Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Смысл названия романа



■ Смысл названия романа

Смысловое поле названия "Житие великого грешника" орга­низовано оксюморонными связями двух словосочетаний: "житие грешника" и "великий грешник". Житие — это жизнеописание свя­того, и по определению оно не может быть посвящено описанию жизненного пути грешника. Но сочетание "великий грешник" сни­мает противоречие. Если помните, Раскольников назвал Сонечку Мармеладову "великой грешницей", именно так характеризуя сущ­ность ее поступка — пожертвовать собой во имя спасения ближ­него. Грешник тогда станет великим, когда, пройдя греховный путь ошибок и преступлений, преодолев "помрачение ума", вер­нется к Богу и принесет себя в жертву во имя спасения челове­чества от язвы неверия и порока.

Столь же оксюморонным оказывается и название романа "Братья Карамазовы". Ведь, по сути, Дмитрий, Иван, Алеша и Смердяков не оправдывают ни один из смыслов слова "братья" — ни родословный, ни христианский. Да, номинально они являются братьями по отцу. Но никакими родственными чувствами они не связаны, за исключением Алеши. Тем более, что "братьями" мож­но быть не столько по крови, сколько именно по ощущению свое­го глубинного и непререкаемого родства, по готовности отдать свою жизнь за родного человека. Еще менее в структуре романа выявляется в семантике слова "братья" христианский смысл.

Корневые части фамилии (от слов "кара" и "мазать") так же неоднозначны. Корень "кара" в значении "черный" образует семантическую связку "мазаный" "черным", то есть чем-то зло­вещим, страшным, что актуализируется в прозвище Черномазов, как не раз называют братьев разные герои, желающие подчерк­нуть их темную, порочную, чужеродную сущность.

Корень "кара" в значении "земляной" актуализирует се­мантику второго корня как "вымазанный", то есть приобщенный к земле, являющий с нею единое целое, ее сын. Это особенно явственно проявляется в характере Дмитрия, сам смысл имени которого в переводе с греческого связан с земледелием.

Корень "кара" в значении "наказание" актуализирует дру­гую семантику корня "мазать" — "помазанный". Как и название "Житие великого грешника", это сочетание тоже содержит оксю­морон: не "помазанный Богом", и "помазанный карой", то есть Роком, дьяволом, ведь Рок в смысловой парадигме романов Дос­тоевского есть эманация дьявольской силы, противостоящей Бо­жественному провидению. Рок — это contra дьявола в борьбе за сердца человеческие с pro Бога (К.Мочульский).

"Карамазовы" — это не просто фамилия. Это знак, особого рода "печать", по определению заключающая в себе огромный, противоречивый, неоднозначный смысл. "Братья" Карамазовы рождены одним отцом, но фактически являются друг для друга чужими людьми. Воспитанные разными людьми, выросшие в разных местах, с детства окруженные разны­ми людьми и находившиеся в различных условиях, они поистине могут казаться братьями лишь а обобщенном, христианском смыс­ле этого слова — все люди "братья во Христе". Но в том-то и дело, что они еще — братья по крови, и каждый из них несет на себе печать "карамазовщины", в крови каждого из них течет эта черная, земляная, стихийная сила. Все они — носители опреде­ленного типа характера и сознания русского человека.

Этическое, символическое, философское наполнение поня­тия "карамазовщины" очень глубоко и многогранно. Представляя собою "соборную личность" русского человека, Федор Павлович и его сыновья несут в себе и все крайние и противоречивые свойства национального сознания и характера, в котором, по определению Достоевского, обе бездны сходятся, все противоре­чия вместе живут. Космос и Хаос, Добро и Зло, Свет и Тьма, Любовь и Ненависть — все эти антиномичные понятия в своем художественном единстве составляют семантический ареал поня­тия "карамазовщина". При всей широте и символичности состав­ляющих понятия "карамазовщины", есть вполне объективно выра­женные свойства, присущие Карамазовым как определенным худо­жественным воплощениям человеческой личности в совокупности присущих им свойств.

Одно из этих свойств сконцентрировано в прилагательном "подлый" и еще более в прилагательном "подлец". Причем в семантике этого определения сливаются воедино древний смысл слова («подлый» — низкий по происхождению, «подлый народ» — это просто крестьяне и другие низшие сословия, а не определение нравственных качеств) и современный, обозначающий именно низкие нравственный свойства. Причем по отношению к каждому из братьев активизируются те или иные оттенки смысла. Для Дмитрия — древний, близящий его к народной сущности, для Федора Павлович и Ивана — современный. Низким и под­лым называет себя Митя, подлецом называет его и Катерина Ива­новна, и Митя соглашается: "Да, я подлец! Несомненный подлец <...> Все равно, плакал или нет, все равно подлец!". Подлецом называет своего сына Ивана Федор Павлович: "Подлец твой Иван! <...> сторожит меня, чтоб я не женился, а для того наталкивает Митьку, чтобы тот на Грушке женился <...> (будто бы я ему денег оставлю, если на Грушке не же­нюсь!), а с другой стороны, если Митька на Грушке женится, так Иван его невесту богатую себе возьмет, вот у него расчет какой! Подлец твой Иван!" И сам Иван это подтверждает: "Я под­лец", — признается он, чувствуя, что покинул своего отца в смертельной опасности.

Казалось бы, две грани подлости Ивана — денежный расчет и отказ от нравственных ценностей — с еще большей выразительностью проявляются в Мите. Его разрыв с отцом, как и с невестой, связан именно с деньгами. Но деньги нужны Мите для того, чтобы обрести независимость не только материальную, но и нравствен­ную, чтобы освободиться не только от опеки отца, но и от му­чающего его стыда перед Катериной Ивановной. Деньги ему нужны и для того, чтобы увезти Грушеньку. Сам оп себе «капитал» как показатель богатства, жизненных благ и т.д. для Мити, в отличие от Федора Павловича, несущественен.

"Подлецами" называет Федор Павлович вообще всех людей, для которых денежный расчет становится превыше всего. "Подле­цами" называет Григорий тех, кто "опровергает" главные пос­тулаты христианства.

В совокупность свойств "карамазовщины" входит также и сладострастие, которое Ракитин описывает так: "Тут влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже толь­ко в часть одну тела женского (это сладострастник может по­нять), то и отдаст за нее собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдет и украдет; будучи кроток — зарежет, будучи верен — изменит. Певец женс­ких ножек, Пушкин, ножки эти в стихах воспевал; другие не воспевают, а смотреть на ножки не могут без судорог. Но ведь не одни ножки..."

Понятие "сладострастия" Достоевский "выводит" за рамки истинно человеческих свойств, напрямую связывая его с насеко­мыми. Митя говорит о Федоре Павловиче как о "развратнейшем и в сладострастии своем часто жестоком, как злое насекомое". Сравнивая сладострастников с отвратительными "кровососущими" насекомыми: клопами, ядовитыми фалангами, Достоевский усили­вает аспект сладострастного насилия.

Подлость и сладострастие объединены как две важнейшие составляющие карамазовщины. Это относится даже к Алеше, пос­тупки которого, казалось, бы, ничего подобного не содержат. Выражая эти сомнения и отвечая на них, Ракитин говорит Алеше: "Пусть он и честный человек, Митенька-то (он глуп, но чес­тен); но он — сладострастник. Вот его определение и вся внут­ренняя суть. Это отец ему передал свое подлое сладострастие. Ведь я только на тебя, Алеша, дивлюсь: как это ты девствен­ник? Ведь и ты Карамазов! Ведь в вашем семействе сладострас­тие до воспаления доведено. Ну вот эти три сладострастника друг за другом теперь и следуют... с ножами за сапогом. Стук­нулись трое лбами, а ты, пожалуй, Четвертый". Когда Алеша признается, что понимает своего брата Дмитрия, Рамкинит при­бавляет: "Девственник ты, а уж такую глубину прошел, — я тебя давно наблюдаю. Ты сам Карамазов, ты Карамазов вполне — стало быть, значит же что-нибудь порода и подбор. По отцу сладост­растник, по матери юродивый. <...>

Если уж и ты сладострастника в себе заключаешь, то что же брат твой Иван, единоутробный? Ведь и он Крамазов. В этом весь ваш карамазовский вопрос заключается: сладострастники, стяжатели и юродивые!"

Алеша понимает это, говоря: "Я и сам Карамазов", — под­черкивая таким образом, что и в нем, и в карамазовщине кроме подлости и сладострастия присутствует и то, что Ракитин назы­вает юродством. Причем юродство представлено в романе в самых различных своих ипостасях: и в духе народной традиции, и как искаженное до примитивного шутовства в образе Федора Павлови­ча, и страстной экзальтации Дмитрия, и в профанировании юродства кликушествующим Иваном.

Рожденный юродивой, "кликушей", Алеша не может не нас­ледовать ее признаки. Но, подчеркивая физическое здоровье своего героя, Достоевский акцентирует традиционный аспект юродства как "богопомазанничества", как некоей сакральности и пророчественности.

Помимо подлости, сладострастия и юродства, в состав карамазовщины входит также жажда жизни. Алеша горячо соглаша­ется с Иваном, когда тот говорит об этой жажде: "<...> не ве­руй я в жизнь, разуверься в дорогой женщине, разуверься в по­рядке вещей, убедись даже, что все, напротив, беспорядочный, проклятый и, может быть, бесовский хаос, порази меня хоть все ужасы человеческого разочарования — а я все-таки захочу жить <...> "эту жажду жизни иные чахоточные сопляки-моралисты на­зывают часто подлою, особенно поэты. Черта-то она отчасти ка­рамазовская, это правда, жажда-то эта жизни, несмотря ни на что, в тебе она тоже непременно сидит, но почему же она под­лая? Центростремительной силы еще страшно много на нашей пла­нете, Алеша. Жить хочется, и я живу, хотя бы и вопреки логи­ке. Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь, дорог иной подвиг человеческий, в который дав­но, может быть, перестал и верить, а все-таки по старой памя­ти чтишь его сердцем".

Точно так же жажда жизни соединяется с подлостью и сладострастием и в Федоре Павловиче, который признается: "Те­перь я пока все-таки мужчина, пятьдесят пять всего, но я хочу и еще лет двадцать на линии мужчины стоять, так ведь состаре­юсь — поган стану, не пойдут ко мне тогда доброю волей, ну вот тут-то денежки мне и понадобятся". Митя тоже признается: "Жизнь люблю, слишком уж жизнь полюбил, так слишком, что и мерзко. Довольно! За жизнь, голубчик, за жизнь выпьем, за жизнь предлагаю тост! <...> Я подл, но доволен собой. <...> Благословляю творение, сейчас готов Бога благословить и его творение, но... надо истребить одно смрадное насекомое, чтобы не ползало, другим жизни не портило... Выпьем за жизнь, милый брат! Что может быть дороже жизни! Ничего, ничего! За жизнь и за одну царицу из цариц". Лишь в Смердякове жажда жизни трансформируется в прими­тивный страх перед смертью.

Эта почти патологическая жажда жизни, соединенная со сладострастием, и мешает Карамазовым чувствовать присутствие сакрального, скрытого за пределами материального мира, мира Божьего, ослабляет их связи с "мирами иными", нарушает единс­тво человеческой природы, отдавая их во власть плотского, греховного начала.

■ ■ ■

Художественное родство братьев Карамазовых во многом определяется тем, что в каждом из них воплощен определенный этап духовного становления самого Достоевского. Дочь писателя Анна утверждала, что Иван Карамазов, "по преданию в нашей семье, является портретом Достоевского в его ранней молодос­ти. Имеется также определенное сходство между моим отцом и Дмитрием Карамазовым, который представляет собой, возможно, второй период в жизни Достоевского, а именно время между зак­лючением и его длительным пребыванием в Европе после его вто­рой женитьбы. Дмитрий похож на моего отца своим шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером, а также наив­ностью в своих отношениях с женщинами... Но наибольшее совпа­дение с Дмитрием появляется во время ареста, допроса и осуж­дения Дмитрия Карамазова. Достоевский, вероятно, уделил пото­му так много места этому осуждению, чтобы описать страдания, которые он пережил во время процесса петрашевцев которые ни­когда не смог забыть.

Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография является, в сущности, би­ографией моего отца, во всяком случае в той ее части, которая относится к детству. Мой отец помещает Зосиму в провинцию и в более скромную обстановку, чем была его собственная, и пишет его автобиографию своеобразным, несколько старомодным языком, на котором говорят наши священники и монахи. Но, несмотря на это, там можно найти все главные факты из детства Достоевско­го: его любовь к своей матери и к своему старшему брату, впе­чатление, произведенное на него богослужением, на котором он присутствовал в детстве, его отъезд в военную школу в столи­це, где его, по рассказу старца Зосимы, обучали французскому и манерам поведения в обществе, но одновременно привили также так много фальшивых взглядов...".

Таким образом, прав К.Мочульский, утверждающий, что ро­ман "Братья Карамазовы" раскрывается перед нами как духовная биография писателя и его художественная исповедь. Но, превра­щенная в произведение искусства, история личности Достоевско­го становится историей человеческой личности вообще. Исчезает случайное и индивидуальное, вырастает вселенское и всечелове­ческое. В судьбе братьев Карамазовых каждый может узнать и свою судьбу. Писатель изображает трех братьев как духовное единство. Это — соборная личность в тройственной своей струк­туре. Начало разума воплощается в Иване: он логик и рациона­лист, прирожденный скептик и отрицатель. Начало чувства представлено Дмитрием: в нем "сладострастье насекомых" и вдохновение эроса. Начало воли, осуществляющей себя в дея­тельной любви как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны ме­жду собой узами крови, вырастают из одного родового корня: биологическая данность — карамазовская стихия — показана в отце Федоре Павловиче. Всякая человеческая личность несет в себе роковое раздвоение: у законных братьев Карамазовых есть незаконный брат Смердяков: он их воплощенный соблазн и оли­цетворенный грех.

Так в художественные символы романа автор вписывает свое учение о личности. Конфликты сознания переходит в борьбу страстей и в "вихри событий".

Как полагает К.Мочульский, именноконцепция соборной личности определяет построение романа. Все произведения Дос­тоевского персоналистичны: действие их всегда концентрируется вокруг личности главного героя (Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов). Главный герой "Карамазовых" — три брата в их духовном единстве. Три личные темы развиваются парал­лельно, но в духовном плане параллельные линии сходятся: братья, каждый по-своему, переживают единую трагедию, у них общая вина и общее искупление.

Не только Иван с его идеей "все позволено", не только Дмитрий в своем безудержьи страстей, но и "тихий мальчик" Алеша ответственны за убийство отца. Все они сознательно или полусознательно желали его смерти, и их желание толкнуло Смердякова на злодеяние: он был из послушным орудием. Убийс­твенная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова. они виноваты ак­тивно, Алеша — пассивно. Он знал — и допустил, мог спасти от­ца — и не спас. Общее преступление братьев влечет за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на катор­гу, Иван — распадением личности и явлением черта, Алеша — страшным духовным кризисом. Все они очищаются в страдании и обретают новую жизнь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.