Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р А З Д Е Л 2. Легато на тромбоне



Р А З Д Е Л 2

Легато на тромбоне

Лет 30–40 назад в отечественной школе игры на тромбоне безраздельно господствовал лишь один способ исполнения легато, а именно тот, который мы сегодня называем языковым. То есть все залигованные интервалы игрались с помощью легатной артикуляции (кто-то называет этот приём легатной полуартикуляцией). Суть его заключается в лёгком преломлении воздушной струи путём использования специального слога, чаще всего РА (или РУ), где первая буква произносится на манер мягкого английского R.

Сегодня на смену полностью языковому легато, пришло так называемое комбинированное. В его основе лежит следующий принцип. Все интервалы доступные для исполнения в натуральном (без помощи языка) легато, именно так и играются. Во всех глиссандирующих интервалах используется легатная артикуляция. Большинство наиболее заметных современных тромбонистов исповедуют этот приём для исполнения легато, о чём свидетельствуют в частности их мастер-классы. Обязательное условие исполнения хорошего легато, непрерывное и гладкое ведение дыхания.

Как и всё новое, комбинированное легато не просто находило дорогу к применению. Его противники в качестве главного козыря выдвигали тезис о разнице, которая слышна между натуральном и языковым легато. Говорили о добавочных проблемах в выборе способа исполнения легато для конкретного интервала (мол, всякий раз нужно думать, играть с языком или без него). Ответ на подобные сомнения следующий: да не просто добиться одинакового восприятия на слух натурального и языкового легато. Но тромбонист, который этого достиг, отличается умением играть настолько мягкое, гладкое и красивое легато, что никто из приверженцев старого способа сравниться с ним не сможет. И недаром натуральное легато так называется, оно близко природе инструмента. Главная задача начинающего – ежедневная работа над интервалами, которые возможно играть двумя приёмами с языком и без оного, стараясь максимально приблизить приём легатной артикуляции к натуральному легато.

Первые упражнения второго раздела (см. упр.№1 и №2) посвящены этой проблеме, в дальнейшем каждый ученик (или его педагог) в состоянии придумать схожие. Что до замечания сложности выбора (с языком или без него), то эта проблема отпадёт сама по себе через две недели освоения современного способа игры легато на тромбоне.

Вообще рекомендуется значительную часть ежедневных занятий отводить игре легато, поскольку именно они способствуют развитию гибкости амбушюра. Подробнее мы об этом поговорим в заключительной части первой половины «Практического курса», когда речь пойдёт об организации ежедневных занятий, сейчас же отметим, пользуясь компьютерной терминологией, наибольшую оптимизацию амбушюра при занятиях легато. Часто какой-нибудь неудобный пассаж стаккато, вызывающий трудности у исполнителя, запросто получается после нескольких его повторений в легато. Недаром, например упражнения на базе “Warmupexercises” основателя американской школы тромбона Em. Remington, стали неотъемлемой частью занятий подавляющего большинства тромбонистов в мире. По сути это упражнения в натуральном легато на каждой позиции в разных регистрах, темпах и нюансах.

Составной частью второго раздела, является работа над тремоло и трелью. На практике многие духовики, играющие на медных духовых инструментах, даже притом, что в их исполнительском багаже наличествует трель, плохо управляют ею. Если трель требуется сыграть мельче или наоборот крупнее, если дирижёр просит сделать на трели крещендо или диминуэндо, начинаются проблемы. Работу над тремоло (трелью) необходимо проводить с метрономом, после каждого получившегося упражнения темп следует увеличивать. И также настоятельно рекомендуется тремолировать в заданных, самых разнообразных нюансах (см. упр. №4 из второго раздела).

Несколько слов о занятиях в «мёртвой зоне» (от ми-бемоль большой октавы, до ноты си-бекар контроктавы). Мы ещё не затрагивали вопрос о разделении специальности тромбон на тенор и бас. А между тем проблема эта злободневна. Конкурсы для басовых тромбонистов собирают на порядок меньше участников по сравнению с теноровыми. До сих пор в музыкальных ВУЗах существует просто класс тромбона, разделение на тенор и бас, дело отдельных педагогов энтузиастов. В то же время группа тромбонов симфонического оркестра делится на теноровую (солист и регулятор 1-2) и басовую (бас и регулятор 2-3) половины. Другими словами на практике бас-тромбонистов не хватает. Самое печальное, когда в басовый тромбон приходят люди, потому что у них на теноре ничего не получилось, а отнюдь не из-за басовой природы и басового призвания.

Безусловно, специализация тенор или бас – вопрос среднего звена, думаю 2-ой, 3-ий курс училища. Но природная склонность к верхнему или нижнему регистрам, скорее всего, проявится раньше. Не последнюю роль здесь играет и физиология. Например, учащийся со строением челюстей, когда нижние зубы перекрывают нижние (обратный прикус), будут верхнеструйниками и его прямой путь в бас. В первой половине «Практического курса» можно встретить частые “ossia” для верхних нот. И хотя мы упоминали как о необходимом условии для перехода на тромбон развитие регистра, включая верхнее «до» по тенору, опытный педагог почувствует басовую природу кого-то из учеников и воспользуется для него “ossia”. В остальном занятия первых лет одинаковы как для будущих первачей, так и для басистов.

Упражнения в «мёртвой зоне» также будут полезны ученикам разной направленности как тенор-тромбонистам, так и тяготеющих к басу. С применением новых систем квартвентилей всё меньше тромбонистов играет на инструментах без вентиля. Объяснение тому простое. Если традиционный вентиль в известной мере тормозил прохождение воздушной струи через инструмент и многие тромбонисты в этой связи предпочитали отсутствие кварты, то современные технологии эту проблему решили. Сегодня всё реже встретишь исполнителя, играющего на теноровом тромбоне без вентиля. Следует иметь в виду и участившиеся случаи использования вентильных нижних нот в теноровом репертуаре.

Начинать заниматься вентильными нижними нотами лучше не используя вентиль вовсе (см. упр. №7 из второго раздела). При этом кулису не смещать от основных позиций, точная интонация и приемлемое звучание достигается только за счёт работы амбушюра и дыхания. При возникающих трудностях, можно рекомендовать поначалу делать губное глиссандо вниз к вентильным нотам. Конечно, художественной ценности воспроизводимые звуки не будут иметь и вряд ли смогут применяться в практике оркестровой или сольной игры. Но для развития управляемости губ, для последующего лучшего озвучивания нот уже с применением вентиля, такая практика бесценна даже тенористам. А для будущих бас-тромбонистов такие упражнения должны стать обязательными в ежедневных занятиях. Вентиль следует использовать, только добившись точного интонирования и насколько возможно подходящего звучания всех нот «мёртвой зоны» в занятиях без вентиля (естественно используя вентиль, позиции понижаются).

скачать ноты в формате .sib

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.