|
|||
Я.Л. Обухов. Мотивы Меч и Сосуд. Мотивы «Меч» и «Сосуд»Стр 1 из 6Следующая ⇒ Я.Л. Обухов Мотивы "Меч" и "Сосуд" Мотивы «Меч» и «Сосуд»
Я.Л. Обухов[1] Предлагаемая статья посвящена анализу опыта использования в психотерапии по методу символдрамы мотивов «Меч» и «Сосуд». Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия и Кататимное переживание образов, - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (08.01.1919-22.06.1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце сороковых - начале пятидесятых годов ХХ века. Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Процедура терапевтической сессии при применении метода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образ на заданную психотерапевтом тему. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «угу» и «да», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс психотерапии состоит в среднем из 8 - 30 сеансов. В то же время символдрама может использоваться и в рамках более длительного курса психотерапии, прекрасно сочетаясь с другими направлениями психотерапии: классическим и современным психоанализом, юнгианским анализом, индивидуальной психологией по А.Адлеру, экзистенциальной психотерапией и др. Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.
Х. Лёйнер считал, что «сексуальные проблемы и отношения с партнёром естественно проецируются уже в кататимной панораме основной ступени символдрамы. Тем не менее, имеет смысл узнать при помощи прямого «обращения к бессознательному», какие конфликты и комплексы есть у пациента в его интимных отношениях» (Leuner H., 1994, с. 173). Таким прямым «вопросом к нашему бессознательному» служат специально разработанные мотивы для представления образов. Мотивы «Меч» и «Сосуд» впервые предложил французский психотерапевт, известный своими пионерскими исследованиями воображения, создатель метода направленного фантазирования, Робер Дезуаль (Robert Desoille) в тридцатые годы XX века[2]. Женщине Р. Дезуаль предлагал представить сосуд, а мужчине меч. То, какой сосуд представляет женщина, отражает, по мнению Р. Дезуаля, ее отношение к себе как женщине, к своему женскому началу. То, какой меч представляет мужчина, отражает его представление о своей мужественности. Например, необыкновенно длинный меч двухметровой длины, который возможно поднять только двумя руками, может говорить об «инфляции» мужественности, о комплексе Приапа[3] (Уайли Дж., 1996); это типичный мачо[4], считающий, что все вокруг должны им восторгаться. Напротив, слишком короткий меч может указывать на закомплексованность и ощущение собственной неполноценности. «Я предлагаю этот образ мужчине и прошу его сказать, что он представляет. На символическом языке это эквивалент вопросу: «Что вы думаете о себе как о мужчине в широком смысле?» Один может визуализировать подходящее оружие, другой увидит церемониальный меч, тогда как третий нарисует лезвие без ручки. Еще один может вообразить длинное тонкое лезвие с ручками на каждом конце, делающее его бесполезным в качестве оружия. И как последний пример, представляющий край диапазона возможных ответов, пациент может представить только фотографию меча» (Дезуаль Р., 1996).
|
|||
|