Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р А З Д Е Л 1. Позиции инструмента



Р А З Д Е Л 1

Позиции инструмента

Почему именно тенор – лучший выбор перед началом обучения на тромбоне? Причины три. Первая: постановка амбушюра на теноре – процесс, позволяющий прийти к желаемому результату со значительно меньшими трудностями, чем на тромбоне, ибо тенор более устойчив, особенно при игре сидя, когда вес инструмента покоится на ногах сидящего. Вот почему я первый год занятий с начинающим провожу обязательно сидя. Вторая: тенор (или его разновидности эфониум, баритон) гораздо легче в освоении по сравнению с тромбоном. Три клапана это не семь позиций, один скрипичный ключ не набор ключей, используемых на тромбоне, легато на теноре не разделяется на натуральное и языковое и т.д. И наконец, последний довод в пользу занятий на теноре – владение тенором может пригодиться профессиональному тромбонисту в симфоническом оркестре. Вспомним Мусоргского «Быдло», соло тубы чаще исполняемое на баритоне именно тромбонистом, или открытые эпизоды басовой трубы у Стравинского в «Весне священной».

Сказать каков по времени должен быть период обучения на теноре до перехода на тромбон можно лишь весьма приблизительно. И зависит это в первую очередь от достигнутых результатов. Основными будут следующие критерии: 1) правильно сформированный и достаточно окрепший амбушюр, верхний регистр включает «До» второй октавы (по тенору); 2) в полном объёме говорить об исполнительском дыхании на этом этапе обучения не серьёзно, но основы правильного дыхания должны быть усвоены; 3) за время обучения на теноре желательно пройти все гаммы, ежегодно 25-30 этюдов, а пьесами крупной формы последнего периода перед переходом на тромбон могут быть сыгранные на теноре Концерты для тромбона Р – Корсакова, Блажевича (№4) или аналогичные по трудности сочинения. Скорее всего, для достижения обозначенного уровня учащемуся с достаточными данными потребуется 3 – 4 года.

В настоящей работе мы не будем рассматривать вопросы постановки амбушюра, ибо, как уже отмечалось это тема начального периода на теноре. Отдельные моменты исполнительского дыхания мы затронем, но основным в Первом разделе станет вопрос постановки рук тромбониста и в первую очередь правой руки, от которой зависит техника владения кулисой. Именно здесь просматривается наибольшее количество ошибок в работе педагогов и как следствие в игре профессионалов. Именно по причине плохой правой руки у многих исполнителей тромбонистов при игре легато слышна возня и глиссандирование в переходах. По той же причине в технике много интонационной грязи. Какой бы быстрый пассаж вы не играли, фа-диез малой октавы обязано быть в 5-ой позиции, а не где-то около.

Левая рука тромбониста служит лишь одной цели – она удерживает весь вес инструмента, правая полностью высвобождена для передвижения кулисы. Пальцы левой руки обхватывают стойку неподвижной части кулисы, при этом указательный палец чаще всего вытягивается к верхней трубке, а большой располагается на клапане квартвентиля, если таковой имеется.

Самая распространённая ошибка в постановке правой руки – расположение кисти параллельно нижнему цугу (излишне малый угол между кистью и цугом, разновидность того же недочёта). В этом случае исполнитель лишён какого бы то ни было движения кистью, поскольку его запястье заблокировано из-за той самой параллели, о которой только что шла речь. Допустимым можно считать угол от 50градусов и больше. Во многом расположение пальцев правой руки влияет на формирование угла между кистью и цугом и как следствие на свободу запястья. Думаю, следует признать правильными два способа. Первым пользуется подавляющее большинство американских исполнителей. Его суть; кулиса (может точнее сказать стойка кулисы) держится большим и средним пальцами, они кольцом обхватывают стойку. Указательный палец располагается над средним, а безымянный и мизинец опускаются под нижний цуг. Отечественные тромбонисты чаще применяют способ, описанный Е.Рейхе в своей «Школе» и потому названный «рука по Рейхе». Кулиса также держится большим и средним пальцами, указательный над средним, безымянный позади среднего (у некоторых под средним), а мизинец под цугом. Ни один десяток лет ведутся споры, какой способ лучше. На мой взгляд, правомерны оба и пусть каждый выберет для себя наиболее подходящий. Совершенно недопустимо держать стойку кулисы большим и указательным пальцами. Именно это и провоцирует неверный угол и зажатость запястья. Именно этот недостаток и является самой распространённой ошибкой и как следствие у таких тромбонистов мы замечаем плохое владение техникой кулисы.

Другая важная составляющая постановки правой руки, скорость передвижения кулисы. Для меня стало правилом следовать принципу американского тромбониста Бостонского симфонического оркестра прошлых лет Дж. Коффи. «Кулиса перемещается с одной позиции на другую со скоростью равной скорости нажатия помпы на трубе» Сколько времени потребуется трубачу для нажатия первого клапана, думаю, всем понятно. Стало быть, тромбонист за то же самое время обязан переместить кулису, скажем с первой в одну из дальних позиций. Особо следует отметить необходимость быстрого передвижения кулисы вне зависимости от характера музыки и темпа. Говоря проще, кулиса всегда движется быстро, со скоростью равной скорости нажатия помпы на трубе, или клапана на теноре.

Однако быстро, совсем не означает дёргано или рывками. Здесь присутствует своего рода диалектика противоположностей, главное правило «быстро, но плавно». Наверное, кто-то возразит, как такое возможно! Отвечу исходя из собственной практики и многолетних контактов со многими великолепными тромбонистами русскими и зарубежными. Ещё как возможно, хотя требует большого упорства в достижении результата.

Резюмируя проблему техники владения кулисой, обозначим её составляющие:

1. правильное расположение (поворот) кисти правой руки, мерилом чего служит свободное запястье

2. быстрое, но плавное перемещение кулисы с позиции на позицию вне зависимости от характера музыки и темпа

3. отсутствие излома в запястье, рука от локтя до кисти находится в одной плоскости

4. правильное функционирования локтя, предплечья, плеча.

Последний пункт требует некоторых пояснений. Говоря об участии предплечья и плеча в процессе постановки правой руки, имеется в виду возможность некоторого их движения вперёд при достижении дальних позиций и соответственно возврат назад при игре в ближних. Локоть правой руки не может быть задранным к верху или слишком опущен вниз. Очень важно, чтобы в дальних позициях локоть не «прилипал» к кулисе, всегда должна сохраняться линия дуги, не переходящая в прямую.

Из общих положений отметим недопустимость, какой бы то ни было затянутости в положении корпуса, иначе очаг напряжения неизбежно затронет и правую руку. Категорически исключить задирание инструмента во время игры, это вызывает целый букет проблем, корпус неизбежно откидывается назад, возникает лишнее напряжение, затрудняется работа правой руки, а самое главное, парализуется работа дыхания.

Приступая к работе с начинающим тромбонистом по первому разделу, неукоснительно соблюдать все вышеизложенные положения. Для лучшего усвоения материал раздела расположен в порядке постепенного изучения позиций от ближних к дальним. Одни и те же фразы будут повторяться в разных ключах (в первом разделе это басовый и теноровый) и разных знаках альтерации. Последнее, считаю абсолютно необходимым, часто играющие тромбонисты беспомощны в диезных тональностях. Легато, встречающееся в первом разделе, относится к натуральному (без участия языка) и не должно вызвать сложностей (специально изучению легато посвящён второй раздел).

скачать ноты в формате .sib

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.