Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 1. Рисунки к мотиву «Меч». Меч - это фаллический символ, мужчина носит его около своих гениталий и «обнажает», когда хочет продемонстрировать свою мужественность.



Рис. 1. Рисунки к мотиву «Меч». Меч - это фаллический символ, мужчина носит его около своих гениталий и «обнажает», когда хочет продемонстрировать свою мужественность.

Рис. 2. Приап изображался с огромным фаллосом, настолько большим, что им невозможно воспользоваться.

Р. Дезуаль предлагал своим пациентам представить себя вместе с воображаемым мечом или сосудом у подножия горы и подняться на эту гору. Р. Дезуаль считал, что резкий воображаемый подъём или резкий воображаемый спуск вводят человека в изменённое состояние сознания, соответствующее духовному подъёму: «Через эту операцию мы обнаруживаем, что, хотя восхождение часто трудно в начале, на последующих сессиях оно приносит образы, которые становятся все более светлыми и которые выражают ощущение покоя, безмятежности и радости, а по действию - открытые и щедрые чувства. ... Одни пациенты воображают, что поднимаются быстро, другие это делают со значительными усилиями, путь им может видеться блокированным непреодолимыми помехами, такими, как нависающие утесы, которые мешают любому продвижению. В последнем случае психолог должен постоянно поддерживать усилия пациента и ни при каких обстоятельствах не давать ему почувствовать себя брошенным и незащищенным. Однако было бы неверным настаивать на слишком больших усилиях. В связи с этим не нужно перегружать выносливость пациента. По этой же причине направленное воображение не должно длиться дольше одного часа и в любом случае его следует довести до конца на утверждающей ноте. Следовательно, в каждом конкретном случае, мы должны почувствовать удовлетворение, если успешно довели субъекта до вершины, где он получил отдых, наслаждался видом и позволял себе чувствовать глубокое удовлетворение» (Дезуаль Р., 1996).

В ходе воображаемого подъёма меч и сосуд могут изменяться и преобразовываться, что соответствует духовному росту и восхождению. Может измениться и содержимое сосуда. На вершине горы психотерапевт предлагает пациенту заглянуть в сосуд и увидеть там, как в сказке про волшебное зеркальце, «всё, что было в Вашей жизни; всё, что происходит сейчас; всё, что будет в Вашей жизни; а также то, чему пока не суждено сбыться». Иногда пациент не останавливается в своём воображаемом подъёме на вершине горы, а продолжает подниматься дальше как бы по светящейся лестнице вверх. «После напоминания о том, что во сне все возможно, мы предлагаем ему вообразить дорожку облаков, поднимающуюся в пространство от его местонахождения на вершине горы. Затем просим его продолжить подъем. В этот момент важно постоянно удерживать внимание на чувствах пациента и преодолевать его желание сдержать подъем. Есть некоторые внушения, помогающие в этой задаче. Например, мы можем сказать пациенту: «Представьте, что кто-то идет впереди и ведет вас за руку». Этот образ может вызвать образ любимого человека, просто помогающей руки или ангела (даже неверующие часто представляют ангелов). Мы продолжаем, поддерживая постоянные усилия, пока субъект не достигнет естественного места отдыха. Теперь просим его взять меч (сосуд в случае женщин) и посмотреть, как он изменился. Если изменения произошли, они чаще всего являются примерами улучшения и всегда связаны с действительно полезным развитием пациента. Для некоторых пациентов мы даже расширяем этот первый опыт, предлагая им представить луч света, бьющий по мечу (или сосуду) и посмотреть, что произойдет. ... Терапевт может пойти еще дальше, предложив пациенту поднять сосуд к небесам как подношение или посмотреть, чем он наполнен. Любые изменения в образе важны. Они служат индикаторами того, как субъект приспосабливается к технике направленного фантазирования, а также позволяют оценить то, что называется способностью субъекта к «сублимации» (я предпочитаю термин «социализация инстинктов»)» (Дезуаль Р., 1996).

При работе с мотивом «Сосуд» после подъёма в гору и описания происшедших изменений пациентке можно предложить перенестись в своём воображении к себе домой и найти там подходящее место для сосуда. Можно спросить пациентку, чем бы ей хотелось заполнить здесь сосуд. Это не обязательно должно быть что-то материальное: например, сосуд можно заполнить любовью, гармонией, красотой, спокойствием, согласием, радостью, здоровьем. Предложение перенестись вместе с сосудом к себе домой и найти для него в доме подходящее место помогает связать опыт, полученный в ходе психотерапии, с повседневной жизнью, с ситуациями в личной жизни пациентки, в её семье и на работе. Если сосуд помещается на кухню (в таких случаях это часто «пузатый» сосуд, открытый, заполненный молоком, сметанной, чем-то съедобным), то это может говорить о преобладании материнских потребностей пациентки. Если сосуд размещается в спальне (в таких случаях это часто сосуд изящной формы, часто закрытый, заполненный эликсиром, духами, вином, чем-то нематериальным), то это может говорить о преобладании женственности, стремлении давать и вызывать восторг и восхищение. Иногда пациентки представляют сразу два сосуда - один «пузатый» и открытый, другой изящной формы и закрытый (см. Рис. 3). Это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.