Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политические и правовые взгляды Льва Сапеги.



32. Политические и правовые взгляды Льва Сапеги.

Велика роль в становлении политической мысли Льва Сапеги (1557-1633 гг.). Он был канцлером ВКЛ, подготовил 3-ий Статут ВКЛ 1588 года, фактически первую в Европе Конституцию. Статут ВКЛ действовал до 1840 года, т.е. свыше 250 лет. Лев Сапега добился узаконения: сословно-монархического режима власти в ВКЛ, ограниченного Соймом и Статутом, введения ряда новых демократических норм и правил. В частности, необходимости религиозной толерантности (веротерпимости) в обществе, закрепления как государственного – языка коренной нации, т.е. белорусского языка, запрещения смертной казни без суда, узаконения семейных правил, новых норм и правил по охране природы. Но, главное – Сапега сформулировал и ввел в законодательство ВКЛ зачатки правового государства: разделение властей, систему сдержек и противовесов, презумпцию невиновности.

33. Государственно-правовая доктрина Д. Локка.

Основным трудом Джона Локка (XVII в.) является «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690). Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство. В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал естественное состояние войной «всех против всех».

Собственность как естественное правовозникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной. Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными.

Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и с ограничениями. Парламент не может покушаться на частную собственность граждан; не должен заседать постоянно, чтобы не узурпировать всю полноту власти. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство (кабинет). Исполнительными полномочиямине может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопроекты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смягчить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание противмонарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свободявляется государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом.

Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, либерализма, естественно-правовой концепции в теоретическом правоведении.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.