Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политическое и правовое учение Б. Спинозы.



30. Политическое и правовое учение Б. Спинозы.

 

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677 гг.) в работах «Богословско-политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом», «Политический трактат» развивает рационализм в познании государства и права.

Как и Гроций, Спиноза рассматривает вопрос о естественном праве и государстве. Он считает, что вся природа, частью которой является че­ловек, существует на основе естественного права, т. е. законов и правил ее развития. Стремясь освободить политику от схоластики, метафизики, морализаторства, субъективных оценок, Спиноза отождествляет госу­дарство и право с частицами природы, которые развиваются по законам природы. В связи с этим подходом государство, право, политика пред­ставляют собой систему естественных сил, входящих в механизм мироз­дания.

Спиноза признает, что все существующее в природе существует по необходимости. Так, естественное право — необходимость, отражаю­щая существование природы в целом или какой-либо ее части.

Высший закон природы — в борьбе отдельных сил, в стремлении каждого к самосохранению. В естественном состоянии это недостижи­мо. В отличие от Гуго Гроция, который считал источником права чело­веческий разум, воплощающий мудрость и благонравие, Бенедикт Спи­ноза, напротив, полагал, что природа права коренится преимущественно в разнообразных влечениях и страстях людей, поскольку человек по своей природе существо эгоистичное и корыстолюбивое. Реальное содер­жание и объем естественных прав людей зависят от их умственного и физического уровня, из чего следует, что существует угроза истребле­ния людей. Выходом из этого положения является переход к обществу и государству через общий договор.

 

Происхождение государства и права обусловлено двумя факторами:

1. природой человека, в основе которой лежит противоречие между разумом индивида и его влечениями и страстями;

2. общественным разделением труда.

Государство и право, по мнению Спинозы, создаются не только для обуздания индивидуального своеволия и пассивных страстей, побуждаю­щих человека к неразумным поступкам. Их главным назначением являет­ся обеспечение безопасности и самосохранение индивида, гарантии его подлинной свободы и могущества.

Особенность договорной концепции Бенедикта Спинозы состоит в том, что естественное право не отменяется государством, так как в лю­бом случае человек действует по своей природе, движет ли им польза, надежда или страх. Существенное заключается в том, что высшим естественным правом признается государство. Именно верховная госу­дарственная власть становится источником закона — частного граждан­ского права — для всех граждан. Гражданские права — это часть есте­ственных прав, которые сохранило государство. Каждый закон, имея в той или иной степени естественную природу, опирается на силу.

Самой разумной, а, следовательно, лучшей формой правления Бене­дикт Спиноза считал демократическую республику.

Демократия — это «народная форма верховной власти», которая опирается на согласие подданных и правит ими только с помощью ра­зумных законов.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей.

Кроме того, отличие демократии состоит в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Спиноза катего­рично выступает против концентрации власти в руках одного человека, так как это делает всех остальных граждан бесправными, ставит их в си­туацию зависимости от прихоти властелина.

В рамках аристократии у народа больше прав, чем при монархии, так как он, внушая страх власть имущим, имеет больше шансов диктовать им условия. Но государство не может заставить людей думать или гово­рить то, что они не желают, а также любить или ненавидеть по своей Прихоти. Таким образом, государство не должно нарушать грань между поступками, подкрепляющими его авторитет, и действиями, подрываю­щими его: государство должно поступать согласно природе, принципу самосохранения.

Спиноза полагал, что межгосударственные отношения строятся на взаимоотношениях государств, находящихся в естественном состоянии, когда каждое из этих государств по отношению к другому является вра­гом. Право войны принадлежит любому государству, право мира — по крайней мере, двум. Война должна вестись только в целях мира, проч­ность которого он видел в сотрудничестве государств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.