними и теми же недостатками, отсутствием должного контроля, механически. Всякий раз ставьте перед собой ту или иную задачу для игры конкретного упражнения, усложняйте ваши задачи, равно как и видоизменяйте сами упражнения. Помните, какими бы важными не казались слагаемые мастерства - звук, техника, интонация, диапазон – главное, определяющее успеха, ваша голова. И не использовать её в полной мере, следовать застывшим схемам - непозволительная трата времени!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.