Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. П. Тарасенко, К. А. Бурланкова 2 страница



Интерактивность возможность адресного взаимодействия потенциального клиента с мультимедиа изображением.

Мобильность возможность демонстрации мультимедийного ролика перед выбранной целевой аудиторией в любое время, в любом месте.

Отсутствие затрат на демонстрацию рекламного мультимедийного ролика в телеэфире (и, что немаловажно, снятие в связи с этим ограничений на длину демонстрируемого ролика).

Информативность в отличие от телевизионного видеоролика, продолжительность которого ограничена стоимостью эфирного времени при его демонстрации, в случае мультимедийного ролика такого ограничения нет. Мультимедийный ролик может содержать полный объем информации о предлагаемом товаре или услуге.

Креативность визуальные технологии, оригинальная подача материала, возможность интерактивной работы с мультимедиа изображением— все это позволяет удержать внимание целевой аудитории на предлагаемой ей информации.

Экономическая эффективность – Компьютерные технологии, применяемые при создании мультимедийного рекламного ролика, расширяют спектр возможностей его применения. Ролик изготавливается и оплачивается один раз, но имеет широкий спектр применения и длительный срок эксплуатации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что такое медиадизайн?

2. Что такое информационное общество?

3. Что такое креативная идустрия?

4. Назовите сектора креативной индустрии

5. Перечислите основные этапы становления информационного общества

6. В чем состоит цель медиадизайна?

7. Каковы функции медиадизайна?

8. В чем состоят преимущества мультимедиа?

9. Что такое вирутальная среда?

10. Структуры мультимедиа-презентаций.

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ.

 

Задача типографики очень проста: она служит для передачи информации с помощью текста. Никакие аргументы и дополнительные соображения не в силах изменить это ее назначение. Время, потраченное на создание произведения печати, которое нельзя прочесть – потрачено впустую.

Всем известно, что первоначально книги были рукописными.

Печать книг изобрели, как минимум, дважды. Первый печатный станок появился у китайцев еще в прошлом тысячелетии. Достоверно известный первый печатный текст: Алмазная сутра, датирована 868 годом. В Европе первый печатный станок был разработан Иоанном Гуттенбергом (1399 – 1468) в 1440г. [2. 84]

Система подвижных литер Гуттеберга была основана на отливке каждого знака на отдельном металлическом блоке. Их всех размеров блока менялась только ширина, в соответствии с шириной каждого знака. Пробелы между словами обеспечивались более узкими блоками, высота которых не достигала уровня печатных элементов. Прорезь (сигнатура), помогала руке наборщика правильно расположить элементы и не перепутать, например, букву d с похожей на нее, с перевернутой буквой p. (рис. 1)

Хотя система ручного набора была позже автоматизирована, а затем – компьютеризированна, идея буквенного блока с естественным пробелом является основой печати и сейчас.

На схеме (рис. 2) показано, как выглядел фрагмент ручного набора и что происходит «за сценой» в современной компьютерной наборной системе. Ряды знаков сложены в виде строк текста, концы строк, как и отступы, заполнены пробельным материалом. В ручном наборе пробельный материал был необходим для того, чтобы «замыкать», удерживать на месте плотный прямоугольник и перемещать весь блок, как единое целое, не давая смешаться отдельным знакам. 

В компьютерной системе набора каждая буква или знак располагается в прямоугольнике, размеры которого аналогичны поверхности старинных металлических литер. Как и во времена Гуттенерга, такая площадка (bounding box) определяет пространство, которое каждая буква занимает в полосе набора. Пробел между изображением знака и границами прямоугольника называется полуапрошем и определяет насколько далеко очко этого знака располагается от очка следующего. Таким образом, верхние и нижние границы площадки определяют, где располагаются строки выше и ниже текущей. Наибольшее различие между металлическим и цифровыми шрифтами касается именно площадки, которая в последнем случае, будучи виртуальной, а не физической, как у металлической литеры, позволяет обращаться с ней произвольно. Например, цифровые площадки допускают взаимное перекрытие. Наборщики цифровой эпохи могут размещать любой знак совершенно свободно, как им вздумается. Делать это в компьютере, разумеется, гораздо легче, чем обрубать края у металлических литер.

Если существует в наборе общеизвестная истина, то она гласит: что на странице не бывает пустот, только пробелы. И при регулировании набора шрифта задачей дизайнера является регулировка величины пробелов, чтобы обеспечить баланс и ритм черного и белого на странице. В этом ключ к графически гармоничной странице, а также к тексту, который легко и приятно читать.

Все усилия, которые предпринимались с момента начала появления печати в XV веке до нашего времени преследуют одну цель: ускорение распространения информации. Единственное исключение – это временно возникшая на рубеже XIX-XX веков мода на книги, напечатанные вручную. Это было вызвано тем, что в эпоху слепого преклонения перед техническим прогрессом было необходимо возродить утраченное чувство материала и композиции. Это привело к тому, что противоречит природе книгоиздания: художественные книги стали выходить небольшими тиражами. Каждый экземпляр был раритетным и дорогим. Тем не менее, именно благодаря таким изданиям возродилось внимание к некоторым особенностям типографики: чувство и понимание рисунка шрифта, соотношение и пропорции знаков, образующих слово и слов, составляющих строку. Понимание полосы набора, как единой плоскости в противовес чистой поверхности полей. Разворот – как основа структуры книги. Единство шрифта, ограничения в применении шрифтов разного рисунка и кегля.

Шрифт был и остается основой любого произведения печати. Однако, шрифт не является открытием нашего времени. Это продукт культуры, который складывался в течении веков, достался нам от предков и должен быть передан потомкам.

Наше направление чтения, слева направо, определилось в древнегреческих монументальных надписях, дальнейшая эволюция привела к возникновению приписных и строчных букв. Строчные буквы для более связного написания слов и, благодаря выносным элементам – большую скорость чтения. Этим завершилось развитие письма, дальше – только вариации и смешение.

Издалека эпоха кажется чем-то цельным и единым. Готические шрифты и книги очень напоминают своей стилистикой некоторые архитектурные здания этой же эпохи. Стиль модерн начала века находит отражения в шрифте Отто Экмана, а конструктивизм двадцатых годов – в типографике Баухауза. И хотя художественный облик эпохи можно разделить на отдельные области, типографика находиться в общем русле и является отражением жизни.

Утилитарная функция типографики заключается в том, чтобы придать огромному, необъятному тексту форму, которая не отпугнет читателя, а напротив, позволит ему легко и без напряжения его осилить.

Для этого книгу разделяют на страницы, при этом нужно найти такой формат набора и интерлиньяжа, который обеспечил бы беглое чтение. Строки, вмещающие более 60 знаков, читаются с трудом. Слишком тесные межстрочия нарушают линию строки, чрезмерно просторные – слишком акцентируют каждую строку, что также снижает скорость чтения.

Особенностью современной типографики, в отличии от типографики ренесанса, является активное использование фона, включение его в композицию. Белый цвет перестает быть просто белым цветом, с помошью различных приемов дизайнер меняет значение шрифта, работает с ним то как с тектстом, то как с орнаментом.

Пример на (рис. 3) показывает, как меняется значение белого и четного цвета в композиции из трех букв. Промежутки между литерами узкие и поэтому становятся очень яркими, белый цвет внутри о несколько мягче, самый слабый белый цвет над о, так как занимает наибольшее количество пространства.

Особенностью современной типографики является отсутствие у шрифтов ярко выраженного национального характера.

Классификацию шрифтов можно производить по различным признакам. Можно разделить все шрифты на наборные - предназначенные для создания больших, хорошо читаемых блоков текста и акцидентные шрифты – шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции, в основном рекламного характера, например: плакаты, логотипы, крупные заголовки и вывески. Также шрифты можно разделить на гротескные (шрифты без засечек) и антиквенные шрифты (с засечками). Среди гротескных шрифтов можно выделить гуманистичекие гротески, форма которых основана на конструкции антиквы старого стиля. Гуманистичекие гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между толщиной штрихов. Примеры: Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima. Существует, также, исторический подход к классификации. В этом случае шрифты опять таки делят на шрифты с засечками и без них. И те и другие имеют длительную историю. В настоящее время возрастает популярность шрифтов без засечек, что связано с большим количеством крупной рекламы, в которой надо четко и быстро доносить текстовую информацию.[1.87]

Также существует классификация шрифтов в зависимости от ширины букв. Моноширинные шрифты возникли после возникновения пишущей машинки, так как сделать перемещение каретки неравномерным и зависящим от ширины букв было крайне сложно, был создан специальный шрифт. На компьютере это шрифт Courier. Все знаки этого шрифта одинаковой ширины. (рис. 4). Хотя моноширинные шрифт нарушают естественную форму знаков, они играют важную практическую роль. Они широко используются в приложениях, где необходимо выравнивать знаки в вертикальные столбцы. К тому же, цифры во всех шрифтах имеют одинаковую ширину, то есть их можно считать моноширинным подмножеством обычных шрифтов.

Моноширинность – тупиковый путь, но распределить знаки на несколько фиксированных категорий по ширине, практически не искажая исторически сформировавшихся пропорций букв позволила монотипная машина. Наборная машина монотип автоматизировала наборный процесс. В ней из котла горячего металла отливались отдельные литеры с поразительной скоростью. Таким образом, убирая огромное количество ручного труда, создавалась страница. Когда процесс печати заканчивался – шрифт плавился, и разбирать литеры по классам не было больше необходимости. Принципиальным новшеством монотипа явилась возможность записи информации на перфорированную ленту и возможность работы с клавиатурой. Затем лента использовалась при работе наборной машины, так же, как лента используется в механическом пианино (пианоле).

Информация, которая записывалась на бумажной ленте по существу, идентична той, которая записывается сейчас в компьютерной программе, когда текст набирается в текстовом редакторе или программе верстки.

Каждый шрифт для монотипа проектировался с применением стандартного способа задания ширины каждого знака. Эти ширины задавались в единицах, определяемых на основе самых широких знаков: М и W. Эти знаки имели ширину 18 единиц, а более узкие, соответственно, меньшую.

Принципиальное отличие современного набора от монотипа состоит в том, что ширина знака определяется не как одна из 18 возможных, а как одна из тысячи вариантов. Знаки современных наборных шрифтов, таким образом, гораздо ближе к их естественным историческим пропорциям. Современным дизайнерам не нужно беспокоиться об эстетических нарушениях, вызванных ограниченными возможностями наборной системы.

Наборная машина линотип, отличалась от монотипа только тем, что в ней отливались не отдельные знаки, а целая строка.

Первые фотонаборные машины были очень похожи на линотип и монотип, но вместо матриц, на которые накатывали шрифты, в них размещался небольшой фотографический негатив с изображением знаков. Печать происходила посредством фотографирования. Главным преимуществом такого способа набора, кроме отсутствия котла с кипящим металлом под боком, была возможность масштабирования шрифтов с помощью набора линз. Диапазон кеглей получался из единственного комплекта мастер-образцов и единственного пленочного носителя.

Нет в типографике дух терминов, которые бы так часто путали – комплект литер, или шрифтовой файл (font) и гарнитура (typeface). [2.56] Шрифт вообще – это совокупность знаков, букв, цифр, знаков припениния и символов, которые спроектированы для совместного применения так же, как прилажены друг к другу части машины. Гарнитура – это шрифт совершенно определенного рисунка. Данные шрифта хранятся в шрифтовом файле (font), из которого печатная система извлекает информацию, для создания страницы. Таким образом font- это формочка для теста, а typeface – собственно выпечка. Шрифтовой файл может содержать данные нескольких гарнитур.

Ключевым понятием, как дизайна шрифта, так и для типографики является кегельная. Она служит основой для целого ряда относительных единиц измерения, чьи значения зависят от конкретного кегля используемого шрифта. 

В строках обычного текста все буквы располагаются на невидимой линии, которая называется линией шрифта (base line). Линия шрифта обычно невидима. По ней выстраиваются буквы, она служит основой для интерлиньяжа, который равен расстоянию между соседними линиями шрифта. Интерлиньяж считается от базовой линии одной строки до базовой линии предыдущей.

Помимо кегля, впечатление о размере шрифта создает рост его строчных букв. Этот размер определяется как расстояние от линии шрифта до вершины строчной буквы «Х», и называется ростом строчных знаков (x-height).

Средней линией шрифта называется линия, отмечающая высоту строчных линий шрифта без выносных элементов. Расстояние между линией шрифта и средней линией образует рост строчных букв. (рис. 5)

В процессе исторического развития рост строчных букв неоднократно менялся. Считается, что шрифт с более крупным очком лучше читается, а на экране, добавление одного пиксела точно играет существенную роль. Максимального значения рост строчных букв достиг к середине 60х годов прошлого века. С тех пор наблюдается тенденция к его уменьшению.

Анатомия шрифта – это слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв. Они являются смешением понятий как типографики, так и каллиграфии, которые возникли в разных странах в течении столетий.

На (рис. 6) показаны элементы букв и их названия. Некоторые из параметров (например, изгиб, spline), характерны только для отдельных букв, в данном случае S, но большинство являются универсальными.

Современные формы букв, которые мы используем испытали на себе сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Образцы для современного шрифта были изначально написаны ширококонечным пером. (рис. 7, 8). В зависимости от того, как удерживается перо в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, рисуются штрихи разной толщины, от самых тонких, до широких, в местах максимального нажима. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов. Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов зависят от того, в каком направлении движется перо, вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с прямыми ножками, таких как А, М, N и др. появляется разная ширина штриха.

Засечками (serifs) называются слегка расширяющиеся росчерки на концах букв в антиквенных шрифтах. Засечки имеют очень древнее происхождение, их можно обнаружить на каменных надписях в древней Греции. Засечки – это не только декоративный элемент. Они играют большую роль в чтении, помогая отделить один знак от другого, таким образом, у шрифтов с засечками выше разборчивость, а тексты, набранные таким шрифтом, более удобочитаемые. Поэтому, для верстки больших блоков текста предпочтительно использовать шрифты с засечками.

Существует множество типов засечек, они создавались столетиями. Многие шрифты получили свои названия именно благодаря особенностям засечек. На (рис. 9), показаны возможные виды засечек. Засечки со скруглением, используемые в большинстве наборных шрифтов, придают шрифту мягкость, засечки без скругления, наоборот, усиливают жесткость. Брусковые засечки без скругления создают впечатление механической строгости, а со скруглением – придают особенную силу шрифтам. Тонкие засечки, характерны для современной антиквы и создают формальное впечатление, в то время как клиновидные засечки придают шрифту эффект гравировки. [2.186]

К верхним выносным элементам (ascenders) шрифта относятся шрихи строчных букв, которые выступают за среднюю линию шрифта. Нижним выносным элементам (descenders) относят части строчных букв, которые опускаются ниже линии шрифта. В отличии от роста строчных букв, размер выносных элементов обычно сдерживается размером кегельной площадки. Во времена металлических шрифтов шрифт мог иметь два варианта букв: с большими и маленькими выносными элементами, однако, ни один из этих шрифтов не был переведен в цифровом формат. Встречаются шрифты с более длинными выносными элементами, чем обычно. В результате, при узком интерлиньяже верхние выносные элементы касаются нижних выносных элементов предыдущей строчки. В такой ситуации дизайнеру надо быть готовым увеличить размер интерлиньяжа.

Существуют исчезающие элементы шрифта, например - компенсаторы заплывов краски. При современном уровне печати мы получаем в итоге практически то же изображение, что видим на экране. Но так было не всегда. Прежние печатные технологии требовали некоторой коррекции дизайна шрифта и сейчас, компенсаторы заплывов краски можно увидеть во многих шрифтах, которые были оцифрованы с ранних образцов. Компенсаторы чаще всего видны в вилках таких букв, как А, М, Ж, К. (Рис.10) Современная печать столь высокого качества, что зазоры букв остаются не заполненными краской, как предполагалось, а создают интересное искажение, придавая шрифту своеобразный стиль.

В типографике нередко то, что кажется прямым, таковым не является. Хотя в типографике очень важны измерения и сравнение соотношений, самом по себе использование линейки не всегда приводит к хорошим результатам. Именно визуальное выравнивание (ориентированное на глаз) должно иметь преимущество в работе со шрифтом. Например, буквы без нижних выносных элементов располагаются на линии шрифта. Это справедливо, но только для букв с ровным нижним краем. Округлые буквы слегка опускаются за линию шрифта, а строчные с округлыми вершинами - выступают за среднюю линию. Так же надо поступать с буквами, имеющими острые окончания: например А, М. То же правило относится и к прописным буквам. Эта особенность называется свисанием. (Рис 11)

Еще одной важной особенностью, которую необходимо учитывать при работе со шрифтами является то, что при изменении кегля читаемость шрифта меняется. Когда кегль уменьшается, шрифт сливается в единую массу и становится не читаемым, а при увеличении размера, пробелы визуально увеличиваются быстрее и шрифт становится слишком разряженным. Таким образом, апроши в тексте с более крупным кеглем всегда должны быть меньше, чем в тексте с более мелким.

В мелких кеглях рост строчных букв увеличивается, штрихи делаются более широкими, что придает шрифту разборчивость, наконец, мелкие буквы делаются чуть шире, для того, чтобы увеличить их внутренний пробел.

Важной характеристикой шрифта является, также, его насыщенность. Раньше, до этих фотонабора, изготовление шрифтов с разной насыщенностью было очень трудоемким. Современные цифровые шрифты часто имеют большой диапазон начертаний, что очень удобно для работы дизайнера.

Наклон, постановка очка, также характеризует шрифт. Прямые шрифты, берут свое начало из Рима и поэтому называются roman, наклонные - в Италии и поэтому носят название italic, Первые курсивные шрифты использовали в качестве прописных прямые антикварные буквы и некоторые современные шрифты, основанные на этих курсивах, делают то же самое (Novares). Правда, к середине шестнадцатого века прописные также получили наклон (Garamond). Со временем, использование курсивов в качестве текстовых уменьшилось, но их роль в качестве дополнительного шрифта для выделения и контрапункта сохранилась и сейчас является нормой, что прямой шрифт имеет дополнительный курсивный, специально для него спроектированный.

Не все шрифты имеют в своем начертании истинный курсив, иногда только вариант наклонного прямого (oblique). Определения терминов курсивный и наклонный не всегда отчетливы. У гарнитуры Palatino есть классическое курсивное начертание (рис. 13), а начертание Bookman Italic скорее правильно было бы называть наклонным. В общем, шрифт считается курсивным, если некоторым его буквам в наклонном варианте придана особо форма. Хотя, даже и простые наклонные шрифты не являются просто наклоненными электронным способом вариантом их прямых эквивалентов. Наклонные знаки обычно проектируются отдельно, чтобы сохранить пропорции букв.

Плотность шрифта, относительные ширины знаков, хотя и определяется кеглем, но очень сильно отличаются у разных шрифтов. Шрифты с очень широкими буквами встречаются реже, в основном по причине того, что чем шире буквы, тем хуже они читаются. Шрифт с увеличенными ширинами букв называется широким (extended), и используется для выделения, а не для набора текста. При сужении шрифта читаемость падает меньше. Часто одна гарнитура может включать несколько узких начертаний: narrow (узкий), condensed(суженный), tin (тонкий), compressed (сжатый), extra condensed (сверхузкий), ultra condensed (ультраузкий). Обычно, большое количество разнообразных начертаний характерно для гротесков.

Наше понимание текста основано, в основном, на считывании верхней части букв. На (рис. 12) видно, что текст в верхней строке мы прочитать не можем, тогда как в средней он остается вполне понятным. При чтении, мы объединяем слова в отдельные образы, растягивание букв разрушает такие образы и тем самым замедляет чтение.

Гарнитура - это основная единица организации шрифтов. Это группа шрифтов, которые специально проектируются таким образом, чтобы гармонировать друг с другом. Обычно, гарнитура состроит из трех-четырех начертаний и все они объединены обобщим именем. [2.198]

Как уже говорилось, шрифты можно классифицировать по роли, которую они играют в тексте. С этой точки зрения, можно выделить текстовые шрифты которыми набирают большие блоки текста, акцидентные или выделительные (заголовки, названия) и декоративные - чаще всего используются для создания логотипов или каллиграфии.

Основное требование, которое предъявляется к текстовым шрифтам - удобочитаемость. В таком шрифте глаз должен не только с легкостью различать отдельные буквы, но и быстро и легко считывать страницы. Ничто не должно напрягать, или останавливать читателя. Хороший текстовый шрифт должен позволять читать большие блоки текста без усталости. Акцидентные шрифты проектируются для крупных кеглей. Для них важнее привлечёте внимание, но их активность не должна быть чрезмерной, чтобы они не соперничали с текстовым шрифтом. Обычно гротески становятся акцидентными шрифтами, хот иногда они встречаются и в текстовом наборе. Последнее время появилась тенденция включать в рекламные плакаты акцидентные антикварные шрифты, что позволяет придать рекламе свежесть и таким образом, дополнительное внимание покупателей.

Декоративные шрифты - агрессоры в тексте. Их главная задача - привлечь к себе внимание любой ценой, часто это происходит за счет снижения читаемости. И если новые текстовые шрифты появляются не слишком часто, то новые декоративные - чуть ли не каждый день. Они быстро входят в моду и, так же быстро выходят из нее. Работая с такими шрифтами нужно быть очень внимательным, потому что именно они могут сделать вашу рекламу не современной и безвкусной.

Кроме этих принципов классификации, существует еще исторические категории. Таким образом, разделяют старинную (old style), переходную (tradicional), и новую (modern) антиквы. Определений старинный, обычно касается антикварных шрифтов, которые были созданы в Италии в пятнадцатом, начале шестнадцатого века. Эти шрифты оказали большое влияние на всех последующих дизайнеров шрифтов и до сих пор используются для набора текстов. Важнейшей особенностью старинной антиквы является небольшой контраст между основным и вспомогательным штрихами и наклон оси овальных элементов, заметный в утолщениях буквы О против часовой стрелки, пример - гарнитура Italian Old Style. Новая антиква создает впечатление гравированного письма. Ее соединительные штрихи, как и засечки, уменьшены до волосяных линий. Это придает ей блистательный и торжественный вид. Этот шрифт создает впечатление прямизны и официальности. Примером может служить гарнитура Bodoni (рис.14). В переходной антикве, соответсвенно, усиливается контраст между основными и вспомогательными штрихами, ось овальных букв становится вертикальной. Примером - шрифт Baskerville, (рис. 15)

Что такое буква - это одна молекула в огромном организме, тексте. Читая, мы проглатываем буквы оптом, и как при любой оптовой покупке, замечаем только несоответствия стандарту. Следовательно, основная работа разработчика шрифта - это причесывание букв под одну гребенку, поиск золотой середины, или, проще говоря - диктатура читателя. [2.215]

Наша азбука сделана специально для славянского языка и прекрасно передает его звуковой состав. Например буква Ы - которой нет аналогов и которую нельзя заменить знаками латинского алфавита. У нас, в отличии от европейцев, которые перекраивали латиницу под свои языки, почти нет надстрочных знаков и многобуквенных заменителей недостающих букв. Это большое преимущество перед латинской Европой (спасибо Кириллу и Мефодию). Но, к сожалению, дизайнерам от этого мало толку. Современный кириллический шрифт очень молод по сравнению с латинским. Наш алфавит пережил серьезнейшую встряску 300 лет назад. Петр первый, стремясь приблизиться к Европе, пересмотрел состав алфавита и, особенно, форму знаков. Реформу провели решительно, но шрифт - это живой организм и последующий 300 лет ушли на то, чтобы сделать форму букв более гармоничной и выработать единую систему построения знаков. Этот процесс продолжается по сей день. К сожалению, приходится признать, что если говорить не о пользе, а о красоте - то лучше бы мы оставили латинскую S, пусть даже дополненную несколькими знаками, но никогда не имели бы дело с родной Щ. Можно сделать прекрасный шрифт, но, к сожалению, его латинская часть всегда будет лучше кириллической. Но зато, прекрасная латинская графика активно используется уже много веков и практически все возможные очертания и композиции были опробованы не один раз. Современному латинскому шрифтовику неимоверно трудно придумать и добавить что-то новое к имеющимся десяткам тысяч шрифтов. Шрифтовикам, работающим с кириллицей намного веселее. Наши буквы все еще не нашли своей окончательной устоявшейся формы, так что есть поле для эксперимента и поиска новых решений.

Кириллическая система не является прямым развитием латинской. Даже приняв за основу латинскую графику, можно найти новые вариации на тему, заданную петровским гражданским шрифтом. Так, например, поступили конструктивисты, и их русские палочные буквы стали мировым дизайнерским событием. Может быть, красота наших букв в их грубости? И не нужно их приглаживать, стараясь довести до чистоты латинского шрифта?

Если посмотреть на историю передачи информации с помощью знаков, можно проследить следующий путь, приведший к появлению современных алфавитов. Сначала были пектограммы, первый способ передачи информации, достаточно универсальный и общедоступный, но недостаточно четкий и однозначный. Часто повторяющиеся пиктограммы стали упрощаться и появилась возможность расширить их смысловое поле. Кружок с лучами стал символизировать не только солнце, но и день и свет вообще. Пиктограммы стали идеограммами - символами фиксированного рисунка с набором устойчивых ассоциаций. Идеограммы и пиктограммы можно назвать письменностью для неграмотных. Церковная живопись в средние века была по сути той же пиктографией, а изображения на рыцарских щитах - идеограммами. В современном мире можно провести аналогию с иконками в компьютерах и телефонах - пиктограммы, а логотипы и товарные знаки - идеограммы. [3. 37]

От идеограмм - два шага к появлению письменности в том виде, к которому мы привыкли: первый шаг - ребус. Символы стали использовать для обозначения слов и частей слов, созвучных основному значению. Знак стал терять связь с предметом, упростился. Появились легиатуры, комбинации из нескольких знаков с устойчивым смыслом. Появилась система с устойчивым набором знаков, хотя он был не маленьким: не менее 2000 единиц, но это были уже иероглифы.

Дальнейшая оптимизация привела к тому, что стали читаться только первые звуки в названии знаков. Это было необходимо в первую очередь для записи имен собственных, особенно в случае, когда эти имена принадлежали другим народам (завоевателям). Современные китайцы и японцы используют иероглифы в качестве букв для передачи европейских названий. Характерной особенностью иероглифов является безразличие к направлению письма. Не важно, как они выстраиваются: в строчку, или по горизонтали. Это достаточно большие смысловые блоки. Для букв же необходимы строчки. С появлением бумаги письмо превратилось в искусство. (Рис 16).

Первыми, у кого иероглифы стали буквами были древние семиты. От жителей Синая алфавит получили финикийцы, а потом греки. При каждом переходе система приспосабливалась к строю речи. Например, греки добавили к финикийскому алфавиту гласные буквы. Главное достоинство буквенного письма - компактность и абстрактность. Всего около ста знаков достаточно, чтобы передать информацию любой сложности. Буквы просты по графике и легко узнаются, что позволяет сильно уменьшать их размеры и экономить место. Буква может быть слегка похож на дом, колонну или змею, но больше всего она похожа на саму себя. Для запоминания букв достаточно добиться устойчивой ассоциации между значком из нескольких линий и звуком речи. Основные свойства буквенного письма - неизобразительность и линейность. С точки зрения художника, записанный буквами текст наименее выразительный материал из всех видов письменности. С точки зрения чтения - чем спокойнее шрифт, тем лучше. Чем меньше выделяется каждый знак в отдельности и чем больше он подчинен общему стилю гарнитуры - тем лучше для читателя. Отдельный знак должен исчезать в строке, абзаце, полосе. (Рис. 17)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.