|
|||||||||||||||||||||
звУ1 нивг,1 только установочные звуки, отождествив их с фонемами, а в ходных звуках видеть какие-то промежуточные фонематически звуки. Признав это, мы допустили бы, что в языке, кроме код- №ы видели, что и дофонематическая фонетика не прирав-зВ*' а*их к последним, которые только и признавались самостоятель-"ИВ ' величинами. Так же невозможно считать фонематически зиачи- люнем, существуют еще какие-то звуковые единицы, а это противоре ило бы самим основам учения о фонеме. Единственно правильным , дет сказать, что установочные звуки образуют вместе с переходными рпиное целое, хотя и неоднородное в акустическом'и физиологическом отношении. Только этим и объясняется тот факт, что носители языка ие замечают никаких переходных звуков, как и неоднородности фонем вообще. § 218-Различение установочных и переходных звуков неоправданно и с произпосительно-слуховой точки зрения. Неоднородность звуков, как показывают экспериментально-фонетические данные, не может быть истолкована только как результат перехода от одного звука к другому. Выше уже говорилось о том, что Щерба, анализируя гласный в русском /а1/ ад (см. с. 9), обнаружил, что звук этот неоднороден на всем своем протяжении: не только в конце перед согласным /1/, где имеет место переход к артикуляции другого звука, но и в начале, хот л перед гласным никакого звука нет. При этом любопытно отметить, что начальный «переходный» элемент превосходит по длительности конечный «переходный» элемент. Позднее осциллографиче-ские исследования Джемелли и Пастори полностью подтвердили эти наблюдения Щербы. По данным этих авторов, «в каждом гласном без исключения число типичных периодов колебаний меньше числа нетипичных» [222, 276]. О неоднородности гласных свидетельствует также и спектральная картина (см. § 27). С различением установочных и переходных звуков в классической фонетике связано учение о трехфазпости артикуляции, т. е. о том, то артикуляция складывается из экскурсии (имплозии) —■ ерехода произносительных органов от состояния покоя к положению, ^актеРному для артикуляции данного звука, из выдержки, 3 ?'1ан соответствует этому положению, и из рекурсии (экспло- I — возвращения к состоянию покоя. ^ а першй взгляд может показаться соблазнительным связать <тавп'"''е пРи31|аки звуков только с фазой выдержки. Такое предана 'ение было бы, однако, ошибочным, так как акустические при-«мычи 31!^Ка могут быть связаны с любой фазой. Если взять глухие фазе цЬ'е' т° в них акустический эффект выдержки равен пулю: по этой аадНе евозМожно отличить губной согласный от переднеязычного или ЗЬ|чного. Напротив, первая и третья фазы могут существенно
влиять на опознание глухих смычных. В начале слова, с этой зрения (но не с акустической), важна только рекурсия В конце же слова после гласного, поскольку в этом гласном жаютсн признаки последующего согласного именно благодаря сии, последняя и играет важнейшую роль. Как об этом свидетельству Р" имплозивные, уже одной этой фазы достаточно для опознания сог& ного. ас" § 219. Различение п потоке речи моментов движения и момецт покоя невозможно, наконец, и потому, что всякий звук сбразует°В в результате одновременной работы всех произносительных оргацт!^ Но если даже иметь в виду только те из них, от положения котощ"' зависят основные, необходимые признаки данных звуков, то и здр моментов полного покоя обнаружить невозможно. Объясняется чт тем, что в потеке речи начало и конец работы того или иного орган° отнюдь не обязательно совпадают с началом и концом произнесения того или иного звука. Рассмотрим для примера работу голосовых связок, языка, нёбной занавески и губ при произнесении русского слова /катп'1/. Сближение голосовых связок, необходимое для поду, чения голоса, происходит при переходе от глухого согласного /к/ к гласному /а/. По окончании /а/ голосовая щель не раскрывается чтобы затем снова быть закрытой для произнесения 1т! и т.д.; она остается закрытой, т. е. голосовые связки по-прежнему сближены и колеблются до конца произнесения всего слова, так как оно до конца содержит звонкие звуки. Движение языка не прекращается на протяжении всего слова. Точно так же и движения нёбной занавески не совпадают с началом и концом произнесения каждого звука: ома поднимается перед началом произнесения неносовою согласного /к/, затем опускается в середине произнесения /а/, которое назализуется под влиянием последующего носового, и остается в таком положении до конца слова. Губы, разомкнутые в начале, постепенно сближаются с середины произнесения гласного /а/, затем находятся в сомкнутом состоянии до начала согласного /п.7. Несовпадение границ действия отдельных произносительных органов показано в табл. 6. Таблица6 Схема действия произносительных органов Орган произношения Голосовые евячки Небная занавеска Язык Губы I I ' Приведенные наблюдения свидетельствуют о том, что 0ТРеэ° е дв"" заключенный между паузами, представляет собой непреры [е произносительных органов, а следовательно и непрерывное ,цие, постоянную смену акустических эффектов как следствие , движения. Они говорят, кроме того, о неоднородности звуков, 'рая, однако, не даст основания разделять их на отдельные эле- ^-у, [3 главе I и было показано, что членение потока речи проис- \шт I' результате действии не физполого-акустнческих, а языковых *торов. С лшковой же точки зрения звук речи — фонема и в по- , речи представляет собой неделимую во времени единицу. Несовпадение начала и конца работы отдельных произносительных пганов с границами звуков в потоке речи хорошо иллюстрируется цограммами. В качестве примера возьмем кимограмму, содержащую а кривые: ротовую (Р), носовую (Я) и гортанную (Г) — и предста- 1Я1Ош.ую запись русского слона /атЬаг/ (рис. 84). Мы видим, что кри- 0 Гс уверенностью разделить на части невозможно, а кривую Н кно разделить только на две части (первую, соответствующую /ат/, 1 вторую, соответствующую всей остальной части слова). 220. Характер обязательных оттенков фонемы или, как обычно говорят, видоизменение (модификация) фонемы в общем зависит прежде
а т Ь а г
|
|||||||||||||||||||||
|