Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





звУ1 нивг 4 страница



Исходя из того, что фонема существует в виде нескольких алло­фонов, которые с акустической точки зрения отнюдь не тождественны, Щерба определял форманты не гласной фонемы в целом, а отдельш ее аллофонов. Так, по Щсрбе, основной аллофон русской фонемы !\' (в союзе и) характеризуется формантой в 3044 Гц, узкий аллофон этой фонемы (первое и] в слове нити) — формантой в 3520 Гц, широки! аллофон ее (в слове бит) — формантой в 2432 Гц,

Щерба, как и другие исследователи, считал, что форманта —это один тон определенной высоты. Хотя, как мы увидим ниже, такое представление о сущности формант и не отражает полностью действи­тельного положения вещей, все же данные, полученные старыми фонети-ками, не лишены объективного значения. Настраивая полость рт (путем определенной установки языка и губ) так, чтобы она наилу4' шим образом резонировала на данный камертон, можно получив соответствующий гласный. Разумеется, для этого необходимо сохр*' пить при фонации найденное положение произносительных орган* Опыты с набором камертонов, подобранных Русело для французе1* гласных, показывают, что таким методом можно действительно научи16 ся произношению соответствующих гласных.

§ 175. Возникшая в 20-х годах нашего века новая отрасль акустВ1^ так называемая электроакустика, внесла в теорию глас ряд уточнений.                                                                             ^

В свете современной акустики речи образование гласных, по Ф мулировке Унгехойера, предстает в следующем виде: «Поро^ ные голосовыми связками изменения звукового давлений имеют0 „. богатый обертонами спектр, который примерно до 4000 Гц обнар. ,, вает, в общем, лишь незначительное падение. Надставная тр>д.$) ствует на этот спектр как акустический фильтр и придаст ему с максимумами и минимумами. Максимальные концентрации а"

 областями с минимумами интенсивности, и есть форманты

гД"9леКтроакустические методы дали возможность разлагать звук

составляющие его частичные тоны, т. е. получать его спектр. Из

"а ктр°в гласных (рис. 56) видно, что форманта —это не одна ча-

с"е а область частот — ф о р м а и т и я я область. Она мо-

сТ° (-Ь[Т|, обозначена через частоты' нижней и верхней границ; часто

а этого пользуются пиковым значением форманты (т. е. частотой,

-1']сдающей максимальной интенсивностью) или средней частотой

Аппчантной области. Иногда пользуются значением частоты нижней

й"верхней границы.

' Диализ спектров показывает, что гласный в каждом реальном про-ннесении характеризуется несколькими формантами — до шести-' и и даже более. Однако не все имеют фонетическое значение, так каК не вес являются инвариант­ными для гласного как языковой единицы.

Большая сложность спектра объясняется тем, что он отражает характер звука в том виде, как он был произнесен в данный момент, со всеми особенностями голоса и манеры произношения диктора, обусловленной различными экст­ралингвистическими факторами.

Относительно количества фор­мант, действительно характери­зующих гласные, существуют раз­личные точки зрения. Большинство

исследователей в настоящее время       Рис. 56. Спектр гласного «»

считают, что число их равно двум-

трем. с этим, по-видимому, следует согласиться, если принять, что формантами являются те области концентрации звуковой энергии, ^торые необходимы и достаточны для опознания данного гласного. Для того чтобы решить, какие части спектра следует признать форман-и в указанном смысле, наряду с анализом спектрограмм естест-пых гласных широко использовался и метод синтеза, позволяющий стр ЗВ0ЛЬ11° менять спектральную картину. По поводу последнего к'аж?еГ .!1ап0МШ1ТЬ сказанное в § 17 о том, что метод синтеза при всей аНа1и "Си Аоказатель"ости получаемых данных должен дополняться и с" °м* так как восприятие естественного языкового материала

езнроваиного протекает, по-видимому, по-разному. зона,.^11"1111^ форманты гласных некоторые авторы связывают с ре-*°йер НЬ,1МИ своистпами той или иной части надставной трубы. Унге-йил°*1Г1ИТаЮ1д"''1' что така>| точка зрения лишена какого бы то ни с%1Ьк 3"Чсского основания, пишет: «Совокупность формант гласного, ставцов 11Х ни было, обусловлена резонаторпым механизмом над-^его „,ЛР^Ы как целого, точнее говоря, резонаторным механизмом столба, замкнутого в надставной трубе» [304, 801.

 

И далее: «Колеблющийся столб воздуха в надставной трубе пп анализироваться как целое, единое образование» [304, 84].   л

§ 176. Для характеристики гласного, безусловно, важны две форманты, условно обозначаемые как Р1 и РП1. Первая фопы^ нередко сливается с основным тоном (условное обозначение -— р"Та так что они образуют одну полосу концентрации звуковой энеп ' в спектре. Аналогичное наблюдается в отношении первой и второй <ь,Ик мант, а также второй и третьей.                                                 *°Р"

Как видно из предыдущего параграфа, ни одна форманта не моа, быть связана с определенной частью надставной трубы, поскоч последняя действует как единое целое. Тем не менее это не      '

того, что частотное положение форманты не коррелирует с по определенного произносительного органа. Так, изменение частоты первой форманты связано со степенью подъема языка, а втогпв форманты — с перемещением языка вдоль полости рта.Чем ниже лодър^

 "'

Рис. 57. Сложение кривых:

а — слагаемые гона; 6 — сложный тон

языка, тем выше Рх; чем более переднее положение занимает язык, тем выше Р». Так, если в русском языке р! гласного \\]г, самого высо­кого гласного переднего ряда, равно около 250 Гц, то в гласном сред­него подъема [е] Р равно около 500. Гласные «Ь и «и», являющиеся самыми закрытыми гласными, имеют одинаковые Р а Рг у самого переднего гласного «Ь около 2300 Ги и у самого заднего «и» около 600 Гц.

§ 177. Исследование формантного состава гласных ведется в настоя­щее время при помощи звукового спектрографа — прибора, который разлагает спектр звука на отдельные составляющие (см. § !?)■ ''0 осциллографической записи не только невозможно определить зна­чение формант, но даже отличить с полной надежностью один гласны от другого. Один н тот же гласный будет выглядеть на осциллограмм2 по-разному, если он был произнесен при разной частоте основное тона. Объясняется это тем, то осциллографическая кривая гласи отражает сложный звук, и если одно из слагаемых отличается, т суммарные кривые окажутся неодинаковыми. На рис. 57 показа. -как одна и та же кривая, складываемая с неодинаковыми кривы дает в сумме разные сложные кривые.

1 Римская цифре служит для обозначения форманты как переменной вел ^я Отдельные значения формант обозначаются арабскими цифрами; например-= 230 Гц, Р, = 1400 Гц.                                                                           ^

* Приводимые здесь данные относятся к основным аллофонам соответст

гласных.

„положим, например, для простоты, что гласный, характеризую-

формантой в 800 Гц1, произнесен на высоте в 100, 200 и 300 Гц.

соответствующая ему сложная кривая будет складываться из

ппостых (синусоидальных) кривых: в первом случае из кривых

&Уы\ Ги + 800 Гц; во втором — в 200 Гц + 800 Гц; в третьем — в

в 1°°'+800 Гц.

Речи сравнить осциллограммы одного и того же гласного, про­ченного иа разных высотах, то окажется, что они существенно 113!!нчаются одна от другой (рис. 58).

Таким образом, определить на глаз, какому гласному соответству-

или иной отрезок кривой, возможно только в том случае, если

естны более или менее все возможные рисунки кривых каждого

1сного. Следовательно, это доступно только такому эксперимента-

,/VVVVVVVVVVVVVVVVV^*'VVVVVV

VVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVVV

Рис. 58. Осциллограмма гласного «и»: в — основной тон — 230 Гд; б — основной той — 160 Ги

РУ, который обладает очень большим опытом. Но и в этом случае 'Ходимо, чтобы запись была произведена иа осциллографе с боль-скоростью движения ленты. Визуальный анализ кривых, при ении которых соблюдены указанные условия, позволяет отли-1 один гласный от другого, видеть изменения характера гласного !кые моменты его произнесения.

78. Спектрографы разных систем дают возможность получать взываемый мгновенный спектр, соответствующий одному моменту |[я> или же текущий спектр, представляющий изменение спект-картииы во времени. Спектрограф представляет собой электро-^кий прибор, который, разлагая сложный звук на составные ^ы, отображает их на светящемся экране; специальное фото-10 снимает получающееся на экране изображение и таким об-икс              С

 

 у                      р          р

 его. Степень точности анализа зависит, при прочих

 ()

у                                                                  , р р

■словиях, от количества акустических фильтров (каналов),

я в спектрографе, т. е. от числа разли            р         р

г                                                             от разрешающей спо-

ловиях, от количества акустических фильтров (каналов), я в спектрографе, т. е. от числа различаемых через спектро-г°т, а также и от быстроты анализа       ршющей спо

 

собности. Спектрограмма, отображающая мгновенный спектр видно из рис. 59, а, б, может быть представлена в виде систем"911 динат, в которой по линии абсцисс даются частоты соответстн К( составляющих спектра в герцах, а по линии ординат их ^ кость в децнбеллах.

На этом рисунке изображена спектрограмма гласного /а/ ского языка, произнесенного изолированно. Мы видим па цед

ль

30 25 20 15 10 5

4 6 8 10 12 Ш 16 18 20 22 В) Рис. 59. Спектрограммы гласного «а*:

...........щ,

3 1 1115 21 24 30 Л Я

а — смятии  из 27-кл иальнпм спектрографе; 6 — сиятач на 48-какалмюм спектрографе

поднимающиеся из точек, соответствующих частотам 200, 250, 320, 400, 500, 000, 800, 1000 Гц. Точки, соответствующие другим частотам (100, 125, 160 и выше 1000 Гц), находятся на нулевой линии. Усиление

-01

Рис. 60. Динамическая спектрограмма сочетания [аса)

в области 600—800 Гц соответствует Р1, в области 1000 Гц Приведенные спектрограммы отображают спектр не всего гл а только части его стационарного участка продолжительностью ' лее 50 мс.                                                                                                яШ1

Для анализа изменений в спектральной картине, про"0*0^ за все время произнесения звука или более продолжительны* ^ ков речи, т. е. для получения текущего спектра, служат Д1111аМ1.вц# спектрографы (см. § 17). Они снабжены фотоустройством с ^ щейся фотоленто» и могут производить спектральный анализ и кл отдельных звуков, но и целых фраз. Это позволяет исследовать_ е1!ц бинаторные и позиционные аллофоны фонем, а также и из

ИР

щле в процессе произнесения данного звука. Ограничивает |О|1С'Ч°'ношеНИи только скорость анализа, о которой говорилось выше.

,1; отношении т<

в '1",.„йГ. 60 дается спектрограмма сочетания (аса!, снятая па спектро-

На рис.

видимая речь». Линия абсцисс па ней представляет время,

ГР!ин«я ординат - частотное

поло**

пени

мие соответствующих интенсивность определяется по затемнения рисунка, определения частотного формант пользуются шкалой, нанесенной на проз-мчную пленку, которая нак­идывается на спектрограмму ; ЙС. 61). На рисунке 60 видно, как в конце первого гласного ?1 понижается, а Ра

10.

6-

4-

500-

100-

Рис. 61. Шкала частот для анализа спектро­грамм

?, в начале же второго гласного, наоборот, Р, повышается, а р4 понижается.

Качество спектрограмм зависит от многих факторов: от наладки самого спектрографа, от качества фотоустройства (фото- или кино­аппарата), от качества фотобу- ю_ маги или кинопленки, от йщ проявки и т. п. Поэтому для работы со спектрографом, для получения на нем надежного материала, необходима соответст­вующая квалификация, кото-

з — з —

1 —

500— 10В ~

Рис. 62. Схема спектрограммы сочетания |аса|

рую трудно ожидать у лнппш-

:та -фонетика. Ввиду этого   в

именных лабораториях сня-

Цектрограмм занимаются техники; на долю фонетика остается Ксперимелтального материала и интерпретация результатов Вализа. Последние удобно представлять в виде схем, подоб­ие 62, где форманты даны в виде огибающих кривых или -нибудь ином упрощенном и наглядном виде.

Б. ВОЗДУШНОСТЬ

мздушность, т. е. скорость выхода воздуха, играет при обра-11Г^асных гораздо меньшую роль, чем при образовании согласных

'■ Колебание в воздушности в большинстве языков не явля-

?ько значительным, чтобы заметно влиять на формантную 'Антс   "оказывают эксперименты, степень воздушности гласных

1 зависимости от степени воздушности соседних согласных, воздушность обнаруживается" в спектре в виде появления

я высокочастотных шумовых составляющих. вило, гласные не являются чистыми тонами, а содержат ! называемых «неформантных составляющих» некоторое

 

количество шума. Появление шума неизбежно, так как при ции гласных в надгортанных полостях создаются большие или шие препятствия для прохождения выдыхаемой струи воздуХа ' ление последней, т. е. увеличение воздушности, вызывает \>сй-элементов шума в гласном, что в конечном счете может привести"1 консонантизанни, к превращению в сонант. Это имеет место при ЙК ком подъеме языка, так как узкая щель является подходящим и*" вием для возникновения заметного шума при достаточной силе воап ной струи. В случае низкого положения языка, т. е. достаточно цт ' кой щели, условий для усиления шума нет; поэтому во многих язм^° имеются сонанты ф> и «V/» (часто называемые «полугласными»), соот^* ствующие гласным «1», «и». Сонанты же, которые соответствовали Т гласным «а» или «е», в языках не встречаются.                           Ь|

В языке гуджарати имеются гласные особые (подобно согласными § 116), которые противопоставлены фонологически простым гласный Исторически они возникли из сочетаний с фарингальным согласны"! а также в позиции после придыхательного смычного согласного. Сог­ласно исследованию Э, Фишер-Йёргенсен основной их артикулятор. ной характеристикой является сильная воздушная струя, что хорони согласуется с указанной историей их. Большая воздушность связана с наличием небольшого раскрытия в задней части голосоеой щел-[216]. Исследователи ряда индейских языков Северной Америки отме­чают, что гласные этих языков отличаются резким грубым тембром. Возможно, что и эта особенность объясняется большой воздушностью, вызывающей появление шумовых составляющих1.

В. НАПРЯЖЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ

§ 180. Термины «напряженные» и «ненапряженные» гласные, ведущие свое начало от Суита, получили в фонетике различное толко­вание. Суит ввел понятие напряженности [296], так как он был не сог­ласен с истолкованием различения широких и узких (\уЫе и тшггои) гласных, как оно было дано у Бэлла [2021. В то время как Бэлл_считэл, что широкие гласные характеризуются расширением задней част-полости рта, Суит утверждал, что узкие гласные отличаются от шир_ ких тем, что при произнесении первых язык напряжен, а при произл сени и вторых не напряжен. Йесперсен отвергал оба эти объясни " он полагал, что суть дела заключается в форме канала для про- .„

он полагал, что суть дела заключается в форме к

воздуха при произнесении гласного, Если канал узкий, то ^-

ются узкие гласные, если широкий — то широкие гласные- Так ■

 аых по нап                            ось смеша.

разом, различение гласных по напряженности оказалось смеш^', с различением их по положению органов произношения, главн разом языка.

1 Указанный тембр гласные могут получать и вследствие дополните^ ^ кочастотных колебаний голосовых связок. Такие гласные встречаются й _„ж диалектах, где они соответствуют сочетанию гласного с последующи*™ ■ согласный [28, 1121.

, тем, как полагал Щерба и как подтверждается новейшими ментально-фонетическими и   акустическими данными, на ха-гласного, независимо от положения отдельных органов, ЕетСЯ ч степень напряженности произносительного аппарата, тической точки зрения вопрос этот связан с вопросом о зату-резопансных полостях (см. с. 103). Чем меньше декремент ания, тем четче, ярче, напряженнее звучание, и наоборот. Комической классификации дифференциальных признаков  Г11Х напряженные определяются с акустической точки

■она и ДРУГ11Х напряженные определяются, с акустической точки как обладающие резко очерченными формантами, наиболее

 

Ь

 по частоте от формант нейтрального гласного, артикуля-

Ц_ как более четко отличающиеся от нейтрального положения Я   тракта,  б

Таким образом, различие напряженности сказывается в большей к меньшей яркости формантной характеристики» гласного. В пении, "^ качество звучания играет особенно большую роль, естественно м-оеыление к образованию напряженных гласных. Эксперименты С Н. Ржевкина и В. С. Казанского показали, что затухание в ре­зонансных полостях в пении в 3—4 раза меньше, чем в речи. Причем они объясняют это «или увеличением упругости стенок вследствие напряжения мышц, или закрытием носоглотки путем поднятия нёбной занавески» [140, 277]. Последнее объяснение явно несостоя­тельно, так как не только в пении, но и в речи неносовые гласные произносятся при поднятой нёбной занавеске. Остается, следовательно, только первое объяснение, дающее основание утверждать, что напря­женность гласных зависит от степени напряжения мышц звуко-произносительного аппарата. Поскольку без напряжения произноси­тельного аппарата гласные произноситься не могут, постольку напря­женность и следует считать одним из общих условий образования гласных. Суит устанавливал два вида гласных с точки зрения их напряженности, поскольку он связывал ее с различением узких и широких гласных. Правильнее, однако, говорить о разной степени напряженности.

В фонематическом отношении различение гласных с разной сте-еяью напряженности мало изучено. Вместе с тем не только гласные п0 11ЫХЯЗЫК0В' как- скажем, русского и французского, различаются п ВОеи "апРяженности, но и в пределах одного языка степень на-неуп е'Ш0СТ1Т может играть значительную роль. Явление редукции в: Ренных гласных, распространенное во многих языках (как и наПцСКом) й есть, по-видимому, не что иное, как противоположение лонимЖенных и ненапряженных гласных. Под редукцией обычно ствке УтРату гласным четких отличительных признаков вслед-к ,ра °Го' Что отсутствие напряжения стенок резонаторов приводит Ударени Ытости» формантных контуров. Таким образом, между Ч чир'1"1"1 и неударенными гласными возникает также разли-^иоввд,0 Качествепного характера. Более того, как думал Щерба, Н°м прОт пРизиак ударения может заключаться именно в качествен-с' 264) Кв°п°ложении ударенных   и неударенных гласных (см.

 

§ 181. С напряженностью не следует смешивать интенсив гласных. Интенсивность, т. е. сила звука, не влияет, в

напряженности, на качественную, т. е. спектральную, хара ИС стику гласного. Интенсивность гласного зависит прежде уровня интенсивности речи в целом, а также от его положенно' сителыю словесного и фразового ударения. При динамическом^"0' рактере ударения ударенный гласный будет интенсивнее ццула Ха-иого, и наоборот.                                                                           ■у-чаРец.

Интенсивность гласного, кроме того, связана и с его качестн Так, закрытые гласные, как правило, менее интенсивны, чем отк°"' тые. Это значит, что «а», при прочих равных условиях, будет нптенс'^ нее гласного «Ь. Такая зависимость была установлена давно. ЙеСп ^ сен дает следующую шкалу: узкие — «у, ц, 1»; средние — «о, 0 ^" широкие — «э, #, а» [23, 19 П. В последнее время исследованию собстве|' ной интенсивности гласных посвящен ряд работ [247, 156]. Интеп?" к этому вопросу объясняется тем, что собственную интенсивность необходимо учитывать при анализе природы просодических явлений (см. § 304).

Поскольку различие в интенсивности всегда обусловлено какими-нибудь внешними факторами и не выступает независимо от них, оно не может иметь фонематического значения. Нет таких языков, в ко­торых пара гласных фонем отличалась бы только интенсивностью.

Интенсивность обычно не остается неизменной на всем протяже­нии гласного, но в большинстве случаев движение интепсипности за­висит от определенных условий (места гласного относительно ударе­ния, соседства с различными типами согласных и т. п.). Существуют, однако, языки, в которых движение интенсивности внутри гласного имеет независимый характер. Явления движения интенсивности свя­заны с вопросом о слоговом акценте (см. с. 258).

§ 187. До настоящего времени методика объективного исследо­вания степени мускульного напряжения, а следовательно и напря­женности гласных, остается почти не разработанной. Имеются по­пытки приспособления для этой цели электромиографа, но эффек­тивность работы с ним пока недостаточно выяснена [286]. Поэтому исследование напряженности гласных приходится производить субъек­тивными методами: па слух и по мускульному ощущению.

Напротив, исследование интенсивности относится хотя и к не пр стым, но к вполне разрешимым экспериментально-фонетическими тодами задачам. Они облегчаются тем, что с лингвистической т зрения интересна только относительная интенсивность. Тем са- ^

р             р

исследование относительной интенсивности сводится к определ е, того, какой, например, гласный в слове более интенсивен, а ^ а, менее интенсивен, или как изменяется интенсивность в пРеЛ одного гласного.                                                                               '

Следует иметь в виду, что интенсивность нескольких про'131 того или иного слова можно сравнивать только в том 1'л^'|Яе',у они были одинаково громкими. Чтобы быть уверенным в этом. * иметь какие-нибудь объективные показатели уровня ГР° „ При магнитофонной записи это может быть достигнуто спей

,„нровкой уровня громкости. Тогда можно сравнивать интенсив-Р гласных, произнесенных в разных словах, в разное время и раз-

ВвиДУ того что |13"еРС|1не пптсненв-и требует затраты большого труда, яаНЫ приборы, именуемые у пас пнто-С2овфвмн. которые наряду с другими етрам" речевого сигнала измеряют  С

Па«гг'енсивностъ. Соответствующая кривая н цнтопограмме в таком случае дает воз-"аЖНОсть судить об интенсивности срав­ниваемых гласных (рис. 63).

При измерении интенсивности по общей осциллограмме действуют двояким обра­зом: либо определяют пиковую интенсив­ность гласного по максимальной амплиту­де, либо определяют его среднюю интенсив­ность путем измерения амплитуды каж­дого периода и нахождения среднего зна­чения по средней арифметической. Изме­рение производится в миллиметрах, являю­щихся в данном случае чисто условными единицами. Такое упрощение вполне до­пустимо, поскольку конечной целью яв­ляется не абсолютная, а относительная интенсивность.

В том случае, когда приходится срав­нивать гласные, характеризующиеся раз­личной собственной интенсивностью, необ­ходимо каким-то образом учитывать по­следнюю. Для этого можно предложить следующий способ. По всему имеющемуся материалу нужно определить среднюю интенсивность соответствующего гласного

вдшРИМер: *а" или да' илн *0*) в ПРОИЗ" сив6НИИ дан1Т0Г0 диктора и затем ннтен-отно<:СТЬ каждой отдельной реализации .ЮжимТЬ К полУченной средней. Предпо-УДапр ' напРимеР- что для характеристики удар ''Ия нужно сравнить интенсивность <>ни /апг°, и безударного гласного в слове ЖащИх и и аналогичных словах, содер-  = Открь,тЛДаР1шй закрытый и безударный  = всего п0" глас"ый. Тогда нужно прежде  = найТ(, п всем записям данного диктора "Римепр Релн1°к> интенсивность соответствующих

|Неч I пГ *а* И *'*" Пусть 1яа* = 12 мм' а ик = 1'»=;^^Сных н пашем примере и находим, что

ш- Тогда относительная средняя 1«а»

 гласных в нашем

 4 мм. Затем изме-

 1«а» = 10 мм, а

 = 10 : 12 = 0,83,

 

а 1«Ь = 5:4= 1,25. Из этого видно, что ударный гласный существенно большую относительную интенсивность, чем

без\'лаоный

интенсивность гласных этого типа, а безударный гласный, н, '' рот, — меньшую, чем средняя интенсивность гласных соотпётств, щего типа.                                                                                       ^°'

Часто бывает нужно определить изменение интенсивности ца тяжении произнесения одного гласного. Тогда измеряют амплиту либо каждого периода, либо в нескольких точках (в начале, серели и конце гласного) в зависимости от необходимости получить бп»!!! детальную илн менее детальную картину. По полученным строят график движения интенсивности.

Г. ОСНОВНОЙ ТОН ГОЛОСА

§ 183. К общим условиям образования гласных относится и тон голоса, являющийся самым низким с спектре. Его называют основ-ным тоном и иногда обозначают РО. Высота основного тона не влияет на характер гласного; на одном основном тоне могут быть произнесены все гласные. Тем не менее можно обнаружить тенден­цию произносить разные гласные в одинаковых условиях (т. е. прн одинаковом ударении и одинаковой интонации) на разной высоте основного топа. Так, можно наблюдать, особенно в изолированном произношении, что, например, гласный «Ь произносится пыше, чей гласный «е», а «е» выше, чем «а». В лингвистическом отношении это не имеет существенного значения, так как а живой речи в зависимости от соответствующей мелодики предложения соотношение высоты то­нов разных типов гласных может колебаться в самых разных направ­лениях.

Основной тон при произнесении гласных, как впервые показал Скрипчур, отличается у психически здоровых людей неустойчивость»' Отсутствие модуляции голоса встречается только у психически боль­ных людей. Скрипчур пользовался этим симптомом при диагностике психических заболеваний. Здесь имеется в виду не правильноеповы шение или понижение тона при фонации гласного, а беспорядочна модулирование, состоящее в том, что следующие один за ДРЗГИ периоды не строго одинаковы по длительности. Образование осво ного тона, следовательно, это не стационарный, а квазистацион р ный процесс. Отличается от указанного модулирования так пазы мое тремолирование, под которым подразумевают улавливаемое слух колебание высоты тона, тогда как нормальные колебания в делах одного гласного на слух незаметны.                                  к0.

От неправильных колебаний высоты тона следует отличать з*' ( мерное движение тона на протяжении гласного. Такое дви» е может быть связано с характеристикой слога (его в таком ел? обычно называют слоговым акцентом) или же с интонацией-  (,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.