Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 22 страница



Во-первых, коммуникативный тренинг проводится систематически, как и другие тренинги умений и навыков в поведенческой психотерапии... Во-вторых, коммуника­тивный тренинг в большей степени ориентирован на достижение изменений, чем па выражение эмоций. В то время как в большинстве случаев коммуникативный тренинг посвящен коммуникации как таковой (в частности, выражению и восприятию чувств), в поведенческой психотерапии принято обучать супругов навыкам общения с целью ускорить разрешение конфликта (р. 574).

Одной из наиболее эффективных программ тренировки навыков общения явля­ется программа улучшения взаимодействия (Relationship Enhancement program), раз-заботанная Бернардом Герни из Университета штата Пенсильвания. С помощью этой фограммы, основанной на теории социального научения, можно приобрести шесть зидов навыков или режимов функционирования (modes):

1. Режим самовыражения, когда индивид научается самоосознаванию и самовы­ражению.

2. Режим эмпатического реагирования, включающий навыки активного слуша­ния и рефлексивного реагирования.

3. Переключение режимов для улучшения коммуникации.

4. Режим фасилитации, когда индивид помогает окружающим развить первые три вида навыков.

5. Навыки решения проблем и разрешения конфликтов, состоящие в использо­вании первых трех видов навыков в процессе, состоящем из шести этапов.

6. Навыки сохранения и генерализации других навыков, помогающие индивиду применять полученные навыки в реальной обстановке.

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                       207

Программа Relationship Enhancement program была разработана для супружеских пар (Conjugal Relationship Enhancement) (Rappaport, 1976), а также для родителей и подростков (Parent-Adolescent Relationship Development) (Grando & Ginsberg, 1976). Аналогичные программы были предложены для пар, еще не заключивших брака (Про­грамма для улучшения взаимодействия за счет усиления эмпатии и самораскрытия, Program for Relationship Improvement by Maximizing Empathy and Self-Disclosure) (Ginsberg & Vogelsong, 1977), детей, чьи родители в разводе (Children of Divorce) (Guerney & Jordan, 1979), и разведенных супругов (Avory & Thiessen, 1982). Эти про­граммы обычно рассчитаны на 10-15 недель, хотя расписание занятий может варьи­роваться. Программа улучшения взаимодействия является типичной программой по­веденческого коммуникативного тренинга и включает в качестве основных компонен­тов модельное поведение, инструктирование, практику и обратную связь.

Демонстрация целевого поведения (Modeling). Помощь супружеской паре в на­лаживании коммуникации начинается с демонстрации навыков эффективной комму­никации, которые супругам предстоит освоить. В частности, поведенческий психоте­рапевт демонстрирует каждому из супругов, как должен выглядеть или звучать от­клик. Этот прием весьма эффективен для обучения клиентов поиску информации (Krumboltz, Varenhorst & Thoresen, 1967), ослабления чувства отчужденности (War­ner & Hansen, 1970), а также улучшения отношения к лицам, злоупотребляющим пси­хоактивными веществами (Warner, Swisher & Horan, 1973).

В процессе демонстрации целевого поведения психотерапевт знакомит супругов с реальными или символическими примерами соответствующего поведения, напри­мер, видео- или аудиозаписями, которые позволяют проследить последовательность действий, необходимых для решения проблемы (Hosford & deVisser, 1974). Фильмы или видеозаписи являются эффективным средством обучения решению проблем (Hansen, Pound & Warner, 1976), при этом, естественно, у супругов отсутствует воз­можность пообщаться с героями сюжетов. Последующее обсуждение увиденного по­могает предотвратить простую имитацию супругами поведения героев сюжета. Эф­фективность новых видов поведения обеспечивается широким диапазоном вариантов реагирования на конкретную проблемную ситуацию, чему и предстоит научиться су­пругам.

Иногда психотерапевт подбирает специфические материалы для каждой сессии. Так, с помощью аудио- и видеозаписей можно продемонстрировать супругам, как сле­дует: 1) слушать, 2) говорить комплимент, 3) выражать признательность, 4) просить о помощи, 5) предоставлять обратную связь, 6) выражать приязнь (Goldstein, 1973). При соответствующем уровне подготовки супругов каждый из навыков можно не толь­ко продемонстрировать, но и попытаться освоить во время сессии. Каждый новый пример приближает клиентов к целевому поведению.

Инструктирование (Instruction). После того как супруги осознали суть нового для них вида поведения и перед тем как они попытаются его воспроизвести на прак­тике, психотерапевт проводит инструктирование. Можно обратить внимание супру­гов на релевантные и важнейшие аспекты воспроизведения нового поведения. Ин­струкции могут быть предоставлены в письменной и устной форме, с использовани-

08                  Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

<л видео- или аудиозаписей. Если каждому из супругов понятно, как выполнять ин-грукции, отпадает необходимость в длительном процессе поэтапной выработки же-аемого поведения (shaping) (Gelfand & Hartmann, 1975). Психотерапевт, например, ожет сказать: «Понаблюдайте за тем, как я выражаю признательность вашему му-;у», а затем продемонстрировать соответствующее поведение, после чего добавить: А теперь покажите, как вы выражаете признательность мужу за то, что он для вас делал».

В данном случае психотерапевт выступает в роли тренера, который обучает парт­еров новому для них поведению. Инструкции, как правило, подразделяются на две| атегории, что надо и что не надо делать. При этом психотерапевт приводит множе-i тво соответствующих примеров. Инструктируя жену, как надо предоставлять обрат-i [ую связь, психотерапевт может сказать: «Взгляните мужу в глаза и скажите ему, как! ;ы себя чувствуете, когда он не предупреждает, что задерживается на работе. Не огра-1 шчивайтесь одним лишь обвинением его в невнимательности».

Психотерапевт может порекомендовать, когда лучше всего предоставлять обрат-гую связь, например, «когда у вас обоих есть свободное время» или «когда вы не так )аздражены», ведь партнеры часто и сами знают, что надо сказать, но не знают, когда (то лучше сделать. На демонстрационном примере поведения супругов из видеосю-кета психотерапевт разъясняет, как то или иное поведение одного партнера может вызвать ответное, вполне определенное, поведение второго.

Практика. Получив подробные инструкции, супруги готовы попрактиковаться з новых видах поведения. Практика является неотъемлемым компонентом процесса эбучения, поскольку мы учимся, только когда что-либо делаем. Тренируясь в том или ином виде поведения или разыгрывая ситуацию по ролям, супруги обучаются без ри­ска потерпеть неудачу. Кроме того, практика позволяет каждому из супругов преду­гадывать различные препятствия и учиться их преодолевать.

Супругов следует предварительно подготовить, прежде чем предлагать попракти­коваться в новом для них поведении или разыграть непривычную роль. Оба партнера должны принять идею о том, что подобная тренинговая практика является способом создания новых видов взаимодействия или поведения, направленных на решение проблем. Если кому-то эта идея кажется неприемлемой, психотерапевт должен при­вести примеры в доказательство ее эффективности. Главное в этом — дать супругам понять, что они не просто разыгрывают роль, надуманную и бесполезную. Соответ­ственно, ситуации для проигрывания ролей должны быть как можно более реалис­тичны и должны подразумевать вербальные ответы, приемлемые для каждого из су­пругов.

Обратная связь. После того, как партнеры попрактиковались в применении новых навыков, они должны предоставить друг другу обратную связь об успешности действий. Информация о производимом впечатлении служит стимулом к совершенствованию. Неодобрительный отзыв может оказаться не менее полезным, чем похвала.

Влияние обратной связи на процесс обучения определяется несколькими факто­рами. Обратная связь намного эффективнее, если предварительная договоренность о ней была достигнута еще до поведенческой практики. В противном случае супруги

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                       209

могут не согласиться с обратной связью, предоставленной психотерапевтом. В любом случае поведение должно быть просто описано, без его оценки. В комментариях пси­хотерапевта не должно быть места обвинению или осуждению. И наконец, в некото­рых случаях психотерапевт подкрепляет отклик супруга, стимулируя сходные реак­ции несколько раз подряд. Такой прием способствует генерализации поведения на другие ситуации.

Прекращение психотерапии

О целесообразности продолжения терапии можно судить по двум критериям. Во-первых, задача, стоящая перед парой, должна быть выполнена или острота семейной проблемы снижена. Иногда супруги прямо заявляют о том, что проблема больше не существует, хотя факты (например, частота наблюдаемого поведения или показате­ли супружеской удовлетворенности после проведения психотерапии) свидетельству­ют об обратном. В этих случаях следует продолжить психотерапию до тех пор, пока не удастся добиться желаемого поведения.

Во-вторых, желаемые виды поведения могут появиться и быть признаны супру­гом, однако пара не будет удовлетворена достигнутыми изменениями. В таких случа­ях следует наметить новые цели, или виды поведения, которые будут способствовать повышению удовлетворенности браком.

Психотерапия завершается по нескольким причинам, однако этот процесс проте­кает особенно гладко, если психотерапевту и супружеской паре удалось достичь по­ставленных целей. Когда цели достигнуты, а нужды в новых нет, можно переходить к закреплению достигнутых поведенческих изменений и их генерализации на реаль­ные ситуации.

Пример из практики

Следующий пример послужит иллюстрацией принципов поведенческого тренин­га для родителей и поведенческой супружеской психотерапии.

Миссис Хит обратилась в клинику по поводу своего 7-летнего сына Энди. Энди был вторым по счету из пятерых детей в семье. При личной встрече миссис Хит была сильно обеспокоена поведением мальчика. Она не имела на него никакого влияния и не могла рассчитывать на поддержку мужа, который работал в ночную смену. Женщина сообщила, что муж держится особняком и постоянно критикует ее за неумение убирать в доме и следить за своей внешностью. По мнению миссис Хит, муж всегда был настроен негативно и не замечал ее усилий.

На первой сессии основной проблемой для миссис Хит была невозможность справиться с Энди. Мальчик отказывался убирать в своей комнате, возвращаться домой вовремя и переодеваться после школы. Когда мать пыталась заставить его что-либо сделать, он сквернословил и устраивал сцены. Кроме того, при всяком удобном случае он бил своих братьев и сестер, а также соседских детей. Психоте­рапевт попросила миссис Хит прийти на следующую сессию вместе с мужем и Энди.

Психотерапевт побеседовала с обоими супругами в первой половине следую­щей, второй, сессии. По мнению мистера Хита, жена смотрела на проделки Энди

210                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

сквозь пальцы, поэтому наказывать мальчика приходилось ему. Со своей стороны, миссис Хит сообщила, что муж слишком строг с Энди, время от времени шлепает его, а иногда берется за ремень. Оба супруга признали, что не имеют общего мне­ния о том, как воспитывать сына. Кроме того, миссис Хит заявила, что, слушая критические замечания мужа в адрес Энди, она принимает их на свой счет, особен­но когда муж высказывается по поводу его внешности или грязи в комнате. Таким образом, миссис Хит была склонна смешивать критику мужа в адрес сына и в свой собственный адрес. Несмотря на другие многочисленные супружеские проблемы, именно отношение жены к замечаниям мужа оказалось теснейшим образом связа­но с проблемным поведением сына. В конце второй сессии психотерапевт заклю­чила начальный контракт с мистером и миссис Хит с целью модификации поведе­ния Энди, а именно его непослушания. Каждому из родителей было предложено фиксировать: 1) все свои просьбы и 2) все случаи послушания Энди. Эти записи, отражающие исходное состояние дел, следовало принести на следующую сессию.

Супруги Хит принесли свои записи на третью сессию. Психотерапевт обрати­ла внимание на то, что миссис Хит в среднем предъявляла к Энди 12 требований в день, в то время как мистер Хит ограничивался лишь двумя. Мальчик в среднем соглашался выполнить 25% просьб своей матери и обе просьбы отца. Кроме того, родители расходились во мнениях на то, что же входит в обязанности Энди. На третьей сессии психотерапевт предложила родителям окончательно договорить­ся об обязанностях сына. Кроме того, она порекомендовала родителям обращать­ся к мальчику с просьбами в сумме не чаще пяти раз в день. Наконец, супруги до­говорились о том, что всякий раз, когда Энди будет выполнять их просьбу, они станут хвалить его и присуждать одно очко. Каждое очко соответствовало пяти минутам просмотра телепередач или засчитывалось для поездки на Роллердром, требовавшей пяти очков. Обоим родителям надлежало по-прежнему фиксировать все свои просьбы и реакцию на них Энди.

На четвертой сессии супруги сообщили, что сын выполнил 80% их просьб, с которыми они обращались к нему не чаще пяти раз задень. Психотерапевт посо­ветовала им продолжать в том же духе еще две недели.

Как только поведение Энди стабилизировалось, психотерапевт сообщила су­пругам о возможности сохранения достигнутых изменений только в том случае, если родители согласятся поработать над улучшением своих отношений. Оба су­пруга пожаловались на то, что ощущают недостаток внимания и нежности со сто­роны партнера. Их сообщение было подтверждено резальтатами Шкалы диадичес-кой адаптации (Dyadic Adjustment Scale, DAS) и Супружеского предконсультатив-ного опросника (Marital Precounseling Inventory, MPI), в которых каждый супруг фиксировал свой распорядок дня. На основании полученных сведений обе сторо­ны договорились об обоюдном обмене взаимно приятными видами поведения. Мис­сис Хит согласилась: 1) готовить мужу еду вовремя и 2) заниматься боулингом по вечерам в пятницу. Мистер Хит, в свою очередь, согласился 1) ежедневно обни­мать жену и 2) разговаривать с ней за ужином. Супруги обязались фиксировать факты обоюдно подкрепляющего поведения. Поскольку у этой пары поведенчес­кий обмен проходил удовлетворительно, было решено распространить эту проце­дуру на другие сферы взаимодействия — сексуальную, финансовую и т. д.

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                        211

Успех программы вмешательства был обеспечен, когда мистер и миссис Хит дого­ворились об обязанностях Энди и видах подкрепления его послушания. Уникальной особенностью поведенческого родительского тренинга, проявившейся и в данном слу­чае, является отсутствие необходимости подробных инструкций по вмешательству. Ведение записей для наблюдения за своим и сына поведением, по-видимому, помога­ло родителям отдавать себе отчет в своих просьбах и реакции на них сына. В ходе сотрудничества по преодолению проблем с ребенком супруги заложили основы улуч­шения собственного взаимодействия. В свою очередь, работа над улучшением супру­жеских отношений помогла разграничить родительские и супружеские аспекты вза­имодействия друг с другом. Так, миссис Хит перестала чувствовать себя пристыжен­ной, когда муж критиковал внешний вид Энди. Данный пример иллюстрирует тесную связь между поведенческим родительским тренингом и поведенческой супружеской психотерапией.

Эффективность поведенческой супружеской психотерапии

Ряд исследований с использованием контрольных групп свидетельствуют об эф­фективности поведенческой супружеской психотерапии. В пяти из таких исследова­ний проводилась поведенческая супружеская психотерапия, включавшая поведенчес­кий обмен и коммуникативный тренинг (Hahlweg, Revenstorf & Schindler, 1982; Ja-cobson, 1977,1978,1984; Liberman, Levine, Wheeler, Sanders & Wallace, 1976). Участие в поведенческой супружеской психотерапии оказалось гораздо эффективнее, если судить по налаживанию подкрепляющей коммуникации и удовлетворенности бра­ком, по сравнению с группами контроля и пребывания на листе ожидания. Улучше­ние коммуникации сохранялось на протяжении годичного проспективного наблюде­ния.

Коммуникативный тренинг помогает наладить вербальное взаимодействие меж­ду супругами. К сожалению, было проведено слишком мало исследований с исполь­зованием групп контроля, чтобы обоснованно судить о его эффективности (O'Leary & Turkowitz, 1978). В одном из таких исследований (O'Leary & Turkowitz, 1981) обна­ружено, что эффективность процедур поведенческого обмена в одной группе была аналогична эффективности коммуникативного тренинга в другой группе, хотя обе экспериментальные группы добились более значимых результатов по сравнению с контрольными в редукции супружеских проблем и улучшении общей коммуникации. Не выявлено различий между группами вмешательства и контроля в изменении от­ношения к супругу и обсуждении спорных вопросов.

Считается доказанной эффективность таких компонентов поведенческой супру­жеской психотерапии, как заключение контракта, решение проблем и предоставление обратной связи. С точки зрения Мида (Mead, 1981), изучавшего свидетельства по это­му вопросу, заключение контракта заметно усиливает обоюдное подкрепление в су­пружеской паре (Rappaport & Harrell, 1972; Tsoi-Hoshmand, 1976; Wieman, Shoulders & Farr, 1974). Эффективность проведения одного только тренинга решения проблем

212                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

читается недоказанной (Jacobson, 1979). Изолированное предоставление обратной вязи дает противоречивые результаты, в некоторых случаях даже оказывает негатив-юе действие (Jacobson, 1979).

В одном из исследований (Bau.com, 1982) проверялась сравнительная эффектив-юсть компонентов поведенческой супружеской психотерапии, в частности тренинга )ешения проблем и процедуры заключения контракта. В качестве контроля служила руппа семей, ожидающих своей очереди к психотерапевту. Полученные результаты •видетельствуют об одинаковой эффективности обоих компонентов поведенческой •упружеской психотерапии и заметном прогрессе групп вмешательства по сравнению ■ контрольной.

Если все вышеперечисленные исследования занимались изучением воздействия юведенческой супружеской психотерапии на отношения между супругами, другие заботы посвящены воздействию поведенческой психотерапии на каждого из супру­гов в отдельности (Gurman & Kniskern, 1978). По мнению некоторых авторов (Mar­golin & Weiss, 1978), супружеская коммуникация заметно улучшалась при изменении федставлений партнеров друг о друге. Другие авторы (Barlow, O'Brien & Last, 1984) эбнаружили, что когнитивная перестройка и добровольная готовность подвергнуть-:я воздействию стрессогенного фактора приводили к более значительной редукции 1горафобии у женщин, проходивших терапию вместе с мужьями, по сравнению с про-содившими терапию без мужей. При этом следует учесть, что практика в переры-зах между сессиями могла повлиять на конечные результаты исследования.

Вышеперечисленные исследования свидетельствуют о статистически значимой эффективности поведенческой супружеской психотерапии, обходя стороной ее кли-•шческую значимость. Группа авторов (Jacobson, Follette, Revenstorf, Hahlweg, Bau-:om & Margolin, 1984) пересмотрела результаты четырех уже упоминавшихся иссле-тований (Baucom, 1982; Hahlweg, Revenstorf, & Schindler, 1982; Jacobson, 1984; Margolin & Weiss, 1978), посвященных сравнительной оценке эффективности пове­денческой супружеской психотерапии. Джейкобсон (Jacobson et al., 1984) подразде-<шл 148 пар, принимавших участие в этих четырех исследованиях, на категории с за­метным улучшением, без улучшения и с ухудшением. Согласно полученным данным, эолее половины участников добились заметного улучшения, этот показатель в раз-аичных исследованиях составил от 39.4% до 72.1%, в то время как ухудшение наблю­далось довольно редко. В 40% случаев улучшение было связано с повышением удов­летворенности супругов браком, а треть участников к концу терапии избавились от оистресса. Проспективное наблюдение показало устойчивость терапевтических изме­нений у шести процентов пар в течение полугода, в то время как не проходившие те­рапию супруги редко достигали улучшения.

Позднее Джейкобсон (Jacobson, in press) сообщил, что вмешательства, направлен­ные на разрешение конфликтов (например, тренинги коммуникации и решения про-элем), дают результат лишь в том случае, когда оба супруга убеждены в необходи­мости собственных изменений для улучшения положения дел. Если это не так, то методом выбора является вмешательство, ориентированное на взаимное принятие супругов (acceptance interventions). Такое вмешательство предполагает, что супруги эудут решать проблему сообща, вместо того чтобы делать одолжение друг другу. Те­рапия, ориентированная на принятие, помогает супругам выразить свою боль, не об-

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                       213

виняя при этом партнера. Джейкобсон сочетанно использует вмешательства, ориен­тированное на решение конфликта и на взаимное принятие супругов. Терапия в сред­нем продолжается в течение 20 сессий. Обычная психотерапия дает хорошие резуль­таты в двух третях случаев, хотя в 30% из них старые паттерны взаимодействия по­том восстанавливаются. Вместе с тем, в пилотном проекте Джейкобсона только 5% пар вернулись к прежним взаимодействиям по результатам двухгодичного проспектив­ного наблюдения.

Для обучения навыкам урегулирования конфликтов и коммуникации можно ис­пользовать групповой формат. Группа исследователей (Markman, Kenick, Floyd, Stan­ley & Clemons, 1993) с успехом обучала супружеские пары навыкам эффективной ком­муникации и урегулирования конфликтов в рамках профилактической программы Prevention and Relationship Enhancement Program (PREP). В программе PREP ис­пользовались техники когнитивно-поведенческой супружеской психотерапии (Ja-cobson & Margolin, 1979), а также ориентированных на коммуникацию программ улуч­шения супружеских отношений (Guerney, 1977). Супругов обучали навыкам актив­ного слушания и вербального самовыражения, а также решению проблем в процессе их обсуждения. Тренинг включал в себя инструктирование, предоставление обратной связи с помощью видеозаписей и разыгрывание ситуации по ролям. Пятилетнее про­спективное наблюдение показало, что группа поведенческого вмешательства по срав­нению с контрольной демонстрировала больше навыков эффективной и меньше на­выков неэффективной коммуникации, а также меньший уровень супружеского наси­лия. Программы типа PREP предоставляют супругам возможность урегулировать свои разногласия до того, как возникнут серьезные проблемы.

В целом, поведенческую супружескую психотерапию следует считать эффектив­ным, хотя и не универсальным подходом. Брей и Джурилес (Bray & Jouriles, 1995) пишут об этом так:

Несмотря на то, что эффективность супружеской психотерапии, особенно поведен­ческой, считается доказанной, этот вид терапии подходит не всем парам. Причиной тому может быть множество факторов, включая цели данного вмешательства, посколь­ку некоторые супруги обращаются к психотерапевту с желанием расторгнуть свои от­ношения. Кроме того, не исключено, что разные варианты супружеской психотерапии, эффективность которых доказана опытным путем, применяются с недостаточной ин­тенсивностью и недостаточно долго. Авторитетные супружеские психотерапевты счи­тают, что для стабилизации достигнутых в ходе первичного вмсша1сльства результа­тов требуется проводить поддерживающие сессии (booster sessions) (Jacobson & Addis, 1993). Правомерен вопрос, есть ли смысл в том, чтобы рассчитывать на пожизненное последействие единственного курса психотерапии, особенно в тех случаях, когда су­пруги привнесли в свой брак серьезные неразрешенные психологические конфликты, в том числе из своей родительской семьи. Лонгитюдные исследования психических расстройств, например, депрессии, и соматических заболеваний, например, артериаль­ной гипертензии, показывают неизбежность рецидивов и необходимость наблюдения и своевременной поддерживающей терапии па протяжении всей жизни. Подход, пост­роенный па наблюдении за супругами в течение жизненного цикла семьи, может ока­заться весьма полезным для понимания эволюции супружеских отношений.

Требуется проведение дополнительных исследований, посвященных оценке выра­женности дистресса и совместимости у супругов (Jacobson & Addis, 1993), различий

214-                   Часть 11. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

(парах (Bray & Hetherington, 1993), а также внешней валидности для того, чтобы при-secra в соответствие результаты психотерапии с ее клинической практикой (Bray & ouriles, 1995).

Список литературы

Abies, В. S., & Brandsma, J. М. (1977). Therapy for couples. San Francisco: Jossey- Bass. Avery, A. W., & Thiessen, J. D. (1982). Communication skills training for divorces.

Journal of Counseling Psychology, 29, 203-205. Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart &

Winston.

Bandura, A. (1974). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Barlow, D., O'Brien, G., & Last, С (1984). Couples treatment of agoraphobia. Behavior

Therapy, 0,41-58. Baucom, D. H. (1982). A comparison of behavioral contracting and problem-solving/

communications training in behavioral marital therapy. Behavior Therapy, 13,162—

174. Berkowitz, B. P., & Graziano, A. M. (1972). Training parents as behavior therapists:

A review. Behavior Research and Therapy, 10, 297-317. Beutler, L. E. (1971). Attitude similarity in marital therapy .Journal of Consulting and

Clinical Psychology, 37, 298-301. Birchler, G. R., & Spinks, S. H. (1980). Behavioral systems marital and family therapy

integration and clinical application. American Journal of Family Therapy, 8, 6-28. Blechman, E. A. (1980). Family problem-solving training. American Journal of Family

Therapy, 8, 3-21. Blechman, E. A. (1981). Towaid comprehensive behavioral family intervention: An

algorithm for matching families and interactions. Behavior Modification, 5,221-236. Bray, J. H., & Hetherington, E. M. (1993). Families in transition: Introduction and over-

view. Journal of Family Psychology, 7,3-8. Bray, J. H., & Jouriles, E. N. (1995). Treatment of marital conflict and prevention of

divorce. Journal of Marital and Family Therapy, 21, 461-473.

Ciminero, A. R., Calhoun, K. S., & Adams, H. E. (1977). Handbook of behavioral asses­sment. New York: Wiley. Clark, H. В., Greene, B. F., MacRae, J. W., McNees, M. P., Davis, J. L, & Risley, T. R.

(1977). A parent advice package for family shopping trips: Development and eva­luation. Journal of Applied Behavior Analysis, 10, 605-624. D'Zurilla, T. J., & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification.

Journal of American Psychology, 75,107-126. Embry L. H., Kelly, M. L.Jackson, E., & Baer, D. M. (1979). Group parent training: An

analysis of generalization from classroom to home. Research brief, Kansas Research

Institute. Evans, I. M., & Nelson, R. O. (1977). Assessment of child behavior problems.

In A. R. Ciminero, K. S. Calhoun, & H. E. Adams (Eds.), Handbook of behavioral

assessment (pp. 603-681). New York: Wiley.

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия                                                       215

Forehand, R., Sturgis, Е. Т. McMahon, R. J., Aguar, D., Green, K., Wells, К. С, & Brei-ner, J. (1979). Parent behavioral training to modify child noncompliance: Treatment generalization across time and from home to school. Behavioral Modification, 3,3-25.

Foster, S. L, & Hoier, T. S. (1982). Behavioral and systems family therapies: A com­parison of theoretical assumptions. American Journal of Family Therapy, 10,13-22.

Gelfand, D. M., & Hartmann, D. P. (1975). Child behavior: Analysis and therapy. Elms-ford, NJ: Pergamon Press.

Ginsberg, В., & Vogelsong, E. L. (1977). Premarital relationship improvement by maxi­mizing empathy and self-disclosure: The PRIMES program. In B. G. Guerney, Jr. (Ed.), Relationship enhancement. San Francisco: Jossey-Bass.

Goldfried, M. R., & Davison, G. C. (1976). Clinical behaviors therapy. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Goldfried, M. R., & Sprafkin, J. (1974). Behavioral personality assessment. Morristown, NJ: General Learning Press.

Goldstein, A. P. (1973). Structured learning therapy. New York: Academic Press.

Gordon, S. В., & Davidson, N. (1981). Behavior parent training. In A. S. Gurman & D. P. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Grando, R., & Ginsberg, B. G. (1976). Communication in the father-son relationship: The parent adolescent relationship development program. The Family Coordinator, 4, 465-473.

Griest, P. L., & Wells, К. С (1983). Behavioral family therapy with conduct disorders in children. Behavior Therapy, 14, 37-53.

Guerney, B. G. (1977). Relationship enhancement. San Francisco: Jossey-Bass.

Guerney, L, & Jordan, L. (1979). Children of divorce — a community support group. Journal of Divorce, 2(2), 283-294.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.