Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 4 страница



Но всегда следует помнить, что любой «перегиб палки» может превратить самую положительную черту личности в ее полную отрицательную противополож­ность:

- чрезмерную храбрость - в безрассудство;

- чрезмерную заботу - в навязчивость;

- чрезмерное терпение - в равнодушие и попусти­тельство;

- чрезмерное сочувствие - в унижающую другого человека жалость, а сама чрезмерная жалость мо­жет превратиться в жертвенность.

Кстати, гуманистическая психология и психотера­пия утверждают, что нельзя осуждать человека, но мож­но осудить его отдельное деяние. Вот и не будет безгреш­ного кумира, а будет перед нами человек, который очень хорошо делает свое дело, а все остальное - его личная, пусть и далекая от совершенства, жизнь, в которую мы не вмешиваемся, не отвергаем, а принимаем как некую объ­ективную данность.

Сказать-то и написать легко, а вот как это все будет выглядеть в реальной жизни? Попробуем ответить на этот вопрос в следующем разделе. Именно следующий раздел и будет посвящен конструктивным рекомендациям, в то время как первые разделы - критический взгляд на уже существующие нормы и правила педагогической этики.

Переводя обтекаемые фразы о педагогической эти­ке в одноименном учебном пособии на практичный и по­нятный язык повседневной педагогической деятельности, мы получаем, что педагог не имеет права:

- распускать руки;

- вступать в интимные отношения с учащимися;

- оскорблять и унижать детей, родителей и коллег по работе;

- лгать, мошенничать, манипулировать людьми;

- распускать сплетни и слухи;

- интриговать, подслушивать, подглядывать;

- грубить, употреблять ненормативную лексику;

- фамильярничать и быть запанибрата с ученика­ми и коллегами;

- работать спустя рукава;

- опаздывать на занятия, прогуливать рабочие дни и

- еще многое другое в этом же духе.

Если внимательно прочитать то; что только что бы­ло написано, то становятся очевидными, по крайней мере, две истины:

1) некоторые запреты на поведение учителя при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. С нарушением этих правил и норм все более или менее понятно - есть статьи УК РФ, есть состав проступка и могут быть применены соответству­ющие санкции;

2) другие запреты на поведение учителя относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия УК РФ. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на педагогическом совете и т. п.

Переведя также на конкретный язык требования о желаемом поведении педагога, мы получаем свод обяза­тельных к исполнению этических «рекомендаций».

Педагог всегда должен быть:

- вежливым;

- доброжелательным;

- тактичным;

- терпеливым;

- терпимым;

- любящим детей и свою профессию;

- строгим и последовательным в своих действиях;

- требовательным;

- дисциплинированным исполнителем требова­ний, указаний, решений, распоряжений выше­стоящих инстанций и т. п.

(а дальше очень хочется написать: «иметь холодную голо­ву, горячее сердце и чистые руки» - попробуйте вспом­нить, откуда взята эта цитата).

Вот и готов желаемый образ педагога, который «должен быть» и «не имеет права». Желаемый в высшей степени, но, как представляется, абсолютно нереальный и далекий от действительности.

Обобщая нормы и правила традиционного понима­ния педагогической этики, можно сказать, что все, цити­руемое выше, в обычной жизни звучит как следующее:

- границы между нормами и правилами педагоги­ческой этики размыты и очень часто одно повто­ряет другое;

- привычные слова и фразы из учебных пособий по педагогической этике, которые мы обнаружи­ваем в официальных изданиях и публикациях, в практике педагогической деятельности звучат просто и конкретно: нельзя заниматься рукопри­кладством, сексуальными домогательствами, нельзя оскорблять и унижать ученика, повышать на него голос, провоцировать его на свершение неблаговидных поступков и пр.;

- именно сущность и содержание норм и правил пе­дагогической этики, которые практически повто­ряют друг друга почти в одних и тех же формули­ровках у разных авторов и в разных публикациях, вызывают большие сомнения в самой реальной возможности следовать им в педагогической дей­ствительности. Здесь нужно что-то другое, что-то раскрывающее не только запреты и рекоменда­ции, но и указывающее на пути и способы орга­ничного принятия этих норм и правил.

 

 

_____________________ Глава 3_____________________

Принципы педагогического взаимодействия личностно ориентированной педагогики как основа для зарождения этики поведения учителя

 

 

1. Понятие о личностно ориентированной педагогике как возможной альтернативе сущности и содержания профессиональной деятельности учителя

Концепция личностно ориентированной педагоги­ки возникла как альтернатива педагогики, традиционной для нашей страны, и включает в себя две взаимосвязан­ные позиции:

1) подготовка будущего педагога осуществляется с акцентом на развитие его индивидуально-лич­ностных черт и свойств через самопознание и са­мосовершенствование в процессе освоения тео­рии и практики педагогической деятельности;

2) профессиональная деятельность педагога осу­ществляется с акцентом на развитие индиви­дуально-личностных черт и свойств каждого учащегося через самопознание и самосовер­шенствование их в процессе педагогического взаимодействия с учителем, причем одновре­менно с этим постоянно происходит и процесс самопознания и самосовершенствования педа­гогом самого себя.

Обе позиции в их теснейшей взаимосвязи основаны на гуманистической направленности всего процесса педа­гогического взаимодействия - свободное развитие задат­ков и способностей каждого человека.

Педагогика нынешнего времени, к сожалению, име­ет в своей сущности, в содержании и в методах воспита­ния и обучения много принципиально общего с педагоги­кой советского периода как практической педагогической деятельности, основанной на политической идеологиза­ции процессов воспитания и обучения, и, в соответствии с этим, на ложных научных положениях, которые конст­руировались согласно партийно-правительственным ука­заниям.

Так, тезис о том, что личность воспитывается в кол­лективе, коллективом и для коллектива, в советской педа­гогике отрицал именно ценность личности ребенка и взрослого человека самих по себе («У нас незаменимых нет!»). Этот тезис существует и поныне, его легко обнару­жить практически во всех современных учебниках и учеб­ных пособиях по педагогике, хотя сейчас официально объявлена гуманистическая направленность педагогичес­кой деятельности. Поэтому о ценности каждой отдельной личности и о свободном развитии задатков и способнос­тей человека говорить не приходится ни сейчас, ни тем бо­лее тогда.

По-прежнему в процессе обучения или образования любого уровня во главу угла ставятся Знания, Умения, Навыки - достаточно посмотреть учебные программы по любому школьному или вузовскому предмету, в которых цели, задачи, содержание и методы обучения нацелены именно на когнитивную сущность всех процессов (Cognitio (лат.) - знание, познание). В когнитивной психологии (направление в психологии, возникшее в конце 50-х - начале 60-х годов XX века) одним из важных поня­тий является понятие «когнитивный диссонанс»,обозна­чающий расхождение между имеющимся у человека опы­том, основанном на теоретических знаниях, и реальной ситуацией, с которой он сталкивается в жизни и в которой теоретическое знание не может помочь в решении про­блем данной ситуации.

Именно когнитивным диссонансом, как представ­ляется картина нашего образования, и страдают как выпу­скники школ, так и молодые специалисты («Вы пришли работать, поэтому забудьте все то, чему вас учили в инсти­туте!»).

Здесь можно было бы сказать, что помимо знаний нужны и практические умения действовать в соответст­вии с полученными знаниями. Однако такое утверждение не подходит, поскольку практические умения решений за­дач в теории и в жизненной практике в процессах школь­ного и вузовского обучения вырабатываются на основе типовых решений типовых задач в подавляющем боль­шинстве, опять же в теоретическом аспекте. Соответст­венно, школьники и студенты погружаются в репродук­тивную деятельность, где их буквально натаскивают на многоразовых повторах немногочисленных образцов дей­ствий.

Если все это с известной натяжкой можно было бы и принять в области точных и естественных наук, то в об­ласти гуманитарных наук, особенно в педагогике, такое недопустимо, хотя бы по одной причине - все люди раз­ные, все уникальны и неповторимы, причем неповторим и учитель, и каждый из его учеников. Отсюда следует то, что если какое-то действие одного учителя дает положи­тельный результат в отношении одного из учеников, то точно такое же действие, но в исполнении другого учителя во взаимодействии уже с другим учеником, может дать прямо противоположный эффект. А посему рецеп­турная педагогика - «что и как нужно делать, если...» - представляет собой очевидный нонсенс, то есть бессмыс­ленность и несообразность.

Но традиционная педагогика культивирует фор­мирование именно такого содержания и сущности про­фессиональной педагогической деятельности. На экза­менах по педагогическим дисциплинам от студентов тре­буется: «дать определение...», «перечислить...», «назвать основные положения...» и т. п. От будущих учителей тре­буется почти цитирование мыслей и высказываний вы­дающихся педагогов прошлого и известных педагогов настоящего времени, их идей, новаций, высказываний. И практически вы никогда не услышите на экзамене во­просов типа: «Ваше мнение о...», «обоснуйте свою точку зрения на...», «что Вы думаете о... и почему именно так?», «что бы лично Вы сделали и почему, если...», «как Вы от­носитесь к...» и т. д.

Подготовка педагога, учителя, преподавателя выс­шей школы должна стать «штучным производством», а подобный процесс всегда обходится намного дороже, чем производство, поставленное на конвейер по одному утвержденному образцу (читайте: по нормам и требовани­ям Государственного стандарта по педагогическому обра­зованию).

Есть и другие принципиальные несогласия с сущно­стью педагогической деятельности и с сущностью и содер­жанием подготовки учителя, как все это определяется в традиционной педагогической науке и практике.

Во главу практической педагогической деятельнос­ти поставлен учитель (преподаватель), но его позиция, со­гласно традиционным установкам, своеобразна. Это авто­ритарная позиция, несмотря на многочисленные призывы к демократизации обучения и воспитания. Эти призывы бесплодны и потому практически не дают положительных результатов, поскольку в сознании учителей, да и общест­ва в целом глубоко укоренилось понимание процессов воспитания и обучения как процессов, происходящих под управлением учителя при полном подчинении ему уча­щихся («Учительница знает что делает, плохому не на­учит!»).

Уже устаревшее определение воспитания как це­ленаправленного процесса передачи общественно-исто­рического опыта старшим поколением для активного усвоения этого опыта молодым поколением, несмотря на появление новых определений, по-прежнему царст­вует в умах наших людей, особенно тех, кто профессио­нально занимается воспитанием. То же самое относится и к устаревшему определению обучения как целена­правленного формирования знаний, умений и навыков для подготовки к жизни и труду. Поэтому живет и здравствует понятие «учебно-воспитательный про­цесс» (или «педагогический процесс»), которое как бы­ло, так и осталось сущностью авторитарной педагогики как насильственного процесса программирования лич­ности ребенка согласно некоему эталону, утвержденно­му в виде государственного заказа общества работникам сферы образования.

Сейчас нет государственного заказа, сейчас про­возглашена гуманистическая направленность педагоги­ческой деятельности, но в учебных заведения работают те же люди, которые работали (и работали много лет) раньше. Или работают молодые педагоги, но которые учились у старых педагогов в школе и по устаревшим учебникам в педагогическом вузе. Как общеизвестно, са­мое трудное - это изменить человека, вернее, изменить систему его ценностей, привычек, убеждений, изменить его поведение как проявление отношения к кому-либо или к чему-либо. А все это и есть, по сути, педагогичес­кая этика как свод норм и правил, регулирующих пове­дение учителя в его профессиональной педагогической деятельности.

Поэтому и появилась личностно ориентированная педагогика как альтернатива педагогическому содержа­нию, сущности, нормам и правилам педагогической дея­тельности, реально действующим в нынешнее время, не­смотря на принципиальные изменения, происходящие в нашем обществе.

Первая попытка была сделана в 1996 году, когда бы­ла издана первая часть «Основ личностно ориентирован­ной педагогики», а в 1997 году - вторая часть[1]. Название понравилось, и чуть позднее стали появляться «Личност­но ориентированное обучение», «Личностно ориентиро­ванное воспитание», «Личностно ориентированные тех­нологии» и другие, написанные уже другими авторами, в работах которых присутствует их собственное понима­ние термина «личностно ориентированная педагогика», отличающееся от первоисточника и трактующее личност­но ориентированный феномен в педагогике как все то же заклинание об «индивидуальном подходе к детям в учеб­но-воспитательном процессе».

В сентябре 2005 года издается уже учебное посо­бие «Личностно ориентированная педагогика», а в июне 2006 года - «Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах», оба издания с грифом Российской академии образования[2]. В них автором переосмыслены и переработаны некоторые общие и частные положения, добавлен новый учебный материал, устранены, по мне­нию автора, некоторые устаревшие сведения и их трак­товка. Наверное, в будущем такое будет повторяться и не раз. Представляется, что это нормальный и естествен­ный процесс развития научной теории и практики, свое­образный процесс поиска и уточнения истинных явле­ний в педагогической действительности. Таким образом:

• личностно ориентированная педагогика отлича­ется от традиционной и привычной педагогики в научном, в практическом аспектах, а также в своей педагогической идеологии как системе убеждений, взглядов и восприятия окружающей действительности вообще;

• определяющим началом профессиональной пе­дагогической деятельности в личностно ориен­тированной педагогике является педагог как ин­дивидуализированный носитель культуры обще­ства, его традиций, обычаев и своеобразным предвестником грядущих перемен в обществе, которые всегда сопровождают общественное раз­витие;

• учащиеся в контексте личностно ориентирован­ной педагогики являются равноправными участ­никами процесса педагогического взаимодейст­вия их с учителем;

• нравственные основы, этические нормы и прави­ла поведения педагога в процессе педагогическо­го взаимодействия формируются и развиваются именно в этом процессе и должны представлять собой индивидуализированную систему педаго­гической идеологии каждого учителя, тем не ме­нее, основанной на принципах педагогического взаимодействия, понятых и принятых учителем в своей интегральной сущности.

Сделав предварительные выводы и утверждения от­носительно сущности личностно ориентированной педа­гогики, необходимо прояснить некоторые принципиально важные понятия, которыми эта педагогика оперирует.

Вместо «учебно-воспитательного процесса» следует понятие о процессе педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие есть взаимосвя­занный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками, ведущий к развитию их познава­тельной деятельности и других значимых качеств и свойств личности его участников.

Составные части педагогического взаимодействия: общение и совместная деятельность.

Общение - сложный и многоплановый процесс ус­тановления и развития контактов между людьми, порож­даемый их потребностями в совместной деятельности и общению между собой как таковому.

Само по себе общение выполняет несколько функ­ций:

- контактную как взаимную обоюдную готовность к приему и передаче информации;

- инормационную как обмен информацией раз­личного вида;

- побудительную как стимулирование активности на выполнение определенных действий;

- функцию понимания как обеспечение понима­ния не только смысла общения, но и намерений, установок, состояний партнеров по общению;

- поведенческую как установление отношений между людьми и оказание влияния на изменение типа отношений, развитие и совершенствование их;

- эмотивную как возбуждение нужных эмоцио­нальных переживаний, изменение эмоциональ­ного состояния других и самого себя.

Все функции общения практически существуют и действуют одновременно, тем самым создавая полно­ценное общение между людьми. Отсутствие в общении какой-либо одной или нескольких функций делает обще­ние бедным по форме и содержанию, неполноценным, а то и отсутствием общения между людьми как такового.

Однако в педагогике особо выделяют понятие «пе­дагогическое общение», которое следует понимать как профессиональное общение педагога с учащимися, на­правленное на создание благоприятного психологическо­го климата, в котором происходит психологически и педа­гогически целесообразная организация деятельности и отношений между педагогом и учащимися.

Из этого логически выходит, что психологический климат в педагогическом взаимодействии всегда должен быть положительно эмоционально окрашен, а следова­тельно, со стороны педагога не может быть никаких дейст­вий, которые привнесли бы в их взаимодействие отрица­тельные эмоции - неприязнь друг друга, унижение, чте­ние моральных сентенций и т. п.

Совместная деятельность - организованная систе­ма активности взаимодействующих сторон, направленная на целесообразное производство материальных и духов­ных объектов.

Обратите внимание на то, что и в определении педа­гогического общения, и в определении совместной дея­тельности присутствует понятие «целесообразное». Дей­ствительно, дети очень плохо воспринимают урок, если им не понятно, зачем все это им нужно, если нет интереса (и, как следствие, нет активности), если нет нормальных, не наносящих психических травм отношений с учителем. Поэтому объем учебного материала должен быть всегда тщательно отобран и адаптирован непосредственно к осо­бенностям каждого класса.

Если с материальными объектами, которые полу­чились в процессе и результате совместной деятельнос­ти, все очень понятно - это записи в тетрадях, решенные примеры и задачи, устные и письменные ответы, - то с духовными объектами дело обстоит немного сложнее. Представляется, что духовными объектами совместной деятельности в педагогическом взаимодействии могут быть человеческие отношения, сформированная точка зрения, изменение эмоционального состояния в лучшую сторону, развитие способностей и т. д. Это духовные объекты - их нельзя потрогать, иногда их нельзя услы­шать, очень трудно зафиксировать, но они должны по­являться на каждом уроке, при каждом контакте учите­ля с детьми.

Совместная деятельность в педагогическом взаимо­действии происходит во времени и может осуществляться различными способами. Психологи выделяют несколько основных способов совместной деятельности.

Замкнутость. Человек испытывает потребность ос­вободиться от воздействий другого и не вступает с ним в контакт, тем самым как бы отстраняясь от него. В школьной практике причинами замкнутости ученика может быть все что угодно - плохое настроение, домаш­ние неприятности, скучный урок, монотонный голос учи­теля и т. д.

Ритуалы. Это есть чередование стереотипных по­следовательных действий, известных, понятных и при­вычных для окружающих. В педагогическом взаимодей­ствии существует множество ритуалов, которые позволяют сберегать учебное время, обходиться минимумом слов и других действий.

Работа. Здесь речь идет о выполнении какого-либо действия, операции, решении задачи, где во главу угла по­ставлен сам смысл данной работы, а вот личные симпатии или антипатии должны отойти на второй план.

Развлечение. Под ним подразумевают обсуждение каких-либо вопросов развлекательного характера, не имеющих прямого отношения к учебной деятельнос­ти. Развлечения могут быть своеобразной разрядкой, от­дыхом от напряженной работы на уроке - тогда они име­ют положительное значение. Важно, чтобы весь урок не превратился в сплошное развлечение, не имеющее отно­шения ни к теме учебной деятельности, ни к учащимся, ни к учителю.

Игра. Это сложная разновидность совместной дея­тельности, когда один или оба ее участника пытаются ма­нипулировать друг другом. Игра есть своего рода штамп-стереотип, в который часто, кстати, попадает учитель, ес­ли надумает «вывести ученика на чистую воду». Он допытывается, почему не сделано домашнее задание, а в ответ слышит все что угодно - «болел», «забыл тет­радь», «потерял запись о домашнем задании» и тому по­добное, - кроме одного единственно верного ответа: «Не сделал потому, что не захотел делать». Вот и «играет» уче­ник с учителем или учитель с учеником, когда грозит ему явно неосуществимыми карами, хотя все давно знают, что все подобные угрозы - сплошь набор привычных слов из репертуара беспомощного или просто неумелого педагога. В игре все притворяются: один прикидывается несчаст­ным, а другой - строгим и беспощадным.

Достижение близости. Здесь нет необходимости об­манывать другого, манипулировать им. Здесь все искрен­не и на высоком уровне взаимодействия. Это может быть, когда учитель воспринимается как носитель чего-либо прекрасного и необходимого; это может быть ученик, уди­вивший учителя и своих одноклассников необыкновенно интересным ответом. Достижение близости - это восторг от нахождения единомышленника, который все понимает с полуслова.

Понятно, что все способы совместной деятельности в педагогическом взаимодействии, имеющие выраженный положительный оттенок, срабатывают только тогда, когда можно говорить о наличии положительного эмоциональ­ного настроя в классе, о наличии того самого педагогичес­кого общения, о котором мы уже говорили.

Другими словами, речь идет о существовании некой гармонии между учителем, учениками, их общением друг с другом и совместной деятельностью. Честно говоря, лично я практически не встречал в педагогической лите­ратуре термина «гармония», когда речь шла об учебно-воспитательном процессе. Да и вряд ли о ней могли гово­рить, если в самой сущности, в самом содержании учебно-воспитательного процесса по-прежнему - пусть об этом нигде сейчас уже в открытую не пишут - незримо, но вполне ощутимо присутствует «направляющий и ука­зующий перст» педагога, осуществляющего руководство педагогическим процессом.

Вот и опять получается, что мы вовсю говорим о гу­манистической направленности педагогической деятель­ности, а на деле по-прежнему насаждаем авторитарность как единственно возможный способ управления детьми в классе. Необходим принципиально другой взгляд на все то, что происходит в классе; и представляется, что лично­стно ориентированная педагогика может каким-то обра­зом прояснить некоторые вопросы и дать возможность учителю и его ученикам самореализовать себя во благо окружающих.

 

2. Принципы педагогического

взаимодействия как действительное и реально возможное

Только терпимость и сотрудничество могли бы обеспечить столь необходимое для нас высоконравственное руководство.

Нельсон Мандела

Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Соответственно под принципами педагогического взаимодействия в личностно ориентированной педагоги­ке мы понимаем то, что создает основу поведения и дейст­вий учителя. Знакомясь с этими принципами, очень важ­но, чтобы вы «примеряли их на себя», размышляя при этом, что и в какой степени у вас уже есть, что хотелось бы иметь, что, как говорится, душа не принимает. Это прин­ципиально важно, поскольку речь идет, во-первых, о проблематизации вашего сознания, а во-вторых, именно здесь и должна происходить личностная ориентация как адап­тация или освоение основных положений и установок в вашей профессиональной педагогической деятельности.

В результате формируется ваша индивидуально-личностная профессионально-житейская идеология как система взглядов на самого себя, на других людей, на ок­ружающую действительность, на свою педагогическую деятельность. В эту систему входят также убеждения, осо­знание потребностей, мнения и так далее, которые долж­ны будут в дальнейшем постоянно развиваться, в извест­ной степени видоизменяться и совершенствоваться, то есть как и вы сами будете со временем развиваться, ме­няться, совершенствоваться, что есть суть человеческого взросления, самореализации, жизни вообще.

Основа принципов педагогического взаимодейст­вия личностно ориентированной педагогики - ее гумани­стическая направленность. Вкратце это следует понимать как признание ценности личности каждого человека и оказание ему содействия в свободном развитии своих задатков, способностей.

Однако может возникнуть вопрос: есть ли границы этой свободы? Ответ - и да, и нет. Здесь необходимо вникнуть в само понятие свободы.

1. Свобода - осознанная необходимость (по В. И. Ленину).

2. Мне все дозволено, но не все полезно (библей­ское).

Сравнивая два определения между собой, мы пони­маем, что оба они говорят, в сущности, об одном и том же. Их объединяет, наверное, самая главная свобода - свобода выбора.

Действительно, человек всегда выбирает, какое действие совершить, как его совершить и, конечно же, представляет себе возможные последствия каждого варианта своих действий. Вот тогда и происходит реальный выбор определенного и конкретного действия.

О свободе следует знать вот еще что. Человек (и пе­дагог) всегда должен помнить, что, разрешая себе какие-либо действия в отношении других людей, он обязан раз­решить другим людям такие же действия и в отношении самого себя. Очень упрощенно: позволяешь себе гневать­ся - позволяй и другим то же самое; разрешаешь себе не выполнять чьих-либо указаний - будь готов, что другие могут не выполнять твои указания или просьбы; соответ­ствуешь каким-то требованиям - имеешь моральное пра­во требовать того же с других и т. д.

Свободы без ограничений (а главное - без самоог­раничений) не бывает. Вернее, бывает, но это уже не свобода, а анархия, беспредел, хаос. Человечество не может жить в хаосе. У людей существует сильная по­требность в некоем порядке, системе, в которой все рас­ставлено по полочкам и все находится во взаимосвязи друг с другом.

Однако и сам порядок бывает разным. Исторически сложилось так, что в переломные моменты истории чело­вечества всегда существовал определенный хаос, в кото­ром люди чувствовали себя психически настолько неуют­но, что, по сути, сами выбирали себе того, кто пришел бы и навел порядок. И приходили, и наводили.

Так, практически всегда после разгула анархии, вы­званной социально-экономическими потрясениями, когда старое уже уничтожено, а вот новое еще не народилось, наступало время диктатуры.

После Великой французской революции - наполео­новская диктатура. Безработицу, инфляцию, экономичес­кую и политическую неразбериху времен Веймарской ре­спублики прекратил диктатор Гитлер. Полное разруше­ние Российской монархии возможно было лишь при диктаторском правлении. И оно появилось - сначала дик­татура пролетариата (военный коммунизм), а потом фак­тический диктат Сталина (многие и сейчас тоскуют по тем сталинским временам с их жестким порядком и дис­циплиной).

Нечто подобное, напоминающее описанные выше процессы, происходило и в системе Российского образо­вания в конце 80-х - начале 90-х. Отказ от авторитариз­ма и формализма в системе обучения и воспитания сна­чала привел к «разгулу творчества», когда преподаватели вели уроки как хотели, будучи при этом освобожденны­ми от всяческих многочисленных отчетов, обязательных, но никому не нужных справок, планов воспитательной работы и т. п.

И вот уже начало XXI века, а картина резко изме­нилась. Появились Государственные образовательные стандарты, снова требуются отчеты, справки, планы, в скором времени планируется полностью перейти к сда­че Единого государственного экзамена, и стало очень модным проводить тестирование буквально по всем предметам, включая гуманитарные, где по определению не может быть одного единственно правильного ответа. (Ну, разве что даты исторических событий или полное имя писателя.)

Растерянность многих педагогов эпохи социально-экономического кризиса тех лет сменилась тихим успоко­ением, хотя и ворчливого толка, мол, опять пиши бумаж­ки, опять требуют планы уроков и т. д.

Приведу великие слова гениального поэта А. Блока:

И раб, уставший от свободы, Возропщет, жаждая цепей.

Вот мы и пришли к тому, что принято называть «рабской психологией». А куда нам от нее деваться, если за 70 с лишним лет мы в ней варились, мы ее принимали в принципе, хотя и с оговорками, мы, в конце концов, ее исповедовали и проповедовали. Вот самыми ярыми про­поведниками и были педагоги, а их ученики - теми, кого программировали по канонам тоталитарного сознания и авторитарного стиля управления этим сознанием. Вспомните: «педагог формирует мысли и чувства детей» и «педагог - транслятор». Понятно, что если это принять, то получится, что педагог формирует личность ребенка по своему образу и подобию, будучи при этом всего лишь транслятором-передатчиком социально-политических ус­тановок, спущенных сверху. Своего мнения, взгляда, точ­ки зрения он как бы не должен иметь. Ну а там уже совсем недалеко до «передачи общественно-исторического опы­та», до «передачи знаний» и «усвоения моральных норм жизни общества».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.