Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 3 страница



А ведь первокурсник педагогического вуза - это завтрашний педагог, а его никто не научил в школе мыс­лить, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Увы, часто не научат и в вузе, так как и в нем, и в школе царствует так называемая «проверка прочности знаний», когда нужно просто выучить и точ­но повторить. Вспомните, на что ориентировано так модное сейчас тестирование? На память! Если помнишь, то выберешь правильный ответ. Или тебе пове­зет, и угадаешь.

Вот один, уже всем печально известный по степени своей нелепости вопрос тестирования по литературе в си­стеме ЕГЭ: «У кого из персонажей "Мертвых душ" Н. В. Гоголя треугольный подбородок?». Напоминаю, мы проверяем прочность знаний по русской классической всемирно почитаемой литературе!

Кстати, литературу нужно именно знать? Или по­нимать? Или научиться сопереживать состояниям героев произведений? Или прочувствовать события, в которые вовлечены герои романов, повестей, рассказов? Или еще что-то?

Правильный ответ - и знать, и понимать, и сопере­живать, и сочувствовать и многое другое. А кто это будет делать? Кто будет организовывать это знание, понимание, чувствование, сопереживание? УЧИТЕЛЬ. А для того, чтобы уметь все это делать, нужно будущего учителя на­учать самого понимать, чувствовать и переживать, и начи­нать это научение не в стенах педвуза, а в стенах средней общеобразовательной школы.

Только вот в школе-то, по убеждению автора «Педа­гогической этики», должен царствовать учитель со свои­ми знаниями, убеждениями и со своей непоколебимой це­лью - вырастить «послушных детей». А посему он никому не доверит, кроме себя самого, «формировать их мысли и чувства».

(Кстати, дети и раньше не очень-то позволяли кому ни попадя формировать их мысли и чувства, а уж нынче и подавно!)

Предварительные выводы таковы.

• Описанные требования к педагогу бессмыслен­ны в своей сути, которая делает их просто коле­банием воздуха или порчей бумаги.

 

• Описанные требования есть пережитки автори­тарной педагогики прошлого общества тотали­тарного сознания.

• Некоторые параметры профессиограммы педа­гогической деятельности в контексте педагоги­ческой этики неизъяснимо притягательны, но, увы, реально неосуществимы, так как действую­щая модель обучения и воспитания, а также сущ­ность и содержание подготовки педагогов имеют совсем другие цели и задачи в их реальном во­площении.

• И все-таки как хочется, чтобы все то правильное и хорошее, что вы прочитали в этом разделе, уже сбылось и стало явью!

 

2. Этические нормы и правила как желаемое и обязательное

Начиная разговор о нормах и правилах, следует уточнить, как принято определять эти понятия. БЭС:

Норма - 1. Руководящее начало, правило, образец.

2. Узаконенное установление,
обязательный порядок.

3. Установленная мера, средняя величина.
(Понятие «правило» в БЭС отсутствует.)
Представляется, что первое и третье определения

менее категоричны по сравнению со вторым - дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Во втором определении уже присутствует вполне определенная обязательность, некий закон, который сле­дует неукоснительно соблюдать. Логично предположить, что нарушение этого закона (узаконенного установления) влечет за собой некое наказание. С. И. Ожегов: Правило - 1. Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений.

2. Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо.

3. Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка.

(Понятие «норма» в словаре И. С. Ожегова практи­чески совпадает с определениями БЭС.)

Таким образом, понятия «норма» и «правило» прак­тически идентичны, однако на уровне ощущений от вос­приятия поведения людей представляется, что все-таки разница в сущности этих понятий имеется. В дальнейшем будем опираться на трактовку понятия «правило» как об­раз мыслей, норму поведения, обыкновение, привычку, где сама «норма» есть узаконенное установление, руко­водящее начало, установленная мера.

Нормы и правила педагогической этики проявля­ются в поведении учителя, когда он общается, в основном, со своими учениками. И тогда на первый план выходит понятие «общение». В учебном пособии «Педагогическая этика» дается несколько определений этого понятия, ко­торые следуют друг за другом, развивая и углубляя его сущность и содержание:

1 Здесь и далее с. 138-142.


- «...общение как ценность и первая жизненная не­обходимость...»5 - думаю, что все с этим согла­сятся;

- общение - «...важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъектно-объектном отношении одного человека к другому, на основе взаимного признания "самости" и само­ценности» - а вот это уже об идеальном обще­нии, о том, чего очень бы хотелось, но, увы, дале­ко не всегда есть это самое «взаимное призна­ние». К тому же, что есть «самость» и «самоценность»?

«общение - это взаимодеятельность, базирую­щаяся на потребности человека в человеке...», «Общение - это деятельность, заключающаяся в коммуникации, связи между людьми, предпола­гающей двусторонний обмен информацией» - все верно, но представляется, что под «обменом ин­формацией» автор имеет в виду, прежде всего, пресловутую «передачу знаний», а это лишь од­на сторона общения. Хотя далее и говорится о том, что общение должно быть «личностно-экзистенциальной, субъективной связью между людьми», «симметричным», «диалогичным», ощущение приоритетности обучения как все той же передачи знаний остается, даже тогда, когда разъясняется сущность продуктивности диало­гичное™ общения: «принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров... при­знание партнерами уникальности, "инакости" друг друга... различие и оригинальность точек зрения...» и т. д. Раскрытие автором функций общения подтвержда­ет его акцентуацию на философское понимание данного явления: «Общение есть условие формирования и сущест­вования человека... есть способ самовыражения человечес­кого "Я"... основное средство коммуникации... выступает основным средством управления людьми... есть жизненная потребность и условие человеческого счастья...». То есть как и в самой философии - науке о наиболее общих зако­нах и закономерностях развития мира, так и здесь - самое общее о самом общем в самом общем понимании.

И вот, когда автор говорит о такой функции обще­ния, как «основное средство коммуникации», догадка о приоритете обучения в устаревшем и уже неправиль­ном понимании его находит свое подтверждение: «...это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, пе­редаются накопленные знания и тем самым осуществ­ляется социальное наследование...». А во-вторых и в-третьих у автора - «генерирование новых идей... обмен идеями, что обуславливает практическую ценность об­щения».

Автор разделяет точку зрения педагогов-традицио­налистов, которые продолжают настаивать на цели обуче­ния как передаче знаний, и далее он утверждает, что пере­данные знания следует усвоить, то есть понять. В жизни реальной школы «усвоить» сплошь и рядом означает «за­помнить то, ЧТО и КАК сказал учитель и, желательно до­словно, ПОВТОРИТЬ на следующем уроке при опросе». Я говорю о репродуктивном характере обучения, кото­рый, к сожалению, продолжает доминировать в системе Школьного, да и вузовского образования.

А между тем понятие «общение», особенно в ны­нешних условиях, предпочтительнее трактовать как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности.

В таком понимании общения сокрыты очень важ­ные моменты, выражающиеся в таких его функциях, кото­рые понятны и, при наличии соответствующих умений и навыков общения, могут быть реально воплощены в практику жизнедеятельности человека, а уж в профессиональную деятельность педагога для повышения ее эф­фективности тем более.

Здесь опять приходится пообещать читателю по­дробно разъяснить, что имел в виду автор этой книги, го­воря о функциях общения. Автор действительно обещает вернуться к этому разговору в третьей главе и не только прокомментировать функции общения в его понимании, но показать некоторые пути в их осуществлении.

А теперь снова вернемся к нормам и правилам педа­гогической этики в одноименном учебном пособии.

Подробно ознакомившись с текстом пособия, мы понимаем, что, в сущности, в нем не идет речь о поведе­нии педагога. Понятие «поведение педагога» всячески избегают употреблять, говоря вместо него о «нормах и правилах общения», «культуре общения» и т. п. А ведь все нравственные и моральные нормы, все понимание педагогом общения как такового, культурный уровень человека и многое другое проявляется именно в поведе­нии. И у этого поведения есть узаконенные нормы и пра­вила. Часть из них написана «черным по белому», другая часть подразумевается, причем примерно в одном и том же понимании.

Прежде всего я говорю о юридических нормах вза­имоотношений педагога с учащимися. Если кратко, то это статьи Уголовного кодекса РФ. В них нет конкретного упоминания о педагоге и учащихся, в них говорится о лю­дях вообще.

Что недопустимо с точки зрения Уголовного кодек­са? Все, что связано с насилием над человеком, с убийст­вом или доведением до самоубийства, с нанесением травм и ущерба здоровью и благосостоянию, с обманом, воров­ством, грабежом, мошенничеством и т. д.

Нарушения данного кодекса караются законом в за­ле суда по предъявлению обвинения нарушителю (преступнику) согласно доказанному составу преступления. Не имеет смысла перечислять статьи Уголовного кодекса и комментировать их применительно к педагогической деятельности. Однако в нашей реальной жизни действия педагогов, попадающие под определенные статьи данного кодекса, увы, встречаются. Практически все наши сограж­дане о них либо знают, либо слышали, либо видели по те­левизору хотя бы мельком.

В качестве иллюстрации можно привести некото­рые выдержки из статьи «Мучитель и мученик. Битвы за знания опасны для здоровья» (Московский комсомолец. 6 апреля 2006 г.):

• «...в свердловской области во время уборки школь­ного стадиона физрук избил граблями двух деся­тиклассников, нанеся им колотые раны»;

• «В Тюмени 58-летняя преподавательница анг­лийского языка схватила 16-летнюю девушку за ухо так, что оно оторвалось»;

• «... Учительница якобы заставляла семерых школь -никое 4-го класса в присутствии остальных выли­зывать следы их обуви на полу во время игры»;

• «...педагог била линейкой по руке ученика, если тот разговаривал на уроке, подставкой для книг по голове, сталкивала детей лбами. Ученика, от­казавшегося от обеда, заставляла съедать первое и второе, смешанное в одной тарелке»;

• «...учитель труда ударил "в воспитательных це­лях" ученика 6-го класса куском древесно-волок­нистой плиты по голове, причинив ребенку теле­сное повреждение в виде открытой раны заты­лочной области»;

• «Обвиняемой по данному делу проходит учитель­ница Вера Шелдукова. Ей предъявлено обвинение по трем статьям УК РФ: 110 (доведение до само­убийства), 130 часть 1 (оскорбление) и 156 (неис­полнение обязанностей по воспитанию несовер­шеннолетних)...» и другие, к сожалению, многие примеры из разных газет или судебных разбира­тельств.

Но помимо Уголовного кодекса есть еще и другие. Гражданский кодекс, например, разобраться в котором до­вольно-таки трудно, ибо законы-то в нем, конечно, есть (права человека), но трактовка их достаточно широкая и часто отвлеченно-произвольная.

Кроме этого, в одних источниках Гражданский ко­декс есть нечто, прямо противоположное религиозному, а в других - два понятия сливаются в одно.

И все-таки стоит для примера посмотреть, что пред­ставляет собой Гражданский кодекс (ГК) СССР, сущность которого сохранилась и поныне, и именно на его основе -так уж получается - формулируются морально-нравст­венные основы Педагогической этики.

«Гражданский кодекс - закон, содержащий распо­ложенные по определенной системе нормы гражданского права... право собственности; обязательственное право; авторское право; право на открытие; право на изобрете­ние... наследственное право...»6 и т. д.

Если все время помнить, что наше тогдашнее обще­ство тоталитарного сознания подчинялось авторитарному стилю управления, то неудивительно, что и нормы-прави­ла педагогической этики были (и остаются!) авторитар­ными по существу.

6 Дается в сокращенном виде.


Так, в учебном пособии по педагогической этике мы находим, что «забота педагогической этики» есть «культура общения», трактуемая как «система норм, принципов и правил общения, а также технология их вы­полнения, выработанные человеческим сообществом с це­лью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия»1.

Далее следуют «нормы межличностного общения», которые:

- «соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

- приняты в данном обществе как "руководство к действию";

- не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

- предполагают ее готовность и умение соблюдать эти нормы».

Размышления над этими нормами, создающими культуру общения, приводят к выводу, что все это в выс­шей степени желаемое, но никаким образом не имеющее место быть как действительное в нашем нынешнем об­ществе.

Во-первых, потому, что наше нынешнее общество, хочется надеяться, сейчас еще только на пути к «демокра­тизации и гуманизации», и, следовательно, наши сограж­дане (и учителя в том числе) еще не готовы соответство­вать «гуманистическому подходу» в его полной мере.

7 Здесь и далее с. 143-144.


Во-вторых, настораживает формулировка «как "ру­ководство к действиям"». Если наше (личное, граждан­ское, общественное) сознание и обитающая в нем нравст­венность еще «не созрели» для идей гуманизма, то вполне возможен вариант таких действий, которыми руководят самые что ни на есть «благие намерения», в индивидуаль­ном их понимании, отдельного педагога (см. выдержки из МК выше) этого самого гуманизма.

 вот еще цитата из Интернета по запросу автора «Гражданский кодекс, гражданское право», хотя, кажется, и не принято ссылаться на Интернет:

«НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА

Н. П. Оглезнева - директор Горно-Алтайского Рес­публиканского лицея

Ситуация ухода от традиционной школы, развитие инновационной педагогической практики требует от ру­ководителей образования особой тактики.

Главное, на что было сосредоточено внимание руко­водителя и преподавателей лицея - это демократичес­кая дисциплина и демократическая жизнь в лицее (здесь и далее выделено мной. - Д. Б.). Это помогло опре­делить программы, которые помогают создавать обста­новку, при которой дети могут получать навыки, необхо­димые гражданину нашей страны.

Что значит демократия в школе для ребенка? Это то, что каждый ребенок имеет право быть и чувство­вать себя в безопасности в школе и учиться. Одна из главных задач руководителя инновационного учебного за­ведения - создать условия, чтобы эти ожидания выпол­нялись в каждом классе лицея. Класс не может при этом рассматриваться как маленькое демократиче­ское общество даже на старшем этаже (?). Нелепо думать о классе как о политической демократии. У учителя больше власти, чем у одного голоса. Уча­щиеся не определяют учебный план. Учащиеся не вы­бирают цель школы. Учащиеся не могут что-то от­менить. Дисциплинарная систем л должна быть строгой (???). Дисциплина означает, что руководители классов должны сделать абсолютно ясным то, что "каж­дый ученик в этой школе имеет право быть и чувство­вать себя в безопасности и учиться". Но и этого недо­статочно. Необходимо готовить детей жить в демокра­тическом обществе. Поэтому:

Педагог должен воспитывать так, чтобы не было необходимости в постоянном присутствии авторитет­ной фигуры (может быть, «авторитарной» фигуры? Дети объективно всегда ищут и находят «авторитетного взрос­лого», особенно в подростковом возрасте. Почему бы учи­телю не стать авторитетным взрослым?).

Осмеивание, сарказм, публичные нравоучения не должны иметь места в хорошей школе. Необходимо поощ­рять человеческий потенциал. Нельзя разрушать зерно ве­личия, заложенное в каждом человеке, независимо от того, какого он возраста.

Определив некоторые проблемы демократической дисциплины лицея, руководители и педагоги сосредоточили внимание на гражданской этике, программа которой пре­дусматривает:

1. Формирование оптимальной среды для обучения и работы.

2. Обучение детей важным концепциям и принци­пам общества.

3. Помощь детям в моральном и интеллектуальном развитии.

Все это, несомненно, дает возможность разрабо­тать такие программы обучения "одаренных детей" (а не очень одаренных или совсем не одаренных детей? А по каким критериям определяется одаренность ребенка? По собеседованию при поступлении в Горно-Алтайский Рес­публиканский лицей? По текущим отметкам в журнале успеваемости? По рассказам родителей детей?), где упор делается на организацию самостоятельной, исследова­тельской деятельности учащихся, основные усилия напра­вить не на запоминание многочисленных социальных и технологических факторов, а на осознание интеллекту­альных возможностей человека, где критерием образова­ния является самостоятельное и независимое обуче­ние (?)».

Представляется, что данная цитата как раз и демон­стрирует своеобразное «раздвоен- с сознания», где ужива­ются призывы нашей современности с твердыми убежде­ниями старой еще закалки авторитарной педагогики.

Отсюда следует, что демократия демократией, а оп­ределять учебный план, цель школы, протестовать против чего-либо, их не устраивающего, учащиеся «не могут», так как «у учителя больше власти, чем у одного голоса». Все как у старушек на лавочках у подъезда: «Слушай учитель­ницу. Она все знает, она плохого не пожелает. А то, что строгая, так это очень хорошо! Она из вас всю дурь-то вы­бьет!».

И еще одна цитата: «У этой учительницы не забалу­ешь! Знаешь, как она дисциплину держит? Слышно как муха пролетит!».

А теперь немного философии на психологической и физиологической основах. Любовь, злоба, страх - вот три основных психофизических состояния организма. Во всех этих состояниях в человеке создаются информа­ционно-смысловые потоки, причем в состояниях злобы и страха - «снизу» через центральную и периферическую нервную систему.

В состоянии страха происходит своеобразная заку­порка энергетических каналов, человек входит в некий ступор, мышцы тела сжимаются, сознание блокируется и перестает объективно воспринимать реальность. Тело человека непроизвольно принимает защитную позу: пле­чи опущены, голова втянута, руки закрывают живот и на­до всем этим царит всего лишь одна мысль: «Скорее бы все это кончилось!». Регулярное введение ребенка в состояние страха может закончиться неврозами, депрессией или же породить тип личности с психологией раба.

Злоба также закупоривает энергетические каналы, создавая психофизическое перенапряжение, от которого требуется избавиться. И избавление приходит чаще всего в виде гнева, эмоционального взрыва. Состояние страха -пассивное, а состояния злобы - активное. Злоба может накапливаться и тогда взрыв будет еще сильнее, нежели тот взрыв, который следует сразу за возбуждением злых эмоций.

Состояние любви можно также рассматривать как психофизическое состояние циркуляции информацион­но-смысловых потоков. Они тоже воздействуют на цент­ральную нервную систему, но идут «сверху». Человек в состоянии любви испытывает «мышечную радость», так как нет закупорки энергетических каналов, нет скованно­сти в движениях и в мыслях. Человек испытывает радост­ные чувства, он открыт окружающим и настроен на обще­ние с ними.

Отсюда следует, что состояние любви, понимаемое в самом широком смысле этого слова, есть наиболее бла­гоприятное состояние как для учителя, так и для его уче­ников.

Вернемся все же к «Педагогической этике». Про­должая поучать читателей, автор говорит об «основных признаках нравственной культуры в общении». Это:

• «уважительное отношение к партнеру, бережное обращение со словом, которое может глубоко ра­нить человека;

• ясность целей общения, готовность понять, оце­нить и принять суждения собеседника;

• постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

 

• соблюдение принципов толерантности, порож­дающее взаимное доверие и помогающего преду­преждать и преодолевать конфликтные ситу­ации».

Хочется подписаться под каждым словом, но что-то останавливает. Вроде бы все правильно и современно...

Но вот только условия эти, которые написаны на страницах учебного пособия, похожи на догмы-заклина­ния, однажды произнесенные и ушедшие в никуда, так как совершенно непонятно, как всего этого добиться в себе? (Может быть, сюда относится и то, что автор этих строк написал о состоянии любви?). Понятно, что нужно «от­носиться, совершенствоваться, готовиться и соблюдать», но не понятно, КАК и В ЧЕМ конкретно должен изме­ниться отдельно взятый педагог, на ЧЕМ он должен осно­вывать эти новые для него нормы, правила, условия? Вро­де бы, понятно, на какой основе - на основе морально-нравственных ценностей. Но размышления о морали и нравственности, попытки соотнести высоконравствен­ное с реалиями нашего современного общества вызывают новые - они же и очень старые, но, оказывается, не решен­ные, - вопросы.

Оправдывает ли великая и благородная цель дур­ные или даже сомнительные методы ее достижения? Ка­кова мера ответственности человека за его поступок, за его влияние на судьбы других людей? Как найти такое оптимальное средство, которое привело бы к желанной цели и было бы само по себе наибольшим добром или, что почти то же самое, наименьшим злом?

Приходится обращаться к религии - там все уже давным-давно рассказано, проиллюстрировано и реко­мендовано.

Но сначала следует прояснить собственное понима­ние религиозности.

Автор этих строк был воспитан в духе воинствую­щего атеизма, который подкреплялся значительными и даже великими открытиями человечества в науке и тех­нике: расщепление атома, выход человека в космос, созда­ние синтетических материалов и т. д. И, тем не менее, ав­тор утверждает, что он человек верующий. Это вера в Ве­ликий Универсальный Закон Природы, который мы практически еще только-только начали познавать. Поэто­му в мире великое множество неразгаданных тайн, кото­рые еще только предстоит раскрыть, и этот процесс беско­нечен, как бесконечен процесс познания Истины, природа которой бесконечна сама по себе. И дело здесь не в образе легендарной личности Иисуса, которой следует молиться о всепрощении грехов наших, а в тех нравственных зако­нах, нормах, правилах, которые религия проповедует.

Вера представляется не только как посещение церк­вей, соблюдение обрядов, целование креста и другие атри­буты богослужения, сколько жизнедеятельностью челове­ка по ее Естественному нравственному закону, о котором уже говорилось; что составляется он самим человеком на основе своего понимания реальности, самого себя в этой реальности и в согласии со своей совестью.

Проявляется также следующая закономерность: гражданская этика, составной частью которой является этика педагогическая, представляет собой изложение на­чал нравственности христианской, так как выше ее чело­вечество подняться не может; и разница между нравствен­ностью религиозной и безрелигиозной заключается лишь в том, что первая покоится на крепком основании богооткровенного учения, а последняя постоянно колеблется на шатких подпорках временного мировоззрения, преобла­дающего в тот или иной момент.

Можно сказать по-другому. Любая этика всегда ис­ходит из высшей идеи, на которой и строит свои понятия. Проблема лишь в том, как возвышенное и идеальное кон­кретизировать в реальных ситуациях жизнедеятельности человека, оставаясь при этом, как говорится, на высоте.

Далее, оценки «добро», «зло» должен ставить себе сам человек, что и будет отражением уровня его нравст­венного развития и понимания окружающего мира. Для личности важны ее собственные оценки, для общест­ва - его собственные оценки. Оценки Бога - автора нрав­ственных законов бытия - отсутствуют, так как он сам дал нам право выбирать, что на данный момент важнее.

Вот и получается, что мы всегда живем и действуем в «пограничной зоне», в которой и происходит столкнове­ние общественной оценки и самооценки своих мыслей, чувств и действий. И при этом самые удивительные мета­морфозы происходят в нашей психике с понятиями зла.

Зло бывает двух видов:

1) чужое, бьющее по нам, наносящее нам вред;

2) свое родное.

Со своим родным злом, которое нанесли мы сами, всегда непростые взаимоотношения - мы то со всех ног кидаемся оправдывать себя везде и во всем, то с такой же энергией начинаем заниматься самоуничижением. Впро­чем, самоуничижением занимаются далеко не все, но и их посещают чувства вины, стыда, страха. Вот и бытуют кры­латые выражения: «Сгореть от стыда», «Непереносимое чувство вины», «Обезуметь от страха» и т. д.

Но...

Но есть и библейское: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели». То есть получается, что можно стать «хорошим», если тебя грамотно пристыдят и ты почувст­вуешь необходимость раскаяться и исправиться. Каются многие, исправляются единицы.

А вот наша педагогика, оказывается, изучает вар­варство, лидерство, социальную значимость человека, гнев народных масс (то есть общественности), ее осужде­ния, проблемы воспитания трудных, педагогически запу­щенных детей. И ни слова о не трудных, не запущенных детях, ни слова об их проблемах, состояниях, мыслях и чувствах.

Существующие каноны педагогической этики исхо­дят из неравного права, из подчиненности ученика учите­лю. В ней, по сути, нет справедливости - «учитель дол­жен, ученик обязан». Вспомните, что, учась в школе, мы постоянно сталкиваемся с нарушениями этих «должен и обязан» с обеих сторон. И тогда вступает третья сторо­на - завуч, директор, РУНО, прокуратура со своими «за­поведями» и обязательно с карающим мечом в руке. Лег­ко догадаться, кто чаще всего попадал под этот карающий меч. Причем, виноватого ученика осуждают прилюдно, а виновного учителя - за закрытыми дверями, так как нельзя «подрывать его авторитет» (это корпоративная этика или что-то другое?).

Вот и получается, что повседневная мораль и та же педагогическая этика настолько разошлись друг от дру­га, что вся эта ситуация давит теперь на общественное мнение о происходящем вокруг, на СМИ и на сами «си­ловые педагогические структуры» так, что очень часто решение этических разногласий или нарушений педаго­гических норм и правил приводит к тупику, из которого нет выхода...

Одна из десяти Библейских заповедей, по сути, го­ворит «Не создавай себе кумира». Все люди грешны в большей или меньшей степени, у каждого есть свои не­достатки, которые практически невозможно искоре­нить, то есть стать кардинально другим человеком. Без­грешен один Бог. Он-то и есть единственный наставник, советчик, он же поощряет за добро и наказывает за зло. Поэтому ни один человек не должен обожествляться как носитель абсолютного добра, в котором нет ни­сколько зла.

Мы же очень часто начинаем безгранично восхи­щаться каким-то человеком (частенько это бывают и учителя), практически делая его именно кумиром для преклонения, восхищения и примером для подражания. Но тут наш кумир (наш педагог) совершает какое-либо действие (или нам рассказывают, что он совершил), ко­торое несет в себе отрицательный заряд эмоций, - на­грубил, напился, прогулял рабочий день и так далее, -и наш кумир, как статуя для поклонения, рушится, низ­вергаясь с высокого пьедестала, на который мы же сами его и поставили. В таких случаях свершенное негатив­ное напрочь сметает все позитивное, что есть в этом че­ловеке и чему мы совсем недавно так истово поклоня­лись.

Свержение кумиров есть процесс болезненный и неправильный в своей сути - человек не Господь Бог, чтобы жить и действовать абсолютно и всегда правиль­но, безупречно, возвышенно и адекватно. У человека есть свои слабости (свои минусы), которые, в принципе, практически всегда присутствуют в его поведении, пусть и очень часто это фактически незаметно для окру­жающих.

Что же тогда делать, если искоренить недостатки, как уже говорилось, невозможно, но и действовать, вопло­щая их ежечасно, тоже не подходит, особенно для предста­вителей педагогической профессии?

Ответ прост и сложен одновременно - познать все то чудесное и прекрасное, что есть у тебя самого и в даль­нейшем действовать, опираясь только на свои ярко выра­женные плюсы, тем самым как бы вытесняя свои минусы за пределы рабочего времени и пространства. Пусть дети получают заряд только положительных эмоций, а все негативное остается за пределами школы. При этом недо­статки человека и учителя никуда не деваются - им про­сто нет места в педагогической деятельности учителя и нет времени, чтобы проявлять себя - педагог занят раз­витием и совершенствованием своих объективно сущест­вующих достоинств и именно эти  достоинства есть форма и содержание его профессиональной деятельности на уро­ке. Пусть в классе он всегда будет энергичным, доброже­лательным, общительным, знающим человеком и всем этим можно и должно восхищаться, а вне школы, что ж, может он и женат уже в четвертый раз и продолжает за­глядываться на женские юбки. Или он любитель выпить, и даже поскандалить с женой - главное, чтобы всего этого не было в стенах учебного поведения. Ну, а мы будем лю­бить его за его положительные индивидуально-личност­ные качества и, может быть, со вздохом сожаления упоми­нать его недостатки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.