|
||||||
Под принципами вообще следует понимать основные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 2 страницаЗдесь, думается, стоит закончить специальный разговор о нравственных основах деятельности педагога, так как, продолжая его, мы будем лишь углубляться в теоретизирование и философствование на темы добра и зла в педагогической деятельности. Представляется уместным поговорить о конкретных требованиях и правилах, которые предъявляются и предписываются для исполнения учителю в его профессиональной деятельности. А рассуждений о морально-нравственных нормах все равно не избежать, но поговорим о них в контексте реальных обстоятельств педагогической действительности.
_____________________ Глава 2_____________________ Педагогическая этика как совокупность провозглашенных требований, норм и правил
1. Требования к педагогу как желаемое и должное Отношения, которые возникают у педагога с учащимися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного заведения, разнообразны по содержанию, формам и уровням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан неукоснительно соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая этика как свод требований, норм и правил поведения учителя. В некоторых изданиях появляется такая фраза: «Педагог должен соответствовать принятым нормам и правилам педагогической этики». Это уже требование! Очень интересное слово - «соответствовать»! По С. И. Ожегову данный термин означает «заключать в себе соответствие {согласованность, равенство в чем-нибудь) с кем-нибудь, с чем-нибудь». И далее, уже как пример, «соответствовать своему назначению». Каково «назначение» или, если хотите, «великое предназначение» педагога, учителя до сих пор не ясно: то ли передать знания, то ли передать общественно-исторический опыт, то ли воспитать «достойного гражданина своей страны» (список бесконечен, разнообразен и с точки зрения понимания сути безграмотен, так как бессмыслен в силу абстрактности употребляемых терминов). Опять-таки мы не будем здесь приводить высокопарных выражений типа «учитель - доверенное лицо общества, так как...». В одном учебном пособии по педагогической этике мы находим утверждение о том, что уникальность и исключительность предмета педагогической деятельности заключается в том, что ее предметом является живая человеческая душа. А далее следуют утверждения о том, что это большая ответственность - получить право формировать мысли и чувства мальчиков и девочек. А вот далее ничего конкретного нет: ни что такое душа, ни по какому (чьему?) образу и подобию формировать мысли и чувства, ни разъяснения о том, кто дал педагогу такое право, и вообще существуют ли какие-то границы этого права. А между тем стоит перевести фразы высокого звучания на человеческий язык, всего-то обратившись к научной терминологии. Наука на то и наука, чтобы давать принятое в данной науке определение содержания понятий. Посвященные в науку понимают друг друга, так как говорят на одном языке. Непосвященные - не понимают друг друга, так как вкладывают в общеизвестные слова свое собственное житейско-бытовое их понимание. Кстати, здесь-то и находятся своеобразные «капканы», «ловушки» и «волчьи ямы» психологической и педагогической наук - они оперируют общеизвестными терминами: «психика», «воспитание», «обучение», «образование» и т. п. В эти ловушки непонимания и попадают люди, далекие от профессиональной психолого-педагогической деятельности в разговоре с профессионалами - свое понимание понятий, выстраданное с детства, они искренне принимают как верное и единственно возможное. Например: «Пороть нужно почаще - вот и все воспитание, а то развели здесь разговоры да уговоры!». Это непростая задача - разговаривать с взрослыми людьми на темы воспитания и обучения. Их уже воспитывали и обучали, у них уже есть проверенный жизнью опыт, и они уже точно знают, что к чему - «А учительница-то молоденькая совсем! Что она знать-то может?». Итак, душа (в переводе - психика) - это совокупность процессов, происходящих в мышлении, воображении, памяти, эмоциях, волевой сфере человека, данная ему в ощущениях. Другими словами, все то, что ощущается человеком, отражается в его сознании. Отсюда предметом педагогической деятельности следует считать сознание ребенка, то есть его мысли, образы, память, эмоции, волю, а также темперамент, характер, способности и многое другое. Очевидно, что педагог в своей деятельности оказывает некое воздействие на сознание ребенка. Здесь уместно прояснить понятие «воздействие». Воздействие - это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Следовательно, имеет смысл говорить не о формировании мыслей и чувств человека, а об организации результативного процесса вхождения в его сознание некой информации от педагога. Поэтому учитель всегда должен понимать следующее: - с какой целью он передает некую информацию (чтобы поняли, или чтобы запомнили, или чтобы прочувствовали, или чтобы представили, или чтобы представили и поняли что-то и т. д.); - по какому адресу он посылает информацию (к умственным способностям, к воображению, к памяти, к воле, к эмоциям, или одновременно и к умственным способностям, и к эмоциям и т. д.); - полученная учениками информация может вызвать у них разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «ах, как это верно!», «я тебе не верю», «уже достала своим занудством!» и т. д.); - в принятии или в непринятии информации первичное значение имеет личность учителя и отношение ученика к нему. А данное отношение, прежде всего, складывается из того, как ученик воспринимает отношение учителя к нему самому. Обобщенно говоря, ученик чаще всего доверяет учителю, если чувствует, что учитель хорошо к нему относится. И вот здесь мы выходим на постоянно встречающееся требование авторов учебных пособий по педагогике о том, что педагог ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ. Требование «любить детей» (или «любовь к детям») является обязательным условием для поступающих в педагогические учебные заведения, оно вынесено в профессиограмму учителя, и оно же якобы является тем самым фундаментом, на котором строится вся педагогическая этика учителя. С такими понятиями, как «любовь», «любить человека», «любить детей», и тому подобными мы имеем, образно говоря, сущую неразбериху. Есть трактовка любви как взаимного и глубокого чувства, устремленного на другого. Есть - как чувство самоотверженности, привязанности. Есть - образно-парадоксальное, когда любовь трактуется как своеобразная болезнь психики, при которой одержимый любовью человек «теряет голову» и становится неадекватным в своем поведении. И, конечно же, существует великое множество определений, что такое любовь, в художественных произведениях: в прозе, в стихах, в торжественных одах и вообще в возвышенных выражениях. А вот с глаголом «любить» все оказывается гораздо проще: любить - испытывать чувство любви к кому-то или к чему-то. Ну, уж теперь-то вам понятно, что такое «любить детей» из всего того, что было сказано выше? По-моему, нет, не понятно. Особенно сейчас, в наше довольно-таки циничное время (рушится старое, привычное и создается новое, непривычное), когда ходит анекдот о разнице между педагогом и педофилом. В том анекдоте разъясняется, что педофил действительно любит детей, а вот любит ли их педагог? Появление этого анекдота объясняется еще и увеличением количества иностранных слов, особенно английских, с их содержательным акцентом в нашем русском языке. A make love по-английски переводится как «заниматься любовью» и означает акт совокупления человеческих особей, то есть сексуальный акт. Представляется, что ни одно из приведенных определений не подходит к педагогической профессии, так как ничего не объясняет, ничего не проясняет, а только ставит в тупик: как это - «взаимное и глубокое чувство» между учителем и учеником? Как понимать «самоотверженность» в плане педагогической деятельности? Целый день торчать в школе, жертвуя всем и вся? Могу предложить понятие «любить человека» в трактовке гуманистической психологии и психотерапии: Любить человека - утверждать его неповторимое существование. Как это можно понимать? Если у нас гуманистическая направленность, то это означает свободное развитие задатков и способностей ребенка при условии, что учитель поощряет эти процессы у тех детей, кто уже осознал себя в известной мере и способствует поиску ребенком самого себя, то есть раскрытию своих «спящих» талантов. Подробнее об этом в следующей главе, а сейчас следует вернуться к классическим требованиям теоретической педагогической этики, которым должен соответствовать педагог. Во-первых строках идут требования этики по отношению педагога к своему труду. Но перед этим нас знакомят с «полифункциональным характером педагогической деятельности». (Здесь и далее мы будем опираться на материалы учебного пособия Т. В. Мишаткиной. Татьяна Викторовна Мишаткина - кандидат философских наук, профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного государственного экологического университета им. А. Н. Сахарова, г. Минск)1. «Полифункциональный характер педагогической деятельности» проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний. Далее автор поясняет сущность и содержание этих трех понятий. Селекция - отбор из всего, постоянно увеличивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации.
Сразу же возникает вопрос, при чем здесь педагог? Здесь идет речь об учителе, преподавателе, так как налицо так называемый «отбор учебного материала для урока». И далее говорится о том, что специально уполномоченные чиновники министерств и ведомств решают, чему следует учить школьников и студентов, «определяя тем самым к забвению или сохранению те или иные пласты знаний». В этом пункте нельзя не согласиться с Т. В. Мишаткиной, показывающей насколько вредны и опасны для молодого поколения «решения чиновников от педагогики». Мое поколение школы 60-х годов по сей день имеет пробелы в знании истории России, фактически не знакомо с поэзией Серебряного века и свято верит во всеобщее равенство, которое с учетом опыта развития СССР превратилось во всеобщую уравниловку всех и вся, кроме партийно-комсомольских лидеров и вожаков. Если и говорить только об обучении, то некий отбор знаний, конечно же, должен быть. Или, может быть, не столько отбор знаний, сколько расстановка акцентов в учебном материале. А вот какой объем знаний, под каким углом рассматривать природу вещей - это уже личное дело каждого учителя. Государственные образовательные стандарты - всего лишь ориентиры, а не поурочные планы учебных занятий, они - руководство к творческой деятельности учителя, обращение к его индивидуальности с призывом раскрыть все свое личностное и духовное богатство, поделиться знаниями, умениями и помочь в освоении культуры общества. Относительно же развития нравственных качеств личности школьника и студента термин «селекция», на наш взгляд, подходит не в значении «отбор», а в значении «приоритетность». Всегда приоритетны общечеловеческие качества личности: доброжелательность, терпение и терпимость, чувство собственного достоинства и уважительность по отношению к другим людям. Этот список можно продолжать и продолжать, но есть такие качества личности, на которые следует делать особенный акцент, если говорить об индивидуализации процесса того же воспитания и развития ребенка. Эти личностные качества уже ориентированы на будущую профессию ребенка, являясь его своеобразными, уже существующими задатками или способностями, или, выражаясь очень модным в системе образования словом, на профориентацию школьника. Это не та формальная профориентация, когда приходят в класс дяди или тети разных профессий и битый час рассказывают о том, как они счастливы работать токарем или швеей. Это и не экскурсии на фабрики, заводы, в поля и на фермы, где детям покажут, в лучшем случае, парадный фасад той или иной профессии, а в худшем - дети увидят такое, что лучше бы не видели этого никогда. Речь идет о психофизической предрасположенности мальчика или девочки к различного рода деятельности, в которой обязательно потребуется нечто такое, что в других профессиях совсем не обязательно востребовано. Коммуникабельность - прекрасное личностное качество, но оно стоит далеко не на первом месте, например, в профессиях шофера, шахтера или ткачихи. Зато учителю, врачу, журналисту без них не только трудно, а просто невозможно делать что-либо хотя бы на приличном уровне, не говоря уже о высоком профессионализме в своей деятельности. Или такое личностное качество, как педантичность. Оно может быть катастрофой для учеников, если у них воспитатель в высшей степени педантичен, и наградой для пациентов аптеки, если аптекарь - педант. А чистоплотность как профессионально обязательная черта специалиста, а не как просто необходимое личностное качество? Сравните профессии медсестры или хирурга с профессиями строителя и бульдозериста. Представляется, что именно в школе, во время учебной деятельности, при выполнении классных работ и домашних заданий уже можно обнаружить задатки и склонности к этому и ко многому другому у детей класса. Конечно, педагогу как учителю и воспитателю следует отбирать и учебный материал, и виды деятельности учащихся, чтобы проявить в них все то, о чем говорилось выше. (А вот интересно: если учитель может и должен отбирать (выбирать) материал, то его ученики тоже могут отбирать что-то из того, что выбрал для них учитель? Или им этого не положено, так как учитель взрослый человек, специально обученный, и знает лучше, что нужно, а что не нужно? А как насчет нравственных ценностей? Те нравственные ценности, которые учитель отобрал для «формирования мыслей и чувств своих учеников», должны ли они обязательно стать моральными ценностями его учеников во всей их полноте? Или допускаются какие-то «погрешности» ?) Консервация - сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью. Вполне понятно, что данная функция педагогической деятельности есть, следствие первой - селекции. Действительно, необходимо закреплять все то положительное, что школьник узнал, чему научился, то радостное для себя и для окружающих, что обнаружил в себе самом. Сама по себе консервация необходима и для педагога, учителя, воспитателя, если иметь в виду его знания умения, привычки, способы действий. Однако здесь кроется и опасность: однажды успешное при многократном повторении превращается в штамп, стереотип, то есть в неживое, заданное поведение. И тогда очень понятны слова К. Д. Ушинского о том, что злейший враг педагога - его опыт. Практически все в знаниях, в умениях, в личностных качествах человека должно сохраняться, но обязательно при этом развиваясь, поднимаясь на более высокую ступень своего проявления в его поведении, в отношении, в конкретных действиях. Поэтому в педагогической деятельности нет места консерватизму как некой неизменяемой величине, будь то какие-то знания, точки зрения, убеждения или особенности личности. Более того, педагогу следует потрудиться, чтобы и в его учениках возникла потребность как острая нужда в развитии, в изменении, в совершенствовании самих себя. Сделать это очень просто - сам педагог должен постоянно испытывать эту потребность, постоянно проявлять это свое качество и ожидать от учеников, когда они поймут, что происходит с их любимым учителем, а вслед за этим поймут, что и как им самим следует думать и делать. {Но ведь бывает и так, что человек наблюдает за поведением другого человека, и, поразмыслив и взвесив все «за» и «против», решает действовать как раз наоборот. Это хорошо или плохо? В каких случаях хорошо, а в каких - плохо? Какой «продукт» хорош для консервирования, а какой нет? Да и вообще, есть ли однозначно правильные ответы на эти вопросы?) Трансляция - процесс передачи знаний от поколения к поколению. А вот с этой функцией педагогической деятельности согласиться, по-моему, нельзя. «Транслятор» - простой передатчик, некая безликая субстанция, в которую входит какая-то информация и, по выражение, кажется, Вини-Пуха, выходит в том же неизмененном виде, входит и выходит, входит и выходит... и так до бесконечности. Если лично вам очень нравится быть транслятором любой информации, то, пожалуйста, будьте им. Можете даже поступить в педагогический вуз, закончить его, пойти работать в школу - лично я возражать не буду. Вам возразят дети, ваши ученики. Они не будут любить вас, не будут уважать, и ваша профессиональная деятельность станет для вас кошмаром наяву. Впрочем, может быть и совсем не кошмаром, а просто работой, на которую не особенно тянет ходить, так как там находятся страшно непослушные и ленивые дети, которые не хотят вас слушаться и слушать, но вы им, конечно, покажете, кто в доме хозяин! Быть бездумным рупором чужих идей (или просто не своих мыслей), то есть быть транслятором - безнравственно. А любая безнравственность есть опасность для окружающих. В учебном пособии «Педагогическая этика» прямо говорится о том, что трансляция знаний требует от учителя педагогического мастерства, чтобы увлекательно преподнести(?) материал, а для этого требуется постоянно совершенствовать мастерство передачи знаний(!?). Сильно сказано, а главное доходчиво и понятно, особенно, если принять на веру мои слова о том, что до сих пор никто толком не знает, что это такое - педагогическое мастерство. Все, кто говорил или писал о нем, рассуждали о самых разных вещах, часто просто противореча друг другу. Учитель - не транслятор и не носитель знаний Госстандарта, не ходячий экспонат человеческих добродетелей. Педагог, если хотите, - есть и само знание, и способы познания, и просто человек со всеми своими плюсами и минусами, то есть как образец для подражания и одновременно как, может быть, худший из образцов человека. Сейчас пояснений на счет данного утверждения не будет. Кстати, и в дальнейшем ожидаемых пояснений тоже не будет - вы просто дочитаете эту книгу до конца и сами решите, прав автор или нет. (А что, если автор этой книги прав? Что тогда вам следует или не следует делать? Кто тогда у нас педагог -земное божество или исчадье ада? Ведь быть транслятором и просто, и безопасно. А еще какой-нибудь вариант образа педагога возможен? Тогда какой это образ?) Получается, что вопросов больше, чем ответов, если вдумчиво прочитать текст учебного пособия. Но, кажется, далее в нем даются какие-то разъяснения. Речь идет о требованиях к педагогу, в соответствии с которыми, он может, судя по тексту, эффективно исполнять названные функции. Итак, требования, которые регламентируют отношение педагога к своему труду. 1. Педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы. Требование, авторитарное по форме, но, по мнению автора «Педагогической этики», не авторитарное по содержанию; суть данного требования, как представляется, упирается в два понятия: «соответствовать» и «требования современной школы». Можно было бы согласиться с автором, что «соответствовать» - есть искать новые пути и методы обучения (а воспитания?) и общения с молодежью, если бы не следующие строки: «...добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же истинного педагогического мастерства служит умение научить слабых и "трудных"»2.
Данное утверждение почти полностью цитирует лозунги традиционной педагогики советского периода, когда все дети должны быть послушными и стремиться к знаниям. Послушными кому? Учителям, родителям. Послушными чему? Тому, что заключено в учителях, родителях, то есть их жизненному опыту, их убеждениям, взглядам, морально-нравственным ценностям, образу жизни, мыслей, чувствования. Абсолютно нереально и даже небезопасно для детей, для прогресса человечества в целом, так как осуществлять этот прогресс придется нашим вчерашним школьникам или студентам. Но зато быть послушными детьми -полностью соотносится с позицией автора «Педагогической этики» относительно того, что педагог формирует мысли и чувства детей... Требования современной школы. Во-первых, это раньше школа была ориентирована на социальный заказ, а ныне провозглашена гуманистическая направленность деятельности учебных заведений, что означает поворот к развитию в детях индивидуальности, личностных качеств и, наконец, просто к общечеловеческим ценностям. Во-вторых, нынешние требования к школе, как всегда, возвышенно идеалистичны, а потому невнятны, и к тому же, как уже говорилось, акцентированы на «повышение качества знаний». Эти требования не только не полные по отношению все к той же гуманистической направленности педагогической деятельности, но и вступают в антагонистическое противоречие со всей социальной политикой государства. Здесь, прежде всего, имеется в виду мощная информационная среда, в которую попадают дети, молодые люди, взрослые -реклама, средства массовой информации, кино-теле продукция и т. п. Если в школах призывают жить честно, достойно, трудолюбиво; проявлять терпимость, доброжелательность, вежливость; предостерегают от курения, алкоголя, наркотиков, праздности, лености и прочего, то с экранов изливается психологически грамотно обставленная, а потому и результативно действующая информация совсем противоположного толка. «Собери 5 (10, 20, 30...) крышек (логотипов, штрихкодов...) и ты получишь бесплатно автомобиль, путевку в жаркие страны, мобильный телефон, сумку, пачку, банку... или, если повезет, - миллион!». Выпей энергетический напиток - и «все, что было нельзя, станет можно»; прими участие в программе, где тебе придется вытащить на белый свет все свое грязное белье, -и тебе обязательно заплатят (и хорошо заплатят!) за это. Или давай вместе заглянем в замочную скважину и полюбуемся... Плюс ко всему этому буквально «ниагары» песенок-пустышек типа «Муси-пуси, ла, ла, ла» (но как они привязываются намертво, если даже случайно услышал обрывок такого «бессмертного» шлягера!) и вечеров животного смеха на темы «ниже пояса», мужа в командировке и посещений магазинов (или салонов красоты, или фитнес-клубов, или парикмахерских) женщинами. На всех телеканалах и каждый день «жить становится лучше, жить становится веселее!». И еще добавим сюда тот язык, на котором пишутся рекламные слоганы или изъясняются участники ток-шоу. Это что-то потрясающее! Например: «Не тормози - сникерсни!» - то есть скушай шоколадку «Сникерс». Тогда давайте пойдем дальше, следуя этому образцу: реклама памперсов для взрослых «Не тормози - памперсни!». А сленговые перлы лиц неясного образовательного уровня в телестудиях! Они уже вошли в наш Великий и могучий русский язык, вот-вот станут обязательным набором для официальных документов и от этого наш Великий станет еще «великее»: клево, типа, прикольно, оттопырился, тащусь (представьте себе методическое указание РУНО типа «Во избежании оттопыривания учащихся и для того, чтобы они тащились во всю длину от уроков, рекомендуется усилить прикольностъ объяснений нового материала учителем для повышения клевости результатов обучения»). Подобная политика рекламы и эфира, конечно же, есть свобода, но самая главная из свобод - свобода выбора. А вот ее-то и нет - от навязчивых призывов-заклинаний, от воздействий рекламы, от «откровений» различных ток-шоу просто негде укрыться. Разве что на канале «Культура», но его могут смотреть уже подготовленные к восприятию истинной культуры люди. Для остальных это нуднятина и тягомотина. Решайте сами, что предпочтительнее для молодого человека - прилагать усилия в самопознании, трудиться, учиться, овладевать профессиональным мастерством или рискнуть и собрать крышки, прикольнутъся, оттянуться, сникерснуть, не тормозя. Так что соответствовать требованиям, предъявляемым школой, - это одно, а поддаваться приманкам нынешней жизни - другое (другое гораздо прикольнее!). 2. Необходимость принятия решений. Это требование вытекает из первого - «о соответствии требованиям...». Здесь в «Педагогической этике» опять за исходный момент берется «любовь к детям». Любишь детей - значит, соответствуешь, значит, принимай решения о том, какие мысли и чувства формировать в них, не любишь - уходи из школы, не калечь «души сотен детей»3.
В психологии есть такое понятие - «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация и так далее, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов. (Интересно, сколько учителей хотя бы слышали о таком термине, не говоря уже о том, что знают о нем и о его последствиях? 90 %? 50 %? 25 %? 10 %? 1 %?. А ведь случаи дидактогении и ее последствия можно обнаружить в любом классе любой школы!) 3. Педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества. Казалось бы, с этого-то и надо начинать, а не помещать это требование напоследок, как бы наименее существенное из всех трех. Но автор учебного пособия «Педагогическая этика» прав, так как не изменяет себе и здесь. Оказывается, что «совершенствовать личные качества» означает: «...речь должна идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним»\ И дальше идет объяснение о том, какие знания следует приобретать: «взгляд на историю, теорию и практику общественного развития», то есть, прежде всего, политические знания и формирование их правильной оценки. Далее следуют знания о современной культуре и о молодежной субкультуре, знания о сексологии и... и на этом приобщение к новым знаниям заканчивается!
Но зато потом нам сообщают об обязательном наличии у педагогов особого - интегрального стиля мышления, который должен стать основой формирования личностных качеств педагога, совокупность которых можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности по Е. О. Галицких. Перед тем как перечислить параметры этой профессиограммы, честно скажу, что подпишусь под каждой ее строчкой, но... Впрочем, всякие «но» потом, а сейчас познакомьтесь: 1. Умственная самостоятельность: способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию», стремление к самостоятельным суждениям и выводам, преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики, энергия мысли и убедительность собственной позиции и т. п. 2. Единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний: переживания собственного «открытия мира» как «события», тактичное проявление интеллектуальных эмоций - удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата, чувство собственного достоинства, основанного на адекватной самооценке и т. д. 3. Открытость диалогу: интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал, осознание правомерности плюрализма мнений, преодоление эгоцентризма собственного мышления... метафоричность, образность, грамотность речи и т. д. 4. Творческая активность педагога: единство слова и дела, переживания и поступка, целеустремленность в отношении к преподаванию, готовность к преодолению трудностей, способность учиться на собственных ошибках и т. д. Все прекрасно, спору нет. А вот и всякие «но», которые сами собой появляются как во время чтения данной профессиограммы педагогической деятельности, так и после прочтения, когда невольно начинаешь сопоставлять одно с другим.
Первое - все-таки авторитарная позиция автора «Педагогической этики» («послушные дети», «формировать мысли и чувства детей», «педагог обязан», «педагог -транслятор знаний» и т. п.) ну никак не согласовывается с параметрами профессиограммы, в которой, по сути, первичен педагог как человек, а не как носитель знаний, и уж тем более как их транслятор. Второе - некоторые параметры профессиограммы не совсем понятны (например, «целеустремленность в отношении к преподаванию» - что подразумевается под этим?). Третье - откуда все названные личностные качества педагога возьмутся, если их развитие не заложено и не запланировано в процессе обучения и воспитания в педагогических учебных заведениях? Доказательством этого факта можно считать уже многократно упоминаемую позицию автора «Педагогической этики» в отношении предмета педагогической деятельности учителя, а также бесчисленные опросы студентов-первокурсников о том, что учителя делали на уроках в их классах: «давали знания», «передавали знания», «оценивали знания» и т. п. И практически никто не говорит о том, что учителей интересуют собственные убеждения учащихся, что учителя поощряют собственные выводы и мнения учащихся, что учителя способствуют развитию различных видов и способов мышления и т. д.
|
||||||
|