|
|||
Общие механизмы работы почекОбщие механизмы работы почек Клубочковая фильтрация и канальцевый транспорт принципиально отличаются не только по локализации и задачам, но и по механизмам. Клубочковая фильтрация представляет собой неизбирательный перенос всех растворенных низкомолекулярных веществ с током воды через крупные поры. Канальцевый транспорт — это избирательный перенос отдельных веществ с помощью специализированных каналов и переносчиков. Клубочковая фильтрация Клубочковая фильтрация — это выход жидкости из клубочковых капилляров в капсулу клубочка(называемую также капсулой Боумена, или капсулой Боумена—Шумлянского) (рис. 15.2). Клубочковая фильтрация подчиняется тем же закономерностям, что и фильтрация в любых других капиллярах (гл. 9): ¾ фильтрация осуществляется через крупные межклеточные поры; ¾ через эти поры проходит вода с растворенными в ней мелкими и средними молекулами, включая глюкозу и аминокислоты; следовательно, этот вид транспорта неизбирательный (вместе с током воды проходят все вещества, размеры которых меньше пор); ¾ движущей силой фильтрации служит гидростатическое давление в почечных капиллярах, которому противодействуют онкотическое давление в этих капиллярах и гидростатическое давление в капсуле клубочка. Таким образом, клубочковая фильтрация — это типичный конвекционный транспорт,при котором вещества перемещаются вместе с движущейся средой (convectio — совместный перенос). Основные факторы, влияющие на клубочковую фильтрацию: ¾ гидростатическое давление в клубочковых капиллярах; ¾ онкотическое давление в клубочковых капиллярах; ¾ гидростатическое давление в капсуле клубочка; ¾ проницаемость клубочкового фильтра. В норме за сутки образуется около 180 л фильтрата.
|
|||
|