Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 2 страница



Здесь, думается, стоит закончить специальный разговор о нравственных основах деятельности педагога, так как, продолжая его, мы будем лишь углубляться в те­оретизирование и философствование на темы добра и зла в педагогической деятельности. Представляется уместным поговорить о конкретных требованиях и пра­вилах, которые предъявляются и предписываются для исполнения учителю в его профессиональной деятель­ности.

А рассуждений о морально-нравственных нормах все равно не избежать, но поговорим о них в контексте ре­альных обстоятельств педагогической действительности.

 

_____________________ Глава 2_____________________

Педагогическая этика как совокупность провозглашенных требований, норм и правил

 

 

1. Требования к педагогу как желаемое и должное

Отношения, которые возникают у педагога с учащи­мися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного за­ведения, разнообразны по содержанию, формам и уров­ням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан неукоснительно соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая эти­ка как свод требований, норм и правил поведения учителя.

В некоторых изданиях появляется такая фраза: «Педагог должен соответствовать принятым нормам и правилам педагогической этики». Это уже требование!

Очень интересное слово - «соответствовать»! По С. И. Ожегову данный термин означает «заключать в себе соответствие {согласованность, равенство в чем-нибудь) с кем-нибудь, с чем-нибудь». И далее, уже как пример, «соответствовать своему назначению».

Каково «назначение» или, если хотите, «великое предназначение» педагога, учителя до сих пор не ясно: то ли передать знания, то ли передать общественно-исто­рический опыт, то ли воспитать «достойного гражданина своей страны» (список бесконечен, разнообразен и с точ­ки зрения понимания сути безграмотен, так как бессмыслен в силу абстрактности употребляемых терминов). Опять-таки мы не будем здесь приводить высокопарных выражений типа «учитель - доверенное лицо общества, так как...».

В одном учебном пособии по педагогической эти­ке мы находим утверждение о том, что уникальность и исключительность предмета педагогической деятель­ности заключается в том, что ее предметом является жи­вая человеческая душа. А далее следуют утверждения о том, что это большая ответственность - получить пра­во формировать мысли и чувства мальчиков и девочек. А вот далее ничего конкретного нет: ни что такое душа, ни по какому (чьему?) образу и подобию формировать мысли и чувства, ни разъяснения о том, кто дал педаго­гу такое право, и вообще существуют ли какие-то грани­цы этого права.

А между тем стоит перевести фразы высокого зву­чания на человеческий язык, всего-то обратившись к научной терминологии. Наука на то и наука, чтобы давать принятое в данной науке определение содержа­ния понятий. Посвященные в науку понимают друг друга, так как говорят на одном языке. Непосвящен­ные - не понимают друг друга, так как вкладывают в общеизвестные слова свое собственное житейско-бытовое их понимание.

Кстати, здесь-то и находятся своеобразные «кап­каны», «ловушки» и «волчьи ямы» психологической и педа­гогической наук - они оперируют общеизвестными терми­нами: «психика», «воспитание», «обучение», «образова­ние» и т. п. В эти ловушки непонимания и попадают люди, далекие от профессиональной психолого-педагогической деятельности в разговоре с профессионалами - свое пони­мание понятий, выстраданное с детства, они искренне принимают как верное и единственно возможное. Напри­мер: «Пороть нужно почаще - вот и все воспитание, а то развели здесь разговоры да уговоры!». Это непростая зада­ча - разговаривать с взрослыми людьми на темы воспитания  и обучения. Их уже воспитывали и обучали, у них уже есть проверенный жизнью опыт, и они уже точно знают, что к чему - «А учительница-то молоденькая совсем! Что она знать-то может?».

Итак, душа (в переводе - психика) - это совокуп­ность процессов, происходящих в мышлении, воображе­нии, памяти, эмоциях, волевой сфере человека, данная ему в ощущениях. Другими словами, все то, что ощущает­ся человеком, отражается в его сознании. Отсюда предме­том педагогической деятельности следует считать созна­ние ребенка, то есть его мысли, образы, память, эмоции, волю, а также темперамент, характер, способности и мно­гое другое.

Очевидно, что педагог в своей деятельности оказы­вает некое воздействие на сознание ребенка. Здесь умест­но прояснить понятие «воздействие».

Воздействие - это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому.

Следовательно, имеет смысл говорить не о форми­ровании мыслей и чувств человека, а об организации ре­зультативного процесса вхождения в его сознание некой информации от педагога. Поэтому учитель всегда должен понимать следующее:

- с какой целью он передает некую информацию (чтобы поняли, или чтобы запомнили, или чтобы прочувствовали, или чтобы представили, или чтобы представили и поняли что-то и т. д.);

- по какому адресу он посылает информацию (к умственным способностям, к воображению, к памяти, к воле, к эмоциям, или одновременно и к умственным способностям, и к эмоциям и т. д.);

- полученная учениками информация может вы­звать у них разное отношение и к самой инфор­мации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «ах, как это верно!», «я тебе не верю», «уже достала своим занудством!» и т. д.);

- в принятии или в непринятии информации пер­вичное значение имеет личность учителя и отно­шение ученика к нему. А данное отношение, прежде всего, складывается из того, как ученик воспринимает отношение учителя к нему само­му. Обобщенно говоря, ученик чаще всего дове­ряет учителю, если чувствует, что учитель хоро­шо к нему относится.

И вот здесь мы выходим на постоянно встречающее­ся требование авторов учебных пособий по педагогике о том, что педагог ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ. Требова­ние «любить детей» (или «любовь к детям») является обя­зательным условием для поступающих в педагогические учебные заведения, оно вынесено в профессиограмму учи­теля, и оно же якобы является тем самым фундаментом, на котором строится вся педагогическая этика учителя.

С такими понятиями, как «любовь», «любить чело­века», «любить детей», и тому подобными мы имеем, об­разно говоря, сущую неразбериху. Есть трактовка любви как взаимного и глубокого чувства, устремленного на дру­гого. Есть - как чувство самоотверженности, привязанно­сти. Есть - образно-парадоксальное, когда любовь тракту­ется как своеобразная болезнь психики, при которой одержимый любовью человек «теряет голову» и становит­ся неадекватным в своем поведении.

И, конечно же, существует великое множество оп­ределений, что такое любовь, в художественных произве­дениях: в прозе, в стихах, в торжественных одах и вообще в возвышенных выражениях.

А вот с глаголом «любить» все оказывается гораздо проще: любить - испытывать чувство любви к кому-то или к чему-то.

Ну, уж теперь-то вам понятно, что такое «любить де­тей» из всего того, что было сказано выше? По-моему, нет, не понятно. Особенно сейчас, в наше довольно-таки ци­ничное время (рушится старое, привычное и создается но­вое, непривычное), когда ходит анекдот о разнице между педагогом и педофилом. В том анекдоте разъясняется, что педофил действительно любит детей, а вот любит ли их педагог? Появление этого анекдота объясняется еще и увеличением количества иностранных слов, особенно английских, с их содержательным акцентом в нашем рус­ском языке. A make love по-английски переводится как «заниматься любовью» и означает акт совокупления чело­веческих особей, то есть сексуальный акт.

Представляется, что ни одно из приведенных опре­делений не подходит к педагогической профессии, так как ничего не объясняет, ничего не проясняет, а только ставит в тупик: как это - «взаимное и глубокое чувство» между учителем и учеником? Как понимать «самоотвержен­ность» в плане педагогической деятельности? Целый день торчать в школе, жертвуя всем и вся?

Могу предложить понятие «любить человека» в трактовке гуманистической психологии и психотера­пии:

Любить человека - утверждать его неповтори­мое существование.

Как это можно понимать? Если у нас гуманистичес­кая направленность, то это означает свободное развитие задатков и способностей ребенка при условии, что учитель поощряет эти процессы у тех детей, кто уже осознал себя в известной мере и способствует поиску ребенком са­мого себя, то есть раскрытию своих «спящих» талантов.

Подробнее об этом в следующей главе, а сейчас сле­дует вернуться к классическим требованиям теоретичес­кой педагогической этики, которым должен соответство­вать педагог.

Во-первых строках идут требования этики по отно­шению педагога к своему труду. Но перед этим нас знако­мят с «полифункциональным характером педагогической деятельности». (Здесь и далее мы будем опираться на ма­териалы учебного пособия Т. В. Мишаткиной. Татьяна Викторовна Мишаткина - кандидат философских наук, профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического уни­верситета им. А. Н. Сахарова, г. Минск)1.

«Полифункциональный характер педагогической деятельности» проявляется в трех ее основных функци­ях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний.

Далее автор поясняет сущность и содержание этих трех понятий.

Селекция - отбор из всего, постоянно увеличиваю­щегося культурного наследия тех необходимых фунда­ментальных знаний, которые могут лечь в основу даль­нейшего развития цивилизации.

' См. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Минск, 2004.


Сразу же возникает вопрос, при чем здесь педагог? Здесь идет речь об учителе, преподавателе, так как нали­цо так называемый «отбор учебного материала для уро­ка». И далее говорится о том, что специально уполномо­ченные чиновники министерств и ведомств решают, че­му следует учить школьников и студентов, «определяя тем самым к забвению или сохранению те или иные пла­сты знаний».

В этом пункте нельзя не согласиться с Т. В. Мишаткиной, показывающей насколько вредны и опасны для молодого поколения «решения чиновников от педагоги­ки». Мое поколение школы 60-х годов по сей день имеет пробелы в знании истории России, фактически не знако­мо с поэзией Серебряного века и свято верит во всеобщее равенство, которое с учетом опыта развития СССР пре­вратилось во всеобщую уравниловку всех и вся, кроме партийно-комсомольских лидеров и вожаков.

Если и говорить только об обучении, то некий отбор знаний, конечно же, должен быть. Или, может быть, не столько отбор знаний, сколько расстановка акцентов в учебном материале. А вот какой объем знаний, под ка­ким углом рассматривать природу вещей - это уже лич­ное дело каждого учителя. Государственные образователь­ные стандарты - всего лишь ориентиры, а не поурочные планы учебных занятий, они - руководство к творческой деятельности учителя, обращение к его индивидуальнос­ти с призывом раскрыть все свое личностное и духовное богатство, поделиться знаниями, умениями и помочь в ос­воении культуры общества.

Относительно же развития нравственных качеств личности школьника и студента термин «селекция», на наш взгляд, подходит не в значении «отбор», а в значе­нии «приоритетность». Всегда приоритетны общечелове­ческие качества личности: доброжелательность, терпение и терпимость, чувство собственного достоинства и ува­жительность по отношению к другим людям. Этот список можно продолжать и продолжать, но есть такие качества личности, на которые следует делать особенный акцент, если говорить об индивидуализации процесса того же воспитания и развития ребенка. Эти личностные качества уже ориентированы на будущую профессию ребенка, являясь его своеобразными, уже существующими задат­ками или способностями, или, выражаясь очень модным в системе образования словом, на профориентацию школьника.

Это не та формальная профориентация, когда приходят в класс дяди или тети разных профессий и би­тый час рассказывают о том, как они счастливы работать токарем или швеей. Это и не экскурсии на фабрики, за­воды, в поля и на фермы, где детям покажут, в лучшем случае, парадный фасад той или иной профессии, а в худшем - дети увидят такое, что лучше бы не видели этого никогда.

Речь идет о психофизической предрасположенно­сти мальчика или девочки к различного рода деятельнос­ти, в которой обязательно потребуется нечто такое, что в других профессиях совсем не обязательно востребовано.

Коммуникабельность - прекрасное личностное ка­чество, но оно стоит далеко не на первом месте, например, в профессиях шофера, шахтера или ткачихи. Зато учите­лю, врачу, журналисту без них не только трудно, а просто невозможно делать что-либо хотя бы на приличном уров­не, не говоря уже о высоком профессионализме в своей деятельности.

Или такое личностное качество, как педантичность. Оно может быть катастрофой для учеников, если у них воспитатель в высшей степени педантичен, и наградой для пациентов аптеки, если аптекарь - педант.

А чистоплотность как профессионально обязатель­ная черта специалиста, а не как просто необходимое лич­ностное качество? Сравните профессии медсестры или хирурга с профессиями строителя и бульдозериста.

Представляется, что именно в школе, во время учебной деятельности, при выполнении классных работ и домашних заданий уже можно обнаружить задатки и склонности к этому и ко многому другому у детей класса.

Конечно, педагогу как учителю и воспитателю сле­дует отбирать и учебный материал, и виды деятельности учащихся, чтобы проявить в них все то, о чем говорилось выше.

(А вот интересно: если учитель может и должен от­бирать (выбирать) материал, то его ученики тоже могут отбирать что-то из того, что выбрал для них учитель? Или им этого не положено, так как учитель взрослый чело­век, специально обученный, и знает лучше, что нужно, а что не нужно? А как насчет нравственных ценностей? Те нравственные ценности, которые учитель отобрал для «формирования мыслей и чувств своих учеников», должны ли они обязательно стать моральными ценностями его учеников во всей их полноте? Или допускаются какие-то «погрешности» ?)

Консервация - сохранение и закрепление отобран­ного человечеством знания, признанного на определен­ном этапе развития высшей культурной ценностью.

Вполне понятно, что данная функция педагогичес­кой деятельности есть, следствие первой - селекции. Дей­ствительно, необходимо закреплять все то положитель­ное, что школьник узнал, чему научился, то радостное для себя и для окружающих, что обнаружил в себе самом.

Сама по себе консервация необходима и для педаго­га, учителя, воспитателя, если иметь в виду его знания умения, привычки, способы действий. Однако здесь кро­ется и опасность: однажды успешное при многократном повторении превращается в штамп, стереотип, то есть в неживое, заданное поведение. И тогда очень понятны слова К. Д. Ушинского о том, что злейший враг педагога - его опыт.

Практически все в знаниях, в умениях, в личност­ных качествах человека должно сохраняться, но обяза­тельно при этом развиваясь, поднимаясь на более высокую ступень своего проявления в его поведении, в отношении, в конкретных действиях. Поэтому в педагогической дея­тельности нет места консерватизму как некой неизменяе­мой величине, будь то какие-то знания, точки зрения, убеждения или особенности личности. Более того, педаго­гу следует потрудиться, чтобы и в его учениках возникла потребность как острая нужда в развитии, в измене­нии, в совершенствовании самих себя.

Сделать это очень просто - сам педагог должен по­стоянно испытывать эту потребность, постоянно прояв­лять это свое качество и ожидать от учеников, когда они поймут, что происходит с их любимым учителем, а вслед за этим поймут, что и как им самим следует думать и де­лать.

{Но ведь бывает и так, что человек наблюдает за поведением другого человека, и, поразмыслив и взвесив все «за» и «против», решает действовать как раз наоборот. Это хорошо или плохо? В каких случаях хорошо, а в ка­ких - плохо? Какой «продукт» хорош для консервирования, а какой нет? Да и вообще, есть ли однозначно правильные ответы на эти вопросы?)

Трансляция - процесс передачи знаний от поколе­ния к поколению.

А вот с этой функцией педагогической деятельнос­ти согласиться, по-моему, нельзя. «Транслятор» - простой передатчик, некая безликая субстанция, в которую входит какая-то информация и, по выражение, кажется, Вини-Пуха, выходит в том же неизмененном виде, входит и вы­ходит, входит и выходит... и так до бесконечности.

Если лично вам очень нравится быть транслятором любой информации, то, пожалуйста, будьте им. Можете даже поступить в педагогический вуз, закончить его, пой­ти работать в школу - лично я возражать не буду. Вам воз­разят дети, ваши ученики. Они не будут любить вас, не бу­дут уважать, и ваша профессиональная деятельность ста­нет для вас кошмаром наяву. Впрочем, может быть и совсем не кошмаром, а просто работой, на которую не особенно тянет ходить, так как там находятся страшно не­послушные и ленивые дети, которые не хотят вас слу­шаться и слушать, но вы им, конечно, покажете, кто в до­ме хозяин!

Быть бездумным рупором чужих идей (или просто не своих мыслей), то есть быть транслятором - безнравст­венно. А любая безнравственность есть опасность для ок­ружающих.

В учебном пособии «Педагогическая этика» прямо говорится о том, что трансляция знаний требует от учи­теля педагогического мастерства, чтобы увлекательно преподнести(?) материал, а для этого требуется постоян­но совершенствовать мастерство передачи знаний(!?). Сильно сказано, а главное доходчиво и понятно, особен­но, если принять на веру мои слова о том, что до сих пор никто толком не знает, что это такое - педагогическое ма­стерство. Все, кто говорил или писал о нем, рассуждали о самых разных вещах, часто просто противореча друг другу.

Учитель - не транслятор и не носитель знаний Гос­стандарта, не ходячий экспонат человеческих добродете­лей.

Педагог, если хотите, - есть и само знание, и спосо­бы познания, и просто человек со всеми своими плюсами и минусами, то есть как образец для подражания и одно­временно как, может быть, худший из образцов человека. Сейчас пояснений на счет данного утверждения не будет. Кстати, и в дальнейшем ожидаемых пояснений тоже не будет - вы просто дочитаете эту книгу до конца и сами ре­шите, прав автор или нет.

(А что, если автор этой книги прав? Что тогда вам следует или не следует делать? Кто тогда у нас педагог -земное божество или исчадье ада? Ведь быть транслято­ром и просто, и безопасно. А еще какой-нибудь вариант об­раза педагога возможен? Тогда какой это образ?)

Получается, что вопросов больше, чем ответов, если вдумчиво прочитать текст учебного пособия. Но, кажется, далее в нем даются какие-то разъяснения. Речь идет о тре­бованиях к педагогу, в соответствии с которыми, он мо­жет, судя по тексту, эффективно исполнять названные функции.

Итак, требования, которые регламентируют отно­шение педагога к своему труду.

1. Педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Требование, авторитарное по форме, но, по мнению автора «Педагогической этики», не авторитарное по со­держанию; суть данного требования, как представляется, упирается в два понятия: «соответствовать» и «требова­ния современной школы».

Можно было бы согласиться с автором, что «соот­ветствовать» - есть искать новые пути и методы обучения (а воспитания?) и общения с молодежью, если бы не сле­дующие строки: «...добиться успеха в обучении детей по­слушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. По­казателем же истинного педагогического мастерства слу­жит умение научить слабых и "трудных"»2.

2 С. 19.


Данное утверждение почти полностью цитирует ло­зунги традиционной педагогики советского периода, ког­да все дети должны быть послушными и стремиться к зна­ниям. Послушными кому? Учителям, родителям. По­слушными чему? Тому, что заключено в учителях, родите­лях, то есть их жизненному опыту, их убеждениям, взгля­дам, морально-нравственным ценностям, образу жизни, мыслей, чувствования. Абсолютно нереально и даже небезопасно для де­тей, для прогресса человечества в целом, так как осуще­ствлять этот прогресс придется нашим вчерашним школь­никам или студентам. Но зато быть послушными детьми -полностью соотносится с позицией автора «Педагогичес­кой этики» относительно того, что педагог формирует мысли и чувства детей...

Требования современной школы. Во-первых, это раньше школа была ориентирована на социальный за­каз, а ныне провозглашена гуманистическая направлен­ность деятельности учебных заведений, что означает по­ворот к развитию в детях индивидуальности, личност­ных качеств и, наконец, просто к общечеловеческим ценностям.

Во-вторых, нынешние требования к школе, как всегда, возвышенно идеалистичны, а потому невнятны, и к тому же, как уже говорилось, акцентированы на «повышение качества знаний». Эти требования не толь­ко не полные по отношению все к той же гуманистиче­ской направленности педагогической деятельности, но и вступают в антагонистическое противоречие со всей социальной политикой государства. Здесь, прежде всего, имеется в виду мощная информационная среда, в которую попадают дети, молодые люди, взрослые -реклама, средства массовой информации, кино-теле продукция и т. п.

Если в школах призывают жить честно, достойно, трудолюбиво; проявлять терпимость, доброжелатель­ность, вежливость; предостерегают от курения, алкоголя, наркотиков, праздности, лености и прочего, то с экранов изливается психологически грамотно обставленная, а по­тому и результативно действующая информация совсем противоположного толка. «Собери 5 (10, 20, 30...) крышек (логотипов, штрихкодов...) и ты получишь бесплатно ав­томобиль, путевку в жаркие страны, мобильный телефон, сумку, пачку, банку... или, если повезет, - миллион!». Вы­пей энергетический напиток - и «все, что было нельзя, станет можно»; прими участие в программе, где тебе при­дется вытащить на белый свет все свое грязное белье, -и тебе обязательно заплатят (и хорошо заплатят!) за это. Или давай вместе заглянем в замочную скважину и полю­буемся...

Плюс ко всему этому буквально «ниагары» песе­нок-пустышек типа «Муси-пуси, ла, ла, ла» (но как они привязываются намертво, если даже случайно услышал обрывок такого «бессмертного» шлягера!) и вечеров жи­вотного смеха на темы «ниже пояса», мужа в командиров­ке и посещений магазинов (или салонов красоты, или фитнес-клубов, или парикмахерских) женщинами. На всех телеканалах и каждый день «жить становится лучше, жить становится веселее!».

И еще добавим сюда тот язык, на котором пишутся рекламные слоганы или изъясняются участники ток-шоу. Это что-то потрясающее! Например: «Не тормози - сникерсни!» - то есть скушай шоколадку «Сникерс». Тогда давайте пойдем дальше, следуя этому образцу: реклама памперсов для взрослых «Не тормози - памперсни!».

А сленговые перлы лиц неясного образовательного уровня в телестудиях! Они уже вошли в наш Великий и могучий русский язык, вот-вот станут обязательным на­бором для официальных документов и от этого наш Вели­кий станет еще «великее»: клево, типа, прикольно, отто­пырился, тащусь (представьте себе методическое указа­ние РУНО типа «Во избежании оттопыривания учащих­ся и для того, чтобы они тащились во всю длину от уроков, рекомендуется усилить прикольностъ объяснений нового материала учителем для повышения клевости результа­тов обучения»).

Подобная политика рекламы и эфира, конечно же, есть свобода, но самая главная из свобод - свобода выбо­ра. А вот ее-то и нет - от навязчивых призывов-заклина­ний, от воздействий рекламы, от «откровений» различных ток-шоу просто негде укрыться. Разве что на канале «Культура», но его могут смотреть уже подготовленные к восприятию истинной культуры люди. Для остальных это нуднятина и тягомотина.

Решайте сами, что предпочтительнее для молодого человека - прилагать усилия в самопознании, трудиться, учиться, овладевать профессиональным мастерством или рискнуть и собрать крышки, прикольнутъся, оттянуться, сникерснуть, не тормозя.

Так что соответствовать требованиям, предъявляе­мым школой, - это одно, а поддаваться приманкам ны­нешней жизни - другое (другое гораздо прикольнее!).

2. Необходимость принятия решений.

Это требование вытекает из первого - «о соответст­вии требованиям...». Здесь в «Педагогической этике» опять за исходный момент берется «любовь к детям». Лю­бишь детей - значит, соответствуешь, значит, принимай решения о том, какие мысли и чувства формировать в них, не любишь - уходи из школы, не калечь «души сотен де­тей»3.

3 С. 20.


В психологии есть такое понятие - «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ре­бенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация и так далее, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов.

(Интересно, сколько учителей хотя бы слышали о таком термине, не говоря уже о том, что знают о нем и о его последствиях? 90 %? 50 %? 25 %? 10 %? 1 %?. А ведь случаи дидактогении и ее последствия можно обна­ружить в любом классе любой школы!)

3. Педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мас­терство, но и личные качества.

Казалось бы, с этого-то и надо начинать, а не поме­щать это требование напоследок, как бы наименее сущест­венное из всех трех. Но автор учебного пособия «Педаго­гическая этика» прав, так как не изменяет себе и здесь. Оказывается, что «совершенствовать личные качества» означает: «...речь должна идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним»\

И дальше идет объяснение о том, какие знания сле­дует приобретать: «взгляд на историю, теорию и практику общественного развития», то есть, прежде всего, полити­ческие знания и формирование их правильной оценки. Далее следуют знания о современной культуре и о моло­дежной субкультуре, знания о сексологии и... и на этом приобщение к новым знаниям заканчивается!

4 Здесь и далее с. 20-22.


Но зато потом нам сообщают об обязательном нали­чии у педагогов особого - интегрального стиля мышле­ния, который должен стать основой формирования лично­стных качеств педагога, совокупность которых можно рассматривать как профессиограмму педагогической спе­циальности по Е. О. Галицких.

Перед тем как перечислить параметры этой профессиограммы, честно скажу, что подпишусь под каждой ее строчкой, но...

Впрочем, всякие «но» потом, а сейчас познакомь­тесь:

1. Умственная самостоятельность: способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию», стремление к само­стоятельным суждениям и выводам, преодоление «барье­ров» и мифов традиционной педагогики, энергия мысли и убедительность собственной позиции и т. п.

2. Единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний: переживания собственного «открытия мира» как «события», тактичное проявление интеллектуальных эмоций - удивления, сомнения, удовле­творения от правильного морального выбора и мыслитель­ного результата, чувство собственного достоинства, ос­нованного на адекватной самооценке и т. д.

3. Открытость диалогу: интерес к другому челове­ку и умение открывать в нем творческий потенциал, осо­знание правомерности плюрализма мнений, преодоление эгоцентризма собственного мышления... метафоричность, образность, грамотность речи и т. д.

4. Творческая активность педагога: единство слова и дела, переживания и поступка, целеустремленность в отношении к преподаванию, готовность к преодолению трудностей, способность учиться на собственных ошиб­ках и т. д.

Все прекрасно, спору нет. А вот и всякие «но», кото­рые сами собой появляются как во время чтения данной профессиограммы педагогической деятельности, так и по­сле прочтения, когда невольно начинаешь сопоставлять одно с другим.

 

Первое - все-таки авторитарная позиция автора «Педагогической этики» («послушные дети», «формиро­вать мысли и чувства детей», «педагог обязан», «педагог -транслятор знаний» и т. п.) ну никак не согласовывается с параметрами профессиограммы, в которой, по сути, пер­вичен педагог как человек, а не как носитель знаний, и уж тем более как их транслятор.

Второе - некоторые параметры профессиограммы не совсем понятны (например, «целеустремленность в от­ношении к преподаванию» - что подразумевается под этим?).

Третье - откуда все названные личностные качества педагога возьмутся, если их развитие не заложено и не за­планировано в процессе обучения и воспитания в педагоги­ческих учебных заведениях? Доказательством этого факта можно считать уже многократно упоминаемую позицию автора «Педагогической этики» в отношении предмета педагогической деятельности учителя, а также бесчислен­ные опросы студентов-первокурсников о том, что учителя делали на уроках в их классах: «давали знания», «переда­вали знания», «оценивали знания» и т. п. И практически никто не говорит о том, что учителей интересуют собст­венные убеждения учащихся, что учителя поощряют соб­ственные выводы и мнения учащихся, что учителя спо­собствуют развитию различных видов и способов мышле­ния и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.