Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зау́мный язык — см. Футури́зм.



Запе́в или Зачи́н — начало, первые вступительные строфы или фразы в произведениях устного народного творчества: в былинах, исторических песнях, думах (см.), некоторых старинных бытовых песнях; сказитель в запеве как бы подготовляет слушателя к своему повествованию, сообщает ему о времени и месте действия и т. п. (см. Былины).

 

Зау́мный язык — см. Футури́зм.

 

Зачи́н — см. Запе́в.

 

Звуковые повто́ры — так называют в художественной речи повторения сходных звуковых сочетаний в словах, которые писатель использует в стихе или — реже — в прозе для придания ей большей выразительности. Таким повторением созвучия (см. Внутренняя рифма, Рифма, Ас сонанс, Аллитерация) поэт как бы выделяет слова, имеющие особое значение в стихе, подчёркивает их смысл, нарастание интонаций.

Звуковые повторы используются в звукописи (см.), в звукоподражании (см.).

Бесцельное, неоправданное художественным замыслом нагромождение звуковых повторов в стихе приводит к пустой игре звуками в поэзии, к формализму (см.).

 

Зву́копись — использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Применение звукописи проявляется в самых разнообразных формах: в виде аллитерации (см.), звукоподражания (см.), инструментовки стиха (см.) и т. д.

 

Звукоподража́ние — один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.

Например, в басне И. А. Крылова «Мор зверей», чуть затягивая голосом набранные курсивом слоги в стихах, мы услышим мычание вола:

 

— «И мы

Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы

Нам бы ли худы… »

 

Однако задача писателя — не добиваться внешнего жизненного правдоподобия, не воспроизводить при помощи звуков речи те или иные жизненные явления, а создать словами образ, раскрывающий правду жизни, нарисовать жизненную картину и в ней выразить свою мысль, своё отношение к жизни. Не следует поэтому преувеличивать значение звукоподражания как средства художественной выразительности в поэтической речи.

 

И

 

Идеа́л (от гр. idea — идея, представление, понятие) — представление человека о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области: идеал героизма, идеал семьи, идеал общественной жизни.

Представление об идеале возникает в определённой общественной обстановке, выражает стремление той или иной общественной группы, класса к той или иной цели, в которой обобщаются в наиболее полном и совершенном виде черты действительности — те возможности, которые в ней ещё не достигнуты. Идеал поэтому всегда явление определённого исторического времени. Меняются исторические условия — изменяются и те или иные идеалы, возникавшие в этих условиях. Наиболее высокий идеал в истории человечества — идеал коммунизма.

В искусстве понятие идеала имеет весьма большое значение, так как художник отражает жизнь в свете идеалов, за которые он борется, и в художественных образах воплощает идеал, показывает его на примере деятельности определённого положительного героя. Так, Н. Г. Чернышевский воплотил своё идеальное представление о революционере в образе Рахметова; А. М. Горький — идеал рабочего-революционера в образе Павла Власова.

В искусстве прошлого идеал писателя чаще всего не мог быть полностью осуществлён в жизни.

В социалистическом обществе отношение идеала и действительности совершенно иное: социалистический идеал зачастую осуществляется в самой жизни. Поэтому советские писатели, создавая образы, в которых они выражают свой идеал человека, используют материал живой социалистической действительности (герои «Молодой гвардии» А. А. Фадеева; Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и др.). В свою очередь изображённый советскими писателями идеал может быть полностью воплощён в жизни.

 

Идеализа́ция (от rp.idea — мысль, представление) — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. Писатель, приукрашивая таким образом жизнь в художественном произведении, скрывает от читателя тёмные стороны и отрицательные явления действительности, с которыми необходимо бороться. Так, писатели сентиментализма (см.) — Н. М. Карамзин, И. Ф. Богданович и другие идеализировали тяжёлую жизнь крепостных крестьян, изображая её как счастливое времяпровождение на лоне природы.

 

Иде́йность (от гр. idea) — идейная направленность произведения, зависящая от глубины и верности мировоззрения писателя и определяющая значительность содержания произведения. Чем прогрессивнее идеи (см.), исходя из которых писатель отражает жизнь, отбирает и оценивает жизненные явления, тем значительнее, правдивее и глубже может стать его художественное произведение. Идейные ошибки снижают, сводят на нет значение художественного произведения; передовые идеи, выражающие интересы трудового народа, открывают писателю наибольшие возможности для полноценного художественного творчества.

Безыдейность искусства и литературы приводит к созданию пустых по содержанию произведений, в которых автор, вместо того чтобы воспитывать в читателе высокие мысли и чувства, учить его разбираться в действительности, в людях, отвлекает его от борьбы за прекрасное, за счастье человечества.

«Только те направления литературы достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоящим потребностям эпохи», — писал великий революционер-демократ Н. Г. Чернышевский.

Советские писатели руководствуются идеями марксизма-ленинизма, самыми передовыми идеями нашей эпохи. Успехи советских писателей тем выше, чем в большей степени они воодушевлены идеями коммунизма, коммунистической идейностью.

 

Идеоло́гия (от гр. idea — понятие, представление и logos — слово, учение) — система определённых взглядов, понятий, представлений, идей (см.), выраженная в политике, морали, науке, искусстве, религии. Всякая идеология отражает условия материальной жизни общества, экономический строй, господствующий в данное время, и со своей стороны воздействует на развитие общества: передовая, прогрессивная идеология способствует революционному развитию общества; отсталая, реакционная идеология задерживает его развитие, мешает ему. В классовом обществе идеология всегда классовая, выражает классовые интересы. Буржуазная идеология, представляя собой лженаучные идеалистические воззрения на жизнь, природу, общество, пропагандирует религиозные предрассудки и суеверия, проповедует неравенство людей, презрение и ненависть к другим народам, идеи космополитизма и тем самым служит интересам буржуазии в её борьбе против рабочего класса и трудящихся.

Идеологией рабочего класса является марксизм-ленинизм — великая идейная сила Коммунистической партии и рабочего класса в борьбе за социалистическое преобразование общества, за счастье трудящихся всего мира.

В капиталистическом обществе во всех областях идеологии — в политике, искусстве и литературе, в науке, в области моральных, нравственных воззрений и представлений — идёт напряжённая борьба передового, нового, нарождающегося с реакционным, старым, ещё господствующим, но обречённым на гибель всем революционным развитием истории. Эта идеологическая борьба отражает классовую борьбу, происходящую в капиталистическом обществе.

«Мы стоим на классовых позициях в искусстве и решительно выступаем против мирного сосуществования социалистической и буржуазной идеологий» (Н. С. Хрущев ).

 

Идея (гр. idea — понятие, представление) — мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.

«Идея есть познание и стремление (хотение) [человека]», — учит В. И. Ленин («Философские тетради», стр. 188).

Та или иная идея всегда определяется общественным строем, в котором живут люди, материальными условиями жизни общества.

В классовом обществе идеи, представления людей о жизненных явлениях, их отношение к явлениям жизни, их стремления выражают точку зрения того или иного класса, его материальные интересы в этом обществе.

Идея художественного произведения — его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении; идея писателя — мысль, выраженная им в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц произведения, их поступках и переживаниях.

Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя. В идеях писателя, в его отношении к жизненным явлениям отражаются интересы класса, которому он сочувствует, на чью сторону он становится в народной борьбе.

Так, повествуя о жизни и борьбе Павла Корчагина и его товарищей, Н. Островский в интересах народа, борющегося с эксплуататорскими классами, художественно убедительно и жизненно правдиво показал, что нет таких трудностей, какие не может преодолеть человек, если он воодушевлён великой целью — борьбой за счастье человечества, строительством коммунизма. В этом главная, основная идея, главная мысль романа «Как закалялась сталь», идея, воодушевлявшая на творческий подвиг и самого Н. Островского.

Следует иметь в виду, что полноценное художественное произведение, правдиво и широко отражающее жизнь, не исчерпывается одной основной идеей. Наряду с ней писатель выражает в образах и ряд других идей, в той или иной мере связанных с основной идеей произведения, передаёт своё отношение к различным сторонам жизни, изображаемым им.

 

Иди́ллия (от гр. eidyllion — небольшое стихотворение) — один из видов античной буколической поэзии (см.): стихотворение, изображающее картины лёгкой, беззаботной жизни, весёлое времяпровождение «селян» на лоне природы.

Такие идиллии писал древнегреческий поэт Феокрит; идиллии о «пастушка́х» и «пасту́шках» сочиняли в XVII и XVIII вв. французские писатели, в России — Сумароков, Херасков и др.

 

Идио́ма (от гр. idiōma — своеобразное выражение) — выражение или оборот речи, свойственные лишь какому-либо языку и непереводимые дословно на язык другого народа. Например, русские выражения «курам на смех», «лезть из кожи вон», «бить баклуши», «водить за нос» и т. п. Использование идиом в художественном произведении, особенно в речи героя, придаёт им национальную окраску.

Например, у Н. А. Некрасова:

 

Пройдёт — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублём подарит.

 

(«Мороз, Красный нос».)

Имажини́зм (от фр. image — образ) — литературное течение в упадочном буржуазном искусстве XX в., появившееся в Англии. Имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества лишённое общественного значения и идейного содержания придумывание новых, небывалых ранее в поэзии образов, которые в их произведениях обычно не связаны между собой какой-либо мыслью.

Имажинизм — такое же формалистическое (см. Формализм), антинародное литературное явление, как и другие течения упадочной буржуазной литературы XIX–XX вв. (см. Декадентство, Символизм). В подражание западному имажинизму в первые годы советской власти в СССР возникла незначительная группка имажинистов, которая вскоре же распалась.

 

Импрессиони́зм (от фр. impression — впечатление) — течение в буржуазном искусстве и литературе, возникшее впервые во Франции во второй половине XIX в. Задачей искусства импрессионисты считали передачу непосредственных, часто узко личных впечатлений художника и писателя, изображение тончайших оттенков его переживаний, ощущений и настроений. Передавая в лучших своих образцах, особенно в живописи, правду живого ощущения жизни и подымаясь подчас в них до глубоких реалистических обобщений, импрессионизм как течение всё же приходил к натуралистическому (см. Натурализм) изображению жизненных явлений.

 

Импровиза́ция (от лат. improviso — без подготовки, неожиданно) — сочинение поэтических произведений на заданную тему без предварительной подготовки; немедленный, без подготовки, поэтический отклик на событие.

Талантливая импровизация свидетельствует о богатстве предварительно накопленных поэтом наблюдений над жизнью, о свободном владении стихотворной техникой, природной его одарённости и остроумии.

Такими импровизаторами часто являются народные певцы-поэты у различных народов.

Ярким талантом импровизации обладали А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский.

 

Инвекти́ва (от лат. invectiva oratio — обвиняющая речь) — резкое обличительное выступление против какого-либо явления жизни или лица.

Примером инвективы в поэзии является стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».

 

Инве́рсия (от лат. inversio — перестановка) — одна из часто встречающихся стилистических фигур (см.), оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п.

Например, у А. Т. Твардовского:

 

Мать-земля моя родная!

(Вместо: Моя родная мать-земля!)

 

Или:

 

Детства день до гроба милый…

(Вместо: День детства, милый до гроба.)

 

У В. В. Маяковского:

 

Где глаз людей обрывается куцый…

(Вместо: Где обрывается куцый глаз людей…)

 

Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчёркивает их, придаёт речи своеобразие, бо́льшую выразительность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.