|
|||
М1И ч.1 стр.83, 88, 90, 95, 98М1И ч.1 стр.83, 88, 90, 95, 98
Вычитание выполняют, опираясь на знание случаев сложения и правило взаимосвязи слагаемых и суммы. М1И ч.2 стр.12. Основная проблема этой темы - заучивание результатов наизусть. Поэтому кроме осознанного освоения приемов (1-ый подход) и составление таблицы состава чисел (2-ой подход) даются установки на запоминание, но при этом надо обращать внимание на дозирование количества случаев для ежедневного запоминания. М1Ач1стр 93-108
14. Какие дидактические игры можно использовать на этапе закрепления таблиц сложения и вычитания? Опишите методику проведения игр на уроке.
15. Опишите различные методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 20», используемые в учебниках математики по различным программам. После того как дети усвоили устное сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне навыка переходят к изучению приемов сложения и вычитания в пределах 20. Если сложение и вычитание в пределах 10 - это сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд, то сложение и вычитание в пределах 20 - это сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. По программе М.И.Моро и др. сначала изучают прием сложения в пределах 20. М1М ч.2, стр. 64. Это прием прибавления по частям. Он включает в себя две операции. Например, 9+4 1) Сначала, прибавляем столько, чтобы получить 10: 9+1=10 2) Вспоминаем, что 4 – это 1 и 3, уже прибавили 1, значит, надо прибавить еще 3 : 10+3 = 13. Теоретическая основа приема (т.о.): 1) состав числа 10; 2) состав чисел в пределах 10; 3) разрядный состав чисел в пределах 20. Модели записи: При изучении этого приема используют наглядное пособие «абак». Надо к 9 прибавить 4. Выложим в верхний ряд 9 синих кругов. Нам надо прибавить еще 4 белых круга. В верхнем ряду осталось одно свободное место, поставим туда один круг из 4-х и получим 10. Надо прибавить еще 3 круга, поставим их в нижний ряд и получим 10 + 3= 13 кругов. После изучения приема переходят к формированию вычислительного умения (1-2 урока). Работаем над правильностью и осознанностью действий, следовательно, используем упражнения с подробными объяснениями и записью. Затем переходят к формированию вычислительного навыка. Все случаи сложения в пределах 20 нужно заучить наизусть, но т.к. случаев много, их делят на несколько уроков и заучивают постепенно. Стр.66 + 2, 3 9+2= 11, 9+3=12, 8+3=11, 8+3=12 Стр. 67 + 4 7+4=11, 8+4=12, 9+4=13 Стр. 68 + 5 9+5=14, 8+5=13, 7+5=12, 6+5=11 Стр.69 + 6 9+6=15, 8+6=14, 7+6=13, 6+6=12 Стр. 70 + 7 9+7=16, 8+7=15, 7+7=14 Стр. 71 + 8,9 9+9=18, 9+8=17, 8+8=16. На каждом уроке разбирают несколько новых случаев, которые предлагают запомнить. На стр. 72 дана сводная таблица сложения в пределах 20. К этому моменту дети почти все случаи должны выучить наизусть, но дают еще несколько уроков закрепления до стр.80. Для заучивания случаев на каждом уроке используют работу с карточками, математические диктанты, дидактические игры, самостоятельные работы и т.п. Далее детей знакомят с приемами вычитания с переходом через десяток. М1М ч.2 с.80. Используют два приема: 1 ПРИЕМ. Вычитание по частям. Например, 12-5 1. Сначала вычитают столько, чтобы получилось 10: 12-2=10 2. Вспоминаем, что 5 это 2 и 3. 2 уже вычли, значит, надо вычесть еще3 3. Вычитаем 3 из 10: 10-3=7 Т.О. приема: 1. Разрядный состав двузначного числа; 2. Состав чисел в пределах 10; 3. Состав числа 10. Модели приема: При объяснении опираемся на абак такой же, как при сложении. 2 ПРИЕМ. Т.О 1. Знание состава чисел в пределах 20. 2. Связь между слагаемыми и суммой, т.е. правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Например, 12-5 1. Вспоминаем, что 12 это 5 и 7. 2. Мы знаем, что если из суммы 12 вычесть одно слагаемое 5, то получим второе слагаемое 7. После того, как изучили оба приема (1-2 урока) переходят к их применению для случаев вычитания с переходом через разряд. Дети могут пользоваться любым приемом. Учитель чередует способы объяснения. Эти случаи сложны для запоминания, поэтому их разбили на группы и изучают несколько уроков. Стр. 82 11 - (2,3,4,5,6,7,8,9). Эти случаи подробно разбирают, выписывают на доску и в тетрадь и предлагают заучить. Стр. 83 12 - 3,4,5,6,7,8,9 Стр. 84 13 - 4,5…9 Стр. 85 14 - 5,6…9 Стр. 86 15 - 6,7…9 Стр. 87 16 - 7,8…9 Стр. 88 17,18 - 8,9. Сводная таблица вычитания не составляется, пользуются таблицей сложения. К концу темы дети должны знать все случаи сложения и вычитания в пределах 20 наизусть. Для заучивания случаев на каждом уроке используют работу с карточками, математические диктанты, дидактические игры, самостоятельные работы и т.п. По программе Н.Б. Истоминой эта тема изучается во 2 классе. Сначала детям показывают прием сложения с переходом через десяток на моделях.
|
|||
|