Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р А З Д Е Л 3. Звукоизвлечение (фрикативное звукоизвлечение, двойной и тройной язык)



Р А З Д Е Л 3

Звукоизвлечение (фрикативное звукоизвлечение, двойной и тройной язык)

Строго говоря, звукоизвлечение, также как и дыхание, две составляющие процесса игры на духовом инструменте от самого начала обучения, когда издаётся первый ваш звук, до последней ноты, которую вы сыграете, надеюсь в очень почтенном возрасте. Вопросы постановки амбушюра, исполнительского дыхания (пусть далеко не в полном объёме), приобретение основных приёмов звукоизвлечения (фрикативное, твёрдое, мягкое) – задачи начального обучения на теноре. Может показаться странным, что я включил в свою работу, раздел посвящённый вопросам звукоизвлечения. Дело в том, что звукоизвлечение (и надеюсь, со мной согласятся многие), наверное, самое трудное в искусстве игры на медном духовом инструменте. Любой виртуозный пассаж можно выучить, любую трудную на выдержку программу можно сыграть, если вы в форме. Но посмотрите на тромбониста или трубача в оркестре, когда нужно вступать после больших пауз, в тихом нюансе, с высокой ноты и сразу станет ясно, это и есть камень преткновения.

В случаях постановки амбушюра я провожу первые 3-4 недели так называемого «доинструментального периода», когда первые звуки издаются сначала зуммером одними губами, затем мундштучное кольцо, последний этап перед инструментом (тенором), занятия на мундштуке. Язык в процесс звукоизвлечения включается дней через 10, после одного-двух уроков с кольцом. В самом начале первые звуки извлекаются только фрикативно, без участия языка. Рискну высказать предположение, что польза применения фрикативного звукоизвлечения в занятиях на медном духовом инструменте нами ещё не до конца изучена и оценена. В действительности многие проблемы работы языка лечатся его отключением на какой-то период. К таким проблемам в первую очередь относятся музыкальное заикание или попросту «затычка», тяжёлое звукоизвлечение в тихих нюансах, затруднённая функциональность языка в результате доблестной долбёжки в погоне за пресловутой чёткостью атаки. Я вообще бы изъял из употребления термин «атака звука», как провоцирующий тяжёлый язык и заменил бы его термином звукоизвлечение

(ещё хуже «удар языком» при акцентуации, следует навсегда уяснить: акценты выполняет дыхание). На протяжении всех последующих лет занятий с учеником, я постоянно использую фрикативность, чередуя этот приём с обычной функцией языка. Замечу, фрикативное звукоизвлечение – положительно влияет и на тонус мышц амбушюра. При традиционной игре с языком, в достижении трудного интервала губные мышцы ведут себя более инертно. Мы как бы передаём часть функций амбушюра языку, что, по сути, совершенно ошибочно, ибо язык не в состоянии заменить работу губ. Попробуйте сыграть тот же интервал фрикативно и вы заметите насколько активнее заработал ваш амбушюр. Одинаковый эффект можно заметить, если сыграть интервал легато. Вот почему упражнения на фрикативность и легато должны обязательно входить в ежедневный рацион, вот почему работая над этюдом или художественным сочинением, все трудные места стоит проучивать в медленном темпе фрикативно, а затем легато.

В одном из журналов Международной ассоциации тромбона последних лет опубликованы результаты исследования работы губ тромбониста с помощью современных технологий. Доказано, что в процессе вибрации губы проходят определённый цикл и в одной из точек данного цикла они на какое-то мгновение соприкасаются. Поэтому занимаясь фрикативным звукоизвлечением, мы можем начать звук со слога «ПА», как точки соприкосновения. Иногда это бывает очень полезным, особенно в случаях преувеличенно раскрытой апертуры, когда перед возникновением звука слышится шипение проходящего воздуха, что говорит о затруднённой вибрации губ.

К работе над двойным и тройным языком следует обращаться, не имея явных проблем с обычным звукоизвлечением и пройдя практику в занятиях фрикативно. Главные недостатки вспомогательного языка сводятся к отсутствию ровности и прослушиваемости мелких нот. Чаще всего наблюдается чрезмерная ошибочная забота о слоге «КА». Играются упражнения на одно «КА», ставятся задачи по уравнению в твёрдости «ТА» и «КА». В результате это приводит к тяжёлому корню языка, к укорачиванию нот, именно поэтому они и не прослушиваются. Такое двойное и тройное стаккато напоминает неровно строчащий пулемёт. Мне посчастливилось много лет проработать в оркестре ГАБТ вместе с легендарным Т.А.Докшицером. Я был свидетелем того, как он учил быстрые пассажи с использованием вспомогательного языка (например, в Концерте Тамберга), в этих занятиях он неукоснительно следовал трём правилам. Первое правило - темп изначально брался только медленный и увеличивался лишь по мере выучивания материала; Второе – в медленном темпе его «КА» скорее напоминало украинское «ГА» с характерным, мягким произношением первой буквы; Третье – дыхание в пассаже велось, словно он тянет длинный звук, каждая маленькая нота была максимально широкой и озвученной, язык не тормозил и тем более не останавливал дыхания, а стало быть, и ведения звука. Да чёткости артикуляции (особенно в «КА», а точнее в «ГА») не хватало. Но ни кому не придёт на ум играть технику вспомогательным языком в том медленном темпе, в котором он прорабатывал пассаж, и в котором может быть хотелось больше определённости в работе языка. Как только темп увеличивался, разница в слогах нивелировалась, ни о каком украинском «ГА» уже не шло речи. Но зато все ноты рассыпались бисером, не было, ни одной западающего, плохо прослушиваемого звука. Многочисленные записи Тимофея Александровича тому свидетельство.

Вышеописанный метод работы я заимствовал у маэстро для работы над двойным и тройным стаккато, он многократно проверен в моей исполнительской практике и моих учеников. Единственно, что я мог бы добавить, касается вариантов игры тройным языком. Духовики знают, что бывают случаи, когда темп для тройного языка не удобный (медленный), в то же время простым не успеваешь сыграть. В таких случаях меня выручала комбинация слогов «ТА – КА – ТА». Некоторые исполнители в триольной фактуре используют двойной язык. Мне кажется эта комбинация хуже, поскольку каждая вторая триоль начинается со слабого «КА». Однако жёстких правил здесь быть не может, нужно самому определиться, что удобнее.

скачать ноты в формате .sib

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.