|
|||
Под принципами вообще следует понимать основные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Соответственно под принципами педагогического взаимодействия в личностно ориентированной педагогике мы понимаем то, что создает основу поведения и действий учителя. Знакомясь с этими принципами, очень важно, чтобы вы «примеряли их на себя», размышляя при этом, что и в какой степени у вас уже есть, что хотелось бы иметь, что, как говорится, душа не принимает. Это принципиально важно, поскольку речь идет, во-первых, о проблематизации вашего сознания, а во-вторых, именно здесь и должна происходить личностная ориентация как адаптация или освоение основных положений и установок в вашей профессиональной педагогической деятельности. В результате формируется ваша индивидуально-личностная профессионально-житейская идеология как система взглядов на самого себя, на других людей, на окружающую действительность, на свою педагогическую деятельность. В эту систему входят также убеждения, осознание потребностей, мнения и так далее, которые должны будут в дальнейшем постоянно развиваться, в известной степени видоизменяться и совершенствоваться, то есть как и вы сами будете со временем развиваться, меняться, совершенствоваться, что есть суть человеческого взросления, самореализации, жизни вообще. Основа принципов педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики - ее гуманистическая направленность. Вкратце это следует понимать как признание ценности личности каждого человека и оказание ему содействия в свободном развитии своих задатков, способностей. Однако может возникнуть вопрос: есть ли границы этой свободы? Ответ - и да, и нет. Здесь необходимо вникнуть в само понятие свободы. 1. Свобода - осознанная необходимость (по В. И. Ленину). 2. Мне все дозволено, но не все полезно (библейское). Сравнивая два определения между собой, мы понимаем, что оба они говорят, в сущности, об одном и том же. Их объединяет, наверное, самая главная свобода - свобода выбора. Действительно, человек всегда выбирает, какое действие совершить, как его совершить и, конечно же, представляет себе возможные последствия каждого варианта своих действий. Вот тогда и происходит реальный выбор определенного и конкретного действия. О свободе следует знать вот еще что. Человек (и педагог) всегда должен помнить, что, разрешая себе какие-либо действия в отношении других людей, он обязан разрешить другим людям такие же действия и в отношении самого себя. Очень упрощенно: позволяешь себе гневаться - позволяй и другим то же самое; разрешаешь себе не выполнять чьих-либо указаний - будь готов, что другие могут не выполнять твои указания или просьбы; соответствуешь каким-то требованиям - имеешь моральное право требовать того же с других и т. д. Свободы без ограничений (а главное - без самоограничений) не бывает. Вернее, бывает, но это уже не свобода, а анархия, беспредел, хаос. Человечество не может жить в хаосе. У людей существует сильная потребность в некоем порядке, системе, в которой все расставлено по полочкам и все находится во взаимосвязи друг с другом. Однако и сам порядок бывает разным. Исторически сложилось так, что в переломные моменты истории человечества всегда существовал определенный хаос, в котором люди чувствовали себя психически настолько неуютно, что, по сути, сами выбирали себе того, кто пришел бы и навел порядок. И приходили, и наводили. Так, практически всегда после разгула анархии, вызванной социально-экономическими потрясениями, когда старое уже уничтожено, а вот новое еще не народилось, наступало время диктатуры. После Великой французской революции - наполеоновская диктатура. Безработицу, инфляцию, экономическую и политическую неразбериху времен Веймарской республики прекратил диктатор Гитлер. Полное разрушение Российской монархии возможно было лишь при диктаторском правлении. И оно появилось - сначала диктатура пролетариата (военный коммунизм), а потом фактический диктат Сталина (многие и сейчас тоскуют по тем сталинским временам с их жестким порядком и дисциплиной). Нечто подобное, напоминающее описанные выше процессы, происходило и в системе Российского образования в конце 80-х - начале 90-х. Отказ от авторитаризма и формализма в системе обучения и воспитания сначала привел к «разгулу творчества», когда преподаватели вели уроки как хотели, будучи при этом освобожденными от всяческих многочисленных отчетов, обязательных, но никому не нужных справок, планов воспитательной работы и т. п. И вот уже начало XXI века, а картина резко изменилась. Появились Государственные образовательные стандарты, снова требуются отчеты, справки, планы, в скором времени планируется полностью перейти к сдаче Единого государственного экзамена, и стало очень модным проводить тестирование буквально по всем предметам, включая гуманитарные, где по определению не может быть одного единственно правильного ответа. (Ну, разве что даты исторических событий или полное имя писателя.) Растерянность многих педагогов эпохи социально-экономического кризиса тех лет сменилась тихим успокоением, хотя и ворчливого толка, мол, опять пиши бумажки, опять требуют планы уроков и т. д. Приведу великие слова гениального поэта А. Блока: И раб, уставший от свободы, Возропщет, жаждая цепей. Вот мы и пришли к тому, что принято называть «рабской психологией». А куда нам от нее деваться, если за 70 с лишним лет мы в ней варились, мы ее принимали в принципе, хотя и с оговорками, мы, в конце концов, ее исповедовали и проповедовали. Вот самыми ярыми проповедниками и были педагоги, а их ученики - теми, кого программировали по канонам тоталитарного сознания и авторитарного стиля управления этим сознанием. Вспомните: «педагог формирует мысли и чувства детей» и «педагог - транслятор». Понятно, что если это принять, то получится, что педагог формирует личность ребенка по своему образу и подобию, будучи при этом всего лишь транслятором-передатчиком социально-политических установок, спущенных сверху. Своего мнения, взгляда, точки зрения он как бы не должен иметь. Ну а там уже совсем недалеко до «передачи общественно-исторического опыта», до «передачи знаний» и «усвоения моральных норм жизни общества». Вот и получился у нас довольно-таки абстрактный разговор о свободе, хотя, кажется, никаким другим разговор о свободе и быть не может. Свобода есть философско-этическая категория, а этика, в частности, всегда абстрактна и идеализирована. Только при столкновении с реальными событиями этические требования, нормы и правила приобретают конкретный характер и свойства, тем самым ставя в тупик очень многих. Например, одно из профессионально-этических требований к личности педагога есть «любовь к детям». Вполне понятно, что любить опрятную, аккуратную, прилежную ученицу очень и очень нетрудно. А как любить лохматого непоседу сорванца, лентяя и постоянного нарушителя дисциплины в классе? Это возможно? Что ж, поговорим о любви в контексте гуманизма и требований к личности педагога. Существует великое множество определений понятий «любовь», «любить», от чуть ли не математических формул до возвышенно-поэтических. Ни то, ни другое нам сейчас не подходит. Представляется, что лучше всего об этом сказано в гуманистической психологии и психотерапии: • Жизнь создается любовью. • Любить человека - утверждать его неповторимое существование. Повторю, что мы все уникальны и неповторимы, что в каждом из нас есть черты негативные и в высшей степени позитивные. Вот разглядите в детях их уникальные положительные качества, развивайте их и искренне любите детей за это. А как быть с отрицательными чертами? Старайтесь не давать повода к их проявлению, акцентируйте свою деятельность на положительных свойствах учеников. Ну а если все-таки что-то прорвется, то обратимся опять к гуманистической психологии - нельзя осуждать человека, но можно осудить его деяние. Можно и нужно упрекать и стыдить за вредоносные действия, совершенные учениками, но, увы, мы практически сразу переходим на общие характеристики личности другого - соврал, значит, лжец, не сделал что-то, значит лентяй, огрызнулся в ответ на действия учителя, значит хам и пр. Чуть что - сразу навешиваем ярлык, который надолго приклеивается к ребенку. Как же всего этого и многого другого плохого и вредного избежать? Посмотрим на принципы процесса педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики (автору представляется, что все принципы одинаково значимы и поэтому порядок их перечисления не имеет никакого значения).
Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности На первый взгляд между педагогом и учеником нет и не может быть никакого равенства - здесь разница в возрасте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот. Действительно, равенство педагога и ученика представляется какой-то ересью: они неравны - возраст, жизненный опыт, образованность педагога и его социальный статус неизмеримо выше ученического. Но здесь речь идет о равенстве в общении и именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогическом взаимодействии. Почему? Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обладающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя. Одно из основных положений коммунистической идеологии утверждало свободу, равенство и братство между людьми. Но равенство можно признавать только в трех аспектах: равенство людей перед законом, равенство в правах человека (и ребенка, в том числе) и равенство в предоставлении свободы действий каждому человеку. Это отвечает гуманистической природе развития человека и реальному факту отличия людей друг от друга: они просто не могут быть равны между собой практически по всем личностным характеристикам и параметрам. Равенство по-советски есть равенство по подобию: у меня высшее образование, у тебя высшее образование - значит, мы равны. Это подтверждается известной фразой тех времен «У нас незаменимых нет!». Есть незаменимые, все должны быть незаменимыми в большей или в меньшей степени. Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педагог) не может обойтись без другой (учащиеся). Более того, если рассматривать их права и обязанности, то окажется, что они взаимозависимы и теснейшим образом связаны между собой. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это образование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять. Сущность термина «партнерство» можно выразить следующим образом: «Имей свои интересы, но действуй в интересах всех». Если педагог и дети станут действительными партнерами в их совместной деятельности, то и плодотворность этой деятельности становится очевидной. Кстати, партнерство такого рода дает дополнительный аргумент в пользу равенства педагога и учащихся в педагогическом взаимодействии. Но данный принцип применим также и к взаимоотношениям педагога с коллегами и с руководством учебного заведения - ведь коллеги и руководство это те же партнеры, которые занимаются, в сущности, одним и тем же делом, в одних и тех же условиях, с одними и теми же учениками. Если данный принцип будет осуществляться, то можно говорить об уважительном отношении педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе, к своим коллегам по работе. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - грубости, - унижений, - оскорблений, - высокомерия, - чувства собственной униженности, - личных пристрастий и т. д. Поэтому здесь:
- этика отношения педагога к своей профессиональной деятельности; - этика отношения педагога к учащимся; - этика отношения педагога к самому себе; - этика отношений педагога «по горизонтали» (отношение к своим коллегам) и «по вертикали» (отношения с руководством).
Приоритет феноменологического характера педагогической деятельности над технологическим Этот принцип тесно связан с гуманистической направленностью всей педагогической деятельности. Дети всегда заинтересованы в тех, с кем они общаются или вовлечены в какую-либо совместную деятельность. Как уже говорилось в самом начале, ученики прежде всего воспринимают индивидуально-личностные свойства учителя. И если результат восприятия положителен, то и учебная деятельность будет иметь конструктивный, плодотворный и эффективный характер. Обеспечение плодотворного функционирования данного принципа в педагогическом взаимодействии позволяет говорить о реальной индивидуализации воспитания и обучения, а также о развитии процессов самопознания учителем самого себя, своего места в профессии. Педагог предстает перед детьми прежде всего как человек (феномен), а уже потом как авторитетный (или не авторитетный) взрослый, как носитель некой важной и полезной информации. К сожалению, в нынешнее время на первый план выдвинут технологический приоритет. Это и тестирование, и создание обязательного фонда электронных библиотек по изучаемым дисциплинам, а также внедрение определенных методик воспитания и обучения, которые, например, успешно работали у одного учителя, но это не значит, что они будут так же эффективны в исполнении другого педагога. Тогда педагогическая технология как совокупность условий, содержательных и организационных форм и методик профессиональной деятельности педагога должна отойти на второй план и будет конструироваться уже индивидуально и творчески каждым учителем соответственно феноменологическим особенностями своей личности. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - обезличивания процесса педагогического взаимодействия; - акцента на репродуктивный характер обучения; - иллюзий о существовании некого универсального закона, правила, рецепта, по которому все пойдет ладно и складно само по себе, если найти этот рецепт и применять его; - понимания педагога как транслятора знаний, нравственных ценностей, моральных норм; - восприятия учителя как безгрешного ангела во плоти и слепого следования его указаниям. Поэтому здесь: - этические нормы и правила поведения педагога; - этика процесса гуманизации профессиональной педагогической деятельности; - этика взаимоотношений; - этика восприятия учащимися учителя и учителем своих учеников.
Разнообразие целей и задач педагогического взаимодействия Личностная ориентация на каждого ученика предполагает отсутствие одной, единой для всех цели педагогического взаимодействия, урока, внеклассного коллективного дела исходя из того, что все люди разные, но каждый уникален и неповторим по-своему. То же самое относится и к учителю, который, согласно программе по учебному предмету, должен стремиться ее реализовать в умах и сердцах своих учеников. С учетом этого можно говорить о некой близости целей, которая объединяет те самые разные цели педагогического взаимодействия, которые по силам разным ученикам и отвечают их способностям, потребностям и интересам. Тогда общность некой близкой ко всем цели урока разделяется на ряд конкретных задач уже индивидуализированного характера. Так, один и тот же урок может служить для разных детей либо источником знаний, либо источником переживаний, либо поводом для формирования умений, либо отправной точкой для более глубокого изучения темы и так далее - то есть каждый отдельно взятый ученик воспринимает одну и ту же тему по-разному, в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями. Учитель также в известной степени субъективен в представлении темы, в методике проведения урока, но ему придется касаться разных сторон изучаемой темы, применять разные методические приемы для того, чтобы практически всем его ученикам этот урок был интересен и полезен. Таким образом, цели разные, задачи разные, методические приемы тоже разные, но их объединяет некая общность, которая выражается в наличии темы урока, а также теми возможностями для разностороннего развития способностей детей, которые данная тема предоставляет. Представляется, что этот принцип отвечает тезису «Все люди разные», когда требуется всякий раз по-новому заниматься детьми на уроке, удовлетворяя их познавательные и другие потребности. Этот же тезис может объяснить, почему не может быть «обмена опытом» между учителями. Изучение опыта других педагогов, «примерка» на себя некоторых его фрагментов, переработка или доработка их («подгонка» под себя) допустимы и не противоречат ни основам гуманистической направленности деятельности учителя, ни самой ее сущности. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - формального исполнения педагогической деятельности; - неуважения к личности участников педагогического взаимодействия; - скучного урока и, следовательно, бездействия учеников на нем; - безличной уравниловки и «причесывания всех под одну гребенку»; - потери интереса педагога к собственной деятельности ввиду необходимости повторять одно и то же на уроках в разных классах. Поэтому здесь: - этика отношения педагога к самому себе и к учащимся; - этика отношения педагога к своей деятельности; - этика саморазвития и самосовершенствования педагога.
Творчество как сущность педагогической деятельности Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс создания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков. Данный принцип продолжает принцип предыдущий и тот же тезис о положительных возможностях личности человека, всегда имеющей некий потенциал, который учителю необходимо обнаружить в ребенке и далее приложить усилия к его росту и развитию. Тогда именно способность учителя к постоянному творческому поиску поможет ему прояснить те разнообразные цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в педагогическом взаимодействии с учениками. Все люди разные и все прекрасны в своем потенциале (в творческом потенциале своей личности), и именно поэтому их можно любить и оказывать им дружеское расположение. Представляется, что способность человека к творчеству (креативность) должна являться результатом педагогического взаимодействия ребенка с педагогами буквально с самых первых моментов вхождения ребенка в учебное заведение. Как общеизвестно, все дети талантливы и довольно рано проявляют свою предрасположенность к творчеству. Поэтому следует развивать и поощрять развитие творческих способностей у детей, практически не ограничивая сферы их применения. Тогда можно с уверенностью говорить о равенстве и партнерстве детей в педагогическом взаимодействии, поскольку каждый ученик обязательно найдет в нем себя, если будут существовать условия для различных видов его творческой деятельности. То же самое в полной мере относится к учителю и его руководству, от которого как раз и зависит развитие творческого потенциала учителя и, следовательно, его учеников. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - авторитарного стиля руководства педагогическим взаимодействием и вообще всей педагогической деятельностью учебного заведения; - ущемления прав личности и профессионала-педагога; - неравенства в общении и совместной деятельности между детьми и между детьми и учителем. Поэтому здесь: - этика руководства педагогической деятельностью и учебным заведением; - этика взаимоотношений между детьми и педагогом; - этика взаимоотношений педагога с коллегами и с руководством; - этика норм и правил саморазвития и самосовершенствования.
Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов Если понимать процесс педагогического взаимодействия как составную часть обширного социально-экономического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной деятельности педагога возможна только при знании и понимании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономических, социальных и идеологических потребностей государства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность. Этот принцип может показаться парафразой принципа «Связь с жизнью и практикой коммунистического строительства» в советской педагогике. Это действительно так, но и не совсем так. В прошлые времена, как уже говорилось, общественно-политическая, экономическая, социально-культурная жизнь страны представляла собой лакированную действительность. Очень многое из желаемого выдавалось за действительное. Поэтому и тот принцип о связи с жизнью и практикой коммунистического строительства являлся слепком с той общественно-исторической эпохи. И взрослые, и дети в разной степени замечали несоответствие лозунгов и планов реальным свершениям в стране. И тогда получается, что школа должна не отставать от той самой, зачастую неполноценной, ущербной жизни, впереди которой шли красные полотнища, зовущие в коммунизм. То есть, образно говоря, данный принцип воспитания и обучения призывал брать пример с практики коммунистического строительства как практики приписок, формализма, громких слов, расходящихся с делом, и т. п. Что ж, это и происходило. Если вся жизнь СССР была политически идеологизирована, то и учебно-воспитательный процесс был также идеологизирован. Политическая подоплека в школьной жизни обнаруживалась везде: во всех внеклассных мероприятиях, на уроках истории и литературы и даже на уроках арифметики в начальной школе. Идеологи «страны развитого социализма» присвоили себе право замалчивать факты прошлого и настоящего или односторонне их освещать, запрещали читать определенные книги и смотреть конкретные фильмы, спектакли (вплоть до привлечения к уголовной ответственности «за клевету, пропаганду и распространение порочащих жизнь советских людей фактов и домыслов»). Практически все это видели, понимали и по мере сил и уровня умственного развития старались нарушить навязываемые правила жизнедеятельности. Однако яд навязываемых политических, идеологических, социальных установок и морально-нравственных ценностей все-таки проникал в сознание людей, причем иногда очень и очень незаметно. Поэтому действительно хорошие учителя искренне верили в то, что, повторяя (транслируя) некоторые идеологические догмы, они совершают благое дело. Как следствие формализма, авторитарности, нетерпимости к отличной от официальной позиции точке зрения, откровенной лжи в официальной политике тогдашнего государства школа и вузы вполне успешно научали своих воспитанников делать то же самое. И студенты, и школьники лихо лицемерили, обманывали педагогов, прикрываясь кто фальшивой справкой, кто хитроумными оправданиями, увиливали от бесконечных субботников и собраний, то есть приводили в действие механизмы инстинкта самосохранения. Эти механизмы существуют и поныне практически в любом учебном заведении, хотя уже сознательно живет и действует поколение, родившееся после декабря 1991 года. И именно в школах они продолжают получать сильные «дозы» для выработки такого поведения, которое позволяло бы им выжить в нашем далеком от стабильности обществе. Принцип анализа событий исторического прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматривает не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем. Государство, забывшее свое прошлое, не имеет будущего - примерно так звучит эта мысль кого-то из великих людей. Но помнить о прошлом - одно, а проанализировать его, сделать правильные выводы и учесть в своей педагогической деятельности - это совсем другое. Представляется, что многое негативное, что существует сейчас в нашем обществе, не есть та самая демократия, к которой стремилось наше общество, а именно непродуманные, непроанализированные и неучтенные последствия периода «развитого социализма». И прежде всего в психологии поведения людей от простых смертных до высших эшелонов власти. Тогда тезис о том, что любить - значит утверждать неповторимое существование другого, приходится претворять в жизнь с учетом того, что все люди и старые и молодые несут в своем поведении, в восприятии окружающего мира остаточные явления прошлого. Отсюда любовь учителя к своим ученикам и вся деятельность несет в себе дополнительные трудности последовательной, но ненасильственной перестройки сознания поколений, включая и самого учителя как первого из тех, кто должен четко представлять себе сущность и содержание происходящего и психологически осваивать то новое, что является объективным требованием изменившегося мира. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для - бездумного подражания словам и делам других людей; - формального отношения к собственной деятельности; - обмана и манипулирования другими людьми; - неграмотности в сфере социальных отношений в государстве; - программирования установок и поведения детей. Поэтому здесь: - этика ненасильственной педагогической деятельности; - этика уважительного отношения к другим людям; - этика выработки принципов построения взаимоотношений с самим собой и с другими людьми; - этика гражданской позиции педагога как пример для осознания ее его учениками; - этика уважительного отношения к мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Принцип актуализации Любая информация, в том числе и научная, в системе обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проецироваться на конкретные жизненные обстоятельства. Актуальность знаний и умений, как и обладание какими-то индивидуально-личностными особенностями, представляется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкретным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педагогического взаимодействия становится реально сознательной и активной. Действительно, просто знания и умения как таковые, сформированные, выученные, закрепленные, будут бесполезными и вскоре забытыми, если нет и в ближайшее время не будет найдено их конкретное применение. Более того, уже в самом процессе урока учитель должен сделать так, чтобы его ученики осознавали бы объективную необходимость и пользу того, чем они сейчас занимаются. Это об обучении. А об оказании содействия ребенку в формировании отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру и к своей собственной деятельности («воспитание» в контексте личностно ориентированной педагогики) можно вообще говорить очень долго. Здесь принцип актуализации срабатывает не только как следование модным направлениям в одежде и прическах, но и проясняет ситуацию с формированием и развитием таких индивидуальных качеств личности, которые «в моде» практически всегда. Прежде всего это те нравственные позиции Христовых Заповедей, которые учителю следует именно актуализировать для детей применительно к реалиям современного общества. Почитай родителей, не убивай, не кради, не лги и другие - эти заповеди должны стать очевидными ценностями для детей, а не набором заученных фраз, которые в таком случае напрочь теряют свой смысл и значение. Главное - понимание того, что любовь актуальна всегда, жизнь создается любовью, равно как и все сопутствующее ей: дружба, уважение, принятие ближнего, терпение, терпимость и многое, многое другое. Это все то конструктивное, что создается человеком и должно приносить пользу и радость обществу, а также самому человеку, благодаря тем своим личным усилиям, которые он прилагает, созидая что-либо материальное или духовное, в том числе и какие-либо черты своей личности. Следует понимать, что актуально именно сейчас и будет актуально еще очень долго. Или, другими словами, что есть в поведении человека вечное, незыблемое, то, что и делает человека человеком. Сейчас (и есть серьезные подозрения в том, что так было и раньше) на поверхности общественных отношений явственно проступают такие черты личности, как лидерство, напористость, ловкость, стремление к материальному достатку, которое иногда выражается в антиобщественных и противозаконных действиях. А вот доброжелательность, терпимость, сопереживание и так далее как бы «немодны», их сейчас «не носят», они устарели. Однако любой крутой бизнесмен, попав в нештатную ситуацию, а то и просто переутомившись, как раз и ищет у окружающих именно человеческого тепла, сочувствия, терпимости, доброжелательности, готовности принять его и, может быть, даже утешить. Эти черты личности человека, эта его готовность принять, посочувствовать, морально поддержать, помочь, хотя бы просто внимательностью к проблемам другого, всегда были и будут высоко цениться в обществе, но далеко не всякому по плечу. Здесь проявляется тот самый пробел в воспитании общечеловечески ценных качеств личности, который был допущен в те годы, когда общественное было выше личного, когда все мы имели «общую высокую цель», когда парткомы и месткомы решали семейные проблемы и следили за моральным обликом советского человека. Отголоски этих настроений слышны и поныне, может быть, уже не в контексте страны в целом, но уж в контексте отдельно взятой коммерческой фирмы (концерна, банка, ассоциации) и особо ярко проявляются в так называемой корпоративной этике (не выносить сор из избы, всегда быть патриотом своей фирмы, не делать ничего такого, что строжайше запрещено внутренним распорядком). Представляется, что, подготавливая детей к вхождению в непростой мир взрослых, педагогу не требуется проводить специальных тематических классных часов о нравственных категориях, не нужно «читать мораль» на те же темы. Ему достаточно просто действовать соответствующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного». А эти качества всегда «в моде», всегда актуальны, даже если на первый взгляд незаметны и не представляются значимыми в настоящее бурное время. Педагогу требуется не критиковать существующую действительность, а самому искать пути и способы достойного существования в ней, тем самым давая наглядный пример возможного поведения в достаточно жестком мире противоречий, иллюзий, соблазнов. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - равнодушного отношения педагога ко всему тому, что он делает, ко всем тем, с кем он взаимодействует; - пустословия, стереотипов и штампов педагогической деятельности; - лицемерия и начетничества; - идеализации и чрезмерной романтизации должного поведения человека в окружающей реальности; - разрыва между желаемым, действительным и реально возможным. Поэтому здесь: - этика общения и совместной деятельности, опирающаяся на реальные условия теперешней действительности; - этика отношения педагога к самому себе и к другим; - этика отношения к собственной педагогической деятельности; - этика восприятия особенностей окружающего мира; - этика правил и норм достойной жизнедеятельности.
Принцип идентификации Его сущность - сделать некое знание, некую информацию, некое умение для ученикаего собственным, то есть сделать так, чтобы ученикосвоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в котором он почувствовал бы какие-то созвучные его жизненному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и умений непосредственно к своей индивидуальности. Нет единого для всех знания и единого для всех умения - все это индивидуально и личностно обосновано. В успешном функционировании принципа идентификации большую роль играют ассоциативные связи, возникающие в воображении, а также особенности темперамента, природных задатков и способностей, моменты личного опыта и многое другое. Такого рода освоенные знания лучше запоминаются и эффективней применяются. Можно идентифицировать себя с героем литературного произведения, с овладением каким-либо умением (решать задачи, делать творческие работы), с пониманием какого-либо научного закона и явления, с просто какой-либо информацией, имеющей, например, отношение к хобби ребенка, к некоему увлечению или просто к повышенному интересу относительно какого-то учебного предмета или неких его отдельных тем. Знание само по себе не имеет никакой ценности. Только при осознании человеком индивидуально-личностной значимости некой информации для него самого и всего, что с этим связано в его жизни, знания усваиваются и формируются в систему, отвечающую потребностям человека в его достойном существовании и развитии. Принцип идентификации связан с принципом актуализации и проявляется, если учитель в своей деятельности руководствуется принципом разнообразия целей педагогического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удовлетворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индивидуальности, В сущности, это именно то, что мы говорим о гуманистической направленности педагогической деятельности как о свободном развитии задатков и способностей ребенка. Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей действительности и к своей деятельности, что уже само по себе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отношения в значительной степени вовлечены и другие люди: родители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги. И тогда есть все основания полагать, что имеются шансы для того, чтобы люди не навязывали другим своей точки зрения, идеала человека и нравственных ценностей в своем понимании. Если опираться на этот принцип, тогда нет места для: - насильственного программирования личности ребенка сообразно неким общепринятым стандартам, стереотипам; - монотонно однообразного обучения и воспитания, когда «все одинаково для всех», так как «программа обучения едина для всех»; - некоего среднеарифметического показателя обученности и воспитанности «среднего статистического» учащегося; - восприятия учащихся как единого, «монолитного» целого; - стандартизации педагогической деятельности. Поэтому здесь: - этика индивидуализации педагогической деятельности; - этика вариативности профессиональных действий; - этика отношения педагога к своему труду, к другим людям.
Опережающие потребности общества, сущность, содержание и характер
|
|||
|