|
|||
Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 22 страницаВо-первых, коммуникативный тренинг проводится систематически, как и другие тренинги умений и навыков в поведенческой психотерапии... Во-вторых, коммуникативный тренинг в большей степени ориентирован на достижение изменений, чем па выражение эмоций. В то время как в большинстве случаев коммуникативный тренинг посвящен коммуникации как таковой (в частности, выражению и восприятию чувств), в поведенческой психотерапии принято обучать супругов навыкам общения с целью ускорить разрешение конфликта (р. 574). Одной из наиболее эффективных программ тренировки навыков общения является программа улучшения взаимодействия (Relationship Enhancement program), раз-заботанная Бернардом Герни из Университета штата Пенсильвания. С помощью этой фограммы, основанной на теории социального научения, можно приобрести шесть зидов навыков или режимов функционирования (modes): 1. Режим самовыражения, когда индивид научается самоосознаванию и самовыражению. 2. Режим эмпатического реагирования, включающий навыки активного слушания и рефлексивного реагирования. 3. Переключение режимов для улучшения коммуникации. 4. Режим фасилитации, когда индивид помогает окружающим развить первые три вида навыков. 5. Навыки решения проблем и разрешения конфликтов, состоящие в использовании первых трех видов навыков в процессе, состоящем из шести этапов. 6. Навыки сохранения и генерализации других навыков, помогающие индивиду применять полученные навыки в реальной обстановке. Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия 207 Программа Relationship Enhancement program была разработана для супружеских пар (Conjugal Relationship Enhancement) (Rappaport, 1976), а также для родителей и подростков (Parent-Adolescent Relationship Development) (Grando & Ginsberg, 1976). Аналогичные программы были предложены для пар, еще не заключивших брака (Программа для улучшения взаимодействия за счет усиления эмпатии и самораскрытия, Program for Relationship Improvement by Maximizing Empathy and Self-Disclosure) (Ginsberg & Vogelsong, 1977), детей, чьи родители в разводе (Children of Divorce) (Guerney & Jordan, 1979), и разведенных супругов (Avory & Thiessen, 1982). Эти программы обычно рассчитаны на 10-15 недель, хотя расписание занятий может варьироваться. Программа улучшения взаимодействия является типичной программой поведенческого коммуникативного тренинга и включает в качестве основных компонентов модельное поведение, инструктирование, практику и обратную связь. Демонстрация целевого поведения (Modeling). Помощь супружеской паре в налаживании коммуникации начинается с демонстрации навыков эффективной коммуникации, которые супругам предстоит освоить. В частности, поведенческий психотерапевт демонстрирует каждому из супругов, как должен выглядеть или звучать отклик. Этот прием весьма эффективен для обучения клиентов поиску информации (Krumboltz, Varenhorst & Thoresen, 1967), ослабления чувства отчужденности (Warner & Hansen, 1970), а также улучшения отношения к лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами (Warner, Swisher & Horan, 1973). В процессе демонстрации целевого поведения психотерапевт знакомит супругов с реальными или символическими примерами соответствующего поведения, например, видео- или аудиозаписями, которые позволяют проследить последовательность действий, необходимых для решения проблемы (Hosford & deVisser, 1974). Фильмы или видеозаписи являются эффективным средством обучения решению проблем (Hansen, Pound & Warner, 1976), при этом, естественно, у супругов отсутствует возможность пообщаться с героями сюжетов. Последующее обсуждение увиденного помогает предотвратить простую имитацию супругами поведения героев сюжета. Эффективность новых видов поведения обеспечивается широким диапазоном вариантов реагирования на конкретную проблемную ситуацию, чему и предстоит научиться супругам. Иногда психотерапевт подбирает специфические материалы для каждой сессии. Так, с помощью аудио- и видеозаписей можно продемонстрировать супругам, как следует: 1) слушать, 2) говорить комплимент, 3) выражать признательность, 4) просить о помощи, 5) предоставлять обратную связь, 6) выражать приязнь (Goldstein, 1973). При соответствующем уровне подготовки супругов каждый из навыков можно не только продемонстрировать, но и попытаться освоить во время сессии. Каждый новый пример приближает клиентов к целевому поведению. Инструктирование (Instruction). После того как супруги осознали суть нового для них вида поведения и перед тем как они попытаются его воспроизвести на практике, психотерапевт проводит инструктирование. Можно обратить внимание супругов на релевантные и важнейшие аспекты воспроизведения нового поведения. Инструкции могут быть предоставлены в письменной и устной форме, с использовани- 08 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии <л видео- или аудиозаписей. Если каждому из супругов понятно, как выполнять ин-грукции, отпадает необходимость в длительном процессе поэтапной выработки же-аемого поведения (shaping) (Gelfand & Hartmann, 1975). Психотерапевт, например, ожет сказать: «Понаблюдайте за тем, как я выражаю признательность вашему му-;у», а затем продемонстрировать соответствующее поведение, после чего добавить: А теперь покажите, как вы выражаете признательность мужу за то, что он для вас делал». В данном случае психотерапевт выступает в роли тренера, который обучает партеров новому для них поведению. Инструкции, как правило, подразделяются на две| атегории, что надо и что не надо делать. При этом психотерапевт приводит множе-i тво соответствующих примеров. Инструктируя жену, как надо предоставлять обрат-i [ую связь, психотерапевт может сказать: «Взгляните мужу в глаза и скажите ему, как! ;ы себя чувствуете, когда он не предупреждает, что задерживается на работе. Не огра-1 шчивайтесь одним лишь обвинением его в невнимательности». Психотерапевт может порекомендовать, когда лучше всего предоставлять обрат-гую связь, например, «когда у вас обоих есть свободное время» или «когда вы не так )аздражены», ведь партнеры часто и сами знают, что надо сказать, но не знают, когда (то лучше сделать. На демонстрационном примере поведения супругов из видеосю-кета психотерапевт разъясняет, как то или иное поведение одного партнера может вызвать ответное, вполне определенное, поведение второго. Практика. Получив подробные инструкции, супруги готовы попрактиковаться з новых видах поведения. Практика является неотъемлемым компонентом процесса эбучения, поскольку мы учимся, только когда что-либо делаем. Тренируясь в том или ином виде поведения или разыгрывая ситуацию по ролям, супруги обучаются без риска потерпеть неудачу. Кроме того, практика позволяет каждому из супругов предугадывать различные препятствия и учиться их преодолевать. Супругов следует предварительно подготовить, прежде чем предлагать попрактиковаться в новом для них поведении или разыграть непривычную роль. Оба партнера должны принять идею о том, что подобная тренинговая практика является способом создания новых видов взаимодействия или поведения, направленных на решение проблем. Если кому-то эта идея кажется неприемлемой, психотерапевт должен привести примеры в доказательство ее эффективности. Главное в этом — дать супругам понять, что они не просто разыгрывают роль, надуманную и бесполезную. Соответственно, ситуации для проигрывания ролей должны быть как можно более реалистичны и должны подразумевать вербальные ответы, приемлемые для каждого из супругов. Обратная связь. После того, как партнеры попрактиковались в применении новых навыков, они должны предоставить друг другу обратную связь об успешности действий. Информация о производимом впечатлении служит стимулом к совершенствованию. Неодобрительный отзыв может оказаться не менее полезным, чем похвала. Влияние обратной связи на процесс обучения определяется несколькими факторами. Обратная связь намного эффективнее, если предварительная договоренность о ней была достигнута еще до поведенческой практики. В противном случае супруги Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия 209 могут не согласиться с обратной связью, предоставленной психотерапевтом. В любом случае поведение должно быть просто описано, без его оценки. В комментариях психотерапевта не должно быть места обвинению или осуждению. И наконец, в некоторых случаях психотерапевт подкрепляет отклик супруга, стимулируя сходные реакции несколько раз подряд. Такой прием способствует генерализации поведения на другие ситуации. Прекращение психотерапии О целесообразности продолжения терапии можно судить по двум критериям. Во-первых, задача, стоящая перед парой, должна быть выполнена или острота семейной проблемы снижена. Иногда супруги прямо заявляют о том, что проблема больше не существует, хотя факты (например, частота наблюдаемого поведения или показатели супружеской удовлетворенности после проведения психотерапии) свидетельствуют об обратном. В этих случаях следует продолжить психотерапию до тех пор, пока не удастся добиться желаемого поведения. Во-вторых, желаемые виды поведения могут появиться и быть признаны супругом, однако пара не будет удовлетворена достигнутыми изменениями. В таких случаях следует наметить новые цели, или виды поведения, которые будут способствовать повышению удовлетворенности браком. Психотерапия завершается по нескольким причинам, однако этот процесс протекает особенно гладко, если психотерапевту и супружеской паре удалось достичь поставленных целей. Когда цели достигнуты, а нужды в новых нет, можно переходить к закреплению достигнутых поведенческих изменений и их генерализации на реальные ситуации. Пример из практики Следующий пример послужит иллюстрацией принципов поведенческого тренинга для родителей и поведенческой супружеской психотерапии. Миссис Хит обратилась в клинику по поводу своего 7-летнего сына Энди. Энди был вторым по счету из пятерых детей в семье. При личной встрече миссис Хит была сильно обеспокоена поведением мальчика. Она не имела на него никакого влияния и не могла рассчитывать на поддержку мужа, который работал в ночную смену. Женщина сообщила, что муж держится особняком и постоянно критикует ее за неумение убирать в доме и следить за своей внешностью. По мнению миссис Хит, муж всегда был настроен негативно и не замечал ее усилий. На первой сессии основной проблемой для миссис Хит была невозможность справиться с Энди. Мальчик отказывался убирать в своей комнате, возвращаться домой вовремя и переодеваться после школы. Когда мать пыталась заставить его что-либо сделать, он сквернословил и устраивал сцены. Кроме того, при всяком удобном случае он бил своих братьев и сестер, а также соседских детей. Психотерапевт попросила миссис Хит прийти на следующую сессию вместе с мужем и Энди. Психотерапевт побеседовала с обоими супругами в первой половине следующей, второй, сессии. По мнению мистера Хита, жена смотрела на проделки Энди 210 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии сквозь пальцы, поэтому наказывать мальчика приходилось ему. Со своей стороны, миссис Хит сообщила, что муж слишком строг с Энди, время от времени шлепает его, а иногда берется за ремень. Оба супруга признали, что не имеют общего мнения о том, как воспитывать сына. Кроме того, миссис Хит заявила, что, слушая критические замечания мужа в адрес Энди, она принимает их на свой счет, особенно когда муж высказывается по поводу его внешности или грязи в комнате. Таким образом, миссис Хит была склонна смешивать критику мужа в адрес сына и в свой собственный адрес. Несмотря на другие многочисленные супружеские проблемы, именно отношение жены к замечаниям мужа оказалось теснейшим образом связано с проблемным поведением сына. В конце второй сессии психотерапевт заключила начальный контракт с мистером и миссис Хит с целью модификации поведения Энди, а именно его непослушания. Каждому из родителей было предложено фиксировать: 1) все свои просьбы и 2) все случаи послушания Энди. Эти записи, отражающие исходное состояние дел, следовало принести на следующую сессию. Супруги Хит принесли свои записи на третью сессию. Психотерапевт обратила внимание на то, что миссис Хит в среднем предъявляла к Энди 12 требований в день, в то время как мистер Хит ограничивался лишь двумя. Мальчик в среднем соглашался выполнить 25% просьб своей матери и обе просьбы отца. Кроме того, родители расходились во мнениях на то, что же входит в обязанности Энди. На третьей сессии психотерапевт предложила родителям окончательно договориться об обязанностях сына. Кроме того, она порекомендовала родителям обращаться к мальчику с просьбами в сумме не чаще пяти раз в день. Наконец, супруги договорились о том, что всякий раз, когда Энди будет выполнять их просьбу, они станут хвалить его и присуждать одно очко. Каждое очко соответствовало пяти минутам просмотра телепередач или засчитывалось для поездки на Роллердром, требовавшей пяти очков. Обоим родителям надлежало по-прежнему фиксировать все свои просьбы и реакцию на них Энди. На четвертой сессии супруги сообщили, что сын выполнил 80% их просьб, с которыми они обращались к нему не чаще пяти раз задень. Психотерапевт посоветовала им продолжать в том же духе еще две недели. Как только поведение Энди стабилизировалось, психотерапевт сообщила супругам о возможности сохранения достигнутых изменений только в том случае, если родители согласятся поработать над улучшением своих отношений. Оба супруга пожаловались на то, что ощущают недостаток внимания и нежности со стороны партнера. Их сообщение было подтверждено резальтатами Шкалы диадичес-кой адаптации (Dyadic Adjustment Scale, DAS) и Супружеского предконсультатив-ного опросника (Marital Precounseling Inventory, MPI), в которых каждый супруг фиксировал свой распорядок дня. На основании полученных сведений обе стороны договорились об обоюдном обмене взаимно приятными видами поведения. Миссис Хит согласилась: 1) готовить мужу еду вовремя и 2) заниматься боулингом по вечерам в пятницу. Мистер Хит, в свою очередь, согласился 1) ежедневно обнимать жену и 2) разговаривать с ней за ужином. Супруги обязались фиксировать факты обоюдно подкрепляющего поведения. Поскольку у этой пары поведенческий обмен проходил удовлетворительно, было решено распространить эту процедуру на другие сферы взаимодействия — сексуальную, финансовую и т. д. Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия 211 Успех программы вмешательства был обеспечен, когда мистер и миссис Хит договорились об обязанностях Энди и видах подкрепления его послушания. Уникальной особенностью поведенческого родительского тренинга, проявившейся и в данном случае, является отсутствие необходимости подробных инструкций по вмешательству. Ведение записей для наблюдения за своим и сына поведением, по-видимому, помогало родителям отдавать себе отчет в своих просьбах и реакции на них сына. В ходе сотрудничества по преодолению проблем с ребенком супруги заложили основы улучшения собственного взаимодействия. В свою очередь, работа над улучшением супружеских отношений помогла разграничить родительские и супружеские аспекты взаимодействия друг с другом. Так, миссис Хит перестала чувствовать себя пристыженной, когда муж критиковал внешний вид Энди. Данный пример иллюстрирует тесную связь между поведенческим родительским тренингом и поведенческой супружеской психотерапией. Эффективность поведенческой супружеской психотерапии Ряд исследований с использованием контрольных групп свидетельствуют об эффективности поведенческой супружеской психотерапии. В пяти из таких исследований проводилась поведенческая супружеская психотерапия, включавшая поведенческий обмен и коммуникативный тренинг (Hahlweg, Revenstorf & Schindler, 1982; Ja-cobson, 1977,1978,1984; Liberman, Levine, Wheeler, Sanders & Wallace, 1976). Участие в поведенческой супружеской психотерапии оказалось гораздо эффективнее, если судить по налаживанию подкрепляющей коммуникации и удовлетворенности браком, по сравнению с группами контроля и пребывания на листе ожидания. Улучшение коммуникации сохранялось на протяжении годичного проспективного наблюдения. Коммуникативный тренинг помогает наладить вербальное взаимодействие между супругами. К сожалению, было проведено слишком мало исследований с использованием групп контроля, чтобы обоснованно судить о его эффективности (O'Leary & Turkowitz, 1978). В одном из таких исследований (O'Leary & Turkowitz, 1981) обнаружено, что эффективность процедур поведенческого обмена в одной группе была аналогична эффективности коммуникативного тренинга в другой группе, хотя обе экспериментальные группы добились более значимых результатов по сравнению с контрольными в редукции супружеских проблем и улучшении общей коммуникации. Не выявлено различий между группами вмешательства и контроля в изменении отношения к супругу и обсуждении спорных вопросов. Считается доказанной эффективность таких компонентов поведенческой супружеской психотерапии, как заключение контракта, решение проблем и предоставление обратной связи. С точки зрения Мида (Mead, 1981), изучавшего свидетельства по этому вопросу, заключение контракта заметно усиливает обоюдное подкрепление в супружеской паре (Rappaport & Harrell, 1972; Tsoi-Hoshmand, 1976; Wieman, Shoulders & Farr, 1974). Эффективность проведения одного только тренинга решения проблем 212 Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии читается недоказанной (Jacobson, 1979). Изолированное предоставление обратной вязи дает противоречивые результаты, в некоторых случаях даже оказывает негатив-юе действие (Jacobson, 1979). В одном из исследований (Bau.com, 1982) проверялась сравнительная эффектив-юсть компонентов поведенческой супружеской психотерапии, в частности тренинга )ешения проблем и процедуры заключения контракта. В качестве контроля служила руппа семей, ожидающих своей очереди к психотерапевту. Полученные результаты •видетельствуют об одинаковой эффективности обоих компонентов поведенческой •упружеской психотерапии и заметном прогрессе групп вмешательства по сравнению ■ контрольной. Если все вышеперечисленные исследования занимались изучением воздействия юведенческой супружеской психотерапии на отношения между супругами, другие заботы посвящены воздействию поведенческой психотерапии на каждого из супругов в отдельности (Gurman & Kniskern, 1978). По мнению некоторых авторов (Margolin & Weiss, 1978), супружеская коммуникация заметно улучшалась при изменении федставлений партнеров друг о друге. Другие авторы (Barlow, O'Brien & Last, 1984) эбнаружили, что когнитивная перестройка и добровольная готовность подвергнуть-:я воздействию стрессогенного фактора приводили к более значительной редукции 1горафобии у женщин, проходивших терапию вместе с мужьями, по сравнению с про-содившими терапию без мужей. При этом следует учесть, что практика в переры-зах между сессиями могла повлиять на конечные результаты исследования. Вышеперечисленные исследования свидетельствуют о статистически значимой эффективности поведенческой супружеской психотерапии, обходя стороной ее кли-•шческую значимость. Группа авторов (Jacobson, Follette, Revenstorf, Hahlweg, Bau-:om & Margolin, 1984) пересмотрела результаты четырех уже упоминавшихся иссле-тований (Baucom, 1982; Hahlweg, Revenstorf, & Schindler, 1982; Jacobson, 1984; Margolin & Weiss, 1978), посвященных сравнительной оценке эффективности поведенческой супружеской психотерапии. Джейкобсон (Jacobson et al., 1984) подразде-<шл 148 пар, принимавших участие в этих четырех исследованиях, на категории с заметным улучшением, без улучшения и с ухудшением. Согласно полученным данным, эолее половины участников добились заметного улучшения, этот показатель в раз-аичных исследованиях составил от 39.4% до 72.1%, в то время как ухудшение наблюдалось довольно редко. В 40% случаев улучшение было связано с повышением удовлетворенности супругов браком, а треть участников к концу терапии избавились от оистресса. Проспективное наблюдение показало устойчивость терапевтических изменений у шести процентов пар в течение полугода, в то время как не проходившие терапию супруги редко достигали улучшения. Позднее Джейкобсон (Jacobson, in press) сообщил, что вмешательства, направленные на разрешение конфликтов (например, тренинги коммуникации и решения про-элем), дают результат лишь в том случае, когда оба супруга убеждены в необходимости собственных изменений для улучшения положения дел. Если это не так, то методом выбора является вмешательство, ориентированное на взаимное принятие супругов (acceptance interventions). Такое вмешательство предполагает, что супруги эудут решать проблему сообща, вместо того чтобы делать одолжение друг другу. Терапия, ориентированная на принятие, помогает супругам выразить свою боль, не об- Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия 213 виняя при этом партнера. Джейкобсон сочетанно использует вмешательства, ориентированное на решение конфликта и на взаимное принятие супругов. Терапия в среднем продолжается в течение 20 сессий. Обычная психотерапия дает хорошие результаты в двух третях случаев, хотя в 30% из них старые паттерны взаимодействия потом восстанавливаются. Вместе с тем, в пилотном проекте Джейкобсона только 5% пар вернулись к прежним взаимодействиям по результатам двухгодичного проспективного наблюдения. Для обучения навыкам урегулирования конфликтов и коммуникации можно использовать групповой формат. Группа исследователей (Markman, Kenick, Floyd, Stanley & Clemons, 1993) с успехом обучала супружеские пары навыкам эффективной коммуникации и урегулирования конфликтов в рамках профилактической программы Prevention and Relationship Enhancement Program (PREP). В программе PREP использовались техники когнитивно-поведенческой супружеской психотерапии (Ja-cobson & Margolin, 1979), а также ориентированных на коммуникацию программ улучшения супружеских отношений (Guerney, 1977). Супругов обучали навыкам активного слушания и вербального самовыражения, а также решению проблем в процессе их обсуждения. Тренинг включал в себя инструктирование, предоставление обратной связи с помощью видеозаписей и разыгрывание ситуации по ролям. Пятилетнее проспективное наблюдение показало, что группа поведенческого вмешательства по сравнению с контрольной демонстрировала больше навыков эффективной и меньше навыков неэффективной коммуникации, а также меньший уровень супружеского насилия. Программы типа PREP предоставляют супругам возможность урегулировать свои разногласия до того, как возникнут серьезные проблемы. В целом, поведенческую супружескую психотерапию следует считать эффективным, хотя и не универсальным подходом. Брей и Джурилес (Bray & Jouriles, 1995) пишут об этом так: Несмотря на то, что эффективность супружеской психотерапии, особенно поведенческой, считается доказанной, этот вид терапии подходит не всем парам. Причиной тому может быть множество факторов, включая цели данного вмешательства, поскольку некоторые супруги обращаются к психотерапевту с желанием расторгнуть свои отношения. Кроме того, не исключено, что разные варианты супружеской психотерапии, эффективность которых доказана опытным путем, применяются с недостаточной интенсивностью и недостаточно долго. Авторитетные супружеские психотерапевты считают, что для стабилизации достигнутых в ходе первичного вмсша1сльства результатов требуется проводить поддерживающие сессии (booster sessions) (Jacobson & Addis, 1993). Правомерен вопрос, есть ли смысл в том, чтобы рассчитывать на пожизненное последействие единственного курса психотерапии, особенно в тех случаях, когда супруги привнесли в свой брак серьезные неразрешенные психологические конфликты, в том числе из своей родительской семьи. Лонгитюдные исследования психических расстройств, например, депрессии, и соматических заболеваний, например, артериальной гипертензии, показывают неизбежность рецидивов и необходимость наблюдения и своевременной поддерживающей терапии па протяжении всей жизни. Подход, построенный па наблюдении за супругами в течение жизненного цикла семьи, может оказаться весьма полезным для понимания эволюции супружеских отношений. Требуется проведение дополнительных исследований, посвященных оценке выраженности дистресса и совместимости у супругов (Jacobson & Addis, 1993), различий 214- Часть 11. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии (парах (Bray & Hetherington, 1993), а также внешней валидности для того, чтобы при-secra в соответствие результаты психотерапии с ее клинической практикой (Bray & ouriles, 1995). Список литературы Abies, В. S., & Brandsma, J. М. (1977). Therapy for couples. San Francisco: Jossey- Bass. Avery, A. W., & Thiessen, J. D. (1982). Communication skills training for divorces. Journal of Counseling Psychology, 29, 203-205. Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart & Winston. Bandura, A. (1974). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Barlow, D., O'Brien, G., & Last, С (1984). Couples treatment of agoraphobia. Behavior Therapy, 0,41-58. Baucom, D. H. (1982). A comparison of behavioral contracting and problem-solving/ communications training in behavioral marital therapy. Behavior Therapy, 13,162— 174. Berkowitz, B. P., & Graziano, A. M. (1972). Training parents as behavior therapists: A review. Behavior Research and Therapy, 10, 297-317. Beutler, L. E. (1971). Attitude similarity in marital therapy .Journal of Consulting and Clinical Psychology, 37, 298-301. Birchler, G. R., & Spinks, S. H. (1980). Behavioral systems marital and family therapy integration and clinical application. American Journal of Family Therapy, 8, 6-28. Blechman, E. A. (1980). Family problem-solving training. American Journal of Family Therapy, 8, 3-21. Blechman, E. A. (1981). Towaid comprehensive behavioral family intervention: An algorithm for matching families and interactions. Behavior Modification, 5,221-236. Bray, J. H., & Hetherington, E. M. (1993). Families in transition: Introduction and over- view. Journal of Family Psychology, 7,3-8. Bray, J. H., & Jouriles, E. N. (1995). Treatment of marital conflict and prevention of divorce. Journal of Marital and Family Therapy, 21, 461-473. Ciminero, A. R., Calhoun, K. S., & Adams, H. E. (1977). Handbook of behavioral assessment. New York: Wiley. Clark, H. В., Greene, B. F., MacRae, J. W., McNees, M. P., Davis, J. L, & Risley, T. R. (1977). A parent advice package for family shopping trips: Development and evaluation. Journal of Applied Behavior Analysis, 10, 605-624. D'Zurilla, T. J., & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification. Journal of American Psychology, 75,107-126. Embry L. H., Kelly, M. L.Jackson, E., & Baer, D. M. (1979). Group parent training: An analysis of generalization from classroom to home. Research brief, Kansas Research Institute. Evans, I. M., & Nelson, R. O. (1977). Assessment of child behavior problems. In A. R. Ciminero, K. S. Calhoun, & H. E. Adams (Eds.), Handbook of behavioral assessment (pp. 603-681). New York: Wiley. Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия 215 Forehand, R., Sturgis, Е. Т. McMahon, R. J., Aguar, D., Green, K., Wells, К. С, & Brei-ner, J. (1979). Parent behavioral training to modify child noncompliance: Treatment generalization across time and from home to school. Behavioral Modification, 3,3-25. Foster, S. L, & Hoier, T. S. (1982). Behavioral and systems family therapies: A comparison of theoretical assumptions. American Journal of Family Therapy, 10,13-22. Gelfand, D. M., & Hartmann, D. P. (1975). Child behavior: Analysis and therapy. Elms-ford, NJ: Pergamon Press. Ginsberg, В., & Vogelsong, E. L. (1977). Premarital relationship improvement by maximizing empathy and self-disclosure: The PRIMES program. In B. G. Guerney, Jr. (Ed.), Relationship enhancement. San Francisco: Jossey-Bass. Goldfried, M. R., & Davison, G. C. (1976). Clinical behaviors therapy. New York: Holt, Rinehart & Winston. Goldfried, M. R., & Sprafkin, J. (1974). Behavioral personality assessment. Morristown, NJ: General Learning Press. Goldstein, A. P. (1973). Structured learning therapy. New York: Academic Press. Gordon, S. В., & Davidson, N. (1981). Behavior parent training. In A. S. Gurman & D. P. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy. New York: Brunner/Mazel. Grando, R., & Ginsberg, B. G. (1976). Communication in the father-son relationship: The parent adolescent relationship development program. The Family Coordinator, 4, 465-473. Griest, P. L., & Wells, К. С (1983). Behavioral family therapy with conduct disorders in children. Behavior Therapy, 14, 37-53. Guerney, B. G. (1977). Relationship enhancement. San Francisco: Jossey-Bass. Guerney, L, & Jordan, L. (1979). Children of divorce — a community support group. Journal of Divorce, 2(2), 283-294.
|
|||
|