Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Послесловие



 

Любой народ, любая страна имели своих «амазонок». Но стран на свете очень много, а народов еще больше – рассказать обо всех невозможно. И это крайне удручает авторов настоящей книги. Не имея возможности посвятить всем по главе, они решили хотя бы в послесловии упомянуть некоторых «амазонок», о которых сказать очень хотелось, но не получилось.

Древние египтянки, сколь известно, не участвовали в войнах. И это несмотря на то, что женщины в Египте пользовались очень большой (для древнего мира) свободой: они имели право развода, сами представляли свои интересы в суде, сами владели и управляли своим имуществом. Но воевать египтянкам не приходилось. Впрочем, может быть, это и было проявлением их свободного выбора. Однако прекрасная Нефертити, символ женственности, на некоторых изображениях лично крушила головы то ли врагам, то ли пленникам.

Впрочем, это изображение могло носить лишь символический характер.

Легендарная вавилонская царица Семирамида, по свидетельству Полиэна (который, правда, жил примерно на тысячу лет позже и писал с чужих слов), купалась, когда ей сообщили о нападении сирийцев. Царица не стала тратить время даже на то, чтобы обуться и причесаться – босая, с незаплетенными волосами она выступила на врага и победила. На ее стеле, как сообщает Полиэн, было написано следующее: «Природа сделала меня женщиной, я же деяниями оказалась ничем не хуже доблестных мужей…»

Почти такая же история приключилась, по словам Полиэна, с парфянской царевной Родогуной. Приготовившись купаться, она распустила волосы. Но тут ей сообщили, что «восстал подчиненный народ». Царевна не только не стала домывать волосы – она села на коня, вывела войско и дала клятву, что не будет мыться, пока не победит восставших. «И долгое время воюя, она одержала победу. После победы она вымылась и отмыла волосы».

В Древней Греции было не слишком много воинственных женщин – возможно, потому греки и придумали амазонок, живущих на краях Ойкумены, что их собственные жены и дочери сидели в гинекеях и пряли шерсть. Это, кстати, тем более странно, что среди трех божеств, ведавших войной у греков, были две богини. Причем в отличие от кровожадного рубаки Ареса Афина ведала мудрой стратегией, а Артемида – искусством стрельбы из лука, она же считалась покровительницей амазонок. И все‑таки в Греции тоже были свои героини. Когда спартанский царь Клеомен, перебив в сражении семь тысяч аргосских мужей, подступил к Аргосу, оборону города возглавила танцовщица по имени Телесилла (Плутарх называет ее поэтессой). Она вооружила жительниц города, и они, встав на брустверы и защищая стены, отразили врагов и спасли Аргос. Полиэн пишет, что в честь этого события аргосские мужчины в первый день месяца Гермия (его соответствие современному календарю точно неизвестно) наряжались в женские пеплосы, а женщины надевали мужские хитоны и хламиды.

Карийская царица Артемисия была союзником персидского царя Ксеркса в его походе на Грецию в 480 году до н. э. Ее корабли входили в состав персидского флота; Артемисия участвовала в знаменитом морском сражении у Саламина и лично руководила боевыми действиями своих кораблей.

Вергилий в «Энеиде» описывает борьбу жителей Италии с пришельцами из‑под Трои, которых возглавлял прародитель римского народа Эней.

 

Вместе с мужами пришла и Камилла из племени вольсков,

Конных бойцов отряд привела, блистающий медью.

Руки привыкли ее не к пряже, не к шерсти в кошницах,

Дева‑воин, она трудов Минервы не знала,–

Бранный был ведом ей труд и с ветрами бег вперегонки.

(…)

Там, где сеча кипит, амазонка ликует Камилла:

Левая грудь открыта у ней, колчан за плечами.

То посылает она все чаще гибкие дроты,

То боевой свой топор рукой неслабеющей держит;

Лук золотой за спиной звенит – оружье Дианы.

Даже когда отступить заставляет Камиллу противник,

Стрелы она посылает назад, на бегу обернувшись.

Спутниц отборный отряд окружает Камиллу: Ларина,

Тулла несется за ней и Тарпея с медной секирой;

Лучших Италии дев избрала она – украшенье

Войска, и в мирные дни, и в бою надежных помощниц.

 

Сражалась Камилла вполне по‑мужски. Она повергла самых могучих мужей из племени тевкров – союзников Энея. Одному из них она вонзила в шею копье. Второго увлекла притворным бегством, и затем

 

Мужа, что гнался за ней, догнала и, мольбам не внимая,

Дважды удар нанесла секирой тяжкой по шлему.

Медь и кость разрубив, так что мозг полился из раны…

 

В конце концов Камилла пала в бою, но случилось это не потому, что ее одолел более сильный противник, а потому, что ее гибель была заранее предопределена богами.

Но и на грани смерти воительница думала только о том, как обеспечить победу своих соратников.

 

И, умирая, она обратилась к одной из ровесниц –

Акке, которой всегда доверяла всех больше, с которой

Все заботы делить привыкла, и так ей сказала:

«Силам приходит конец, сестра моя Акка. От раны

Я умираю, и мрак пеленой мне глаза застилает.

К Турну беги, передай мое последнее слово:

Пусть он меня заменит в бою и тевкров отбросит…»

 

Так погибла италийка, которая пыталась не допустить будущих римлян на землю Италии.

У самих римлян «амазонки» если и встречались, то очень редко; хотя римлянки нередко проявляли такие достойные воинов качества, как твердость и решительность, – но не на поле боя; по крайней мере авторы настоящей книги примеров воинственных римлянок найти не смогли. Но зато одно из двух основных божеств войны у жителей Вечного города было женского рода – ее звали Беллона, и она была сестрой или женой бога войны Марса. Кроме того, женщины принимали участие в гладиаторских играх, зачастую по собственному желанию. Среди гладиатрис встречались и знатные матроны. Тацит в своих «Анналах» писал о 63 годе н. э., что этот «год также отмечен устройством гладиаторских игр, не уступавших в великолепии предыдущим; но при этом еще большее число знатных женщин и сенаторов запятнало себя выходом на арену». А Ювенал, римский поэт‑сатирик рубежа первого‑второго веков, писал:

 

Кто на мишени следов не видал от женских ударов?

Колет ее непрерывно ударами, шит подставляя,

Все выполняя приемы борьбы, – и кто же? – матрона!

Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;

Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?

Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,

Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной

Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.

Вот тебе будет почет, как затеет жена распродажу:

Перевязь там, султан, наручник, полупоножи

С левой ноги; что за счастье, когда молодая супруга

Свой наколенник продаст, затевая другие сраженья!

Этим же женщинам жарко бывает и в тонкой накидке,

Нежность их жжет и тонкий платок из шелковой ткани.

Видишь, с каким она треском наносит мишени удары,

Шлем тяжелый какой ее гнет, как тверды колени,

Видишь, плотность коры у нее на коленных повязках.

Смейся тому, как, оружье сложив, она кубок хватает.

 

История сохранила имена множества женщин, которые участвовали в крестовых походах и сражались наравне с рыцарями. Во время Второго Крестового похода Ида Австрийская билась бок о бок с герцогом Вельфом Баварским и пропала без вести в Гераклейской битве, в которой крестоносцы потерпели поражение. Имад аль‑Дин писал, что в дни осады Акры под стены города прибыла европейская аристократка, возглавлявшая собственную армию из пятисот конных рыцарей и водившая ее в атаку.

Список этот можно продолжать почти бесконечно. Но поскольку книга бесконечной быть не может, ее авторы завершают рассказ об амазонках прошлого и хотят буквально несколькими цифрами охарактеризовать амазонок настоящего времени. На начало двадцать первого века в армии США служило 220 000 женщин, 34 000 из них – офицеры. Женщины составляли около 14 процентов американской армии. В израильской армии их было около 20 процентов, в канадской – чуть меньше 11 процентов, во французской – 8,3 процента, в бельгийской – 7 процентов, в английской – 6 процентов, в немецкой – 1,2 процента. В российской армии количество женщин в конце двадцатого века неуклонно росло и в начале века нынешнего составляло примерно 10 процентов. Среди этих российских амазонок было около четырехсот старших офицеров, из них около двадцати полковников… Так что есть женщины не только в русских селеньях, но и в российской армии.

 

Библиография

 

Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. Кн. 4. Интернет‑публикация:

http://www.vostlit.info/Texts/rus/adam_br/frameadam_buch4.htm.

Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер.: Ю. А. Кулаковский, А. И. Сонни. М., 2005.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер.: В. Г. Борухович. Л., 1972.

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Пер.: Н. А. Чистякова. М., 2001.

Аппиан. Римские войны. Пер.: С. П. Кондратьев. СПб., 1994.

Арриан.  Поход Александра. Пер.: М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.

Артхашастра. Пер.: В. И. Кальянов. М., 1959.

Барберино, Ф. да. Комментарий к «Предписаниям любви». Пер.: А. С. Бобович, М. Б. Мейлах // Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Берзин Э. Западные индийцы и загадка амазонок. Интернет‑публикация: http://nauka.rehs.ru/10/0507/10507104.htm.

Богаченко Т. В. Амазонки – женщины‑воительницы // Донская археология, № 1, 1998.

Борхес Х. Л. Проза разных лет. М., 1989.

Былины. М., 1988. (Б‑ка русского фольклора. Т. 1).

Былины. В 25 т. T. I: Былины Печоры: Север Европейской России. СПб.‑М., 2001.

Васильев Л. С. История Востока. T. I.M., 1998.

Вашурина З. П. Служба женщин в Вооруженных Силах России // Военно‑историческая антропология. 2002. М., 2002.

Вергилий Марон П. Энеида. Пер.: С. Ошеров // Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Властелины Рима. Пер.: С. Н. Кондратьев. М., 1992.

Геродот. История. Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1999.

Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Античная версия исторического события, отраженного в KUB XXIII, 13 // Вестник древней истории, № 1, 1986.

Гомер. Илиада. Пер.: В. В. Вересаев. М.–Л., 1949.

Горбылев А. М. Когти невидимок. Минск, 1998.

Горбылев А. М. Путь невидимых. Минск, 1997.

Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.

Граков Б. H. ΓYNAIKOKPATOYMENOI: Пережитки матриархата у сарматов // Вестник древней истории, № 3, 1947.

[Гуляев В. И., интервью] Дон – река амазонок // Новый Акрополь, № 5, 2002.

Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. СПб., 1994.

Дворкин А. Гиноцид, или Китайское бинтование ног//Антология гендерной теории. Минск, 2000.

Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). Пер.: О. П. Цыбенко. М., 2000.

[Записал Дуси Г.] Записка об амазонской роте // Москвитянин, № 1, 1844.

Еврипид. Геракл. Пер.: И. Анненский // Еврипид. Трагедии. Т. 1. М., 1999.

Ирландские саги. Пер.: А. А. Смирнов. М., 1929.

История боевых искусств. Неизвестный Восток. М., 1996.

История Древнего мира. T. I. Ранняя Древность. М., 1989.

Кальчева А. Томоэ‑годзэн: женщина‑воин. Интернет‑публикация: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1407.

Камасутра. Пер.: А. Я. Сыркин. М., издательство «Наука», 1993.

Кельтская мифология. Энциклопедия. М., 2002.

Книга моего деда Коркута. Пер.: В. В. Бартольд. М.–Л., 1962.

Козьма Пражский. Чешская хроника. Пер.: Г. Э. Санчук. М., 1962

Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Пер.: П. Киреевский, Н. В. Соловьева, И. А. Осипов //Утверждение династии. М. 1997.

Колумб X. Письмо Католическим королям Изабелле и Фердинанду о результатах третьего путешествия. Пер.: Я. М. Свет // Хроники открытия Америки. Книга I. М., 2000.

Колумб X. Письмо Католическим королям Изабелле и Фердинанду об открытии Индий. Пер.: Я. М. Свет // Хроники открытия Америки. Книга I. М., 2000.

Копылов В. П., Яковенко Э. В., Янгулов С. Ю. Погребения «амазонок» в курганах Елизаветовского могильника // II Международная конференция «Скифы и сарматы в III–II вв. до н. э.», посвященная памяти Б. Н. Гракова. Азов– Ростов‑на‑Дону, 2004.

Красавица Елена и богатырь‑женщина // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891.

Кржижановский Ю. Девушка‑юноша (к истории мотива «перемена пола») // Русский фольклор. Вып. 8. Л., 1963.

Ксенофонт. Анабасис. Пер.: М. И. Максимова. М., 1951.

Кузнецов В. А. Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1980.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции //Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории, № 1–4, 1947; № 1–4, 1948; № 1–4, 1949.

Мак‑Леннан К. Женщины‑крестоносцы [фрагмент]. Пер.: Г. Росси. Интернет‑публикация переводчика: http://globalfolio.net/archive/viewtopic.php?t=27.

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Пер.: Ю. Д. Левин. Л., 1983.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2003.

Матюшина И. Г. О жанровой эволюции рыцарской саги //Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М., Восточная литература, 2001.

Миннакири Дзёю. Томоэ Годзэн. Интернет‑публикация: http://www.sengoku.ru/archive/library/history/personality/214012.htm.

Мифы древней Индии. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина. М., 1975.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I–II. М., 1992.

Младшая Эдда. Пер.: О. А. Смирницкая. Л., 1970.

Монпере Ф. Д. de. Путешествие вокруг Кавказа. Том I. Пер.: Н. А. Данкевич‑Пущина. Сухуми, 1937.

Национальный эпос армянского народа «Давид Сасунский». Пер.: H. М. Любимов. Интернет‑публикация: http://armeniantales.narod.ru/epos.htm.

Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия. Пер.: Е. Э. Липшиц// Византийский временник. Вып. 3 (28). М. 1950.

Нитобэ И. Этика самурая. Пер.: Т. М. Шуликова // Нитобэ И., Норман Ф. Японский воин. М., 2009.

Нихон сёки – анналы Японии. T. I. Пер.: Л. М. Ермакова, А. Н. Мещеряков. М., 1997.

Носов К. С. Вооружение самураев. М., 2002.

Носов К. С. Гладиаторы. СПб., 2005.

Орозий. История против язычников. Пер.: В. М. Тюленев. СПб., 2004.

Открытие великой реки Амазонок. Хроники и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны. Пер.: С. М. Вайнштейн. М., 1963.

Очерки из прошлого и настоящего Японии. Сост.: Т. Богданович. СПб., 1905.

Павел Диакон. История лангобардов. Пер.: Ю. Б. Циркин. СПб., 2008.

Павсаний. Описание Эллады. T. I–II. Пер.: С. П. Кондратьев. М., 2002.

Палефат. О невероятном. Пер.: В. Н. Ярхо // Вестник древней истории, № 3, 4, 1988.

Паросский мрамор. Пер.: О. П. Цыбенко // Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Перну Р. Крестоносцы. Пер.: А. Ю. Карачинский, Ю. П. Малинин. СПб., 2001.

Песнь о нибелунгах. Пер.: Ю. Корнеев. СПб., 2001.

Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2001.

Петрухин В. Я. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия» // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

Пинк И. Древний Китай на войне // Рага Bellum. № 10. СПб., 2000.

Плетнева С. А. «Амазонки» как социально‑политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998.

Плетнева С. А. Половцы. М., 1990.

Плутарх. Александр. Пер.: М. Н. Ботвинник, И. А. Перельмутер// Плутарх. Сравнительные жизнеописания. T. II. СПб., 2001.

Плутарх. Помпей. Пер.: Г. А. Стратановский // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. T. II. СПб., 2001.

Плутарх. Тесей. Пер.: С. П. Маркиш // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. T. I. СПб., 2001.

Повесть временных лет. Пер.: О. В. Творогов // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I: XI–XII века. М., 1997.

Полиэн. Стратегемы. Пер. под ред. А. К. Нефёдкина. СПб., 2002.

Помпоний Мела. О положении Земли. Пер.: С. К. Апт //Античная география. М., 1953.

Похищение быка из Куальнге. Пер.: Т. Михайлова, С. Шкунаев. М., 1985.

Предания и мифы средневековой Ирландии. Пер.: С. Шкунаев. М., 1991.

Происхождение народа лангобардов. Пер.: Thietmar. Интернет‑публикация:

http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Origo_Lang/text.phtml?id=l155.

Прядь от Хельги. Пер.: Т. Ермолаев. Интернет‑публикация переводчика: http://norse.ulver.com/src/forn/hrolf/helga.html.

Пятнадцать радостей брака. Пер.: Ю. Л. Бессмертный //

Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV–XV вв. М., Наука, 1991.

Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1977.

Руф К. К. История Александра Македонского. Пер. под ред. А. А. Вигасина. М., 1993.

Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979.

Рэли У. Открытие богатой, обширной и прекрасной Гвианской империи. Пер.: А. Дридзо. М., 1963.

Сага о Вёльсунгах. Пер.: Б. Ярхо // Корни Иггдрасиля, М., 1997.

СагаоНьяле. Пер.: С. Д. Кацнельсон, В. П. Берков, М. И. Стеблин‑Каменский // Исландские саги. T. II. СПб., 1999.

Самгук‑саги. T. I. Пер.: М. Н. Пак. М., 2001.

Сан Мартин X. де и Лебриха А. де. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада и основание города Богота (июль 1539 год). Пер.: А. Скромницкий. Интернет‑публикация переводчика на сайте http://bloknot.info.

Селиванова Л. Л. Боспорские амазонки: исторические и мифические // X Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы. Керчь, 2009.

Сергеева В. С. Женские образы в английских средневековых балладах: от персонажа к героине // Традиционная культура, № 4, 2008.

Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2003.

Сказания о нартах. Пер.: Ю. Либединский. Владикавказ, 2000.

Скрипник Т. А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов‑на‑Дону, 1988.

Смирнов К. Ф. Савроматы. М., 1964.

Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск, 2003.

Сорок девушек. Пер.: А. Тарковский. Нукус, 1983.

Старшая Эдда. Пер.: А. Корсун. СПб., 2001.

Страбон. География. Пер.: Г. А. Стратановский. Л., 1964.

Стрижак М. С. К вопросу о дифференцировании женских и мужских комплексов в «савроматской» культуре на территории Южного Приуралья и Нижнего Поволжья // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 8. Волгоград, 2006.

Стукалин Ю. В. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. М., 2008.

Сунь Цзы, У Цзы. Трактаты о военном искусстве. Пер.: Н. И. Конрад. М., 2001.

Сыма Цянь. Исторические записки. T. VII. Пер.: Р. В. Вяткин. М., 1996.

Тацит П. К. Анналы. Пер.: А. С. Бобович // Публий Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.

Тацит П. К. О происхождении германцев и местоположении Германии. Пер.: А. С. Бобович // Публий Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.

Топорова Т. В. Язык и стиль древнегерманских заговоров. М., 1996.

Трейстер М. Ю. Малоизвестный эпизод истории сарматов: сарматы в Британии // Проблемы истории и культуры сарматов. Тезисы докладов международной конференции. Волгоград, 1994.

Труа К. де. Ивэйн, или Рыцарь со львом. Пер.: В. Микушевич // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.

Успенская Е. Н. Раджпуты: Традиционное общество. Государственность. Культура. СПб., 2003.

Флор Л. А. Эпитомы // Немировский А. И., Дашкова М. Ф.

Луций Анней Флор – историк Древнего Рима. Воронеж, 1977.

Фомин М. Греки на службе у Российской империи. Интернет‑публикация: http://rus‑sky.com/gosudarstvo/army/greeks.htm.

Хачатуров К. Курды, черты их характера и быта // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 20. Тифлис, 1894.

Черевкова А. А. Из воспоминаний о Японии // Исторический вестник, № 5, 1893.

Черепнин Л. В., Яковлев А. И. Псковская Судная грамота // Исторические записки. Вып. 6. М., 1940.

Шекспир В. Ромео и Джульетта. Пер.: Б. Пастерак // Шекспир В. Трагедии. М., 1951.

Эсхил. Трагедии. Пер.: Вяч. Иванов. М., 1989.

Эфиопида // Эллинские поэты. М., 1999.

Ювенал. Сатиры. Пер.: Д. С. Недович, Ф. А. Петровский. СПб., 1994.

Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historia Philippicae» // Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historia Philippicae». Диодор. Историческая библиотека. Книга XVII. Рязань, 2005.

Янчук Н. К истории и характеристике женских типов в героическом эпосе//Юбилейный сборник в честь В. Ф. Миллера. М., 1900.

Diodorus Siculus. The Library of History. Translated by Oldfather. Cambridge – London, 1935.

Ewers J. Deadlier than the male. Интернет‑публикация: http://www.americanheritage.eom/articles/magazine/ah/1965/4/ 1965_4_10.shtml.

Ewers J. Plains Indian History and Culture: Essays on Continuity and Change. Norman, 1997.

Hennessey W. M. The Ancient Irish Goddess of War. 1870. Интернет‑публикация: http://www.sacred‑texts.com/neu/celt/aigw/aigw01.htm.

Hunter J. Memoirs of a captivity among the Indians of North America… London, 1824.

Jones D. E. Women Warriors. Dulles, 1997.

Jones M. Celtic Encyclopedia. Интернет‑публикация автора: http://www.maryjones.us/jce/jce_index.html.

Journal of Anthony Glass. Trading Journey to Texas. 1808. Интернет‑публикация: http://www.tamu.edu/ccbn/dewitt/glassanthony.htm.

Meyer K. Cain Adamnain. An Old‑Irish treatise on the Law of Adamnan (Oxford, 1905). Интернет‑публикация: http://www.fordham.edu/halsall/source/CainAdamnain.html.

Native American Women: A Biographical Dictionary, Second Edition. Интернет‑версия: http://www.bookrags.com/browse/tf0203801040.

Roscoe W. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. Palgrave/St. Martin's Press, 1998.

Rutherford Harding G. General Griffith Rutherford. Интернет‑публикация:

http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com/~rutherford/general_griffith_rutherford.htm.

Smith L. Women warriors from Amazon fought for Britain's Roman army // The Times, December 22, 2004.

The Nine Books of the Danish History of Saxo Grammaticus. Translated by O. Elton. New York, 1905.

 

 


[1] Профессор В. И. Гуляев является также крупным специалистом по цивилизациями американских индейцев. См. его книги «Доколумбовы плавания в Америку» и «Загадки индейских цивилизаций», вышедшие в 2010 г. в серии «История. География. Этнография» издательства «Ломоносовъ». – Прим. ред.

 

[2] См. книгу С. А. Плетневой «Половцы» в серии «История. География. Этнография» («Ломоносовъ», 2010) – Прим. ред.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.