Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.



Соответственно под принципами педагогического взаимодействия в личностно ориентированной педагоги­ке мы понимаем то, что создает основу поведения и дейст­вий учителя. Знакомясь с этими принципами, очень важ­но, чтобы вы «примеряли их на себя», размышляя при этом, что и в какой степени у вас уже есть, что хотелось бы иметь, что, как говорится, душа не принимает. Это прин­ципиально важно, поскольку речь идет, во-первых, о проблематизации вашего сознания, а во-вторых, именно здесь и должна происходить личностная ориентация как адап­тация или освоение основных положений и установок в вашей профессиональной педагогической деятельности.

В результате формируется ваша индивидуально-личностная профессионально-житейская идеология как система взглядов на самого себя, на других людей, на ок­ружающую действительность, на свою педагогическую деятельность. В эту систему входят также убеждения, осо­знание потребностей, мнения и так далее, которые долж­ны будут в дальнейшем постоянно развиваться, в извест­ной степени видоизменяться и совершенствоваться, то есть как и вы сами будете со временем развиваться, ме­няться, совершенствоваться, что есть суть человеческого взросления, самореализации, жизни вообще.

Основа принципов педагогического взаимодейст­вия личностно ориентированной педагогики - ее гумани­стическая направленность. Вкратце это следует понимать как признание ценности личности каждого человека и оказание ему содействия в свободном развитии своих задатков, способностей.

Однако может возникнуть вопрос: есть ли границы этой свободы? Ответ - и да, и нет. Здесь необходимо вникнуть в само понятие свободы.

1. Свобода - осознанная необходимость (по В. И. Ленину).

2. Мне все дозволено, но не все полезно (библей­ское).

Сравнивая два определения между собой, мы пони­маем, что оба они говорят, в сущности, об одном и том же. Их объединяет, наверное, самая главная свобода - свобода выбора.

Действительно, человек всегда выбирает, какое действие совершить, как его совершить и, конечно же, представляет себе возможные последствия каждого варианта своих действий. Вот тогда и происходит реальный выбор определенного и конкретного действия.

О свободе следует знать вот еще что. Человек (и пе­дагог) всегда должен помнить, что, разрешая себе какие-либо действия в отношении других людей, он обязан раз­решить другим людям такие же действия и в отношении самого себя. Очень упрощенно: позволяешь себе гневать­ся - позволяй и другим то же самое; разрешаешь себе не выполнять чьих-либо указаний - будь готов, что другие могут не выполнять твои указания или просьбы; соответ­ствуешь каким-то требованиям - имеешь моральное пра­во требовать того же с других и т. д.

Свободы без ограничений (а главное - без самоог­раничений) не бывает. Вернее, бывает, но это уже не свобода, а анархия, беспредел, хаос. Человечество не может жить в хаосе. У людей существует сильная по­требность в некоем порядке, системе, в которой все рас­ставлено по полочкам и все находится во взаимосвязи друг с другом.

Однако и сам порядок бывает разным. Исторически сложилось так, что в переломные моменты истории чело­вечества всегда существовал определенный хаос, в кото­ром люди чувствовали себя психически настолько неуют­но, что, по сути, сами выбирали себе того, кто пришел бы и навел порядок. И приходили, и наводили.

Так, практически всегда после разгула анархии, вы­званной социально-экономическими потрясениями, когда старое уже уничтожено, а вот новое еще не народилось, наступало время диктатуры.

После Великой французской революции - наполео­новская диктатура. Безработицу, инфляцию, экономичес­кую и политическую неразбериху времен Веймарской ре­спублики прекратил диктатор Гитлер. Полное разруше­ние Российской монархии возможно было лишь при диктаторском правлении. И оно появилось - сначала дик­татура пролетариата (военный коммунизм), а потом фак­тический диктат Сталина (многие и сейчас тоскуют по тем сталинским временам с их жестким порядком и дис­циплиной).

Нечто подобное, напоминающее описанные выше процессы, происходило и в системе Российского образо­вания в конце 80-х - начале 90-х. Отказ от авторитариз­ма и формализма в системе обучения и воспитания сна­чала привел к «разгулу творчества», когда преподаватели вели уроки как хотели, будучи при этом освобожденны­ми от всяческих многочисленных отчетов, обязательных, но никому не нужных справок, планов воспитательной работы и т. п.

И вот уже начало XXI века, а картина резко изме­нилась. Появились Государственные образовательные стандарты, снова требуются отчеты, справки, планы, в скором времени планируется полностью перейти к сда­че Единого государственного экзамена, и стало очень модным проводить тестирование буквально по всем предметам, включая гуманитарные, где по определению не может быть одного единственно правильного ответа. (Ну, разве что даты исторических событий или полное имя писателя.)

Растерянность многих педагогов эпохи социально-экономического кризиса тех лет сменилась тихим успоко­ением, хотя и ворчливого толка, мол, опять пиши бумаж­ки, опять требуют планы уроков и т. д.

Приведу великие слова гениального поэта А. Блока:

И раб, уставший от свободы, Возропщет, жаждая цепей.

Вот мы и пришли к тому, что принято называть «рабской психологией». А куда нам от нее деваться, если за 70 с лишним лет мы в ней варились, мы ее принимали в принципе, хотя и с оговорками, мы, в конце концов, ее исповедовали и проповедовали. Вот самыми ярыми про­поведниками и были педагоги, а их ученики - теми, кого программировали по канонам тоталитарного сознания и авторитарного стиля управления этим сознанием. Вспомните: «педагог формирует мысли и чувства детей» и «педагог - транслятор». Понятно, что если это принять, то получится, что педагог формирует личность ребенка по своему образу и подобию, будучи при этом всего лишь транслятором-передатчиком социально-политических ус­тановок, спущенных сверху. Своего мнения, взгляда, точ­ки зрения он как бы не должен иметь. Ну а там уже совсем недалеко до «передачи общественно-исторического опы­та», до «передачи знаний» и «усвоения моральных норм жизни общества».

Вот и получился у нас довольно-таки абстрактный разговор о свободе, хотя, кажется, никаким другим разго­вор о свободе и быть не может. Свобода есть философско-этическая категория, а этика, в частности, всегда абстракт­на и идеализирована. Только при столкновении с реаль­ными событиями этические требования, нормы и правила приобретают конкретный характер и свойства, тем самым ставя в тупик очень многих.

Например, одно из профессионально-этических требований к личности педагога есть «любовь к детям». Вполне понятно, что любить опрятную, аккуратную, при­лежную ученицу очень и очень нетрудно. А как любить лохматого непоседу сорванца, лентяя и постоянного нару­шителя дисциплины в классе? Это возможно?

Что ж, поговорим о любви в контексте гуманизма и требований к личности педагога.

Существует великое множество определений поня­тий «любовь», «любить», от чуть ли не математических формул до возвышенно-поэтических. Ни то, ни другое нам сейчас не подходит.

Представляется, что лучше всего об этом сказано в гуманистической психологии и психотерапии:

• Жизнь создается любовью.

• Любить человека - утверждать его неповтори­мое существование.

Повторю, что мы все уникальны и неповторимы, что в каждом из нас есть черты негативные и в высшей степе­ни позитивные. Вот разглядите в детях их уникальные по­ложительные качества, развивайте их и искренне любите детей за это.

А как быть с отрицательными чертами? Старайтесь не давать повода к их проявлению, акцентируйте свою де­ятельность на положительных свойствах учеников. Ну а если все-таки что-то прорвется, то обратимся опять к гу­манистической психологии - нельзя осуждать челове­ка, но можно осудить его деяние.

Можно и нужно упрекать и стыдить за вредоносные действия, совершенные учениками, но, увы, мы практиче­ски сразу переходим на общие характеристики личности другого - соврал, значит, лжец, не сделал что-то, значит лентяй, огрызнулся в ответ на действия учителя, значит хам и пр. Чуть что - сразу навешиваем ярлык, который надолго приклеивается к ребенку.

Как же всего этого и многого другого плохого и вредного избежать? Посмотрим на принципы процесса педагогического взаимодействия личностно ориентиро­ванной педагогики (автору представляется, что все принципы одинаково значимы и поэтому порядок их перечис­ления не имеет никакого значения).

 

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности

На первый взгляд между педагогом и учеником нет и не может быть никакого равенства - здесь разница в воз­расте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот.

Действительно, равенство педагога и ученика пред­ставляется какой-то ересью: они неравны - возраст, жиз­ненный опыт, образованность педагога и его социальный статус неизмеримо выше ученического. Но здесь речь идет о равенстве в общении и именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогичес­ком взаимодействии. Почему?

Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обла­дающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя.

Одно из основных положений коммунистической идеологии утверждало свободу, равенство и братство между людьми. Но равенство можно признавать только в трех аспектах: равенство людей перед законом, равен­ство в правах человека (и ребенка, в том числе) и равен­ство в предоставлении свободы действий каждому че­ловеку. Это отвечает гуманистической природе разви­тия человека и реальному факту отличия людей друг от друга: они просто не могут быть равны между собой практически по всем личностным характеристикам и параметрам.

Равенство по-советски есть равенство по подобию: у меня высшее образование, у тебя высшее образование - значит, мы равны. Это подтверждается известной фразой тех времен «У нас незаменимых нет!». Есть незаменимые, все должны быть незаменимыми в большей или в мень­шей степени.

Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педа­гог) не может обойтись без другой (учащиеся). Более то­го, если рассматривать их права и обязанности, то окажет­ся, что они взаимозависимы и теснейшим образом связа­ны между собой. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это об­разование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять.

Сущность термина «партнерство» можно выразить следующим образом: «Имей свои интересы, но действуй в интересах всех». Если педагог и дети станут действи­тельными партнерами в их совместной деятельности, то и плодотворность этой деятельности становится оче­видной. Кстати, партнерство такого рода дает дополни­тельный аргумент в пользу равенства педагога и учащих­ся в педагогическом взаимодействии.

Но данный принцип применим также и к взаимоот­ношениям педагога с коллегами и с руководством учебно­го заведения - ведь коллеги и руководство это те же парт­неры, которые занимаются, в сущности, одним и тем же делом, в одних и тех же условиях, с одними и теми же уче­никами.

Если данный принцип будет осуществляться, то можно говорить об уважительном отношении педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе, к своим колле­гам по работе.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места

для:

- грубости,

- унижений,

- оскорблений,

- высокомерия,

- чувства собственной униженности,

- личных пристрастий и т. д. Поэтому здесь:

 

- этика отношения педагога к своей профессио­нальной деятельности;

- этика отношения педагога к учащимся;

- этика отношения педагога к самому себе;

-  этика отношений педагога «по горизонтали» (от­ношение к своим коллегам) и «по вертикали» (отношения с руководством).

 

Приоритет феноменологического характера педагогической деятельности над технологическим

Этот принцип тесно связан с гуманистической на­правленностью всей педагогической деятельности. Дети всегда заинтересованы в тех, с кем они общаются или во­влечены в какую-либо совместную деятельность. Как уже говорилось в самом начале, ученики прежде всего воспри­нимают индивидуально-личностные свойства учителя. И если результат восприятия положителен, то и учебная деятельность будет иметь конструктивный, плодотвор­ный и эффективный характер.

Обеспечение плодотворного функционирования данного принципа в педагогическом взаимодействии поз­воляет говорить о реальной индивидуализации воспита­ния и обучения, а также о развитии процессов самопозна­ния учителем самого себя, своего места в профессии. Пе­дагог предстает перед детьми прежде всего как человек (феномен), а уже потом как авторитетный (или не автори­тетный) взрослый, как носитель некой важной и полезной информации.

К сожалению, в нынешнее время на первый план выдвинут технологический приоритет. Это и тестирова­ние, и создание обязательного фонда электронных библи­отек по изучаемым дисциплинам, а также внедрение опре­деленных методик воспитания и обучения, которые, на­пример, успешно работали у одного учителя, но это не значит, что они будут так же эффективны в исполнении другого педагога. Тогда педагогическая технология как совокуп­ность условий, содержательных и организационных форм и методик профессиональной деятельности педа­гога должна отойти на второй план и будет конструиро­ваться уже индивидуально и творчески каждым учите­лем соответственно феноменологическим особенностя­ми своей личности.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места

для:

- обезличивания процесса педагогического взаи­модействия;

- акцента на репродуктивный характер обучения;

- иллюзий о существовании некого универсально­го закона, правила, рецепта, по которому все пой­дет ладно и складно само по себе, если найти этот рецепт и применять его;

- понимания педагога как транслятора знаний, нравственных ценностей, моральных норм;

- восприятия учителя как безгрешного ангела во плоти и слепого следования его указаниям.

Поэтому здесь:

- этические нормы и правила поведения педагога;

- этика процесса гуманизации профессиональной педагогической деятельности;

- этика взаимоотношений;

- этика восприятия учащимися учителя и учите­лем своих учеников.

 

Разнообразие целей и задач педагогического взаимодействия

Личностная ориентация на каждого ученика пред­полагает отсутствие одной, единой для всех цели педаго­гического взаимодействия, урока, внеклассного коллективного дела исходя из того, что все люди разные, но каж­дый уникален и неповторим по-своему. То же самое отно­сится и к учителю, который, согласно программе по учеб­ному предмету, должен стремиться ее реализовать в умах и сердцах своих учеников. С учетом этого можно говорить о некой близости целей, которая объединяет те самые раз­ные цели педагогического взаимодействия, которые по силам разным ученикам и отвечают их способностям, по­требностям и интересам.

Тогда общность некой близкой ко всем цели урока разделяется на ряд конкретных задач уже индивидуали­зированного характера.

Так, один и тот же урок может служить для разных детей либо источником знаний, либо источником пережи­ваний, либо поводом для формирования умений, либо от­правной точкой для более глубокого изучения темы и так далее - то есть каждый отдельно взятый ученик воспри­нимает одну и ту же тему по-разному, в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями. Учитель также в известной степени субъективен в пред­ставлении темы, в методике проведения урока, но ему придется касаться разных сторон изучаемой темы, приме­нять разные методические приемы для того, чтобы прак­тически всем его ученикам этот урок был интересен и по­лезен.

Таким образом, цели разные, задачи разные, мето­дические приемы тоже разные, но их объединяет некая общность, которая выражается в наличии темы урока, а также теми возможностями для разностороннего разви­тия способностей детей, которые данная тема предостав­ляет.

Представляется, что этот принцип отвечает тезису «Все люди разные», когда требуется всякий раз по-новому заниматься детьми на уроке, удовлетворяя их познавательные и другие потребности. Этот же тезис может объ­яснить, почему не может быть «обмена опытом» между учителями. Изучение опыта других педагогов, «пример­ка» на себя некоторых его фрагментов, переработка или доработка их («подгонка» под себя) допустимы и не про­тиворечат ни основам гуманистической направленности деятельности учителя, ни самой ее сущности.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- формального исполнения педагогической дея­тельности;

- неуважения к личности участников педагогичес­кого взаимодействия;

- скучного урока и, следовательно, бездействия учеников на нем;

- безличной уравниловки и «причесывания всех под одну гребенку»;

- потери интереса педагога к собственной деятель­ности ввиду необходимости повторять одно и то же на уроках в разных классах.

Поэтому здесь:

- этика отношения педагога к самому себе и к уча­щимся;

- этика отношения педагога к своей деятельности;

- этика саморазвития и самосовершенствования педагога.

 

Творчество как сущность педагогической деятельности

Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс со­здания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков. Данный принцип продолжает принцип предыдущий и тот же тезис о положительных возможностях личности человека, всегда имеющей не­кий потенциал, который учителю необходимо обнару­жить в ребенке и далее приложить усилия к его росту и развитию.

Тогда именно способность учителя к постоянному творческому поиску поможет ему прояснить те разнооб­разные цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в педагогическом взаимодействии с учениками.

Все люди разные и все прекрасны в своем потенци­але (в творческом потенциале своей личности), и именно поэтому их можно любить и оказывать им дружеское рас­положение.

Представляется, что способность человека к творче­ству (креативность) должна являться результатом педа­гогического взаимодействия ребенка с педагогами бук­вально с самых первых моментов вхождения ребенка в учебное заведение. Как общеизвестно, все дети талант­ливы и довольно рано проявляют свою предрасположен­ность к творчеству. Поэтому следует развивать и поощ­рять развитие творческих способностей у детей, практи­чески не ограничивая сферы их применения. Тогда можно с уверенностью говорить о равенстве и партнерстве детей в педагогическом взаимодействии, поскольку каждый ученик обязательно найдет в нем себя, если будут сущест­вовать условия для различных видов его творческой дея­тельности.

То же самое в полной мере относится к учителю и его руководству, от которого как раз и зависит развитие творческого потенциала учителя и, следовательно, его учеников.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

-  авторитарного стиля руководства педагогичес­ким взаимодействием и вообще всей педагогиче­ской деятельностью учебного заведения;

- ущемления прав личности и профессионала-пе­дагога;

- неравенства в общении и совместной деятельно­сти между детьми и между детьми и учителем.

Поэтому здесь:

- этика руководства педагогической деятельнос­тью и учебным заведением;

- этика взаимоотношений между детьми и педаго­гом;

- этика взаимоотношений педагога с коллегами и с руководством;

- этика норм и правил саморазвития и самосовер­шенствования.

 

Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов

Если понимать процесс педагогического взаимодей­ствия как составную часть обширного социально-эконо­мического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной дея­тельности педагога возможна только при знании и пони­мании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономичес­ких, социальных и идеологических потребностей государ­ства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность.

Этот принцип может показаться парафразой прин­ципа «Связь с жизнью и практикой коммунистического строительства» в советской педагогике. Это действитель­но так, но и не совсем так.

В прошлые времена, как уже говорилось, общест­венно-политическая, экономическая, социально-культур­ная жизнь страны представляла собой лакированную дей­ствительность. Очень многое из желаемого выдавалось за действительное. Поэтому и тот принцип о связи с жизнью и практикой коммунистического строительства являлся слепком с той общественно-исторической эпохи. И взрос­лые, и дети в разной степени замечали несоответствие ло­зунгов и планов реальным свершениям в стране.

И тогда получается, что школа должна не отста­вать от той самой, зачастую неполноценной, ущербной жизни, впереди которой шли красные полотнища, зову­щие в коммунизм. То есть, образно говоря, данный прин­цип воспитания и обучения призывал брать пример с практики коммунистического строительства как прак­тики приписок, формализма, громких слов, расходящих­ся с делом, и т. п.

Что ж, это и происходило. Если вся жизнь СССР была политически идеологизирована, то и учебно-воспи­тательный процесс был также идеологизирован. Полити­ческая подоплека в школьной жизни обнаруживалась вез­де: во всех внеклассных мероприятиях, на уроках истории и литературы и даже на уроках арифметики в начальной школе.

Идеологи «страны развитого социализма» присвои­ли себе право замалчивать факты прошлого и настоящего или односторонне их освещать, запрещали читать опреде­ленные книги и смотреть конкретные фильмы, спектакли (вплоть до привлечения к уголовной ответственности «за клевету, пропаганду и распространение порочащих жизнь советских людей фактов и домыслов»).

Практически все это видели, понимали и по мере сил и уровня умственного развития старались нарушить навязываемые правила жизнедеятельности. Однако яд навязываемых политических, идеологических, социаль­ных установок и морально-нравственных ценностей все-таки проникал в сознание людей, причем иногда очень и очень незаметно. Поэтому действительно хорошие учителя искренне верили в то, что, повторяя (трансли­руя) некоторые идеологические догмы, они совершают благое дело.

Как следствие формализма, авторитарности, нетер­пимости к отличной от официальной позиции точке зре­ния, откровенной лжи в официальной политике тогдаш­него государства школа и вузы вполне успешно научали своих воспитанников делать то же самое.

И студенты, и школьники лихо лицемерили, обма­нывали педагогов, прикрываясь кто фальшивой справкой, кто хитроумными оправданиями, увиливали от бесконеч­ных субботников и собраний, то есть приводили в дейст­вие механизмы инстинкта самосохранения.

Эти механизмы существуют и поныне практи­чески в любом учебном заведении, хотя уже созна­тельно живет и действует поколение, родившееся по­сле декабря 1991 года. И именно в школах они продол­жают получать сильные «дозы» для выработки такого поведения, которое позволяло бы им выжить в нашем далеком от стабильности обществе.

Принцип анализа событий исторического прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматрива­ет не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем. Государство, забывшее свое прошлое, не имеет будущего - примерно так звучит эта мысль кого-то из великих людей. Но помнить о прошлом - одно, а проанализировать его, сделать правильные выводы и учесть в своей педагогической деятельности - это сов­сем другое.

Представляется, что многое негативное, что существует сейчас в нашем обществе, не есть та самая демократия, к которой стремилось наше общество, а именно непродуманные, непроанализированные и неучтенные последствия периода «развитого социализма». И прежде всего в психологии поведения людей от простых смертных до высших эшелонов власти.

Тогда тезис о том, что любить - значит утверждать неповторимое существование другого, приходится претворять в жизнь с учетом того, что все люди и старые и молодые несут в своем поведении, в восприятии окружающего мира остаточные явления прошлого.

Отсюда любовь учителя к своим ученикам и вся деятельность несет в себе дополнительные трудности последовательной, но ненасильственной перестройки сознания поколений, включая и самого учителя как первого из тех, кто должен четко представлять себе сущность и содержание происходящего и психологически осваивать то новое, что является объективным требованием изменившегося мира.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для

- бездумного подражания словам и делам других людей;

- формального отношения к собственной деятельности;

- обмана и манипулирования другими людьми;

- неграмотности в сфере социальных отношений  в государстве;

- программирования установок и поведения детей. Поэтому здесь:

- этика ненасильственной педагогической деятельности;

- этика уважительного отношения к другим людям;

- этика выработки принципов построения взаимо­отношений с самим собой и с другими людьми;

- этика гражданской позиции педагога как пример для осознания ее его учениками;

- этика уважительного отношения к мыслитель­ной и познавательной деятельности учащихся.

 

Принцип актуализации

Любая информация, в том числе и научная, в систе­ме обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проециро­ваться на конкретные жизненные обстоятельства. Акту­альность знаний и умений, как и обладание какими-то ин­дивидуально-личностными особенностями, представля­ется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкрет­ным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педа­гогического взаимодействия становится реально созна­тельной и активной.

Действительно, просто знания и умения как тако­вые, сформированные, выученные, закрепленные, будут бесполезными и вскоре забытыми, если нет и в ближай­шее время не будет найдено их конкретное применение. Более того, уже в самом процессе урока учитель должен сделать так, чтобы его ученики осознавали бы объектив­ную необходимость и пользу того, чем они сейчас занима­ются.

Это об обучении. А об оказании содействия ребенку в формировании отношения к самому себе, к другим лю­дям, к окружающему миру и к своей собственной деятель­ности («воспитание» в контексте личностно ориентиро­ванной педагогики) можно вообще говорить очень долго. Здесь принцип актуализации срабатывает не только как следование модным направлениям в одежде и прическах, но и проясняет ситуацию с формированием и развитием таких индивидуальных качеств личности, которые «в мо­де» практически всегда.

Прежде всего это те нравственные позиции Христо­вых Заповедей, которые учителю следует именно актуа­лизировать для детей применительно к реалиям совре­менного общества. Почитай родителей, не убивай, не кра­ди, не лги и другие - эти заповеди должны стать очевидными ценностями для детей, а не набором заучен­ных фраз, которые в таком случае напрочь теряют свой смысл и значение.

Главное - понимание того, что любовь актуальна всегда, жизнь создается любовью, равно как и все сопутст­вующее ей: дружба, уважение, принятие ближнего, терпе­ние, терпимость и многое, многое другое. Это все то кон­структивное, что создается человеком и должно прино­сить пользу и радость обществу, а также самому человеку, благодаря тем своим личным усилиям, которые он прила­гает, созидая что-либо материальное или духовное, в том числе и какие-либо черты своей личности.

Следует понимать, что актуально именно сейчас и будет актуально еще очень долго. Или, другими слова­ми, что есть в поведении человека вечное, незыблемое, то, что и делает человека человеком.

Сейчас (и есть серьезные подозрения в том, что так было и раньше) на поверхности общественных отноше­ний явственно проступают такие черты личности, как лидерство, напористость, ловкость, стремление к мате­риальному достатку, которое иногда выражается в анти­общественных и противозаконных действиях. А вот доб­рожелательность, терпимость, сопереживание и так да­лее как бы «немодны», их сейчас «не носят», они устарели.

Однако любой крутой бизнесмен, попав в нештат­ную ситуацию, а то и просто переутомившись, как раз и ищет у окружающих именно человеческого тепла, со­чувствия, терпимости, доброжелательности, готовности принять его и, может быть, даже утешить. Эти черты личности человека, эта его готовность принять, посо­чувствовать, морально поддержать, помочь, хотя бы просто внимательностью к проблемам другого, всегда были и будут высоко цениться в обществе, но далеко не всякому по плечу. Здесь проявляется тот самый пробел в воспитании общечеловечески ценных качеств личнос­ти, который был допущен в те годы, когда общественное было выше личного, когда все мы имели «общую высо­кую цель», когда парткомы и месткомы решали семей­ные проблемы и следили за моральным обликом совет­ского человека.

Отголоски этих настроений слышны и поныне, мо­жет быть, уже не в контексте страны в целом, но уж в контексте отдельно взятой коммерческой фирмы (кон­церна, банка, ассоциации) и особо ярко проявляются в так называемой корпоративной этике (не выносить сор из избы, всегда быть патриотом своей фирмы, не делать ничего такого, что строжайше запрещено внутренним распорядком).

Представляется, что, подготавливая детей к вхожде­нию в непростой мир взрослых, педагогу не требуется проводить специальных тематических классных часов о нравственных категориях, не нужно «читать мораль» на те же темы. Ему достаточно просто действовать соответст­вующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного». А эти качества всегда «в моде», всегда актуальны, даже если на первый взгляд незаметны и не представляются значимыми в настоящее бурное время.

Педагогу требуется не критиковать существующую действительность, а самому искать пути и способы до­стойного существования в ней, тем самым давая нагляд­ный пример возможного поведения в достаточно жестком мире противоречий, иллюзий, соблазнов.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- равнодушного отношения педагога ко всему то­му, что он делает, ко всем тем, с кем он взаимо­действует;

- пустословия, стереотипов и штампов педагоги­ческой деятельности;

- лицемерия и начетничества;

- идеализации и чрезмерной романтизации долж­ного поведения человека в окружающей реаль­ности;

- разрыва между желаемым, действительным и ре­ально возможным.

Поэтому здесь:

- этика общения и совместной деятельности, опи­рающаяся на реальные условия теперешней дей­ствительности;

- этика отношения педагога к самому себе и к другим;

- этика отношения к собственной педагогической деятельности;

- этика восприятия особенностей окружающего мира;

- этика правил и норм достойной жизнедеятельно­сти.

 

Принцип идентификации

Его сущность - сделать некое знание, некую инфор­мацию, некое умение для ученикаего собственным, то есть сделать так, чтобы ученикосвоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в кото­ром он почувствовал бы какие-то созвучные его жизнен­ному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и уме­ний непосредственно к своей индивидуальности. Нет еди­ного для всех знания и единого для всех умения - все это индивидуально и личностно обосновано.

В успешном функционировании принципа иденти­фикации большую роль играют ассоциативные связи, воз­никающие в воображении, а также особенности темпера­мента, природных задатков и способностей, моменты лич­ного опыта и многое другое. Такого рода освоенные знания лучше запоминаются и эффективней применяются.

Можно идентифицировать себя с героем литератур­ного произведения, с овладением каким-либо умением (решать задачи, делать творческие работы), с пониманием какого-либо научного закона и явления, с просто какой-либо информацией, имеющей, например, отношение к хобби ребенка, к некоему увлечению или просто к повы­шенному интересу относительно какого-то учебного пред­мета или неких его отдельных тем.

Знание само по себе не имеет никакой ценности. Только при осознании человеком индивидуально-личност­ной значимости некой информации для него самого и всего, что с этим связано в его жизни, знания усваиваются и формируются в систему, отвечающую потребностям человека в его достойном существовании и развитии.

Принцип идентификации связан с принципом акту­ализации и проявляется, если учитель в своей деятельнос­ти руководствуется принципом разнообразия целей педаго­гического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удов­летворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индиви­дуальности,

В сущности, это именно то, что мы говорим о гума­нистической направленности педагогической деятельнос­ти как о свободном развитии задатков и способностей ре­бенка.

Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей дей­ствительности и к своей деятельности, что уже само по се­бе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отноше­ния в значительной степени вовлечены и другие люди: ро­дители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги. И тогда есть все основания полагать, что имеются шансы для того, чтобы люди не навязывали другим своей точки зрения, идеала человека и нравственных ценностей в своем пони­мании.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- насильственного программирования личности ребенка сообразно неким общепринятым стан­дартам, стереотипам;

- монотонно однообразного обучения и воспита­ния, когда «все одинаково для всех», так как «программа обучения едина для всех»;

- некоего среднеарифметического показателя обученности и воспитанности «среднего статистиче­ского» учащегося;

- восприятия учащихся как единого, «монолитно­го» целого;

- стандартизации педагогической деятельности. Поэтому здесь:

- этика индивидуализации педагогической дея­тельности;

- этика вариативности профессиональных дейст­вий;

- этика отношения педагога к своему труду, к дру­гим людям.

 

Опережающие потребности общества, сущность, содержание и характер



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.