|
|||
Иносказа́ние — см. Аллего́рия.Иносказа́ние — см. Аллего́рия.
Инструменто́вка стиха (от лат. instrumentum — орудие, инструмент, музыкальный инструмент) — один из приёмов поэтической речи, заключающийся в том, что в стихе, строфе или целом стихотворении используются слова однородного звукового строя, что придаёт речи особую звуковую окраску и выразительность. Например, у В. В. Маяковского:
Мы жи вём зажа тые же лезной клятвой…
Видами инструментовки является аллитерация (см.), звукоподражание (см.) и т. п.
Интерме́дия (от лат. inter mediae — междудействие) — короткое представление, обычно сценки весёлого, шутливого содержания, которые в старину разыгрывались в перерыве между действиями серьёзных пьес, чтобы дать возможность зрителям отдохнуть и посмеяться. В русском театре интермедии имели иногда сатирический характер, Такие интермедии были частым явлением в театре XVII–XVIII вв.
Интона́ция (от лат. intonare — громко произносить) — манера говорить, характер произнесения слов, тон человеческой речи, который определяется чередованием повышений и понижений голоса, силой ударений, темпом речи, паузами и др. В интонации выражается чувство, отношение говорящего к тому, что он говорит, или к тому, к кому он обращается. Интонация придаёт слову или фразе законченность, тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которое хочет выразить говорящий. Слово «дождь», например, может быть произнесено с оттенком радости: «Дождь!» (т. е. наконец-то после засухи пошёл дождь!). Или с оттенком огорчения: «Дождь!» (т. е. опять пошёл дождь!) и т. п. В своеобразном синтаксическом построении речи, в расположении слов в предложении, в подчёркивании отдельных из них паузами, перерывами голоса, замедленным или, наоборот, ускоренным их произношением писатель передаёт разнообразные интонации речи своих персонажей или (в авторской речи — см.) интонации голоса повествователя.
Интри́га (от лат. intrigare — запутывать) — сложная, запутанная цепь событий в художественном произведении — поэме, повести, романе, драме, комедии (см.), раскрывающая напряжённую борьбу действующих лиц между собой. Например, цепь событий в романе А. Дюма «Три мушкетёра».
Иро́ния (от гр. eirōneia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора (см.). Вместе с тем ирония — один из художественных тропов (см.): употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Например, в басне И. А. Крылова «Лисица и Осёл»:
«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» —
обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым. Или в басне «Стрекоза и Муравей»:
«Ты всё пела? Это — дело» —
иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение бездельем. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т. д.
«Искусство для искусства», «искусство само себе цель» — ложная и вредная теория, распространённая в буржуазном искусствоведении и литературоведении. В основе её лежит утверждение, что искусство не зависит от общественной жизни, не призвано служить народу. Защитники этой теории, лишая искусство его идейного содержания и общественного значения, маскируют ею своё служение на деле господствующим классам в дворянско-буржуазном обществе и требуют от художников заботы только о форме художественного произведения (см. Формализм). С таким антинародным пониманием цели и назначения искусства боролись великие революционные демократы В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, видя назначение искусства — в служении народу, в действенном участии художника в народной борьбе, так как художественные произведения не только отражают действительность, воспроизводят жизнь, но и объясняют её, «имеют значение приговора о явлениях жизни». (Н. Г. Чернышевский. ) Все течения дворянско-буржуазной литературы в эпоху её упадка (см. Акмеизм, Имажинизм, Символизм, Футуризм) маскировали в той или иной мере свою антинародную сущность лозунгом «искусство для искусства».
Истори́зм — правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой в нём действительности. Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах — в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п. В основном историзм в художественной литературе выражается в воспроизведении исторического прошлого. Но в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени, в том числе и правды современности, современной исторической эпохи. Чем глубже понимает писатель явления общественной жизни, эпохи, тем ярче сказывается в его творчестве эта правда времени — историзм. Так, правдиво и точно отразилось историческое время в образах, событиях и обстановке романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», который великий критик В. Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни» начала XIX в., в творении Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и других произведениях классической русской литературы. Историзм — характерная черта лучших произведений советской литературы и передовых современных писателей зарубежных стран, вооружённых марксистско-ленинским пониманием развивающихся процессов и явлений общественной жизни.
Исторические песни — народные повествовательные песни, посвящённые историческим событиям и их героям. Таковы русские исторические песни о царе Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине, Пугачёве и др. Русские исторические песни, так же как и былины (см.), являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом и исполняются нараспев. Исторические песни более позднего происхождения, чем былины.
Исторический жанр — художественные произведения разных родов, в основе которых лежат исторические события прошлого времени, а действующими лицами являются исторические личности. Например: народная драма А. С. Пушкина «Борис Годунов», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», роман А. Н. Толстого «Пётр I» и др.
История литературы — один из разделов науки о литературе — литературоведения, посвящённый изучению художественной литературы в её последовательном развитии, начиная от устного народного творчества (до появления письменности) и кончая художественными произведениями наших дней. Советская история литературы рассматривает развитие литературы — творчество отдельных писателей и крупнейшие их произведения — в связи с общим историческим развитием народа и страны, с классовой борьбой, определяющей развитие литературы.
К
Каламбу́рная рифма (от фр. calembour — игра слов, основанная на звуковом сходстве при различном смысле) — один из видов составной рифмы (см.), образованной неожиданным сочетанием слов (поколочу — по калачу; поспала бы — палубы). Например, у поэта-сатирика 60-х годов Д. Минаева:
Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я; Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки; Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром.
Канта́та (от лат. cantare — петь) — один из видов лирической поэзии, стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его участника, героя. Часто кантата является литературным текстом к торжественному, созданному в честь какого-либо общественного явления, лица или выдающегося события музыкальному произведению того же названия, исполняющемуся хором и солистами, отдельными певцами, в сопровождении оркестра.
Кантиле́на (от лат. cantilena — песня, рассказ) — один из видов средневековой западноевропейской поэзии; небольшое стихотворение повествовательного характера, которое исполнялось в сопровождении музыки.
Канцо́на или канцоне́тта (от ит. canzone — песня) — один из видов старофранцузской и старинной итальянской поэзии, стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. По средневековым правилам канцона должна была иметь пять или семь строф. Известны канцоны старинных итальянских поэтов Данте (XIII в.), Петрарки (XVI в.). В подражание старине канцоны писал и русский поэт Валерий Брюсов.
Карикату́ра (от ит. caricatura — смешное, искажённое изображение) — искажённое изображение в рисунке, литературном произведении, на сцене лица, события, предмета с преувеличенными или преуменьшёнными чертами, подчёркивающими его смешные и отрицательные стороны и качества. То же — Шарж (см.). Карикатура может быть безобидной, дружеской шуткой, а иногда и гневным обличением, острым оружием в борьбе с классовым противником, с враждебной идеологией. Таковы, например, многие карикатуры художников Кукрыниксы и литературные подписи к ним.
Карти́на — одна из частей действия или акта в драматургическом произведении.
Касы́да — один из видов лирической поэзии у восточных народов, торжественное стихотворение, в котором, как в оде (см.) или кантате (см.), воспевается какое-либо событие или лицо. По старинным правилам в касыде рифмуются первые две строки, а дальше двустишия касыды связаны между собой повторяющейся через строку рифмой.
Ка́тарсис (гр. katharsis — очищение) — этим термином древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) определял душевное состояние зрителя, следившего за событиями трагедии (см.), вызывавшими сострадание к её герою, страх за его судьбу и т. п. Душевное волнение, пережитое зрителем, как бы очищало его душу, возвышало, воспитывало его.
Катастро́фа (от гр. katastrophē — переворот) — один из важнейших моментов развития действия в античной трагедии — внезапное событие, влекущее за собой тяжёлые последствия для героя, непоправимую беду, его нищету, рабство, гибель и т. п.
|
|||
|