Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Краткий слог — см. Античное стихосложение.



Контра́ст (фр. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского (см. Антитеза).

 

Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) — разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.).

Например, в основе борьбы Павла Власова и его товарищей с владельцем фабрики и царской полицией в романе А. М. Горького «Мать» лежит социальный конфликт — борьба русского рабочего класса с самодержавием и капитализмом. Конфликт такого же общественного содержания и огромного исторического значения — борьба социализма с фашизмом — лежит в основе романа А. Фадеева «Молодая гвардия»,

В нашем, социалистическом обществе нет антагонистических классов, но продолжается борьба нового со старым, с пережитками капитализма в сознании, с нечестным отношением к труду и государственной собственности, с дурными и фальшивыми людьми. Поэтому грубо ошибочна и вредна так называемая «теория бесконфликтности», резко осуждённая советской общественностью. По этой порочной теории выходило, что единственный конфликт, существующий в советском обществе в настоящее время, — борьба лучшего с хорошим, например хороших людей с передовыми взглядами против хороших по существу людей, но ещё отстало мыслящих. Такая «теория» уводила писателя от правды жизни, от её противоречий, от разоблачения тех отрицательных явлений, с которыми советские люди должны вести и ведут непримиримую борьбу. Жизненно правдивые конфликты лежат в основе борьбы действующих лиц во всех полноценных произведениях советской литературы.

Следует оговорить, что художественные конфликты, т. е. столкновения, борьба, развивающие действие и выявляющие черты характера в художественном произведении, не следует полностью отождествлять с конфликтами, существующими в исторической действительности. Писатель может изображать мелкие и незначительные события («Шинель» Гоголя), но по ним мы судим о существенных сторонах жизни, которые их порождают.

Художественные конфликты, необходимые для создания полноценного художественного образа, тогда убеждают своей жизненной правдой, если они в конечном счёте отражают существенные конфликты в самой действительности.

 

Концо́вка — заключительная часть художественного произведения; в драматургическом, а иногда и повествовательном произведении — эпилог (см.), апофеоз (см.); в лирическом стихотворении — заключительная строфа или строка; в басне — заключительное назидание, поучение. Звуковой концовкой, или эпифорой (см.), называют повторение одних и тех же звуковых сочетаний в конце стихотворных строк в целях усиления выразительности поэтической речи, например рифму (см.).

 

Краткий слог — см. Античное стихосложение.

 

Кри́тика (от гр. kritikē — искусство судить, оценивать) — литературные произведения, статьи и заметки, посвящённые оценке, разбору и истолкованию художественных произведений с точки зрения интересов современной общественной жизни.

В капиталистических странах, где газеты, журналы, издание книг, радио находятся в руках буржуазии, происходит напряжённая идеологическая борьба между критиками, отражающими передовую идеологию (см.), и буржуазной критикой наёмников буржуазии.

Советская литературная критика рассматривает художественные произведения с точки зрения важнейших вопросов современности. Она выясняет, насколько помогают эти произведения правильно решать вопросы, поставленные перед народом жизнью; правдивы ли в них характеры и жизненные картины; достигают ли своей цели художественные средства, которые использовал писатель.

Советская литературная критика — один из видов революционной критики и самокритики, могучей движущей силы развития советского общества. Коммунистическая партия и вся советская общественность рассматривают литературную критику как действенное средство для повышения идейно-художественного качества советской литературы и требуют от литераторов наряду с выяснением положительных сторон художественных произведений обоснованной товарищеской критики их слабых сторон.

Научно обоснованная критика — один из разделов науки о литературе — литературоведения (см.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.