|
|||
Политико-правовые взгляды Ф. Скорины.28. Политико-правовые взгляды Ф. Скорины. Политико-правовые взгляды ВКЛ формировались под значительным и противоречивым влиянием, которое накладывалось на противостояние местных элит. С одной стороны это влияние древнерусской культуры, отождествление себя с Русью и экспансия на Русь, занятую татарами. С другой стороны – православное влияние. Оно оказывается как через заимствование как православной канонической, так и православной мировоззренческой литературы; понимание великого князя как суверена и отца, который никому не подвластен и самостоятельно проводит свою политику. Универсалистские концепции Западной Европы: рассматривание Папы как верховного суверена христианского мира и подчиненная роль государства в отношении церкви. Доминирующие европкейские политико-правовые идеи; гуманизм, уменьшение роли церкви акцент на самостоятельность и независимость человека, акцент на принятие своих решений; идеи кодификации законодательства; униональные тенденции объединения литвы и польши. Совокупность этих факторов породили интересную правовую историю ВКЛ, которая отрадилась в идее статутов. Статуты с одной стороны – итог определённой национальной традиции, итог влияния римского византийского права, западной юридической техники, с помощью которой были осмыслены основные положения локального права. Главная идея статутов – идея равности людей перед писанным законом, что являлось попыткой преодолеть привилейный период. Привилей – документ, определяющий определённый социальный статус человека, группы в границах государства. Привилеи начинают вводить сословность в правовую культуру ВКЛ, сословность и партикуляризм. Российское государство медленно при этом идёт к кодификации (судебники Ивана III и Ивана IV). Вторая идея – ограниченность государственной власти. Ограничение власти великого князя в ВКЛ вызвана, при всёми прочем, двумя причинами: 1. Незначительное по времени нахождение великого князя в Литве; 2. Жертва интересами Литвы со стороны великого князя. Религиозные проблемы в ВКЛ требовали формирование других моделей поведения, чем просто конфессийный раздел государства. Литва могла создать идею верховенства права и свободы вероисповедания, но католики, разумеется, выступали против. Статуты ограничивают власть государства, делают единым сословием шляхту, правда, частично защищая и остальное население; повышают роль представительских органов и судов. Некоторые авторы считают, что последний статут закрепил идею прав человека (в рамках прав шляхты) и идею правового государства (все должны быть связаны правом). Для Литвы характерно увеличение законодательной и судебной власти и уменьшение роли власти исполнительной. Франциск Скорина – представитель гуманизма и выражает свои взгляды в предисловиях к библейским книгам. С одной стороны, он в лоно христианской культуры, с другой – он выходит за рамки христианских идей. Скорина проводи определённую классификацию законов, выделяя Закон Божий, Закон естественный, Закон позитивный. Скорина фактически закладывает основу кодификации законодательства, которая частично была воспринята в первом статуте. Скорина рассматривает в качестве идеальной формы правления монархию, но которая использует божьи заветы и ставление к людям.
|
|||
|