|
|||
Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин).27. Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин). Реформация – внутреннее движение в границах католической церкви за упрощение и изменение религийно-культовых отношений. Реформация – закономерное развитие кризиса папства и соборного движения в церкви. Реформация тесно связана с тенденциями национализации церкви => светские правители начинают стремиться рассматривать церковь не как всемирный институт, а как национальный институт, который будет связан с национальной властью. Эпоха модерна начинает акцентировать внимание на рационализме над иррациональном и ценностном. Реформация начинается в границах католицизма из причины объявленного Мартином Лютером теологического диспута об индульгенциях, отпущении грехов и ограничении власти римской церкви. В результате существования двух противоречащих теологуменов должен быть организован диспут, на котором необходимо выяснить правильное решение. Папа Римский не желает публичного диспута, а желает затянуть дискуссию, при этом обвинить Лютера в ереси и сжечь его. Но в пользу Лютера говорят немецкие князи, и император Франк V Габсбург даёт Лютеру гарантию защиты, и начинается диспут. Протестантизм отказывается от апостольской традиции и строится исключительно на рациональном понимании Священного Писания, что приводит к дроблению протестантизма на разные номинации. Не пользуется протестантизм термином «Ересь», поскольку выходит за границы традиций. Лютер и лютеране критикуют святарства и церковь и обращают внимание на спасение только через веру, а не через добрые дела. Протестантизм отказывается от апостольского священства, от культа, отказывается подчиняться Папе и рассматривает главой церкви светского правителя и формулируют принцип – чья власть, того и вера. Лютеранская церковь входит в состав государств в качестве определённого государственного института. Наиболее ярко протестантизм отражён в произведениях Жана Кальвина, который формулирует доктрину о предопределённости. Жан Кальвин говорит о том, что Бог предопределяет судьбу людей, которым показывает/намекает на их дальнейшую судьбу, и на тех, кто не попадёт на небеса. Кальвин ставит успех в делах как критерий определённости. Кальвинизм дисциплинирует людей, потому что за фейлы придётся отвечать перед Богом. Кальвинизм снова вводит договор, как проект обещаний Богу. Кальвинизм делит людей на тех, кто спасётся и тех, кто погибнет. Лютератснво помогает формированию светской власти, а кальвинизм – теокранично-олигархичных групп. Реформация снова делит царей на настоящих и тиранов. Реформация вызывает реакцию в католической церкви, и благодаря Треденскому собору, реформируется набоженство, реформируется отношение к власти, Папа рассматривается единым настоящим носителем власти, который печётся про всех. Христианство теряет статус единого мировоззрения для Европы, в границах которого европейские государства могут регулировать свои отношения. На место этого мировоззрения начинает претендовать инструментально-понимаемое право, которое не имеет своего содержания. Вытеснение церкви и отделение государства приводит к формированию гражданского общества. Неисполнение государством своих функций помогает формировать полицейское государство: церковь начинает действовать как государство. Черты тиранного субъекта; с одной стороны государство – монарх, который выступает как представитель органов и благодаря этому; с другой стороны государство должно заботиться о своих гражданах. В этот период формируется концепция суверенного государства, власть которой не зависит от других субъектов, но суверенитет – не более, чем формальные претензии, которые должны быть признаны на уровне межгосударственной системы, а не населения.
|
|||
|