|
|||
Лепим монстра». Страшный сон»«Лепим монстра» - 25 мин. (10 мин. на создание, 5 мин. разговор, 10 мин. на преобразование фигуры). - Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии и другого), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. - Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. - После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное. · Перерыв 5 мин. · Третье упражнение «Страшный сон» - 45-55 мин. Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вытесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психика при этом получит снятие напряжения. Образы сна могут нести важную информацию о потенциалах, которые могут способствовать избавлению от страхов. Цель: способствовать снятию тревожности через рисование страшных образов и проговаривание страхов. Формировать ощущение преодоления страхов, нахождение способов работы с тревожностью. Организация: делать упражнение лучше лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, карандаши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нарастанием напряжения. Во время рисования первого рисунка музыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картинка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки. 1. Предложите участникам приготовить все необходимое для рисования и лечь. 2. Текст визуализации: «Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выключаешь свет. Какое- то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, приглушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь приятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки. Постепенно веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон. В начале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начинаешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне. События сна разворачиваются, и, в самый ужасный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна». 3. Участники рисуют на тему «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комнате. После того, как рисунки будут закончены, предложите опять лечь и закрыть глаза. 4. Текст визуализации: «Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Представь себе все происходящее. Но, в тот момент, когда должно произойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что-то происходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился». 5. Предложите нарисовать участникам счастливый конец страшного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет – на другом. 6. В парах участники рассказывают о том, что они нарисовали и о том, что они себе представили. Вопросы к шерингу: — Какие чувства вы пережили во время упражнения? — Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом? — Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни? В качестве аналитического продолжения, можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов: 1. Замереть (ждать помощи из вне) 2. Убежать (звать на помощь) 3. Напасть (помочь себе самостоятельно) В зависимости от того, какое продолжение придумано в страшном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо – решает каждый сам для себя. Но, чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы. · Перерыв на обед + свободное время, 2 часа. · Четвертое упражнение.
|
|||
|