Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 5 страница



Вот и получился у нас довольно-таки абстрактный разговор о свободе, хотя, кажется, никаким другим разго­вор о свободе и быть не может. Свобода есть философско-этическая категория, а этика, в частности, всегда абстракт­на и идеализирована. Только при столкновении с реаль­ными событиями этические требования, нормы и правила приобретают конкретный характер и свойства, тем самым ставя в тупик очень многих.

Например, одно из профессионально-этических требований к личности педагога есть «любовь к детям». Вполне понятно, что любить опрятную, аккуратную, при­лежную ученицу очень и очень нетрудно. А как любить лохматого непоседу сорванца, лентяя и постоянного нару­шителя дисциплины в классе? Это возможно?

Что ж, поговорим о любви в контексте гуманизма и требований к личности педагога.

Существует великое множество определений поня­тий «любовь», «любить», от чуть ли не математических формул до возвышенно-поэтических. Ни то, ни другое нам сейчас не подходит.

Представляется, что лучше всего об этом сказано в гуманистической психологии и психотерапии:

• Жизнь создается любовью.

• Любить человека - утверждать его неповтори­мое существование.

Повторю, что мы все уникальны и неповторимы, что в каждом из нас есть черты негативные и в высшей степе­ни позитивные. Вот разглядите в детях их уникальные по­ложительные качества, развивайте их и искренне любите детей за это.

А как быть с отрицательными чертами? Старайтесь не давать повода к их проявлению, акцентируйте свою де­ятельность на положительных свойствах учеников. Ну а если все-таки что-то прорвется, то обратимся опять к гу­манистической психологии - нельзя осуждать челове­ка, но можно осудить его деяние.

Можно и нужно упрекать и стыдить за вредоносные действия, совершенные учениками, но, увы, мы практиче­ски сразу переходим на общие характеристики личности другого - соврал, значит, лжец, не сделал что-то, значит лентяй, огрызнулся в ответ на действия учителя, значит хам и пр. Чуть что - сразу навешиваем ярлык, который надолго приклеивается к ребенку.

Как же всего этого и многого другого плохого и вредного избежать? Посмотрим на принципы процесса педагогического взаимодействия личностно ориентиро­ванной педагогики (автору представляется, что все принципы одинаково значимы и поэтому порядок их перечис­ления не имеет никакого значения).

 

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности

На первый взгляд между педагогом и учеником нет и не может быть никакого равенства - здесь разница в воз­расте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот.

Действительно, равенство педагога и ученика пред­ставляется какой-то ересью: они неравны - возраст, жиз­ненный опыт, образованность педагога и его социальный статус неизмеримо выше ученического. Но здесь речь идет о равенстве в общении и именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогичес­ком взаимодействии. Почему?

Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обла­дающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя.

Одно из основных положений коммунистической идеологии утверждало свободу, равенство и братство между людьми. Но равенство можно признавать только в трех аспектах: равенство людей перед законом, равен­ство в правах человека (и ребенка, в том числе) и равен­ство в предоставлении свободы действий каждому че­ловеку. Это отвечает гуманистической природе разви­тия человека и реальному факту отличия людей друг от друга: они просто не могут быть равны между собой практически по всем личностным характеристикам и параметрам.

Равенство по-советски есть равенство по подобию: у меня высшее образование, у тебя высшее образование - значит, мы равны. Это подтверждается известной фразой тех времен «У нас незаменимых нет!». Есть незаменимые, все должны быть незаменимыми в большей или в мень­шей степени.

Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педа­гог) не может обойтись без другой (учащиеся). Более то­го, если рассматривать их права и обязанности, то окажет­ся, что они взаимозависимы и теснейшим образом связа­ны между собой. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это об­разование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять.

Сущность термина «партнерство» можно выразить следующим образом: «Имей свои интересы, но действуй в интересах всех». Если педагог и дети станут действи­тельными партнерами в их совместной деятельности, то и плодотворность этой деятельности становится оче­видной. Кстати, партнерство такого рода дает дополни­тельный аргумент в пользу равенства педагога и учащих­ся в педагогическом взаимодействии.

Но данный принцип применим также и к взаимоот­ношениям педагога с коллегами и с руководством учебно­го заведения - ведь коллеги и руководство это те же парт­неры, которые занимаются, в сущности, одним и тем же делом, в одних и тех же условиях, с одними и теми же уче­никами.

Если данный принцип будет осуществляться, то можно говорить об уважительном отношении педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе, к своим колле­гам по работе.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места

для:

- грубости,

- унижений,

- оскорблений,

- высокомерия,

- чувства собственной униженности,

- личных пристрастий и т. д. Поэтому здесь:

 

- этика отношения педагога к своей профессио­нальной деятельности;

- этика отношения педагога к учащимся;

- этика отношения педагога к самому себе;

-  этика отношений педагога «по горизонтали» (от­ношение к своим коллегам) и «по вертикали» (отношения с руководством).

 

Приоритет феноменологического характера педагогической деятельности над технологическим

Этот принцип тесно связан с гуманистической на­правленностью всей педагогической деятельности. Дети всегда заинтересованы в тех, с кем они общаются или во­влечены в какую-либо совместную деятельность. Как уже говорилось в самом начале, ученики прежде всего воспри­нимают индивидуально-личностные свойства учителя. И если результат восприятия положителен, то и учебная деятельность будет иметь конструктивный, плодотвор­ный и эффективный характер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.